Бездомность как социальная проблема

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2013 в 10:52, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – изучить социальное и правовое положение бездомных.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
охарактеризовать понятие лица без определенного места жительства и особенности социального положения бездомных;
определить причины бездомности в современных социокультурных условиях;
проанализировать нормативно-правовую базу социальной защиты лиц, находящихся в ситуации бездомности.
Рассмотреть основные направления и технологии социальной реабилитации лиц без определенного места жительства в кризисных центрах для мужчин.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Бездомность как социальная проблема
1.1. Исследование социального положения лиц без определенного места жительства 10
1.2. Причины бездомности в современных социокультурных
условиях 23
Глава 2. Практика ресоциализации лиц без определенного места жительства
2.1. Нормативно-правовая база социальной защиты лиц, находящихся в ситуации бездомности 36
2.2. Основные направления и технологии социальной реабилитации лиц без определенного места жительства в кризисных центрах для
мужчин 43
Заключение 54
Список использованных источников и литературы 57

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по бездомным.doc

— 273.00 Кб (Скачать файл)

 

коррупцию реализует  потребность  в  защите, формирует  условия  для  продолжения и  расширения  деятельности.49

Практика  показывает,  что  лица,  поддерживающие  бездомных ( родственники, друзья)  как  правило,  небогаты  и  часто сами  балансируют  на  грани  прожиточного минимума. Уровень  жизни  и  покупательная  способность  этих  лиц в  подобной  ситуации  также  снижаются  и  они,  как и  опекаемые ими  бездомные,  вынуждены снижать  свои  покупательские  запросы. О масштабах  коррупционной заинтересованности можно  судить  исходя из  численности бездомных,  данных  об  их  трудовой  деятельности  и доходах, а так же  о той помощи, которую они получают  от  родственников и знакомых.  Рассмотрим  факторы,  определяющие численность бездомных. Даже  при той колоссальной стигматизации, которая  характерна  для  бездомных  в России, они  не  являются  изолированной социальной  группой  наподобие  индийских  каст.  В  отличие от  касты,  численность  которой  в  конкретный исторический  период  определяется  исключительно  ее  собственными репродуктивными показателями и  смертностью, численность бездомных определяется  тремя  основными  факторами :

- скоростью  пополнения этой  социальной группы  за  счет притока  в нее  представителей  других  социальных  групп;

- скоростью   оттока бездомных  в  другие  социальные  группы  и,  в первую  очередь,  скоростью ресоциализации  бездомных в  обществе,  превращения  их  в  рядовых  обывателей,  имеющих жилье  на  праве собственности  или  ином вещном  праве;

- смертностью. 

Разумеется,  репродукция внутри  бездомного  сообщества  тоже  играет  определенную  роль,  но  она не  существенна по  сравнению  с  определяющими  факторами.50

Подводя  итоги, можно  сделать следующие  выводы. Причины,  по  которым  в  России люди  становятся  и  остаются  бездомными,  являются  производными  множества взаимосвязанных  факторов,  основными  из  которых являются  политика, экономика  и  кризис  института семьи.  Комплексный анализ  причин бездомности  и численности бездомных  показывает,  что  уровень бездомности  и  длительность  бездомного  существования  являются  показателем того,  насколько права  человека, его  свободы и  интересы  находятся  в  фокусе политики государства;  того,  какое  место  в  системе  ценностей  элит,  определяющих  политику  государства, занимает  человек. Формирование  российской  бездомности в  масштабах  и   с особенностями, которые  присущи ей  сегодня, свидетельствуют о  том,  что в  стране отсутствует  продуманная  государственная  политика  профилактики бездомности  и ресоциализации  бездомных,  что  эти вопросы не  являются  значимыми  для властей.

Ключевая  роль  и  значимость  семейных  причин в  формировании бездомности  определяются огромным  значением  института  семьи в формировании  человека, обучении  его  взаимодействию с  природой, государством  и  обществом, в  выполнении иных  социальных  функций, сложившихся в  процессе человеческой истории.

Невыполнение  семьей своего  предназначения приводит к  различным негативным  последствиям,  в  том  числе к  бездомности. В  условиях  явной недостаточности  государственных общественных  механизмов  защиты  прав  и  свобод  человека значение семейного  фактора в каждом конкретном  случае  становится решающим  как  в  вопросах  профилактики  бездомности,  так  и в  вопросах  ресоциализации  бездомного.

Существуют  две  первопричины бездомности :

- несовершенство  государства  и  его  законодательства; политику властей,  обусловленную   некомпетентностью,  социофобиями;

- кризис  института   семьи. 

Остальные  причины  бездомности, по  сути, являются лишь  частными  проявлениями  совместного действия  этих  двух  причин,  и  их  скорее  можно  характеризовать  как механизмы развития проблемы  бездомности. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Практика  ресоциализации  лиц  без  определенного  места жительства

2.1. Нормативно-правовая  база  социальной  защиты  лиц,  находящихся  в  ситуации  бездомности

В  настоящее  время  в  нашей  стране  продолжается  процесс  становления  социальной  работы  как  профессиональной  деятельности, идет  поиск наиболее приемлемых  форм  и  методов  технологизации   социальных  процессов.  Причем  проходит  все  это  в  условиях  стагнационного  состояния  отечественной  экономики, что  ограничивает  возможности  государства по  финансовому обеспечению  многих  социальных  программ,  проектов  и  решений. Сущностную  основу  той  или  иной  модели  общественного  устройства  в  значительной  мере составляет  состояние  социальной  сферы, эффективность  технологизации  социальных  процессов. Применений  действенных   технологий   социальной  защиты  нуждающихся граждан, реализуемых на  основе  законодательных актов РФ,  может обеспечить прогрессивное развитие   государства и выбор наиболее  оптимального  механизма общественного функционирования.51

Нормативно-правовая  база, регулирующая  вопросы  социальной  защиты  бездомных  граждан в  России  представлена  следующими  законами  и  актами:

1)Указ  Президента  РФ « О  мерах  по  предупреждению  бродяжничества  и  попрошайничества».52

2) Порядок взаимодействия органов федеральной государственной службы занятости населения и учреждений  социальной  помощи  для лиц,  оказавшихся в экстремальных условиях без определенного места жительства  и занятий.53

3) Постановление  Правительства РФ « Об утверждении примерного  положения об  учреждении  социальной  помощи для  лиц  без  определенного  места  жительства   и  занятий »54, от 8 июня  1996 г., №670

4) Федеральный  Закон  «Об  основах  системы   профилактики  безнадзорности и   правонарушений  несовершеннолетних»55  от  24  июня  1999 г. №120.

5) Постановление   Правительства РФ « О домах   ночного  пребывания».56

Одним  из направлений  развития  системы  оказания  социальной  поддержки  лиц «бомж» является  их  трудовая  реабилитация  и  создание  нормальных  условий  для  общественно- полезного  труда. Работа  по  организации занятости бомжей ведется с 1996 года с  введения в  действие  « Порядка взаимодействия органов федеральной  государственной службы  занятости населения и учреждений  социальной  помощи  для  лиц,  оказавшихся в  экстремальных  условиях без  определенного  места  жительства  и  занятий»,  который  был  разработан в  соответствии  с Постановлением Правительства РФ  « О  мерах по  развитию  сети  учреждений  социальной помощи  для  лиц,  оказавшихся в  экстремальных  условиях  без  определенного  места  жительства  и занятий», где  определено  следующие:

1.  органы  федеральной  государственной  службы  занятости населения   представляют  учреждениям  социальной  защиты   для  лиц  бомж  и  занятий,  следующую информацию

- о действующих   законодательных  и  нормативных   актах  по  вопросу  обеспечения   занятости  населения;

- сведения  о   возможностях    трудоустройства  данной  категории  граждан,  в  первую  очередь,  на  временных   и  общественных  работах,  не  требующих предварительной профессиональной  подготовки;

- справочные  и  информационные материалы,  касающиеся  вопросов  возможности  профессионального  обучения  граждан.

2. Учреждения  социальной  помощи  проводят  с  гражданами  работу  по  следующим  направлениям:

- социальная  адаптация граждан;

- содействие  в  трудовом устройстве  граждан,  в  том  числе на  рабочие  места в организациях при   учреждениях  социальной  помощи;

- консультация  граждан   по  вопросам получения  документов, удостоверяющих личность и  регистрацию  по  месту  жительства  или пребывания;

- приглашение  работников  службы занятости  для  разъяснения  данной  категории  граждан   порядка  трудоустройства,  а   также положений законодательства  РФ  о занятости населения.

3. органы  службы  занятости: 

- на  основании полученной  информации  ведут  предварительный   подбор рабочих  мест для   граждан, которых  приступить  к  трудовой  деятельности;

- регистрируют  обращающихся  в  службу занятости граждан   данной  категории   и оказывают им помощь  в обеспечении занятости в установленном порядке,  в том числе на временных и общественных  работах;

- оказывают  услуги  по профессиональной  ориентации  и  консультирует  по  вопросам  выбора  работы,  режима  труда,  возможности  обучения;

- направляют  граждан,  признанных  в    установленном  законом  порядке безработными,  для  участия в  программах  социальной адаптации;

- направляют на  рабочие  места в  счет квоты,  устанавливаемой  органами  государственной  власти  субъектов РФ  и  местного  самоуправления, для  приема на  работу указанных  категорий граждан.

4. Органы   службы занятости   информируют  учреждения социальной  помощи о  данной  работе,  проводимой по  трудоустройству   и  профессиональному обучению  данной  категории  граждан.

Основными  мероприятиями  по  профилактике  бездомности  и оказанию  социально-трудовой поддержки  лицам  без  определенного  места  жительства  являются :

1.Создание различных   учреждений социально- трудовой  адаптации  бомжей.

2. Привлечение трудоспособных  граждан указанной категории к общественным и временным работам на  предприятия города,  в том числе на  вакантные штатные должности в самих учреждениях   социальной  помощи.

Например, в  Северо-Западном  Федеральном  округе   ежегодно  Департаментом  федеральной  государственной службы  занятости  населения  по г. Санкт-Петербургу « заключаются  договоры с 25  предприятиями  и организациями  города на  выполнение оплачиваемых общественных  работ  на  250 рабочих  места. Кроме  того,  более  350  лиц  без  определенного  места  жительства  самостоятельно  обращаются  в  службу  занятости, им  оказывается содействие в  трудоустройстве».57

3. Проведение сотрудниками  территориальных органов  службы  занятости  консультаций  с   выездом  в  приемники- распределители   и  социальные  учреждения  для  лиц без  определенного места  жительства по  вопросам  их прав  в  области  занятости.

4. Распространение  информации  о предприятиях  города,  предоставляющих   рабочие  места  для  трудоустройства   лиц  без  определенного  места  жительства в  местах  их  нахождения, регулярная  публикация этих  сведений  в газетах, типа «Биржа  труда» и  распространение  их  в  учреждениях  социальной  помощи, в  которых  организованы  также и постоянные консультации по  вопросам  трудоустройства.

5. Проведение  службой   занятости мероприятий,  способствующие  трудоустройству  лиц,  освободившихся  из  мест  лишения свободы.58

Проблема социально- трудовая  адаптация  этой группы  лиц  заключается  в том, что  «данная  категория  граждан  не  всегда  обращается  в  службы занятости,  предпочитая  либо  вообще  не  занимается  общественно- полезным трудом,  либо  решать  проблему  трудоустройства,  не  прибегая  к  помощи  данной службы. Например, в Москве за  год в  службу  занятости  по  вопросу  трудоустройству  обратилось всего  около 300  граждан, освободившихся  из  мест  лишения  свободы.»59

Нормативно-правовая база, регулирующая   вопросы  социальной  защиты  бездомных  граждан  в  Республике Коми   представлена  Законом Республики  Коми  от  18  ноября 2009г. № 103 –РЗ « О  внесении изменений в  Закон РК « Об оказании  государственной  социальной  помощи в  Республике  Коми»60.

Говоря о  проблеме  бездомных  в  Республике  Коми,  надо отметить,  что «  по  предварительным  итогам  Всероссийской  переписи  населения  2010года,  всего  в  Коми  переписано  347  человек без  определенного  места  жительства и занятий. Это  на  треть  меньше  данных  переписи  2002 года.  Понятие «бомж»  давно  уже  престало  быть  просто  аббревиатурой  от  словосочетания « без  определенного  места  жительства «,  превратившись  в  слово  с  ярко  выраженной негативной  окраской.  Между  тем, бездомные – это люди  со  всеми  правами, гарантированной  Конституцией»61.

 Таким   образом, одним  из  направлений  развития  системы  оказания  социальной поддержки  лиц   «бомж»  является их  трудовая  реабилитация  и  создание  нормальных  условий для  общественно-полезного труда. Работа  по  организации занятости населения бомжей ведется с 1996 года с введением в действие «Порядка  взаимодействия органов федеральной государственной службы занятости населения и учреждений  социальной помощи     для лиц,  оказавшихся    экстремальных  условиях   без  определенного  места  жительства  и  занятий»,  который  был  разработан  в соответствии  с Постановлением Правительства  РФ « о мерах по  развитию  сети  учреждений социальной  помощи  для  лиц, оказавшихся в экстремальных условиях без  определенного  места  жительства и  занятий».

Информация о работе Бездомность как социальная проблема