Беспризорность в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 16:14, реферат

Краткое описание

В России в настоящее время актуализируется проблема детской беспризорности, которую все чаще связывают с явлениями социальной и школьной дезадаптации, возникновением наркомании и токсикомании, проституции, бродяжничества и безнадзорности. Анализ реальных шагов, которые предпринимают власти в отношении защиты прав и интересов подрастающего поколения в целом и его наименее социализированных групп в частности, убеждает в том, что затрачиваемые государством усилия в этом направлении нельзя назвать адекватными сложившейся острой ситуации в отношении детей и подростков, отчужденных от институтов воспитания.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….. 2
Раздел 1. «Сущность и причины беспризорности»…………………...….. 3
Раздел 2. «История беспризорности в России»………………………….. 7
Раздел 3. «Профилактика беспризорности»…………………………….. 13
Заключение…………………………………………………………………… 19
Список литературы……………………………………………..…………… 20

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 41.27 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение……………………………………………………………………….. 2

Раздел 1. «Сущность и причины беспризорности»…………………...….. 3

Раздел 2. «История беспризорности в России»………………………….. 7

Раздел 3. «Профилактика  беспризорности»…………………………….. 13

Заключение…………………………………………………………………… 19

Список литературы……………………………………………..…………… 20

 

 

 

Введение

В России в настоящее время  актуализируется проблема детской  беспризорности, которую все чаще связывают с явлениями социальной и школьной дезадаптации, возникновением наркомании и токсикомании, проституции, бродяжничества и безнадзорности.

Анализ реальных шагов, которые  предпринимают власти в отношении  защиты прав и интересов подрастающего  поколения в целом и его  наименее социализированных групп  в частности, убеждает в том, что  затрачиваемые государством усилия в этом направлении нельзя назвать  адекватными сложившейся острой ситуации в отношении детей и  подростков, отчужденных от институтов воспитания.

Эта социальная проблема, присуща  не только России, за рубежом она  получила название «дети улицы», которая  существует в большинстве крупных  городов мира. Она является в определенной степени признаком неразвитости экономики и соответствующих  государственных и общественных институтов, призванных осуществлять социальную поддержку детей и  подростков. Однако данный феномен  присутствует и в странах с  развитой экономикой и отлаженными  службами социального обеспечения, из этого следует необходимость, углубленного изучения всех факторов, определяющих уход и вовлечение детей  в уличную жизнь в условиях местной специфики.

Детское население (от рождения до 18 лет) не является саморазвивающейся  системой. Будучи самой незащищенной частью общества, оно всеми сторонами  своего существования и развития включено во все многообразие общественных структур и отношений. Оно воспроизводит  и обновляет общество, становясь  его частью. Без детей воспроизводство  общества невозможно. От качественных и количественных характеристик  детского населения зависит будущее  нации и государства.

 

Раздел 1. «Сущность и причины беспризорности»

Детская беспризорность - социальное явление, при котором происходит отрыв детей от семьи с утратой постоянного места жительства. Отличительными признаками беспризорности являются: полное прекращение связи с семьёй, родителями, родственниками; проживание в местах, не предназначенных для человеческого жилья; добывание средств к жизни способами, не признаваемыми в обществе (попрошайничество, воровство); подчинение неформальным законам Нечаева А. М. Детская беспризорность -- опасное социальное явление // Государство и право, 2001. № 6. С. 59..

Понятие беспризорности отличается от понятия безнадзорности. В Федеральном  законе от 25 июня 1999 года «Об основах  системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»  Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» даны следующие определения:

· безнадзорный - несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц;

· беспризорный - безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания.

К отличительным признакам, позволяющим считать ребенка  беспризорником относятся:

- полное прекращение всякой связи с семьей, родителями, родственниками;

- проживание в местах, не предназначенных для человеческого жилья;

- добывание средств к жизни способами, не признаваемыми в обществе (попрошайничество, воровство и пр.);

- подчинение «неписаным» законам, продиктованным признаваемым среди беспризорников авторитетом.

С другой стороны, согласно данным правоохранительных органов, в современной  России появилась категория беспризорников, тесно связанных с криминальным миром, которые могут позволить  себе снимать достаточно комфортное жилье Волкова Н., Величко О. Профилактика безнадзорности и правонарушений совершеннолетних // Законность, 2000..№ 7. С. 3..

Беспризорные дети отличаются более сильным инстинктом самосохранения, повышенной возбудимостью, склонностью  к искусственным возбудителям (наркотикам, алкоголю и т.п.). Некоторые из них  преждевременно начинают половую жизнь  Российская педагогическая энциклопедия / Под ред. д.п.н., проф. В. М. Константинова. -- М.: Знания, 1993. С. 85. Они также отличаются выносливостью, активностью, солидарностью в групповых действиях Дармодехин С. В. Безнадзорность детей в России // Педагогика, 2001. № 5. С. 4..

Криминалисты отмечают, что  у беспризорников жизненные цели могут смещаться в сторону  психологического комфорта, получения  «сиюминутных удовольствий» Криминология / Под ред. Гуляева В. П. -- М.: Юридическая литература, 1997. С. 289..

Беспризорность вызывается причинами социально-экономического характера, такими как войны, революции, голод, стихийные бедствия и другие изменения условий жизни, влекущие за собой сиротство детей.

Росту беспризорности способствуют экономические кризисы, безработица, нужда и детская эксплуатация, конфликтная обстановка в семьях, асоциальное поведение родителей, жестокое обращение с детьми. Выделяются также медико-психологические причины (склонность некоторых несовершеннолетних к асоциальному поведению) Слуцкий Е. Г. Беспризорность в России: вновь грозная реальность // Социс, 1998. № 3. С. 117--119..

В последнее время, по словам сотрудника МВД, все больше малолетних преступников оказываются детьми из весьма благополучных семей. «Вы  глубоко ошибаетесь, если думаете, что  балластом для общества могут  стать только дети люмпенов, которые  не получили ни должного материального  содержания для своего развития, ни любви со стороны родителей, - специалист Московского реабилитационного  центра для детей наркоманов. - Все  чаще на социальное дно попадают дети из благополучных, на первый взгляд, семей. Занятые работой по 24 часа в сутки  папы и мамы перекладывают воспитание детей на совершенно чужих им людей. Любовь же свою родители выражают чрезмерным количеством подарков. Дети - сверхчуткие существа, они подсознательно чувствуют, что подарки - это откуп за невнимание. Они понимают, что никому не нужны. Отсюда в душе ребенка копится злость, растут жестокость и желание идти против всех и вся». Среди таких детей, по словам специалиста центра, немалое число наркоманов, преступников. Эти дети идут на преступления не ради куска хлеба, как делают их обездоленные ровесники, а из подсознательного чувства мести за невнимание.

Также детская беспризорность тесно связана с социальным сиротством, только за последние два года, в  четыре раза выросло число родителей, лишенных родительских прав. Федеральный  закон «О дополнительных гарантиях  по социальной защите детей и сирот, и детей оставшихся без попечения  родителей», содержит нормы, обеспечивающие приоритетную защиту интересов детей  и сирот, и детей оставшихся без  попечения родителей, в области  здравоохранения, образования, трудоустройства, права на жилье, но его положения, к сожалению не исполняются.

Право детей на жилье, оно  не соблюдается практически везде. В субъектах Российской Федерации  низка активность органов опеки  и попечительства, их деятельность, вопреки требованиям статьи 123 Семейного  Кодекса, сведена в основном к  тому, что дети подыскиваются для  тех граждан, которые сами обратились за просьбой об усыновлении ребенка.

Неблагоприятное влияние  на социализацию детей зачастую оказывают  средства массовой информации, ведущие  открытую и скрытую пропаганду сексуальной  вседозволенности, порнографии, насилия, преступности, наркомании. Изменились репертуары детских театров и  кино, политика книгоиздания для детей. В детской и молодежной среде  часто культивируются худшие образцы  заграничной морали и культуры.

Проблема безнадзорных детей - это комплексная социальная проблема. Дети, оказавшиеся по тем или иным причинам на улице, нуждаются в разнообразной  помощи. Данные специальных исследований и практика работы социальных служб  для безнадзорных детей в Санкт-Петербурге показывают, что около 30% из них нуждаются  в помощи психолога, около 50% - нуждаются  в услугах врача (различных конкретных специальностей), 70% необходима активная помощь и сотрудничество со стороны  родителей, почти 80% нужна широкая, многоаспектная помощь социальных служб.

 

 

 

Раздел 2. «История беспризорности в России»

Следует отметить, что детская  беспризорность как явление берет  свое начало со времени образования  семьи как ячейки общества.

В дохристианской Руси в родовой  общине славян существовала традиция заботиться о сиротах «всем миром» Кривоносов А. Н. Исторический опыт борьбы с беспризорностью // Государство  и право, 2003. № 7. С. 92. С принятием  христианства связывают начало государственной  политики заботы о детях. Статья 99 Русской  Правды вменяла в обязанности  опекунам «печаловаться» о сиротах. Термин «печаловаться» означал заботу по воспитанию сирот, покровительство тем, кто «не дюже ся будут (т.е. не смогут) сами собою печаловаться».

Собственно государственная  политика призрения детей-сирот  начинается, по мнению исследователей, со времен царствования Ивана Грозного, когда появились первые сиротские  дома, которыми ведал Патриарший приказ. В XVI в. Стоглавым собором каждой церкви было определено открывать училище «для наставления детей грамоте», а для «сирых и немощных» создавать при церкви богадельни.

Дальнейшее развитие государственная  система призрения получила при  Петре I, который поощрял открытие приютов, куда принимали незаконнорожденных с соблюдением анонимности происхождения. Один из первых в России крупных  сиротских государственных домов  был построен в 1706 г. новгородским митрополитом Ионой при Холмово-Успенском монастыре. «Сиротским монастырям» было приказано обучать детей грамоте, а также создавать школы, где учить сирот арифметике и геометрии. В июне 1718 г. Петр 1 издает указ, по которому было велено «малолетних и нищих ребят, бив батоги, посылать на суконный двор и к прочим мануфактурам». Поскольку богадельни и госпитали были переполнены, то царским распоряжением сирот отдавали на воспитание в семьи, а мальчиков 10 лет и старше - в матросы.

Дальнейшее развитие система  призрения получила при Екатерине II. Под патронажем императрицы существовали «воспитательные дома» и приюты, главное назначение которых состояло в том, чтобы на время укрыть ребенка  от беды, а затем определить «в семью  благонравного поведения».

В XIX в. число детей в воспитательных домах быстро росло, а условия жизни ухудшались. Чрезвычайная скученность, недостаточное питание, отсутствие ухода и медицинской помощи приводили к чрезвычайно высокой детской смертности. Так, при Александре I смертность в воспитательных домах доходила до 75%.

Во второй половине XIX в. в развитии образования происходят существенные перемены. В педагогике активно начинают развиваться гуманистическое, духовное и нравственное направления. Педагогическая общественность обращается к вопросам самосовершенствования личности, свободного воспитания, реформирования образования.

Развивалось законодательство, были учреждены суды для несовершеннолетних; исправительные заведения для подследственных  и подсудимых. Эти заведения находились в тесной связи с судами.

К 1917 г. на территории России располагалось 538 детских приютов, где воспитывались 29650 детей.

В эту эпоху судебных реформ в России сформировались основные направления  деятельности государства и общества по предупреждению правонарушений несовершеннолетних. Государство направляло свои усилия преимущественно на развитие правовых основ превентивной политики, практические шаги осуществляли общественные силы. В России беспризорность приняла  угрожающий характер после 1-й мировой войны и Октябрьской Революции 1917 (к 1922 насчитывалось около 7 млн. беспризорных). Проблемами беспризорности занимались Государственный совет защиты детей (1919, председатель А.В. Луначарский), Наркомпрос РСФСР, комиссия по улучшению жизни детей при ВЦИК (1921, Деткомиссия ВЦИК, председатель Ф.Э. Дзержинский), социальные инспекции на местах, «Фонд имени В.И. Ленина для оказания помощи беспризорным детям» (1924). Опытные педагоги стремились создавать беспризорным детям максимальные возможности для нормального развития, проявления самостоятельности, инициативы, полезной творческой деятельности. В 1926 приняты Положение о мероприятиях по борьбе с детской беспризорностью в РСФСР и Постановление ЦИК и СНК СССР «О мероприятиях по борьбе с детской беспризорностью».

Система ликвидации беспризорности включала выявление и контроль за безнадзорными детьми, неблагополучными семьями, социальную помощь и профилактику беспризорности. Организовывались детские воспитательные учреждения интернатного типа - детские дома, трудовые коммуны, школы-колонии, школы-коммуны, детские городки (представляли собой объединение нескольких детских домов, школ, ФЗУ с обслуживающей их инфраструктурой и подсобными учреждениями) и прочие.

В 1919 году в детских домах  воспитывалось 125 тысяч детей, в 1921?1922 годах - 540 тысяч детей. Применялись  такие формы работы с беспризорными  детьми, как патронат, усыновление, опека и попечительство.

Ликвидация беспризорности также требовала проведения санитарной обработки обитателей подвалов и  улиц, в необходимых случаях лечения, организации питания и учебы  детей, предоставления жилья и работы подросткам. Для этого на предприятиях были введены специальные семипроцентные квоты для производственного  обучения и трудоустройства подростков. Активное участие в работе с детьми и подростками «с улицы» принимали и комсомольцы.

Через 200 созданных в 1921 г. приемников-распределителей, рассчитанных на прием от 50 до 100 детей одновременно, в первый год целенаправленной государственной борьбы с беспризорностью прошло более 540 тысяч детей. Несмотря на очевидные трудности восстановительного периода, к 1925 г. в РСФСР уже имелось более 280 детских домов, 420 «трудовых коммун» и 880 «детских городков».

Информация о работе Беспризорность в России