Аспекты реализации аграрной политики России в контексте достижения продовольственной безопасности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 03:49, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является анализ результативности российской аграрной политики в той её части, которая непосредственно касается ПБ страны. Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть сущность аграрной политики;
- рассмотреть аспекты реализации аграрной политики России в контексте достижения продовольственной безопасности

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….. 3
1. Понятие и сущность аграрной политики………………………….………….4
2. Аспекты реализации аграрной политики России в контексте достижения продовольственной безопасности ………………………………………………7
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………....19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………21

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТпоГЭП.docx

— 42.61 Кб (Скачать файл)

В целом, ситуация на рынке  с/х России неоднозначна, несмотря на тенденцию роста в целом в  последние годы, развитие подотраслей  идет неравномерно. Как уже отмечалось ранее, это в первую очередь обусловлено  зависимостью отрасли от погодно-климатических  условий. Так, засуха 2010 г нанесла  сильный урон отечественному с/х, а  благоприятные погодные условия 2011 года позволили собрать рекордные  урожаи и увеличить общее поголовье  скота и производство мяса.

Теперь рассмотрим потребление  продуктов питания в России.

Таблица 4

Потребление продуктов питания  и рац. нормы питания

 

Рациональные нормы питания

Фактическое потребление  в 2010 г.

Уровень фактического потребления  по отношению к рац. нормам, %

Мясо и мясопродукты

70-75

63

90

Молоко и молочные продукты

320-340

247

77.2

Рыба и рыбопродукты(в  товарном весе)

18-22

15.5

86.1

Яйца(шт)

260

269

103.5

сахар

24-28

39

162.5

Растительное масло

10-12

13.4

134

картофель

95-100

104

109.4

Овощи и бахчевые

120-140

101

84.2

Фрукты и ягоды

90-100

58

64.4

Хлебные продукты

95-105

119

125.3


Источник:Росстат, Минздравсоцразвития

Из приведенной таблицы  видно, что фактически существует недостаточное  потребление мяса и мясопродуктов  на 10%, молока и молочных продуктов  на 22.8%, рыбы и рыбпродуктов на 13.9%, фруктов  и ягод на 36.6%, овощей и бахчевых на 15.8%. зато, мы потребляем больше нормы  сахара (на 62.5%), картофеля (на 9.4%), хлебных  продуктов на 25.3%.

Что касается энергетической ценности пищевого рациона населения, то суточное потребление на одного человека в России составляет в среднем 2200 ккал (2590 ккал – в 1990 году), по международной  классификации Всемирной продовольственной  организации (ФАО), питание на уровне 2150 калорий характеризует условия  постоянного недоедания. Нормальным же уровнем для человека является 2600 калорий. Сбалансированное по количеству, ассортименту и качеству продовольственное  снабжение населения России является важнейшим фактором обеспечения  его здоровья, жизни и всеобщего  благополучия.

ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ С/Х ТЕХНИКОЙ

По прогнозу Госпрограммы, в первые годы ее реализации обеспеченность с/х товаропроизводителей некоторыми видами техники должна была снижаться  за счет опережающего выбытия устаревшей техники. Стабилизация обеспеченности основными видами техники намечалось в отношении комбайнов к 2010 году, а в отношении тракторов - к 2011 году. Всего за период реализации Программы должно было быть приобретено более 175 тыс. тракторов и 55 тыс. зерноуборочных комбайнов. Обновление парка с учетом списания этой техники должно составить в отношении тракторов 40 %, а в отношении зерноуборочных комбайнов – 50% (к уровню 2006 года).

Таблица 5 Обеспеченность с/х организаций тракторами и комбайнами

 

1990

2005

2010

Приходится тракторов  на 1000 га пашни,шт

11

6

4

Нагрузка пашни на 1 трактор, га

95

181

236

Приходится на 1000 га посевов  соотв-х культур, шт

Комбайнов зерноуборочных

7

4

3

Приходится посевов соотв-х  культур, га На 1 комбайн зерноуборочный

152

253

327


Источник: Росстат

Как видно из таблицы, по сравнению с 1990 г, к 2010 г практически  в 3 раза уменьшилось количество тракторов  на1000 га пашни и соответственно, возросла нагрузка пашни на 1 трактор. Ситуация с комбайнами аналогична.

Таблица 6

Наличие и техническая  готовность техники, (тыс.шт)

 

2007

2010

2011

2012

Готовность, %

         

2011

2012

Тракторы

406

520

495

483.5

80.5

80.4

Зерноуборочные комбайны

108

140

137

132.1

89.7

89.9

Кормоуборочные комбайны

26

25

23

22.2

88.2

89.4

Сеялки

179

237

223

223.0

83.0

84.1

Плуги

121

152

145

139.6

88.0

89.1

Культиваторы

154

187

179

179.1

89.0

87.9


Источник: Минсельхоз

Из приведенной таблицы  видно, что увеличение количества с/х  техники наблюдалось только в 2010 г, но в период с 2010 – 2012 – практически  не изменилось и даже сократилось.

Как видно из приведенных  данных, дефицит техники сохраняется. Одновременно, слабо развивается  с/х машиностроение. Большую часть  парка составляют старые машины. Средняя  обеспеченность комбайнами и тракторами в расчёте на единицу обрабатываемой площади в России невысока, а нагрузка на основные виды техники наоборот очень высокая. Кроме того, несмотря на некоторую поддержку государства, существуют проблемы с обеспечением ГСМ. Все это не позволяет в должной мере повысить эффективность использования с/х земель и проведения с/х работ.

ИМПОРТ С/Х ПРОДУКЦИИ  И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ

Сдерживающим фактором развития отечественного производства является продолжающийся рост объемов импорта  с/х продукции и продовольствия.

Для оценки степени достижения обеспечения ПБ используется следующий  критерий - удельный вес отечественной  сельскохозяйственной и рыбной продукции, сырья и продовольствия в общем  объеме товарных ресурсов внутреннего  рынка должен быть 80% и более, причем, по зерну и картофелю – не менее 95%.

Импорт продовольственных  товаров и сельскохозяйственного  сырья в Россию (млн $ США)(по данным РОССТАТА и отчетам Минсельхоза )

2005г – 17,4

2008г - 35,1

2009г – 30,1

2010г – 36,5

2011г – 38,4

2012г (январь – октябрь)  – 32,2

Как видно из приведенных  данных, доля импорта продуктов питания  неуклонно растет, и только в 2012 г  отмечается некоторое уменьшение. В  целом, мы импортируем около 34–35% с/х  продукции и продовольствия. По мясу доля импорта несколько выше (около 40%), по молоку и молокопродуктам  – ниже (около 20%). Соответственно, можно  говорить, о том, что удельный вес  отечественной продукции на рынке  продовольственных товаров значительно  ниже уровня достижения ПБ. Эта ситуация диссонирует с возможностям страны, ее земельными и водными ресурсами.

Довольно сложное положение  и с качеством пищевых продуктов, поступивших на потребительский  рынок

Таблица 7

Ненадлежащее качество отечественных  и импортных товаров (%)

 

2000

2009

2010

2011

 

отч

имп

отч

имп

отч

имп

отч

имп

Мясо и птица

8.2

53.5

2.8

8.4

8.1

5.8

3

2

Продукция рыбная (без консервов)

28.5

36.2

10.9

21.7

12.0

14.7

8

11

Цельномолочная продукция

18.8

36.4

7.8

5.4

6.9

3.9

6

3

Сыры

21.9

27.1

5.3

4.6

3.2

1.8

3

3

Изд.кондитерские

17.1

21.4

6.6

13.7

9.0

5.6

7

9

Консервы мясные и мясорастит.

62.1

71.9

0.4

17.1

2.7

4.5

2

0


Источник: Росстат

Из таблицы 7 видно, что  существует тенденция к улучшению  качества импортных товаров и  товаров отечественных производителей. Однако, в 2011 г ухудшилось качество импортных сыров и кондитерских изделий.

Определенное влияние  на качество продуктов питания оказывает  принятый ФЗ «О техническом регулировании». С 2010 года обязательная сертификация большинства  продуктов питания отменена. Теперь вся ответственность за их качество и безопасность возлагается на производителя. В качестве основного документа, подтверждающего безопасность продукции, может приниматься декларация о соответствии, которая готовится производителем на основании собственных доказательств или доказательств, полученных при помощи независимых лабораторий.

В настоящее время остается неразрешенной проблема производственного  контроля за качеством и безопасностью  продукции, создания систем качества именно в производственном процессе, в самих  поставщиках - производителях сельскохозяйственной продукции - с/х кооперативах, хозяйственных  обществах и товариществах и  др.

Продовольственная безопасность – минимальная цель аграрной политики страны, неотъемлемая часть ее национальной безопасности. Обеспечение ПБ является приоритетным направлением государственной  политики, так как охватывает широкий  спектр национальных, экономических, социальных, демографических и экологических  факторов.

Сформулирована концепция  государственной политики в области  обеспечения ПБ. ФЗ "О ПБ РФ" определяет продовольственную безопасность как состояние экономики, при котором населению страны в целом и каждому гражданину в отдельности гарантируется обеспечение доступа к продуктам питания, питьевой воде и другим пищевым продуктам в качестве, ассортименте и объемах необходимых и достаточных для физического и социального развития личности, обеспечения здоровья и расширенного воспроизводства населения страны.

У ПБ можно выделить 3 аспекта:

  1. Физическая доступность продовольствия - наличие продуктов питания на всей территории страны в каждый момент времени и в необходимом ассортименте. Она во многом определяется развитием торговой инфраструктуры. Сложности в развитии инфраструктуры продовольственного рынка связаны с функционированием и расширением деятельности торговых сетей, приводящей к монополизации этого сегмента рынка, усложнению доступа к нему с/х товаропроизводителей, поддержанию высокого уровня потребительских цен на пищевые продукты.
  2. Состояние экономической доступности характеризуется уровнем реально располагаемых доходов населения, обеспечивающих при сложившихся ценах возможность приобретать пищевые продукты в объемах и ассортименте не менее установленных норм их рационального потребления
  3. Физиологическая (биологическая, экологическая ) безопасность продовольствия.

ПБ РФ может рассматриваться  в рамках страны в целом и применительно  к отдельным ее регионам. Региональный аспект обуславливается большими размерами  страны, различием природно-климатических  условий, экономической, демографической  ситуацией и территориальным  размещением населения. Необходимо отметить, что регионы России находятся  в различном положении относительно продовольственного обеспечения (одни из них вывозят продовольствие, другие за счет внутреннего производства не могут создать достаточного продовольственного обеспечения и вынуждены завозить его).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, производство продуктов питания является самым первым условием жизни людей всякого производства вообще. Этим характеризуется жизненно важная роль, которую выполняет сельское хозяйство в любом обществе. Обострение продовольственной проблемы обуславливает чрезвычайную актуальность развития сельского хозяйства, смежных с ним отраслей, развития аграрных отношений и аграрной политики.

Аграрная политика – это  политика, направленная на динамичное и эффективное развитие не только сельскохозяйственного производства и других отраслей агробизнеса, но и  обеспечения на этой основе роста  жизненного уровня населения и общественного  процесса в стране.

Делая вывод, можно сказать, что за период реализации госпрограммы, были достигнуты определенные результаты, но задача достижения ПБ страны достигнута не была. Стратегические запасы продовольствия истощены. Развитие растениеводства идет очень медленными темпами и пока говорить о стабильной положительной динамике развития этой отрасли рано. В животноводстве ситуация практически аналогична. Достигнуты положительные результаты в развитии свиноводства и птицеводства, но пока так и не удалось снизить темпы сокращения поголовья КРС, что в свою очередь привело к сокращению производства молока. Отечественное животноводство далеко не полностью обеспечивает потребности населения страны в молоке и мясе. Парк сельскохозяйственной техники устарел и заметно сократился, производственные мощности не позволяют наращивать выпуск продовольствия. Население страны обеспечено экологически чистыми и полезными продуктами питания отечественного производства только на 30-50 %.

Отсутствие развитой инфраструктуры, позволяющей обеспечить физическую доступность продовольствием все  население страны, отказ от разумного патернализма по отношению к отечественным производителям и практически полное открытие внутреннего рынка для импорта продуктов питания - все это подрывает базу для самообеспечения страны продовольствием.

Информация о работе Аспекты реализации аграрной политики России в контексте достижения продовольственной безопасности