Виды и функции социальных институтов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 21:26, контрольная работа

Краткое описание

Цель: показать роль семьи как института первичной социализации в формировании физической активности молодёжи.
Задачи:
1) рассмотреть различные подходы к определению, функциям и видам социального института;
2) рассмотреть семью как один из главных институтов социализации индивида;
3) выявить роль физической активности как инструмента социализации молодёжи.

Вложенные файлы: 1 файл

социология КР.doc

— 194.00 Кб (Скачать файл)

5. От бесконфликтного  включения социального института  в глобальную систему институтов, то есть в общество.14

Нарушение этих условий, порой даже одного, ведет к тому, что деятельность института приобретает дисфункциональный характер, то есть нарушается взаимодействие социальной среды и социального института по реализации главной функции каждого социального института — удовлетворению конкретных общественных потребностей.

Существуют различные классификации социальных институтов.

Западные социологи  в зависимости от сферы действия и выполняемых функций подразделяют социальные институты, на реляционные, регулятивные и интегративные. 15

Реляционные институты  определяют ролевую структуру общества по самым различным критериям: от возраста и пола до вида занятий  и способностей.

Регулятивные институты  определяют допустимые рамки индивидуального  поведения по отношению к существующим в обществе нормам действий, а также санкции, карающие за выход за эти рамки (сюда относятся все виды механизмов социального контроля).

Интегративные институты  связаны с социальными ролями, ответственными за обеспечение интересов  социальной общности как целого.

Российские социологи  приводят множество различных классификаций  социальных институтов. Например, А.А.Радугин  и К.А.Радугин выделяют шесть комплексов социальных институтов:16

1) экономическо-социальные  институты; 

2) политические институты, 

3) социокультурные и воспитательные институты ;

4 ) нормативно-ориентирующие  институты; 

5) нормативно-санкционирующие  институты, 

6) церемониально - символические  и ситуационно - конвенциональные  институты.

А.П.Лимаренко с точки  зрения содержания исполняемых функций делит социальные институты следующим образом:

1) экономические институты  (банки, биржи, корпорации, предприятия  сферы потребления и услуг  и др.);

2) политические институты  (государство с его центральными  и местными органами власти, партии, общественные организации, фонды и др.);

3) институты воспитания  и культуры (школа, семья, театр  и др.);

4) социальные институты  в узком смысле (институты социального обеспечения и опеки, различные самодеятельные организации).17 Анализ различных классификаций социальных институтов позволяет С. С. Новиковой выделить следующие, общие для большинства классификаций группы социальных институтов:

1. Экономические —  это все институты, которые  обеспечивают процесс производства  и распределения материальные  благ и услуг, регулируют денежный оборот, занимаются организацией и разделением труда и т.д. (банки, биржи, корпорации, фирмы, акционерные общества, заводы и т.д.).

2. Политические — это  институты, которые устанавливают,  исполняют и поддерживают власть.

3. Воспроизводства и родства — это институты, благодаря которым поддерживается биологическая непрерывность общества, происходит удовлетворение сексуальных потребностей и родительских стремлений, регулируются отношения между полами и поколениями и т.д. (институт семьи и брака).

4. Социально-культурные  и воспитательные — это институты,  главная цель которых заключается  в развитии, укреплении культуры, социализации молодого поколения и передаче ему накопленных культурных ценностей всего общества как целого (семья как воспитательный институт, образование, наука, культурно-воспитательные и художественные учреждения и т.п.).

5. Социально-церемониальные  — это институты, регулирующие  повседневные человеческие контакты, облегчающие взаимопонимание. Хотя  эти социальные институты представляют из себя сложные системы и чаще всего бывают неформальными, благодаря именно им определяются и регулируются способы приветствий и поздравлений, организация торжественных свадеб, проведение собраний и т. п., Это институты, организованные добровольным объединением (общественные организации, товарищеские объединения, клубы и т.п., не преследующие политические цели).

6. Религиозные — институты,  организующие связь человека  с трансцедентными силами.18

В приведенной классификации  рассмотрены только так называемые “главные институты”, самые важные, в высшей степени необходимые, институты, вызванные к жизни непреходящими потребностями, которые регулируют основные социальные функции и являются характерными для всех типов цивилизации. Все социальные институты любого общества объединены и взаимосвязаны между собой, представляют собой сложную интегрированную систему. Данная интеграция базируется на том, что человек, чтобы удовлетворить все свои потребности, должен участвовать в различных типах институтов. Социальные институты оказывают определенное влияние друг на друга. Например, государство оказывает влияние на семью своими попытками регулирования рождаемости, числа браков и разводов, а также установлением минимальных стандартов заботы о детях и матерях.

Взаимосвязанная система институтов образует целостную систему, которая обеспечивает членам групп удовлетворение их разнообразных потребностей, регулирует их поведение и гарантирует дальнейшее развитие группы как целого. Внутренняя согласованность в деятельности всех социальных институтов — необходимое условие нормального функционирования всего общества.

Таким образом, социальный институт — это система учреждений, в которых определенные люди, выбранные членами групп, получают возможность выполнять определенные общественные функции, направленные на удовлетворение индивидуальных и групповых потребностей индивидов и регулирование поведения других членов групп.

Социальные институты  выполняют следующие функции : закрепления и воспроизводства общественных отношений; регулятивную; интегративную; транслирующую; коммуникативную.

Выделяют следующие  виды социальных институтов: экономические; политические; воспроизводства и  родства; социально-культурные и воспитательные; социально-церемониальные; религиозные.

 

2. Институт семьи и социализация индивида

 

Среди «главных» социальных институтов особое место занимает институт семьи. Это исторически первый социальный институт любого общества. Семья является социальным институтом особого, интегративного характера, в котором находят свое отражение все сферы и отношения общества.

Существует множество  определений семьи. Одним из самых  распространённых является определение А.Г. Харчева: «семья - это основанное на браке, кровном родстве или усыновлении объединение людей, связанное общностью быта и взаимной ответственностью.» 19

Первоначальную основу семейных отношений составляет брак.

«Брак- это исторически  меняющаяся форма отношений между  мужчиной и женщиной, посредством  которой общество упорядочивает  и санкционирует их половую жизнь  и устанавливает их супружеские права и обязанности.»20 Однако семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, так как объединяет не только супругов, их детей, но и других родственников. Семья это общность людей, основанная на отношениях супружества - родительства - родства.

Семья - основной носитель культурных образцов, наследуемых из поколения в поколение, а также  необходимое условие социализации личности. Именно в семье человек  обучается социальным ролям, получает основы образования, навыки поведения. Cемья является основой всех социальных институтов.

Выделяют два типа семьи в зависимости от её структуры:

1) нуклеарная семья  состоит из родителей и детей,  которые от них зависят; 

2) расширенная семья  включает нуклеарную семью и  многих родственников, например дедушку и бабушку, внуков, дядю, тетю, двоюродных братьев и сестер. 21

В настоящее время  преобладают нуклеарные семьи.

Семья как любой социальный институт выполняет определенные функции. Эти функции следующие:

- воспроизводства населения (физическое и духовно-нравственное воспроизводство человека в семье); - воспитательная функция – социализация молодого поколения, поддержания культурного воспроизводства общества;

- хозяйственно-бытовая функция – поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми и престарелыми членами семьи; - экономическая – получение материальных средств одних членов семьи для других, экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества;

- духовного общения  – развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение;

- социально-статусная  – предоставление определенного статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры;

- досуговая – организация рационального досуга, взаимообогащение интересов;

- эмоциональная –  получение психологической защиты, эмоциональной поддержки, эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия;

- сфера первичного социального контроля – моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация ответственности и обязательств в отношениях между супругами, родителями и детьми представителями старшего и среднего поколений.22

Одной из важнейших функций  семьи является воспитательная функция, или функция социализации индивида.

Процесс социализации традиционно является объектом пристального внимания зарубежных и отечественных исследователей.

Понятие социализации впервые  было разработано в конце 40-х - начале 50-х годов в трудах американских социальных психологов А. Парка, Д. Доллэрда, Дж. Кольмана, А. Бандуры, В. Уолтерса и др.

В дальнейшем, в конце 60-х - начале 70-х годов острый интерес  к этой проблеме проявили и другие западные ученые, представители практически  всех школ и течений современной  социологии и социальной психологии США - неофрейдисты, представители бихевиоризма, необихевиоризма, теории когнитивного диссонанса, символического интеракционизма.

Интерес к проблеме социализации в нашей стране возник несколько  позже, чем за рубежом; первые отечественные  работы датируются второй половиной 60-х годов.

Социализация определялась как «процесс овладения человеком социальным и социально-психологическими нормами, правилами, функциями, ценностями, общественным опытом в целом.»23

Значительно позднее  в определение понятия "социализация" были внесены существенные поправки, указывающие на то обстоятельство, что нельзя этот процесс рассматривать односторонне, только как усвоение индивидом социальных норм и ценностей; социализация должна рассматриваться как двусторонний процесс, включающий активное воспроизводство индивидом общественных отношений.

Так, Г. М. Андреева дает следующее  определение: "Социализация - это  двусторонний процесс, включающий в  себя, с одной стороны, усвоение индивидом  социального опыта путем вхождения  в социальную среду, систему социальных связей, с другой стороны, процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду".24 Таким образом, социализация предполагает включение в систему общественных отношений и самостоятельное воспроизводство этих отношений.

Социализацию нельзя сводить к понятию воспитания.

Можно выделить следующие  особенности процесса социализации, позволяющие отличить его от воспитания: - Относительная стихийность, неорганизованность этого процесса, заключающаяся в далеко не всегда предусмотренном целенаправленном влиянии среды, которое трудно учитывать и непросто регулировать,

- Непреднамеренное, непроизвольное  усвоение социальных норм и  ценностей, которое при социализации происходит в результате активной деятельности и общения индивида, его взаимодействия со своим ближайшим окружением.

- Возрастающая по мере  взросления самостоятельность индивида  в отношении выбора социальных  ценностей и ориентиров, предпочитаемой  среды общения, которая приобретает роль референтной группы и оказывает решающее значение в процессе социализации.25

Хотя социализация и  имеет некоторые особенности  по сравнению с воспитанием, тем  не менее, не противопоставляется ему. Целенаправленное воспитание в идеале предполагает полное управление процессом социализации, которое как раз и направлено на создание воспитывающей среды.

Социализация включает в себя:

- усвоение индивидом  системы духовных, психических и  физических идеалов; 

- формирование духовных, психических и физических ценностей, основанных на этих идеалах;

- формирование духовных, психических и физических потребностей, основанных на этих идеалах  и ценностях; 

- формирование отношений  индивида к социальной и физической  среде;

- формирование принципов, мотивов, стратегий, планов, программ поведения индивида, соответствующих указанным усвоенным и сформированным идеалам, ценностям, потребностям, отношениям.26

Выделяются два уровня социализации: первичный и вторичный. На каждом из этих уровней действуют различные агенты и институты социализации. Агенты социализации – это конкретные люди, ответственные за передачу культурного опыта. Институты социализации – это учреждения, которые влияют на процесс социализации и направляют их.

Информация о работе Виды и функции социальных институтов