Влияние алкоголя на организм подростка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2010 в 13:48, реферат

Краткое описание

Изучение употребления алкоголя среди молодежи в Росси во многом опирается на опыт подобных исследований за границей, которые в конце XIX – начале XX в. широко проводились в Западной Европе и Северной Америке и велись в самых различных направлениях

Содержание

1. ИСТОРИЯ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ИЗУЧЕНИЯ РАННЕЙ АЛКОГОЛИЗАЦИИ 3
2. ОСОБЕННОСТИ АЛКОГОЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ 9
3. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РАСПРОСТРАНЕННОСТИ И ХАРАКТЕРА РАННЕЙ АЛКОГОЛИЗАЦИИ 13
4. ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ ВЛИЯНИЕ АЛКОГОЛЯ 20
5. ХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ БОЛЬНЫХ РАННИМ АЛКОГОЛИЗМОМ 22
6. ИЗМЕНЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 24
7. ИЗМЕНЕНИЯ СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ 26
8. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 29

Вложенные файлы: 1 файл

алкоголь и подростки.DOC

— 1.66 Мб (Скачать файл)

     Автор видит причины пьянства в особенностях процесса социализации, деформировавших культурные нормы поведения, в том числе и потребления алкоголя.

  1. ОСОБЕННОСТИ АЛКОГОЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ

      Анализируя в целом современные зарубежные исследования по проблеме алкоголизации молодежи, можно отметить ряд характерных особенностей. Многие полученные в этих работах данные, с одной стороны, позволяют выявить динамику алкоголизации, оценить эффективность проводившихся мероприятий по борьбе с употреблением алкоголя детьми и подростками. Изучение причин алкоголизации зарубежные исследователи сосредоточили в основном на анализе влияния микросоциальной среды – родителей (матери и отца), друзей, товарищей – и изучении влияния традиций, обычаев. С другой стороны, психиатры и психологи зарубежных стран часто пытаются объяснить развитие алкоголизма в молодом возрасте преимущественно внутренними причинами (наследственность, особенности преморбидной личности). В защиту своих взглядов ими выдвигаются многочисленные теории происхождения алкоголизма: генетотрофическая, аллергическая, эндокринопатическая, психоаналитическая и другие, которые причину алкоголизма относят к различным биологическим сдвигам в организме или к подсознательным стремлениям человека ("потребность саморазрушения", оральная фиксация, латентный гомосексуализм). Социальный подход к алкоголизму как общественному пороку по существу подменяется новейшими вариантами фрейдизма, социальной экологии и т. п. Попытки некоторых западных ученых дать объективный анализ алкоголизма как социального явления не идут дальше реформаторских предложений. Чаще всего они не раскрывают социальной обусловленности алкоголизма, его зависимости от общественных отношений.

     Анализ  употребления пива школьниками трех городов обнаруживает одну существенную деталь. Во всех трех возрастных группах среди мальчиков лидировали представители Инты, а среди девочек – Петербурга. Школьницы крупного города больше "эмансипированы" в вопросах алкоголизации, чем их сверстницы из менее урбанизированных регионов.

     Важным  звеном в развитии алкоголизации  школьников является приобщение их к  алкогольным обычаям семьи и  употребление спиртных напитков в группе сверстников (рис. 1, 2). Как видно из иллюстраций, во всех трех городах школьники примерно в равной степени начинают с возрастом приобщаться к алкоголизации в компании друзей. В отношении употребления спиртных напитков в семье картина противоположная. И у мальчиков, и у девочек наглядно прослеживается прямая зависимость частоты алкоголизации в семье от "уровня урбанизации" (с максимальными показателями во всех возрастных группах по Петербургу).

      Мальчики Девочки

Рис. 1.Частота  употребления школьниками спиртных напитков в семье (на 100 обследуемых)

     Тот факт, что дети из семей, соблюдающих "сухой закон", по отношению к детям из семей, не соблюдающих его, менее осуждали пьянство (t=3,4) и чаще встречали затруднения в его квалификации (t=3,8), возможно, объясняется отсутствием в их семьях "алкогольной практики". Наибольшая частота квалификации пьянства как нормального явления встречалась в семьях с преимущественным употреблением спиртных напитков по выходным дням, что, возможно, являлось следствием своеобразной адаптации детей к семейным выпивкам, еще не достигшим уровня асоциальности, как в семьях с ежедневным потреблением, где этот показатель наименьший (t==2,1). Дети из семей с ежедневным употреблением спиртных напитков, так же, как и дети из семей, соблюдающих "сухой закон", имели равные показатели безразличного отношения к проблеме пьянства (t=1,3).

      Мальчики Девочки

Рис. 2. Частота  употребления школьниками спиртных напитков в компании друзей (на 100 обследованных)

      Мальчики Девочки

Рис. 3. Отношение  школьников к пьянству в зависимости  
от возраста (в %)

     С возрастом изменялись оценки учащимися состояния опьянения окружающих (рис. 3). Частота случаев квалификации пьянства как нормального явления имела у мальчиков прямую корреляцию с увеличением возраста (г=+0,99; р<0,01). Юноши в 16 лет с меньшим осуждением, чем девушки, относились к пьянству окружающих (t=4,3). В наибольшей степени затруднялись однозначно выразить свое отношение к пьянству дети 9 лет (в равной мере девочки и мальчики). Но, начиная с 13 лет, девочки определеннее мальчиков выражали свое отношение к пьянству окружающих: у них число неопределенных ответов было примерно в два раза меньше (t=3,6). Надо заметить, что девочки вообще более однозначно высказывались по всем предложенным вопросам, чем мальчики.

      Мальчики Девочки

Рис. 4. Терпимое отношение учащихся к употреблению спиртных напитков (на 100 обследованных)

     На  фоне рассмотренных общих оценок алкоголизации учащимися представляет интерес вопрос о том, в каких  ситуациях, в каких пределах они  считают допустимым собственное употребление спиртных напитков (рис. 4). Из иллюстрации видно, что число девочек 16-17 лет, положительно оценивающих употребление алкогольных напитков по праздникам, превосходило соответствующие показатели у мальчиков, их сверстников (t=2,3).

     Таким образом, алкогольные обычаи микросреды во многом определяют алкогольные установки детей, их оценки пьянства окружающих, отношение к возможности собственной алкоголизации и ее динамику. Они являются первым и наиболее важным звеном в развитии алкоголизации у подростков, основой "социальной толерантности" к пьянству.

     Анализ  результатов исследований алкоголизации  молодежи показывает, что уровень потребления спиртного выше в. среде подростков, состоящих на учете в милиции, имеющих аномалии характера, и детей из семей алкоголиков. Факт знакомства детей со спиртными напитками, конечно, не может быть критерием оценки степени алкоголизации. Гораздо продуктивнее оценивать стиль алкоголизации – совокупность алкогольных установок индивида, определяющих соответствующую форму потребления спиртного и опьянения. Задачей дальнейших социально-психологических исследований будет разработка системы методов вероятностного прогнозирования алкоголизации для тех или иных типов подростков группы риска.

  1. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РАСПРОСТРАНЕННОСТИ И ХАРАКТЕРА РАННЕЙ АЛКОГОЛИЗАЦИИ

     Алкоголизация подрастающего поколения большинством исследователей рассматривается как существенный индикатор неблагополучия микросоциальной среды. Этим и определяется постоянный интерес к изучению проблемы распространенности и характера ранней алкоголизации.

     К ранней алкоголизации относится  знакомство с опьяняющими дозами алкоголя в возрасте до 16 лет. О раннем (подростковом) алкоголизме следует говорить при появлении его первых признаков в возрасте до 18 лет. При анализе алкоголизации несовершеннолетних мы исходили из важного в методологическом плане положения о том, что употребление спиртных напитков подростками необходимо рассматривать как одну из форм нарушения поведения (Личко, 1977). Это требует более широкого и глубокого подхода к рассматриваемой проблеме, не ограничивающегося рамками социальной и клинической наркологии.

     В таблице 1 приводится качественный состав спиртных напитков, употребляемых молодежью. Как видно из таблицы, мальчики чаще девочек употребляют основные виды спиртных напитков, причем с возрастанием их крепости эта разница становится существенной. Среди городских школьников распространено потребление преимущественно слабых алкогольных напитков – пива, вина, учащиеся же сельских школ более знакомы со вкусами крепких спиртных напитков. В 20-30-е гг. можно было встретить достаточно широкое употребление школьниками самогона: в 1,0 – 32,0%, у мальчиков и 0,9 – 12% у девочек. С возрастом увеличивалась частота употребления водки.

     Практически во всех социально-гигиенических и клинико-социальных исследованиях алкоголизации молодежи использовался метод опроса в различных модификациях – от заочной анкеты до интервью по телефону и клинического интервью.

     Наиболее  трудносопоставимы между собой  данные о распространенности и частоте употребления алкогольных напитков среди молодежи, так как авторы не только различных стран, но даже одной и той же страны в один и тот же исторический период использовали качественно отличные друг от друга методы выявления употребляющих и не употребляющих алкоголь, различные классификации по возрасту и т. д.

 

Таблица 1

Преимущественно употребляемые подростками и  юношами спиртные напитки (в процентах)

Авторы Год, страна Контингент Спиртные  напитки
водка вино пиво другие напитки
1 2 3 4 5 6 7 8
1 R. Frohlich 1901, Австрия учащиеся низших школ 6-14 лет 49,2 М; 41 Ж 82 М; 81 Ж 92 M; 91 Ж  
2 Д. Н. Бородин 1910, Россия ученики земских уч-щ 9-13 лет водка и вино 77,8 М 61,1Ж 85 M; 55 Ж  
3 А. М. Коровин 1910, Россия сельские школьники  8-13 лет 30 М; 21,3 Ж 9 М; 25,3 Ж 22 М; 32 Ж наливки и коньяки  0,1 М; 0,8 Ж
4 Д. П. Никольский 1910, Россия студенты 20-25 лет 30,0 33,1 34,2 коньяк – 2,7
5 П. А. Розанов 1912, Россия учащиеся начальных уч-щ 7-13 лет 26,2 М; 6,3 Ж 59 М; 29 Ж 41 M; 11 Ж  
6 О. Рюле 1923, Германия «пролетарские дети» 25,0 53,0 70,0  
7 Э. И. Дейчман 1927, СССР школьники 8-11 лет 62 М; 31 Ж 79 М; 71 Ж 83 М; 66 Ж самогон 
32 М; 12 Ж

Продолжение таблицы 1

8 Т. М. Богомолова 1928, СССР школьники 6-16 лет 20,0 М; 5,8 Ж 66 М; 63 Ж 68 M; 47 Ж самогон 
5,З М; 0,9 Ж
9 Б. С. Сигал 1928, СССР учащиеся ФЗУ 16-18 лет школьники 11-14 лет 39 М 10,3 Ж 57,9 63,6 самогон –18,5
10 А. И. Исхакова 1929, СССР школьники 10-17 лет 2,0 55,6 43,7 самогон – 1,0 брага  – 0,5
11 Д. Ф. Зайдель 1930, СССР учащиеся ФЗУ 14—19 лет 17,8 15,2 32,0  
12 Михайлов 1930, СССР учащиеся ФЗУ 10—18 лет 27,8 8,2 50,7 самогон – 11,4
13 П. И. Сидоров, С. Н. Зинатулин 1983, СССР 143 «трудных»  подростка из сельских районов   39,4 43,4  
14 R. L. Капе, Е. Patterson 1972, США школьники 12—20 лет 16,0 34,0 50,0  
15 К. Ostrowska 1981, Польша 2991 учащийся 20 школ  Варшавы 13,5 57,3 21,4  

 

     

Информация о работе Влияние алкоголя на организм подростка