Виды и организационно-правовые формы социальной защиты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2014 в 21:30, реферат

Краткое описание

Социальная защита может осуществляться в денежной форме в виде пенсий и пособий, в натуральной форме, также путем оказания различного рода услуг лицам, являющиеся объектом социальной защиты. Она может иметь как компенсационный, так и предупредительный профилактический характер.
Одной из государственно-правовых норм социальной за щиты является непосредственно государственное обеспечение нетрудоспособных лиц. Основными признаками непосредственного государственного обеспечения являются финансирование расходов за счет государственного бюджета и установление категорий обеспечиваемых лиц и уровня их обеспечения в соответствии с приоритетами, определяемыми органами государственной власти.

Вложенные файлы: 1 файл

Tomilina_Tatyana_PZspo.docx

— 21.12 Кб (Скачать файл)

Томилина Татьяна  ПЗспо-12-2

Виды и организационно-правовые формы социальной защиты

Социальная защита также предусматривается в отношении семей с низкими душевыми доходами, не обеспечивающими общественно-необходимого прожиточного минимум результатом которых обычно является отсутствие средств существования или средств на оплату жизненно значимые товаров и услуг (средств реабилитации, оплаты жилья, лечения).

Социальная защита может осуществляться в денежной форме в виде пенсий и пособий, в натуральной форме, также путем оказания различного рода услуг лицам, являющиеся объектом социальной защиты. Она может иметь как компенсационный, так и предупредительный профилактический характер.

Одной из государственно-правовых норм социальной за щиты является непосредственно государственное обеспечение нетрудоспособных лиц. Основными признаками непосредственного государственного обеспечения являются финансирование расходов за счет государственного бюджета и установление категорий обеспечиваемых лиц и уровня их обеспечения в соответствии с приоритетами, определяемыми органами государственной власти.

Непосредственное государственное обеспечение в странах с рыночной экономикой имеет достаточно ограниченные масштабы применения.

Несомненно, социальную защиту следует рассматривать как особую форму социальных взаимоотношений индивида общества, при которой общество гарантирует своим членам как равные возможности в самореализации своих способностей, так и свободное осуществление своих прав. При это отношения должны строиться на основе двусторонних равно ответственных обязательств: гражданин — общество, общество — гражданин. Общество ожидает от индивида посильного и эффективного трудового вклада и соответствующего общепринятого социального поведения, а индивид рассчитывает на социальную защиту, социальную поддержку со стороны общества в случаях постоянной или временной утраты трудоспособности, угрозы моральной и физической деградации, снижения уровня жизни ниже минимально допустимых пределов, ущемления установленных законом льготных условий обеспечения и прав.

Определив объект-субъектные отношения общества и гражданина, необходимо конкретизировать объект и субъект социальной защиты. Представляется возможным ксубъектам социальной защиты отнести: государство, профсоюзы, органы, непосредственно занимающиеся проблемами социальной помощи населения (министерства, комитеты, департаменты, управление, отделы социальной защиты) союзы и ассоциации предпринимателей, различные общества и объединения потребителей.

Объектом социальной защиты выступают:

Во-первых, все население. В данном случае социальная защита предполагает обеспечение безопасности жизни людей; созданий условий дли реализации интересов и потребности, самореализации, духовного развития, укрепление физического и нравственного здоровья нации.

Во-вторых, отдельные группы и слои населения, например, социальная защита интеллигенции, военнослужащих, работников образования и т. д.

В-третьих, социально уязвимые группы населения: дети, многодетные и асоциальные семьи, инвалиды, пенсионеры, безработные и т. д.

Исходя из этого, определяется и цель социальной защиты — избавление от абсолютной нищеты (когда средний совокупный доход семьи ниже прожиточного минимума), оказание материальной помощи населению в экстремальных условиях, содействие в адаптации социально уязвимым группам населения к условиям рыночной экономики.

Одной из важнейших проблем защиты населения сегодня, стала проблема его общей социально-экономической поддержки и защиты от воздействий условий переходного периода. При этом в качестве субъекта воздействия выступают государство и общество в целом, а содержанием их деятельности являются процессы социально-экономического планирования, прогнозирования и финансирования социальной по мощи. Рассмотрим основные из них, обусловливающие деятельность механизма социально-экономической защиты населения и принципы их реализации. Эти принципы объединяй» основополагающие правила, нормы и положения, на основе которых строится и функционирует на разных уровнях система социальной защиты населения, определяется ее роль экономике государства.

К основным можно отнести принципы:

1.    Принцип общественной целесообразности. Согласно ему контингент защищенных в обществе должен быть строго ограничен теми категориями населения, кто полностью или частично лишен способности к труду и самообеспечению. Нарушение этого принципа ведет к ослаблению и полному угасанию трудовой мотивации и росту армии иждивенцев.

2.    Принцип экономической эффективности. Он выражается в оптимальном соотношении объема социальных расход» и размера отчислений на их финансирование. Размер социальных пособий не должен создавать ситуацию, когда получение пособия предпочтительнее получения заработной платы.

 

3.   Принцип экономической справедливости. Он выражается в экономической защите как предпринимателей, активных участников экономического процесса, так и тех, кто по объективным причинам находится за пределами производственно-рыночной деятельности.

4.   Принцип приоритета государственных начал в социальной защите населения.

Согласно этому принципу, в нашей стране именно государство выступает главным гарантом экономического обеспечения социально приемлемого уровня жизни тем, кто не может достичь этого самостоятельно в силу объективных причин.

5.   Принцип экономической самостоятельности местных органов.

 

Он реализуется на основе разграничения экономических полномочий субъектов федерального и местного уровней. Социальные пособия и другие выплаты на федеральном уровне должны гарантироваться в минимальных размерах, а все выплаты сверх того — производиться из местного бюджета и местных фондов социального страхования.

Итак, на перечисленных выше принципах строится социальная защита населения как система, пронизывающая все уровни государства: от федерального до местного.

Для эффективной реализации данных социально-экономических принципов необходимо определение экономических методов социальной защиты, как способов достижения социальных целей на основе экономических принципов.

 

К основным экономическим методам можно отнести следующие:

1. Введение системы  минимальных социальных гарантий. Определяющим здесь является  законодательное установление минимального  размера оплаты труда и прожиточного минимума.

2. Индексация доходов  как заранее установленный законодательно  или решением исполнительной  власти механизм автоматической  корректировки доходов в соответствии  с ростом стоимости жизни.

3. Компенсация расходов  — возмещение расходов представителей  различных социальных групп населения  органами власти в связи с  ожидаемым или наступившим ростом  цен.

 

Социальную защиту, по нашему мнению, необходимо рассматривать в трех аспектах:

1)   социальный институт;

2)   государственную организационно-управленческую систему;

3) деятельность по  достижению социальной защищенности.

 
Социальная защита при этом отвечает всем признакам социального института:

• это устойчивая воспроизводящая форма социального взаимодействия, благодаря чему каждое общество практикует свои формы социальной защиты в зависимости от уровня его развития;

•   она имеет свою развитую нормативность, т. е. систему законодательных актов, а также моральные нормы и сложившиеся в обществе представления;

•   в ней имеется профессиональная и кадровая определенность: в системе социальной защиты работают люди, специально обученные для этого, имеются учреждения специальной подготовки и т. д.

•   определена интернализация социальных норм и ожиданий: как люди, осуществляющие социальную защиту, так и те, на кого она направлена, имеют сложившиеся установки и стереотипы по поводу этого социального явления.

Таким образом, мы имеем все основания констатировать, что социальная защита является социальным институтом, причем одним из важнейших в современной российской действительности.

Целью и результатом деятельности социальной защиты является социальная защищенность индивидов.

"Социальная защищенность — эта категория, как и многие из данной области, весьма сложна и неоднозначна. Поэтому необходимо, как нам представляется, разобраться в сущности данного понятия, условиях и механизме его реализации. Состояние социальной защищенности характеризуется как объективными, так и субъективными показателями.

К первым относятся реальные условия для удовлетворения жизненно важных потребностей. Это реальная возможность социального функционирования в соответствии с условиями и нормами данного общества. Она обеспечивается как политикой доходов и заработной платы для трудоспособного населения, так и политикой льгот, дотаций, нематериальных форм помощи для уязвимых слоев населения.

К субъективным показателям относятся восприятие и оценка личностью этих реальных условий. Это самооценка индивидов, семей и групп, ощущение ими своего социально го статуса, что в значительной мере зависит от уровня притязаний индивидов, а также от сравнения их сегодняшнего положения с положением других людей или собственным положением в предшествующий период.

Объективные и субъективные показатели иногда могут совпадать, но иногда — расходиться.

Полагаю, что социальная защищенность должна быть показателем не только возможности удовлетворения жизненно важных личных потребностей. Прежде всего, необходимость социальной защищенности вытекает из наличия общественной потребности иметь в государстве систему законов, компенсирующих социальное несовершенство организации производства материальных благ и их распределения.

Следовательно, сущность социальной защищенности состоит в законодательном обеспечении экономических, политических, социальных и иных прав, свобод и интересов граждан.

Такая трактовка данной категории имеет конституционный оттенок. И это правомерно. Однако, как показывает мировая практика в Конституции права граждан только сформулированы. Их реализация — проблема, которая должна еще решаться. Следовательно, социальная защищенность — это конституционное и законодательное обеспечение всего комплекса прав и свобод человека. Социальная защищенность является основой взаимодействия человека и социума, практическим воплощением социальной политики и критерием психологического самочувствия людей.

 

Социальная защищенность выступает как:

•   многомерное социальное бытие во взаимодействии экономической, политической и духовной сфер;

•   уровень межличностных отношений человек — общество;

•   качество социальных институтов.

Другими словами, это одновременно и совокупное состояние, и цель, и средство стабильного существования человека в социуме.

Социальная защищенность — не привилегия отдельных: индивидов или слоев, она должна быть образом жизни большинства населения. Вне сомнения, что уровень и качество социальной защищенности членов общества прямо зависят от уровня развития и экономической эффективности общественного производства.

Социальная защищенность, касающаяся всех и каждого в социуме, независимо от принадлежности к той или иной социальной, этнической, религиозной, половозрастной группе, имеет ряд объективных показателей.

 

К ним относятся:

•  распространяемый на всех гарантируемый минимум материального обеспечения, достигаемый, прежде всего усилиями самого человека;

•  взаимная ответственность общества и человека;

•  стабильность общества как следствие его управляемости

•  защищенность от экстремизма, анархии, бездуховности;

• реальные, реализуемые свободы личности, ее самоопределение и самовыражение;

• права на жизнь, труд, безопасность, уважение, независимость, поддержку и помощь общества в том случае, когда сам человек не справляется со своими жизненными проблемами;

• умение и желание пользоваться правами и свободами, осознавать и отстаивать свои интересы;

• свободный и ответственный социальный выбор как: неотъемлемое свойство личности.


Информация о работе Виды и организационно-правовые формы социальной защиты