Виды опросов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2015 в 15:43, реферат

Краткое описание

Одним из основных способов развития социологического знания является социологическое исследование. Социология не может существовать, не добывая эмпирическую информацию самого разного плана - о мнении избирателей, досуге школьников, рейтинге президента, семейном бюджете, количестве безработных, уровне рождаемости и т. д. Первым делом исследователь использует официальную статистику, публикуемую в журналах , бюллетенях, докладах. Недостающую информацию он добирает в социологическом опросе, где выясняются субъективные мнения людей (в анкетировании их называют респондентами). Важным этапом в процессе научного исследования является сбор данных.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1. Опрос как метод сбора социологической информации…………………..3-5
2. Виды опросов………………………………………………………………….5
2.1 Анкетирование……………………………………………………………..5-6
2.2 Интервью……………………………………………………………………6-7
2.3 Cоциометрический опрос………………………………………………….7-8
2.4 Экспертный опрос………………………………………………………….8-9
Заключение…………………………………………………………………….9-10
Список используемой литературы……………………………………………..11

Вложенные файлы: 1 файл

социология.docx

— 32.47 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

1. Опрос как метод сбора  социологической информации…………………..3-5

2. Виды опросов………………………………………………………………….5

2.1 Анкетирование……………………………………………………………..5-6

2.2 Интервью……………………………………………………………………6-7

2.3 Cоциометрический опрос………………………………………………….7-8

2.4 Экспертный опрос………………………………………………………….8-9

Заключение…………………………………………………………………….9-10

Список используемой литературы……………………………………………..11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

        Одним из основных способов развития социологического знания является социологическое исследование. Социология не может существовать, не добывая эмпирическую информацию самого разного плана - о мнении избирателей, досуге школьников, рейтинге президента, семейном бюджете, количестве безработных, уровне рождаемости и т. д. Первым делом исследователь использует  официальную статистику, публикуемую в журналах , бюллетенях, докладах. Недостающую информацию он добирает в социологическом опросе, где выясняются субъективные мнения людей (в анкетировании их называют респондентами). Важным этапом в процессе научного исследования является сбор данных. На этом этапе собирают сведения, на основе которых впоследствии делают выводы о связях между явлениями и выясняют их сущность. Поэтому в социологии уделяется большое внимание способам сбора данных. Развитие и применение многочисленных методов сбора данных в социологических исследованиях в значительной мере способствовали точности социологии и ее утверждению как науки в полном смысле слова - науки, которая устанавливает истины подобно естественным наукам. Однако сбор данных в ходе исследования общественных явлений, особенно при исследовании их с позиций социологии, наталкивается, несмотря на наличие многочисленных развитых методов, на определенные трудности, которые можно в известном смысле назвать объективными. Эти трудности проистекают из специфики самих общественных явлений и общества в целом как предмета исследования. Одна из таких трудностей связана с тем, что общественные явления и общество в целом подвержены непрерывным изменениям. Поскольку общество и существующие в нем явления непрерывно изменяются, необходимо достаточно долго рассматривать некоторое общественное явление, с тем чтобы связи данного явления с другими явлениями и их характер стали очевидными и могли быть выражены в научном законе. Данная тема актуальна в наше время, тем что люди очень часто сталкиваются с методами социологического опроса.

1. Опрос как метод сбора  социологической информации

     Опрос является наиболее часто используемым способом сбора информации в современных социологических исследованиях. Качество социологических данных, получаемых в результате исследования зависит от качества применяемых методик опроса. Опрос-метод сбора первичной информации в социологическом исследовании, предусматривающий устное или письменное обращение к исследуемой совокупности людей с вопросами, содержание которых представляет проблему исследования на эмпирическом уровне, а также статистическую обработку полученных ответов.

        В социологии применяются четыре разновидности опроса:

  1. Анкетирование - письменный  заочный опрос;
  2. Интервью – устная беседа, очный опрос;
  3. Социометрический опрос – измерение степени дружественности отношений в малой группе;
  4. Экспертный опрос – оценка ситуации знающими людьми.

Главными среди них являются анкетирование и интервьюирование.

        Опрос представляет собой форму вербальной коммуникации между исследователем и испытуемыми. В зависимости от источника информации различают опросы  массовые и специализированные. В первом случае источником информации выступают представители больших социальных групп(этнических, религиозных, профессиональных).  Участников массовых опросов называют респондентами. В специализированных главный  источник информации-компетентные лица (знатоки, эксперты), обладающие необходимыми для исследования профессиональными и теоретическими знаниями или жизненным опытом, которые позволяют им делать авторитетные заключения. Называют такие опросы экспертными.

       В ходе опроса исследователь задает определенным лицам вопросы об известных им явлениях, на которые те дают ответы. Суть социологического опроса заключается в том, чтобы на основании  нескольких сотен мнений людей судить о тысячах и миллионах. Когда опрашивают одного человека , то получают личное мнение, а когда опрашивают множество людей –получают общественное мнение . По способу, которым задаются вопросы, опрос может быть устным и письменным, хотя чаще всего проводится в форме устной беседы. Устный опрос может проводиться также в форме свободного собеседования или на основе вопросника. Свободное собеседование строится таким образом, что вопросы задаются в зависимости от ситуации, складывающейся в ходе самой беседы. Опрос на основе опросника мы имеем в том случае, когда вопросы составлены предварительно и исследователь руководствуется ими в ходе опроса. Подобный метод наиболее пригоден при опросе большого числа людей. В зависимости от того, каким образом формулируются ответы, опрос также может быть свободным - когда опрашиваемые свободно отвечают на поставленные вопросы, самостоятельно, формулируя свои ответы, - или же опросом с определенными ответами, когда на вопрос можно ответить заранее определенным образом (например, "да" или "нет"). Чаще всего в опросах при исследовании общественных явлений используются такие методы, как анкетирование, интервью и тест, применение которых в каждом конкретном случае зависит от многих обстоятельств. Анкетой называется список вопросов с возможными вариантами ответов или без них, который предлагается респонденту в печатной форме. Вопросником называется перечень вопросов, составленный не для опрашиваемого, а для интервьюера, который использует вопросник в соответствии с заранее установленными правилами: либо, как текст, прочитывается респонденту.

 

2. Виды опросов

2.1 Анкетирование

       Анкетный  опрос - один из основных видов опроса, особенностью которого является использование анкеты, заполняемой респондентом. По существу, вопросник представляет собой предварительно подготовленное интервью, изложенное в письменной форме. Анкета или опросный лист заполняется респондентом самостоятельно(в отличие от интервью) и поэтому должна быть для него предельно понятной. Анкета не должна быть очень большой, время ее заполнения не должно превышать 45 минут –в противном случае притупляется внимание, ослабевает интерес. При анкетировании опрашиваемый сам заполняет вопросник в присутствии анкетера или без него. По форме проведения оно может быть индивидуальным или групповым. Анкетирование бывает также очным и заочным. Наиболее распространенные формы последнего-почтовый опрос, опрос через газету.         В исследовании общественных явлений, особенно в социологических исследованиях, используются многие виды вопросников. Характер вопросника зависит как от явления, которое необходимо исследовать, так и от требуемой глубины его по знания

       Пути распространения анкет среди лиц, ответы которых интересуют исследователя, различны. Они могут доставляться по почте или публиковаться в печати с призывом к читателям ответить на поставленные вопросы. Однако исследователь может также и непосредственно вручать анкету опрашиваемым. Ответы могут быть стереотипными или свободными. Когда исследователь вручает анкету непосредственно опрашиваемому, он может как разъяснить ему отдельные вопросы, так и заполнить ее собственноручно, т.е. записать ответы на те или иные вопросы в соответствующих рубриках.  Для того чтобы в ходе анкетирования можно было получить необходимую информацию, анкета должна быть тщательно подготовленной. Подготовка анкеты включает прежде всего составление вопросника, в ходе которого необходимо стремиться к тому, чтобы вопросы были точно сформулированы и соответствовали образовательному и культурному уровню отвечающего (респондента). Необходимо учитывать, что один и тот же вопрос может иметь весьма различный смысл в различной культурной среде. Следует также учитывать формулировку вопросов, порядок употребления слов, ибо и это влияет на ответ. Основными видами анкетных вопросов по форме выступают открытые и закрытые. В открытых анкетах после текста вопроса социолог оставляет место и просит респондента самого сформулировать свое мнение. Закрытый вопрос- в анкете приводится полный набор вариантов ответов. Опрашиваемый обводит кружком код напротив того варианта, который совпадает с его мнением.

 

2.2 Интервью

     Интервью – вод опроса, использующий непосредственно социально-психологическое взаимодействие между исследователем и респондентом в соответствии с поставленной целью. Интервью используется не только для получения информации, но также и для воздействия на респондента. Интервью представляет собой метод сбора информации посредством целенаправленного опроса одного или нескольких лиц. При исследовании некоторой большой социальной группы методом интервью (так же как и при анкетировании) производится отбор лиц, подлежащих опросу. Выборка может быть простой и сложной. Простая выборка предполагает интервьюирование определенного числа случайно выбранных людей (например, каждого десятого или двенадцатого). Сложная выборка формируется в том случае, когда люди, составляющие единую социальную группу, делятся по определенным признакам (например, по возрасту, квалификации и т.д. )

     Ответы, полученные в результате интервью, могут быть стереотипными или свободными. В случае если речь идет о свободных ответах, различают экстенсивное и интенсивное интервью. В ходе экстенсивного интервью исследователь задает серию типичных вопросов, заготовленных предварительно. Интенсивное же интервью характеризуется тем, что беседа между исследователем и интервьюируемыми протекает свободно, без предварительно заготовленных вопросов.

        Тип интервью зависит от целей исследования. Если на основе полученных в ходе интервью ответов должен быть составлен некий статистический обзор, применяется интервью со стереотипными ответами. Если же необходимо глубже исследовать сущность проблемы, проводится интенсивное интервью. В этом случае стремятся к репрезентативности выборки, т.е. отбирают индивидов, характерных для социальной группы, чьи проблемы исследуются.

     Интервью чаще всего используется для получения информации о явлениях, которые непосредственно затрагивают опрашиваемых лиц и очевидцами которых эти лица являются. Однако в социологических исследованиях интенсивное интервью часто используется также с целью проверки данных, полученных при помощи экстенсивных исследовательских методов. В любом случае, для того чтобы информация, полученная в ходе интервью, была точной и представляла собой реальную основу для выводов, интервью должно быть тщательно подготовлено, и, прежде всего, необходимо четко сформулировать вопросы.

     Методы стимулирования процесса интервью:

  • выражение согласия;
  • использование коротких пауз;
  • повторение основного вопроса;
  • частичное несогласие;
  • указание на противоречие в ответах;
  • повторение последних слов респондента;
  • уточнение путем неправильного повторения ответа;
  • требование добавочной информации.

Достоверность и надежность полученных данных во многом зависят от личности интервьюера.

 

2.3 Cоциометрический опрос.

     Особым видом опроса является социометрический. Он предназначен для изучения структуры межличностных отношений в малых контактных группах. Его создатель, американский психолог ЯЛ. Морено (1892—1974), называл свою социометрическую концепцию в отличие от «большой» социологии «социальной микроскопией».

       В процессе  социометрического опроса используется  опросный лист, где каждый член  группы должен указать свое  отношение к другим членам  группы по различным вытекающим  из задач исследования критериям (с точки зрения совместной  работы, проведения досуга, участия  в решении деловой проблемы  и т.п.). Иными словами, респондентам  предлагается выбрать по тем  или иным социометрическим критериям  одного или нескольких человек исследуемой малой группы. Психологической основой этого метода является человеческое стремление быть рядом с объектом своей привязанности — вместе работать, отдыхать и т. д. В опросе выявляется потребность членов группы в общении, их взаимные симпатии и антипатии. Взаимные выборы могут быть как положительными, так и отрицательными. '

      Сумма положительных и отрицательных выборов дает социометрический статус личности в группе. Статус выражается числом в интервале от — 1 (абсолютный изгой) до + 1 (абсолютная «звезда»).

     Также могут быть вычислены социометрические индексы: индекс конфликтности (делением суммы взаимных отрицательных выборов на число всех возможных выборов); индекс сплоченности (делением суммы взаимных положительных выборов на число всех возможных выборов); индекс групповой устойчивости — величина, обратная количеству отрицательных выборов.

     Полученная в результате социометрического опроса структура группы отображается в виде схемы (социограмма) или таблицы (социоматрица).

2.4 Экспертный опрос.

         Экспе́ртный опро́с — разновидность опроса, в ходе которого респондентами являются эксперты — высококвалифицированные специалисты в   определенной области деятельности.

      Цель экспертного опроса заключается в получении информации о самих событиях и явлениях действительности, отраженной в знаниях, мнениях и оценках респондентов. Подобная информация может исходить только от компетентных лиц - экспертов, имеющих глубокие знания о предмете или объекте исследования. Опросы компетентных лиц именуются экспертными, а результаты опроса - экспертными оценками. Метод подразумевает компетентное участие специалистов в анализе и решении рассматриваемой проблемы.

Информация о работе Виды опросов