Беспризорность в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2014 в 11:52, реферат

Краткое описание

Детская беспризорность –социальное явление, при котором происходит отрыв детей от семьи с утратой постоянного места жительства. Детскую беспризорность можно определить как острейшую социальную проблему современного российского общества.
Тема беспризорности является актуальной в настоящее время. Это обусловлено социально-экономическими и политическими преобразованиями общественных отношений, которые оказывают влияние на положение детей в России. Недостаточное внимание государства к данной проблеме привело к росту числа беспризорников, «жестокому обращению с ними, вовлечению их в антиобщественную деятельность».

Содержание

Введение...................................................................................................
1. Понятие беспризорности………………………………………………
2. Причины беспризорности……………………………………………...
3. Последствия беспризорности………………………………………….
4. Общая характеристика беспризорности в России……………………
5. Профилактика беспризорности среди детей и подростков………..
6. Решение проблемы беспризорности в современной России………
Заключение……………………………………………………………...
Список используемой литературы……………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

социология-беспризорность в россии.docx

— 36.87 Кб (Скачать файл)
  • «предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;
  • обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
  • социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;
  • выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий».

Беспризорность – это серьезная социальная проблема, профилактике которой государство должно уделять максимум внимания, так как это оказывает огромное влияние на стабильность общества. К сожалению, в России на данный момент правовая база относительно данной проблемы не достаточна обширна. Профилактика беспризорности должна включать в себя несколько этапов, которые, однако, абсолютно не освещены в современном российском законодательстве:

   1) Первичная профилактика  должна включать «комплекс социальных, психологических, образовательных  и воспитательных мероприятий, предупреждающих  безнадзорность среди детей и  подростков, а также расширение беспризорности и приобщение их к употреблению спиртных напитков, наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ и криминальной деятельности».

То есть на данном, самом раннем этапе упор необходимо делать на образовательные учреждения, на родителей, ведущих аморальный образ жизни.

   2) «На этапе вторичной  профилактики велика роль специализированных  социально-реабилитационных центров, социальных приютов и центров  помощи детям, оставшимся без  попечения родителей».

Данные социальные институты оказывают помощь детям, которые оказались в тяжелой жизненной ситуации, обеспечивают их временным жильем, помогают в дальнейшем устройстве. На данном этапе проводятся мероприятия по задержанию  и привлечению к ответственности лиц, жестоко обращающихся с детьми, по выявлению несовершеннолетних, нуждающихся в обследовании, наблюдении и лечении.

   3) «Под третичной  профилактикой беспризорности и  бродяжничества мы понимаем комплекс  социальных, образовательных и медико-психологических  реабилитационных мероприятий, направленных  на предотвращение срывов и  рецидивов беспризорности, бродяжничества  и противоправной деятельности».

К сожалению, на данный момент нормы, прописанные в законодательстве, носят слишком общий характер, в связи с чем профилактическая работа не может принести реальных результатов. Профилактика не только должна выявлять  семьи, которые находятся в социально опасном положении, но и охватывать все основные институты социализации, такие как семья, школа, улица и прочие.

 

 

  1. Решение проблемы беспризорности в современной России

 

«Современная ситуация в России во многом детерминирована сложнейшими социально-экономическими и политическими событиями последних лет». В результате экономического кризиса основная часть занятого населения оказалась безработной. Социальная невостребованность ведет к семейным конфликтам.  «О реальном положении безработных, бедных и отношении государства к реализации социальной политики можно судить по увеличению количества нищих, бомжей, беспризорников. Эти люди, в основной своей массе отвергнуты обществом, лишены социальных ресурсов, устойчивых связей, утратили элементарные социальные установки и ценности социума».  Говоря о безработных, нищих ,необходимо подчеркнуть, что наиболее неустроенными являются беспризорные дети. Они составляют значительную часть социального дна, которая  представляет опасность для общества в целом.

«В детской и подростковой среде растет распространенность наркомании, алкоголизма, несколько снизился уровень токсикоманий. Аддитивное поведение становится нормой проведения досуга для определенной части молодежи».  Все вышеизложенное еще раз говорит о несостоятельности нашего государства в области решения подобных проблем. Детская беспризорность как социальная проблема требует комплексного подхода для ее решения. Помимо усовершенствования законодательства, направленного на профилактику данной проблемы, необходимо применять средства для ее непосредственного решения. Правительству Российской Федерации и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации необходимо принять меры по ликвидации беспризорности:

  1. «ужесточить контроль за полной реализацией мер, предусмотренных Федеральным законом «Об основах системы профилактики и безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
  2. восстановить роль школы в обеспечении воспитания, всеобщей грамотности, внешкольного воспитания и досуга детей, усилить ее работу с неблагополучными семьями;
  3. привлечь учреждения культуры и спорта, досуговые учреждения к целенаправленной работе с семьей и детьми;
  4. создать в каждом регионе инфраструктуру, обеспечивающую полноценную социализацию всех категорий детей, попавших в трудную жизненную ситуацию (беспризорных детей, несовершеннолетних правонарушителей, детей из неблагополучных семей, нуждающихся в социальной реабилитации, детей-сирот и оставшихся без попечения родителей, детей с аномалиями в развитии, детей-инвалидов, детей наркоманов и алкоголиков, детей – жертв насилия и др.);
  5. ввести общегосударственную систему учета (банк данных) беспризорных и безнадзорных детей, в том числе не работающих и не учащихся детей, а также банк данных пропавших детей, которых разыскивают родители, опекуны, интернатные учреждения;
  6. внедрить системы индивидуального комплексного сопровождения (патронажа) каждого ребенка, попавшего в трудную жизненную ситуацию, контроля за его развитием в государственном и негосударственном учреждении, в приемной и опекунской семье;
  7. внедрить новые инновационные модели семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей (приемные семьи, семейные группы);
  8. обеспечить учет реальных расходов семей на содержание и воспитание детей в государственной политике в области оплаты труда, налоговой политике, а также при реформировании образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, туризма, жилищно-коммунального хозяйства;
  9. создать федеральное министерство по работе с семьей и молодежью, а также управленческие структуры на региональном уровне».

Основными способами, мерами предотвращения  беспризорности должны быть усыновление, опека и попечительство, и только в крайних случаях  воспитательные учреждения, способные воссоздать условия воспитания, близкие к семейным. Ликвидировать проблему беспризорности сможет только общество и государство, ставящее ребенка в центр своих интересов.

 

 

Заключение

 

Итак, детская беспризорность – серьезная социальная проблема, которая очень ярко выражена в России. Появлению и распространению беспризорности способствует огромное количество причин, как экономических, так и психологических.

К сожалению, не смотря на плачевную статистику, в Российской Федерации  на сегодняшний день нет эффективной правовой базы, опираясь на которую можно было бы создать полноценную систему мер, позволяющих предупреждать развитие и распространение данной проблемы, и постепенно ликвидировать ее. Все меры, которые сегодня применяет наше государство, не дают реальных результатов. Ни в коем случае нельзя недооценивать всю серьезность сложившейся ситуации. Необходимо осознать все последствия, к которым уже привела детская беспризорность и к которым еще приведет, если государство не примет необходимых мер. Однако важно понимать, что и само общество должно прилагать все возможные усилия для ликвидации данной проблемы, так как от этого зависит будущее нашей страны, нашего общества.

Таким образом, проблема беспризорности детей весьма сложная и многосторонняя, в связи, с чем ее решение займет длительный период и потребует объединения усилий всех общественных сил.

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ (ред. от 30.12.2012) "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (с изм. и доп., вступающими в силу с 31.01.2013).
  2. Гоголева, В. Беспризорность. Социально-психологические и педагогические аспекты./ В. Гоголева.- М.: МПСИ,2004.- 464 с.
  3. Кривоносов, А. Исторический опыт борьбы с беспризорностью/А.Кривоносов// Государство и право, 2003.-№ 7. С. 91-107.
  4. Нестеренко, Р. Детская беспризорность и безнадзорность в России: проблемы и пути решения/Р. Нестеренко//СоцСфера.-2006.-С.9-17.
  5. Слуцкий,Е. Беспризорность в России: вновь грозная реальность/ Е.Слуцкий//Социологические исследования.- 1998.-№ 3.-С. 109-123.

 

 


Информация о работе Беспризорность в России