Влияние образовательной структуры населения на социальную модернизацию России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 00:49, статья

Краткое описание

Модернизация стала сегодня ключевым термином, главным словом эпохи. Модернизация сейчас должна, согласно распространенным представлениям, спасти страну, вывести ее к новым историческим рубежам и горизонтам развития.
Модернизация – это система мер и мероприятий по преодолению экономического и технологического отставания России от некоторых развитых стран Запада, в связи с этим критерии и параметры модернизации, равно как и шкала оценки ее успешности, могут формироваться только по отношению к странам (группам стран), принятых за образец.
Множество стран мира (Япония, Южная Корея, страны Юго-Восточной Азии, некоторые государства Латинской Америки) прошли путь экзогенной модернизации, и их опыт представляет для России существенную (в некоторых элементах - определяющую) ценность.

Вложенные файлы: 1 файл

Влияние образовательной структуры населения на социальную модернизацию России.doc

— 53.50 Кб (Скачать файл)

Влияние образовательной структуры населения на социальную модернизацию России.

 

Модернизация стала сегодня ключевым термином, главным словом эпохи. Модернизация сейчас должна, согласно распространенным представлениям, спасти страну, вывести ее к новым историческим рубежам и горизонтам развития.

Модернизация – это  система мер и мероприятий  по преодолению экономического и  технологического отставания России от некоторых развитых стран Запада, в связи с этим критерии и параметры модернизации, равно как и шкала оценки ее успешности, могут формироваться только по отношению к странам (группам стран), принятых за образец.

Множество стран мира (Япония, Южная Корея, страны Юго-Восточной Азии, некоторые государства Латинской Америки) прошли путь экзогенной модернизации, и их опыт представляет для России существенную (в некоторых элементах - определяющую) ценность.

Модернизация подразумевает  отказ от любых представлений  об «особом пути» страны / цивилизации, хотя и предполагает интеграцию некоторых  традиционных для данного социума ценностей и представлений.

Модернизация может  привести к радикальному и качественному  сокращению отставания от стран, принятых за образец.

Модернизация – это  краткосрочный или среднесрочный (в зависимости от масштабов объекта  модернизации) проект, имеющий четкие временные параметры и  границы.

Одной из направленностей  модернизации является социальная модернизация  – процесс социальных изменений, в ходе которых происходят быстрые качественные преобразования в соответствии с имеющимся планом развития страны, производства.

Социальная модернизация предполагает формирование открытого общества с динамичной социальной системой.

 

Роль  образования в развитии российского общества

 

Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к  демократическому и правовому государству, к рыночной экономике, необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития. В современном мире значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества экономики и общества увеличивается вместе с ростом влияния человеческого капитала. Российская система образования способна конкурировать с системами образования передовых стран. При этом необходимы широкая поддержка со стороны общественности проводимой образовательной политики, восстановление ответственности и активной роли государства в этой сфере, глубокая и всесторонняя модернизация образования с выделением необходимых для этого ресурсов и созданием механизмов их эффективного использования.

Образовательная политика России, отражая общенациональные интересы в сфере образования и предъявляя их мировому сообществу, учитывает  вместе с тем общие тенденции мирового развития, обуславливающие необходимость существенных изменений в системе образования. Это, прежде всего: ускорение темпов развития общества, расширение возможностей политического и социального выбора, что вызывает необходимость повышения уровня готовности граждан к такому выбору; переход к постиндустриальному, информационному обществу, значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия, в связи с чем особую важность приобретают факторы коммуникабельности и толерантности; возникновение и рост глобальных проблем, которые могут быть решены лишь в результате сотрудничества в рамках международного сообщества, что требует формирования современного мышления у молодого поколения; динамичное развитие экономики, рост конкуренции, сокращение сферы неквалифицированного и малоквалифицированного труда, глубокие структурные изменения в сфере занятости, определяющие постоянную потребность в повышении профессиональной квалификации и переподготовке работников, росте их профессиональной мобильности.

 Возрастание роли человеческого капитала, который в развитых странах составляет 70-80 % национального богатства, обуславливает интенсивное, опережающее развитие образования как молодежи, так и взрослого населения. Отечественная система образования является важным фактором сохранения места России в ряду ведущих стран мира, ее международного престижа как страны, обладающей высоким уровнем культуры, науки, образования.

 

Цели  и основные задачи модернизации образования

 

Главная задача российской образовательной политики – обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Модернизация образования – это политическая и общенациональная задача, она не должна и не может осуществляться как ведомственный проект. Интересы общества и государства в области образования не всегда совпадают с отраслевыми интересами самой системы образования, а потому определение направлений модернизации и развития образования не может замыкаться в рамках образовательного сообщества и образовательного ведомства. Активными субъектами образовательной политики должны стать все граждане России, семья и родительская общественность, федеральные и региональные институты государственной власти, органы местного самоуправления, профессионально-педагогическое сообщество, научные, культурные, коммерческие и общественные институты.

Цель модернизации образования  состоит в создании механизма  устойчивого развития системы образования. Для достижения указанной цели будут решаться в первоочередном порядке следующие приоритетные, взаимосвязанные задачи:

- обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования;

- достижение нового современного качества дошкольного, общего и профессионального образования;

- формирование в системе образования нормативно-правовых и организационно-экономических механизмов привлечения и использования внебюджетных ресурсов;

- повышение социального статуса и профессионализма работников образования, усиление их государственной и общественной поддержки;

- развитие образования как открытой государственно-общественной системы на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики и повышения роли всех участников образовательного процесса – обучающегося, педагога, родителя, образовательного учреждения.

Основой современной  образовательной политики государства  является социальная адресность и сбалансированность социальных интересов. Стратегические цели модернизации образования могут быть достигнуты только в процессе постоянного взаимодействия образовательной системы с представителями национальной экономики, науки, культуры, здравоохранения, всех заинтересованных ведомств и общественных организаций, с родителями и работодателями. Осуществление модернизации образования затрагивает практически каждую российскую семью. Суть изменений в образовании, их цели, направления, методы должны регулярно разъясняться населению, а результаты общественного мнения должны пристально изучаться органами управления образованием и руководителями образовательных учреждений и учитываться при проведении модернизации образования. Изменения в образовании можно проследить, рассмотрев статистику образованности населения России за последние годы.

 

Статистика высшего образования

 

В образовании  статистика является одним из важнейших  инструментов, позволяющих правильно  планировать стратегию дальнейшего  развития. Анализ статистики высшего  образования в России по 2010 г. позволяет нам заметить некоторую закономерность, выявляющую проблемы в образовании, которые могут привести (по состоянию на 2010 г.) к серьезным негативным последствиям во всех сферах деятельности, в которых работают выпускники вузов.

По данным Министерства Образования и Науки РФ, количество высших учебных заведений в стране неуклонно растет. За период с 1990 г. по 2005 г. их число выросло с 514 до 1068, то есть более чем в два раза. Наибольший вклад внесли негосударственные высшие учебные заведения. Если в 1990 г. в России не было зарегистрировано ни одного негосударственного вуза, то в 2005 г. их насчитывалось уже 413. Аналогично обстоит дело и с ростом числа первокурсников. В 1990 г. на первый курс высших учебных заведений было принято около 584 тыс. человек, а в 2005 г. их уже было около 1 млн. 640 тыс. Относительные статистические показатели на 10000 человек также свидетельствуют о значительном увеличении числа студентов. Если в 1990 г. на 10000 населения приходилось 190 студентов, то в 2005г. - уже 481. В 1990 г. успешно закончили высшие учебные заведения 401 тыс. человек, а в 2005 г. высшее образование в России получили уже 1 млн. 151 тыс. Уже по состоянию на 2009 г. рост числа учебных заведений высшего профессионального образования в России остановился. Во многом это связано с уменьшением числа абитуриентов, обусловленным демографическим фактором.

Если говорить о том, какие группы специальностей наиболее популярны, то и здесь наблюдается  интересная картина. Если в 1990 г. специалистов в области экономики и управления было около 14%, в гуманитарно-социальной сфере около 12%, то в 2005 г. их было примерно 30% и 21% соответственно. При этом относительная доля специалистов технической направленности, имеющих высшее образование, уменьшилась примерно в два раза. Таким образом, абсолютное количество "технарей" осталось прежним, а "экономистов" стало в шесть раз больше.

Для получения более  полной картины приведем ещё некоторые статистические данные.

Высшие учебные  заведения России:

Государственные — 562 (45,9%), в том числе подчиненные Министерству образования и науки РФ — 338 (26,0%). 
Негосударственные — 662 (54,1%), в том числе имеющие государственную аккредитацию — 203 (15,5%).

Численность студентов  в вузах России:

По данным на 1992 г. — 2 638 000,

в том числе на дневном  отделении — 1 657 000. 
По данным на 2000 г. — 4 739 500.

2010 г. – около 7 млн., в том числе на дневном отделении — 2 624 300.

Количество  студентов на 10 000 жителей России:

По данным на 1992 г. — 178. 
По данным на 2000 г. — 280.

Распределение студентов I курса российских вузов  по типам специальностей:

- инженерные специальности — 224800 человек; 
- гуманитарные дисциплины и просвещение — 152 600 человек; 
- экономические — 114 000 человек; 
- естественные — 48 600 человек; 
- сельскохозяйственные — 31 000 человек; 
- медицинские — 30 700 человек.

Сегодня подготовка специалистов с высшим профессиональным образованием ведется по 92 направлениям и 443 специальностям. За последние три года открыто 15 новых специальностей высшего профессионального образования, в том числе 10 инженерных.

Численность профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений  России:

- штатный персонал — 265 200 человек; 
- кандидаты наук — 125 400 человек; 
- доценты — 89 800 человек; 
- доктора наук — 28 000 человек; 
- профессора — 27 000 человек.

Всего в высшем профессиональном образовании России занято 650 000 человек.

Количество  аспирантов и докторантов, обучающихся  в вузах России:

- аспиранты — 107 031, в том числе аспиранты очного обучения — 75 371; 
- докторанты — 3 993.

Просмотрев статистику, можно сделать вывод, что за последнее десятилетие все показатели образованности Российского населения увеличились в два, а в некоторых сферах и в три раза. Образовательная структура населения напрямую влияет на социальную модернизацию современной России. Чем образованнее население страны, тем легче подобрать верные пути модернизации общества.

Таким образом, качественное обновление российского общества осуществляется в форме социальной модернизации как совокупности нетрадиционных условий, факторов и процессов, составивших альтернативу прошлому периоду. Одним из компонентов содержания социальной модернизации, условием ее эффективности и результатом развития является образовательная структура населения России.


Информация о работе Влияние образовательной структуры населения на социальную модернизацию России