Благотворительность как социальный феномен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 15:00, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы явилось изучение феномена благотворительности в России и за рубежом на современном этапе и выработка рекомендаций по оптимизации благотворительной деятельности.
В соответствии с целью исследования необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть теоретические основы проблемы изучения благотворительности;
2. Изучить историю благотворительности в России;

Содержание

Введение………………………………………………………………………..….4
I. Теоретико-методологические основы исследования
благотворительности……………………………………………………………...9
1.1 Благотворительность как объект теоретического изучения………………..9
1.2 История благотворительности в России…………………………………...15
1.3 Правовое обеспечение благотворительной деятельности………………...22
II. Современный этап развития благотворительности………………………...29
2.1 Сравнительная характеристика современного этапа развития
благотворительности в России и за рубежом………………………………….29
2.2 Перспективы развития благотворительной деятельности в России……...36
Заключение……………………………………………………………………….40
Библиографический список……...……………………………………………...42

Вложенные файлы: 1 файл

Благотворительность как социальный феномен.docx

— 73.59 Кб (Скачать файл)

Оценить точные цифры, характеризующие рынок благотворительности, сложно, а на Западе получают эти цифры именно из налоговой статистики. В России благотворительность и налоги не связаны, а потому узнать, сколько потрачено на благотворительность, нет никакой возможности. Поэтому используются экспертные оценки. В отличие от США, в России облагается налогом любая коммерческая прибыль благотворительной организации, в том числе полученная от деятельности, напрямую связанной с ее уставными целями.

 Крупные компании в  России тратят на социальные  программы до 12% своей прибыли  в отличие от западных коллег, у них аналогичные статьи бюджета  составляют 1–2% от прибыли. Развитие частной благотворительности — это комплексная проблема, и экономические стимулы способствовали бы ее развитию.

В России,  доноры (компании или фонды) делают крупные вложения в различного рода инфраструктурные объекты государственной или муниципальной собственности — от строительства или ремонта больниц и школ до покупки дорогого медицинского оборудования, что обусловлено многими причинами. Самая серьезная из них — скудость местных бюджетов и серьезная зависимость целых населенных пунктов от находящихся на их территории градообразующих предприятий. Формально городская инфраструктура больше не стоит на балансе предприятий, как было в советское время, но прежние отношения во многом сохранились до сегодняшнего дня и поддерживаются именно за счет благотворительных расходов. Российские компании значительно проигрывают в эффективности своим западным конкурентам, в том числе из-за непомерных социальных расходов. Выход российских компаний на западные рынки, включая рынки инвестиций, приведет к прекращению бюджетозамещающих вложений в инфраструктуру под маркой благотворительности.

Пока же финансирование объектов инфраструктуры, для поддержания  которых не хватает денег в  муниципальном бюджете, ведется  за счет средств корпорации-благотворителя. Заимствуя «государственный подход», благотворители вместе с ним получают в нагрузку одну из главных проблем — неэффективность инвестиций. Чтобы с ней справиться, нужны специалисты — «профессиональные благотворители», владеющие методиками изучения общественных потребностей.

Адресная помощь (финансирование нужд конкретных людей) — распространенный в России вид благотворительности. Как правило, речь идет об оплате сложной операции, которая спасет жизнь, или восстановительного лечения после операции или травмы. За каждой такой ситуацией — с одной стороны, человеческая боль и надежда, а с другой — неспособность государства обеспечить медицинскую помощь своим гражданам[21,с.-38-39]. Объем средств, которые жертвуются частными лицами и корпорациями и передаются нуждающимся без участия благотворительных фондов, оценке не поддается.

На Западе подобная практика — скорее исключение, чем правило. В США или Великобритании прямая финансовая помощь частным лицам не является основанием для налоговых льгот. Объясняется это тем, что лечение в критической для жизни ситуации гражданам обеспечивает государство. Именно поэтому доверие западного благотворителя к просьбе о помощи частного лица будет гораздо ниже, чем, например, к обращению благотворительной организации или университета, деятельность которых прозрачна и подотчетна проверяющим органам.

В России адресную помощь можно  назвать способом свободного волеизъявления донора. Помогая выздороветь ребенку, которого государство не обеспечило необходимой медицинской помощью, донор проявляет способность к оперативному принятию решений, внимание к нуждам бедных, ответственность, наконец, наличие средств и способность правильно ими распорядиться — т. е. свойства, которых недостает государственной системе. Поэтому перспективы адресной благотворительности зависят от того, сумеет ли государственная система усовершенствовать себя (в первую очередь в области здравоохранения и социального обеспечения).

Одна из проблем российской благотворительности – узкий спектр проблем общества: культура, дети и образование, спорт, здравоохранение, религиозные учреждения. На восстановление или строительство храмов расходуется немало средств доноров — индивидуальных и корпоративных. Многие фундаментальные проблемы общества остаются вне поля зрения и внимания российских благотворителей. Такие проблемы как экология, права человека, социально опасные заболевания (ВИЧ-СПИД, туберкулез и т. д.), социализация бывших заключенных и бездомных, пожизненные инвалиды, старики не слишком популярны, а иногда и небезопасны. Российские благотворители хотят видеть конкретный результат своей помощи и как можно быстрее, и останавливают свой выбор на тех вариантах, где это более реально. Выбрав традиционную проблему, российский благотворитель, идет по консервативному и далеко не самому эффективному пути. Стремясь помочь сиротам, благотворитель станет помогать детскому дому, а не организации, работающей с приемными семьями или отстаивающей права выпускников детских домов. Причин тому множество — доверие к государственной системе и неверие в частную или общественную инициативу, отсутствие знаний о лучших практиках и о тенденциях развития социальной сферы, стремление получить немедленный очевидный эффект. Поэтому средства вкладываются в поддержание существующей неэффективной системы, а не в ее изменение.

Западные благотворители финансируют деятельность благотворительных (некоммерческих) организаций. Многочисленные налоговые льготы и привилегии для доноров стимулируют благотворительность. Привлечением взносов и пожертвований в некоммерческий сектор заняты серьезные агентства, консалтинговые фирмы и профессиональные специалисты по сбору средств. Представления об эффективной благотворительности современное западное общество связывает прежде всего с работой множества организаций и фондов, которые специализируются в разных областях деятельности, привлекают средства различных доноров и оказывают своей целевой группе качественные и разнообразные услуги. Их работа тщательно регулируется государством, отчетность прозрачна для общества и доноров. Их проекты значительно менее затратны, чем аналогичные проекты государства. Кроме того, негосударственные организации значительно ближе «к народу», чем самые лучшие государственные чиновники, определяющие набор услуг конкретного учреждения. Поэтому благотворительные организации гораздо лучше учитывают нужды отдельного человека и сообщества и способны гибко реагировать на их изменения. Например, в Великобритании более 70% всех социальных услуг оказывают негосударственные организации, в том числе на основе государственного аутсорсинга (конкурсного распределения бюджетных средств, которые выделяются организациям-исполнителям под выполнение определенных работ). В США доля государственных средств в сфере социальных услуг еще меньше — именно благотворительность, в том числе реализуемая через деятельность частных фондов, является основой этого сектора.

Таким образом, благотворительность  держится на союзе благотворителей  — тех, кто предоставляет средства, и некоммерческих организаций. А  государство помогает благотворительному сектору, используя налоговые инструменты, моральное одобрение и разумные механизмы контроля.

Всякий донор, частный или корпоративный фонд или коммерческая организация, имеет свою стратегию благотворительной деятельности. Разработка такой стратегии включает анализ ситуации, постановку целей и выбор приоритетов для финансирования. Документ, определяющий стратегию, всегда доступен широкой публике: те, кто заинтересован в получении финансовой помощи, должны знать, на что и каким образом донор готов тратить свой благотворительный бюджет. Публичность стратегии — важнейший элемент построения честных и конструктивных отношений с потенциальными и актуальными получателями средств, а также с социальными группами — адресатами благотворительной деятельности.

Разумеется, такой способ взаимодействия предъявляет немалые  требования к некоммерческим организациям — получателям благотворительных  средств и налагает на них серьезные  обязательства. Они должны не только хорошо работать в своей профессиональной сфере, но и уметь описывать свою деятельность на понятном донору и  обществу языке, грамотно распоряжаться  финансами, привлекать и удерживать квалифицированных сотрудников. Их отчетность должна быть прозрачной и  соответствовать всем требованиям, предъявляемым государством. Крупным  организациям проще организовать работу так, чтобы соответствовать всем стандартам, а значит, они будут  более успешно привлекать средства, чем мелкие.

В России, что касается некоммерческих организаций, у них нет ни устойчивость положения, ни определенных перспектив. За последние 10–15 лет в России сформировались сотни и тысячи организаций, помогающих людям решить проблемы, до которых у государства просто не доходят руки. По экспертным оценкам, услугами НКО в год пользуются более 10 млн человек. Большая часть некоммерческих организаций очень малы и держатся на одном-двух ключевых сотрудниках, которые, несмотря на весь свой энтузиазм и профессионализм, не могут уделить достаточно времени и сил системной работе с донорами. В некоммерческом секторе практически нет профессиональных специалистов по сбору средств. В Великобритании на привлечение одного фунта расходуется примерно 35 пенсов. Доверие общества, а значит, и потенциальных доноров к благотворительным организациям невелико — слишком много историй о фондах-мошенниках.

Таким образом, самая яркая особенность российской филантропии - ориентация на местную власть или на администрацию субъекта Федерации как на главного заказчика благотворительной деятельности. Что касается Европы, то общество со своими проблемами является главным адресатом благотворительной деятельности. Высокий уровень благотворительности в Европе - результат государственной политики - системы налоговых льгот для доноров, и реакция на недостаточно развитую систему социальной защиты. В России предпринимателей останавливают сложности с оформлением пожертвований и отсутствие налоговых послаблений. Кроме того, благотворительность постоянно компрометируют многочисленные случаи мошенничества.  В России помогают в основном больным детям, сиротам и церкви, а пожизненным инвалидам, старикам, бездомным, заключенным, ВИЧ- инфицированным, людям в трудных жизненных обстоятельствах - помогают значительно меньше и реже.

 Все больше российских корпораций начинают осваивать стратегическую благотворительность, которая не только позволяет решать конкретные социальные задачи, но и способствует достижению стратегических целей развития бизнеса. О них нужно говорить отдельно, ими можно и нужно гордиться, их нужно изучать — только тогда российская благотворительность сможет стать действенным механизмом развития общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Перспективы развития благотворительности в России

В условиях современной России благотворительная деятельность имеет  особое значение. Благодаря этой деятельности миллионы детей, стариков, бездомных  и других нуждающихся, а также  учреждения науки, культуры, образования, социальной защиты получают необходимую  помощь и поддержку. Однако, потребность в благотворительной помощи растет более высокими темпами, чем возможность ее удовлетворять. Это обусловлено, прежде всего, возникновением новых и углублением имеющихся в государстве проблем, связанных с политической и социально-экономической ситуацией в стране в целом. В результате ведения боевых действий увеличиваются потоки беженцев и вынужденных переселенцев, ухудшается материально – техническая база здравоохранения, растет число безработных, безнадзорных детей, наркоманов, бездомных и т.д.

В то же время, экономические  резервы роста благотворительного сектора снижаются. В частности, за последнее время резко уменьшился объем помощи, предоставляемой иностранными фондами, новый Налоговый Кодекс сужает возможности НКО по поддержке  социально - незащищенных категорий населения, сокращаются льготы жертвователям на благотворительные цели. Для стимулирования благотворительной деятельности со стороны государства используются различные неэкономические методы. Целью таких действий является моральное поощрение всех участников благотворительности, усиление мотивации общественности и потенциальных доноров, стимулирование их вовлечения в благотворительность. Признание заслуг отечественных филантропов и активность благотворительного движения со стороны официальных структур является очень значимым фактором формирования общественного мнения и активизации благотворительности.

Однако, использование мер морального поощрения на федеральном уровне осуществляется очень ограниченно. Отдельные ведомства только начинают делать попытки их применения в форме награждения знаками отличия, грамотами, дипломами за благотворительную деятельность соответствующего профиля.

Более активно такие меры используются на уровне регионов. Здесь, занимаясь непосредственно решением множества социальных проблем, находящихся  в ведении субъектов федерации, ближе сталкиваясь с конкретными  результатами благотворительной деятельности, власти более высоко оценивают ее значимость и возможности. Привлечение  ресурсов благотворительного сектора  для решения широкого спектра  задач, включая дополнительное финансирование бюджетных учреждений, становится существенной и неотъемлемой частью региональной политики в социальной сфере. Это, в  свою очередь, приводит к необходимости  самостоятельно использовать различные  механизмы, связанные с ее стимулированием  и, соответственно, поощрениями субъектов  благотворительной деятельности. Однако, сегодня имеется значительное количество лиц и организаций, осуществляющих благотворительную деятельность в масштабах, значительно выходящих за территорию какого-либо одного региона, заслуги которых могли бы быть достойно отмечены только на федеральном уровне.

Вопрос о поощрении  жертвователей и добровольцев особенно важен для НКО, так как от их активности нередко зависит само существование этих организаций. Поэтому, они первыми начали публично благодарить  своих инвесторов и помощников, стремясь максимально использовать все

возможные формы их морального поощрения, в том числе самостоятельно разрабатывая и применяя различные  виды наград.

К сожалению, в современной  России этот опыт практически не используется. Во многом это объясняется недооценкой  государством значимости благотворительной  деятельности, в первую очередь, возможностей решать с ее помощью актуальные и  масштабные проблемы .

Между тем, количество граждан  и структур, осуществляющих благотворительную  деятельность, получателей помощи, объем ресурсов благотворительного сектора свидетельствует, что она  уже является серьезной составляющей экономической и социальной политики государства. Так, например, крупные компании ежегодно тратят на благотворительность до 11% чистой прибыли, а каждая вторая коммерческая структура имеет самостоятельный благотворительный бюджет. В то же время, существующая в стране ситуация диктует необходимость ее развития и совершенствования и одним из средств достижения этой цели является применение государством способствующих мер неэкономического характера, использование широкого спектра различных форм.

Подводя итоги, можно сделать следующие выводы:

1. Моральное поощрение  субъектов благотворительной деятельности  со стороны государства будет  свидетельствовать о признании  ее общественной значимости, что,  свою очередь, повысит активность  всех ее участников.

2. Использование мер морального  поощрения является одним из  наиболее эффективных средств привлечения ресурсов для решения общественно-значимых проблем, прежде всего, в социальной сфере.

3. Должна быть расширена  практика использования существующих  государственных форм поощрения  за благотворительную деятельность  и учреждены специальные награды  на федеральном и региональном  уровнях.

Итак, государство должно признать благотворительность государственно-значимой деятельностью, важной составляющей своей  социально- экономической политики, а также реализовать ряд законодательных, организационных и других мер, способствующих развитию благотворительной деятельности, в том числе по ее пропаганде и  повышению престижа.

Перспективы развития благотворительности  весьма благоприятны. Они усматриваются  автором как в общесоциологическом  смысле, касающемся формирования общероссийского  нравственно-психологического климата  в целом, благоприятно настроенного по отношению к развитию благотворительности, так и в личностном плане, касающемся социального статуса класса предпринимателей. Оба эти фактора взаимодействует друг с другом, обеспечивая в комплексе благоприятные перспективы развития российской благотворительности[18,с.-24-25].

Информация о работе Благотворительность как социальный феномен