Влияние СМИ на формирование культурно-нравственного мировоззрения подростка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2014 в 22:37, курсовая работа

Краткое описание

Живя в современном мире, мы постоянно сталкиваемся со средствами массовой информации. Они настолько прочно основались в нашей повседневности, что мы даже представить себе не можем своего существования без них. Для нас стало, довольно, обыденным смотреть последние новости по любимому телеканалу, узнавать счёт футбольного матча на спортивном сайте через Интернет, слушать прогноз погоды на день на волнах полюбившейся FM - радиостанции. Значение средств массовой информации в жизни современного общества трудно переоценить.

Содержание

Введение 5
Глава 1. Влияние средств массовой информации на формирование мировоззрения детей и подростков 10
Глава 2. Средства массовой информации. Их влияние на развитие личности детей и подростков 13
2.1 Телевидение 18
2.2 Пресса 21
2.3 Интернет 23
2.3.1 Интернет глазами подростков 26
2.3.2 Интернет глазами родителей 27
Заключение 28
Список литературы 30

Вложенные файлы: 1 файл

ВЛИЯНИЕ СМИ НА ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНО-НРАВСТВЕННОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ ШКОЛЬНИКА.doc

— 143.50 Кб (Скачать файл)

- теоретико-методологическую основу составили.

 

Глава 1. Влияние средств  массовой информации на формирование мировоззрения детей и подростков

Личность формируется, главным  образом, в деятельности, через отношения с другими людьми, коллективом, обществом. Процесс формирования личности - это процесс усвоения индивидом опыта общественной жизни. Начиная с момента рождения человека, и на протяжении всей его жизни те или иные стороны личности постоянно находятся в развитии.

Процесс формирования личности продолжается практически всю жизнь с разной степенью интенсивности. Наиболее интенсивно человек формируется до 18 лет, момента  наступления совершеннолетия, именно на этом этапе развития усваиваются необходимые знания и правила поведения в обществе. Конвенция ООН "О правах ребенка" определяет любого человека, не достигшего возраста 18 лет, как ребенка». Действующее Российское законодательство определяет ребенка в возрасте до 14 лет как малолетнего, а с 14 до 18 лет как несовершеннолетнего.

Личность человека - это понятие, выражающее социальную сущность лица, комплекс характеризующих его признаков, свойств, связей, отношений, его нравственный и духовный мир, взятые в развитии, во взаимодействии с социальными и индивидуальными жизненными условиями. Можно выделить четыре основные стороны личности:

1) физические свойства: пол, возраст, особенности физической конституции и др.;

2) социальные свойства: проявления в различных сферах общественной жизни: труде, учебе, семье и др.;

3) психологические свойства: соответствующие свойства личности, возрастные особенности психики и др.;

4) нравственно-психологические свойства: направленность личности (т.е. основная жизненная ориентация), мировоззрение (система взглядов на жизнь), интересы, устойчивая система мотивов поведения, моральные ценности принципы и нормы, которыми личность практически руководствуется в своей деятельности, правосознание данной личности, нравственные навыки и привычки личности, характер и уровень потребностей.

Период несовершеннолетия  является особым в формировании личности человека. Определённый уровень сознания и социального развития, достигнутый  несовершеннолетними в этом возрасте, позволяет предъявлять к ним  требования, сообразовывать своё поведение с правилами, установленными в обществе. Именно в этом возрасте наступает как административная, так и уголовная ответственность за совершение правонарушений. В то же время формирование несовершеннолетнего как личности ещё не является законченным и продолжается.

Можно сказать, что "несовершеннолетний - это временной  срез личности человека, находящегося в стадии формирования, с частично уже сформировавшимися в предыдущий возрастной период свойствами". [Сафиулин Н.Х., Данилевская MB., Куликов Н.Н. Особенности преступного поведения несовершеннолетних. - Казань, 1995. С.40].

Оценка личностью  своей социальной полноценности  осуществляется благодаря ценностям, которые выступают как "один из присущих личности шаблонов для оценки, для осознанного или неосознанного "измерения" допустимых в конкретных обстоятельствах образцов социального поведения". В.Б. Ольшанский сравнивает ценности со своеобразными маяками, помогающими "заметить в потоке информации то, что наиболее важно / в позитивном или негативном смысле/ для жизнедеятельности человека; это такие ориентиры, придерживаясь которых, человек сохраняет свою определенность, внутреннюю последовательность своего поведения".

Ценности выступают  критериями оценки, как всей жизни  личности, так и отдельных ее поступков и действий, так как они дают основания для выбора альтернативных способов действия, для отбора и оценки этих альтернатив. Эта деятельность оценивания осуществляется личностью не с точки зрения полезности или нужности, а с точки зрения представлений о хорошем и плохом, с точки зрения должного. Ценности являются критериями оценки и окружающей действительности: через систему ценностей как бы фильтруется вся воспринимаемая и перерабатываемая личностью информация. "Призма ценностей" усиливает одну информацию и, наоборот, ослабляет или игнорирует другую. Все явления и события, происходящие в мире, представляются ей в различном свете, согласно той позиции, с которой она смотрит на них. Поэтому ценности определяют как "локаторы нравственного сознания личности", главной функцией которых является создание упорядоченной, стабильной, имеющей для человека значение картины мира.

В ценностях резюмируется весь жизненный опыт личности, этот компонент структуры личности, с  позиций ученых, "представляет собой  некоторую ось сознания, вокруг которой вращаются помыслы и чувства человека и с точки зрения которой решаются многие жизненные вопросы". По мнению А.Г. Здравомыслова и В.А. Ядова, наличие устоявшихся ценностных ориентаций характеризует зрелость человека и обеспечивает его устойчивость и стабильность. Так, например, устойчивая структура ценностных ориентаций определяет такие качества личности, как активность жизненной позиции, упорство в достижении целей, верность определенным принципам и идеалам, цельность, надежность; и, напротив, противоречивость в ценностных ориентациях влечет за собой непоследовательность, непредсказуемость поведения человека; неразвитость ценностных ориентаций личности определяет ее инфантилизм, господство внешних стимулов в поведении личности, а, следовательно, конформизм, безликость человека.

Как подчеркивает Э. Фромм, большинство людей колеблются между разными системами ценностей  и потому никогда не развиваются  полностью в том или ином направлении; у них нет ни особых добродетелей, ни особых пороков; они похожи на стершуюся монету, так как в них нет самости, нет тождественности себе.

Таким образом, ценности - это ядро структуры личности, определяющее ее направленность, высший уровень  регуляции социальным поведением личности.

Глава 2. Средства массовой информации. Их влияние на развитие личности детей и подростков

Человек XXI века живет в медиатизированном пространстве, которое составляет его новую  среду обитания. СМИ проникли во все сферы жизни. Информационный бум, ставший реальностью жизни  Российского общества, привел к включению в глобальное информационное пространство, являющееся одним из компонентов современной цивилизации, и одним из факторов в формировании нравственности и мировоззрения школьника, среди которых немалую роль играют эстетические представления и ценности.

Подростков привлекают модные молодежные журналы ("Cosmopolitan”, "Yes”, "Bravo”, "OOPS”, «Все звезды») с разноцветными картинками и  небольшими статьями об их кумирах, последними сплетнями шоу-бизнеса, советами, которые  даются «опытными» сверстниками и психологами. СМИ имеют публичный и массовый характер, влияют на формирование нравственности подростка.

Проблема духовно-нравственного  воспитания личности всегда была одной  из актуальных, а в современных  условиях она приобретает особое значение, при воспитании каждого гражданина. Тысячу лет назад человек владел четырьмя видами коммуникации — устной речью, музыкой, живописью и письменностью. Затем, нарастая по темпам, происходит процесс «размножения» средств коммуникации: печатная книга, газеты и журналы, изобретены фотография, радио, телефон, кино, грамзапись, широко распространяются телевидение, видео, Интернет, космическая связь. Причем, к началу нашего века на первое место вышли электронные средства массовой коммуникации, значительно потеснив письменные. СМИ участвуют в различных сферах жизни общества. Проводят собственные расследования, публично информируя об их результатах. Несмотря на отсутствие возможностей административных и экономических мер воздействия, в отличие от государственных и хозяйственных органов контроля, контроль средств массовой коммуникации бывает не менее эффективен, так как он содержит моральную оценку и опирается на общественное мнение. Понятие нравственности приравнено к понятию мораль. «Мораль (латинское mores-нравы) - нормы, принципы, правила поведения людей. Еще в древней Греции в трудах Аристотеля говорилось: «Нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства ... зовут справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями человека». Но иногда даже взрослому человеку порой трудно выбирать, как поступить в той или иной ситуации не «ударив лицом в грязь», а молодому труднее вдвойне.

На процесс  взаимодействия школы и СМИ влияют семья, сами подростки в своих  «тусовках» и СМИ… Практически все школьники имеют доступ к TV, видео, Интернет, многие дети общаются с компьютерными играми и компьютером. Благодаря широкому распространению СМИ, человек оказывается под воздействием множества информационных потоков.

Хаос информации, его воздействие на школьников ни родителями, ни учителями, как правило, не корректируется, и практически не учитывается. Многие СМИ берут на себя обучающие, просветительские функции. Школьники - постоянные зрители телепрограмм TV. Время, проводимое ребенком перед TV или видео, по продолжительности уже приблизилось или превосходит время, которое отводится на пребывание в школе. Ситуация обостряется в связи с тем, что информационный рынок все более ориентируется на вкусы потребителя. Школьники сознательно избегают серьезных образовательных передач, почти не смотрят передачи, связанные с социальными проблемами, политическими движениями, теми или иными событиями, происходящими в мире. Да и передач познавательного характера - очень мало. Сухомлинский говорил о том, что вдвойне важно заниматься нравственным воспитанием ребенка, учить «умению чувствовать человека». Василий Андреевич говорил: «Незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает». Если взять программу телепередач за любую неделю, в любой из месяцев, то не ошибемся, что в субботу на канале НТВ, после новостного блока «Сегодня», начинается цикл передач: «Программа «Максимум», «Русские сенсации», «Ты не поверишь!» - весь вечер посвящен сплетням о звездах шоу-бизнеса, а после них обязательно один из американских боевиков. Если досмотрел боевик, то еще одна передача «Дас ист фантастишь»?!

Для того чтобы выяснить, как влияет СМИ на формирование нравственности, мною было проведено анкетирование  среди учащихся села Кижеватово 14-17 лет. Это не составило мне особого  труда: я работаю в МОУ СОШ с.Кижеватово заместителем директора по воспитательной работе, поэтому подобные исследования я провожу постоянно в силу своей работы. Для этого я опросила 54 кижеватовца. Анализ показал, что читать книги мои ученики уже не хотят, встречаются ответы такого характера: «мелкий шрифт» - 3%, «мало иллюстраций» - 7%, «долго читать» - 6%, «умное - занудно» - 5%, «лучше посмотреть фильм, снятый по книге» - 7%. Таким образом, теряются в классическом понимании, понятия «добра и зла», «лексическая грамотность», «ответственность за свои поступки и дела»,  что ведет к непониманию другого, бездуховности, моральному обнищанию. Читающих СМИ, среди кижеватовцев - 53%; предпочитают: «Glamour» - 6%, «СПИД-ИНФО» - 9%, «Cool» - 4%, «Yes» - 8%, «Bravo» - 6%, , «АиФ» - 10%, «Комсомольская правда» - 7%, «Все звезды» - 10%, «Лиза» - 15%, «Телесемь» - 16%, «Cosmopolitan» – 2%, «OOPS» – 2%. Но есть разница в читаемых рубриках между юношами и девушками. Юноши читают больше: новости - 63%, интересуются геополитикой - 24%, объявления о продаже автотранспорта - 37%, практические советы «автолюбителей» - 71%, «рыболовства» - 35%, «охотоводство» - 24%. И хотят, чтобы больше печатали в СМИ советы по ремонту компьютеров - 24%, но считают бесполезными советы и рекламу по применению косметики - 64%. Я бы перефразировала фразу и сказала: «Ты – то, что ты читаешь», а среди вышеперечисленных нет ни одного серьезного издания. Прочел, не надо задумываться над смыслом, посмотрел картинки, полистал – положил и забыл обо всем. В библиотеке берут книги для чтения лишь 12%, а идут за книгами «вынужденно, т.к. требует учитель» - 42% и 46% из числа обучающихся совсем не заглядывают в библиотеку. Но это еще не говорит, о том, что школьники перестали интересоваться жихнью, они смотрят DVD, TV, фильмы-онлайн, такие телепередачи как: «Большие гонки» - 4%, «Умники и умницы» - 9%, «Суд идет» - 7%, КВН - 16%, «Ты – то, что ты ешь» - 8%, «Тop queer» - 13%, «Главная дорога» - 14%, «Своя игра» - 6%, не смотрят телепередачи - 13%, а 10% смотрят то, что включено старшими. Значит, ребята хотят смотреть не только развлекательные программы, но и познавательные. А среди любимых фильмов, оказались: «Солдаты» - 18%, «72 метра» - 14%, «Титаник» - 15%, «Троя» - 12%, «Папины дочки» - 22%, «Форсаж» - 13%, 6% - смотрят безразлично. Все эти фильмы о силовой борьбе за выживание сильнейшего, о борьбе завладения территориями, за борьбу сферы влияния. Герои западных фильмов культивируют образы насилия и примитивизма, агрессивности. Совершенно чуждые менталитету нашего народа. Телесериалы становятся объектами всеобщего семейного просмотра и обсуждения: «Ефросьнья», «Институт благородных девиц», «Обручальное кольцо», силовые методы решения в бесконечных «Улицах разбитых фонарей», «На углу у Патриарших» и др. Какие уроки нравственности можно взять из этих сериалов? Манеру поведения, разговора?

В первых российских СМИ более 100 лет  назад обществом поднимались  проблемы, которые стоят и сегодня  перед нами. В Московских новостях за 1908 год: «…Человечество развращается из-за неверия, из-за гордости и страсти к преобладанию, страсти к наживе, обогащению, роскоши, пиршествам, пьянству и вакханалиям, к театрам и ристалищам…»

На основании проведенной работы я пришла к следующему заключению: непосредственное влияние на становление  новой системы роста СМИ оказали экономические реформы. Исследование СМИ показало, что молодежь мало читает и много смотрит телепрограмм и фильмов, пользуется ресурсами Интернета; насаждаемый образ в телесериалах переносится в жизнь; школьники отдают предпочтения развлекательным программам, «чтоб можно было смотреть и ни о чем не думать». Таким образом, в результате проведенного исследования: гипотеза подтвердилась - СМИ влияют на формирование мировоззрения и нравственности подростка. А в связи с возрастающим влиянием СМИ (Интернет, телевидения, радио, журналов и газет) на формирование нравственности школьника, актуальным становится проблема определения позиции родителей, педагогов и власти. Обладание информации, доступ к ней, возможность формировать информационные потоки и их направленность - те реальные факты, которые определяют социальное самочувствие личности, ее социальную роль и статус, но при этом надо помнить о Кодексе журналиста. Остановимся подробнее на каждом из видов СМИ.

2.1 Телевидение

XX столетие по праву считают  веком автомобилей, компьютеров, атомной энергии, освоения космического пространства. Верно и то, что XX век - век телевидения. Несмотря на бурное развитие средств коммуникации в начале XXI века, телевидение и сегодня остается самым массовым и доступным средством информации.

На протяжении последних десятилетий  телевидение вызывает интерес семьи, других институтов общества в связи  с его возрастанием влиянием на личностное формирование детей и подростков. По данным социологических исследований, телевидение занимает одно из ведущих мест по силе воспитательного воздействия после семьи и школы, являясь каналом интенсивной социализации. Существенной особенностью восприятия ребенка является преобладание эмоционального отношения к объектам действительности при отсутствии глубоких знаний о них. Бессмысленно спорить о пользе и вреде телевидения. Существующее положение в сфере педагог изменить не в силах. Но все же, поговорим об этом.

Негативное влияние. В наше время  особой остроты обрела проблема телевизионного насилия. Практически во всех современных сериалах, фильмах, и даже мультфильмах существует насилие. Термин "телевизионное насилие" давно используется в научном лексиконе и объединяет в себе демонстрацию нанесения повреждения или ущербов персонажам телевизионных программ или фильмов. С одной стороны существует множество исследований, результаты которых свидетельствуют, что просмотр сцен насилия по телепрограммам и фильмам связанный с последующей агрессией. Было доказано, что теленасилие может стать причиной кратковременного возбуждения и так называемых "эффектов моделирования". Давайте вспомним известный фильм Оливера Стоуна "Прирожденные убийцы". После его выхода по миру прокатилась волна грабежей, разбоев, убийств, содеянных молодыми людьми, которые утверждали после ареста, что подражали героям этого фильма. В то же время не менее авторитетные ученые своего времени, используя причинно-следственные статистические модели, не получили ни одного свидетельства существования связи между употреблением теленасилия и последующими изменениями агрессивности поведения. Я считаю, что все же теленасилие есть причина последующей агрессии.

Информация о работе Влияние СМИ на формирование культурно-нравственного мировоззрения подростка