Армия как социальный институт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 16:38, курсовая работа

Краткое описание

Армия, со времен образования первых государств, является неотъемлемым атрибутом каждого государства, его опорой и одним из главных факторов, как во внутренней, так и во внешней политике. Не случайно общепринятым является представление о том, что на чьей стороне находиться армия, за тем - реальная власть. Армия - это социальный институт, который столетиями выполняет свои функции в государстве и теснейшим образом связан с государством. Поэтому отношение к армии является неотъемлемой частью престижа государства.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………... 2
Глава 1 Теоретико-методологическая основа изучения армии в системе
ценностей современной российской молодежи…………………………………… 6
Армия как социальный институт…………………………………….. 6
Имидж современной российской армии………………………….. 17
Армия в системе ценностных ориентаций российской молодежи.
Факторы формирования ценностных ориентаций……………………. 28
Глава 2 Изучение армии в системе ценностных ориентаций современной
Российской молодежи……………………………………………………………… 37
2.1. Ценностные ориентации молодежи призывного возраста и
военнослужащих: попытка структурного анализа…………………….37
2.2. Анализ результатов исследования на тему «Отношение
российской молодежи к современной армии»………………………… 43
Заключение ………………………………………………………………………... 54
Список используемой литературы……………………………………………… 57
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

моя курсовая.docx

— 126.37 Кб (Скачать файл)

Основаниями гипотезы стали  как исторические факты, так и  современной уровень развития нравственности в обществе. Не возникает сомнений что социальная трансформация российского общества сопровождается серьезными экономическими и политическими проблемами в стране, что наносит огромнейший урон по уже устоявшейся системе ценностей общества, в том числе и по самой уязвимой в этой области категории – по нашей молодежи.

Чтобы проверить выдвинутую гипотезу, были исследованы учащиеся 10-11классов одной из подмосковной гимназии. Для определения ценностных ориентаций 26 юношей были использованы методика ценностных ориентаций М. Рокича, методика диагностики степени удовлетворенности основных потребностей и анкета.

Из 18 терминальных ценностей  в самую популярную группу из четырех  попали: здоровье (69%), любовь (50%), наличие  хороших и верных друзей (46%), свобода (42%). Из 18 инструментальных ценностей: воспитанность (65%), аккуратность (50%), независимость (42%), честность (42%).

Таким образом, убеждение  старшеклассников в том, что здоровье, любовь, наличие хороших и верных друзей и свобода является той  конечной целью существования, к  которой стоит стремиться, свидетельствует  о более выраженном ориентировании юношей на духовную сферу жизни, что в принципе не является негативным явлением. Однако отмечается отсутствие в числе лидеров ценностных ориентиров, связанных с будущей трудовой деятельностью, таких как продуктивная жизнь, интересная работа, общественное признание. А вот убеждение испытуемых в том, что воспитанность, аккуратность, независимость и честность являются тем образом действий и свойством личности, которые предпочтительны в любой ситуации, выступает значимым фактом, т.к. в идеале именно воспитанность и честность – основа взаимоотношений в обществе.

Из 15 потребностей базовыми, входящими в первую тройку, стали: быть понятыми другими (54%), обеспечить себе материальный комфорт (50%), обеспечить себе положение влияния (46%). Потребность  подростка в понимании его  другими людьми является важной для  каждого подростка в связи  с особенностью данного возрастного  периода. Обеспечение материального  комфорта и положение влияния  является совершенно нормальной потребностью для юноши – будущего мужчины, кормильца семьи и успешного  карьериста.

Немного огорчают результаты анкетирования. Если до этого картина  ценностных ориентиров будущего защитника Отечества была в принципе удовлетворяющей, то на данном этапе возникли некоторые трудности.

Можно отметить, что все-таки большинство ребят в свободное время посещают занятия в различных секциях, кружках, спортклубах, музыкальной школе (69%). Это очень важно, т.к. во-первых, Юноша развивается дополнительно, а не только в тех рамках, которые может дать школа; во-вторых, у него остается меньше свободного времени, а, значит, меньше вероятность воздействия негативных явлений, таких как «улица», чрезмерное увлечение компьютерными играми и интернетом. Но возникает вопрос: а чем же занимаются остальные 30% опрашиваемых?

77% юношей уверенно утверждают, что они патриоты и готовы  отдать жизнь за Родину. Но  в то же время, проведя градацию пяти приоритетов в жизни, «Территориальная целостность государства» и «Надежность охраны границы» оказались лишь на 4-м и 3-м месте, уступая «материальной обеспеченности». Так же всего лишь 12% уверены, что отслужат положенный срок в армии, чтобы выполнить свой гражданский долг.

Положительным является тот  факт, что 38% опрашиваемых оценивают значимость своей будущей профессии для обеспечения безопасности государства как очень значимой. Это связано с поступлением третьей части юношей в ВУЗы силовых ведомств. Однако 81% исследуемых при выборе будущей профессии руководствуются материальными соображениями и лишь 15% - чувством патриотизма.

Лишь 30% считают службу в  силовых структурах (МО, МВД, ФСБ) престижной и еще 23% не уверенны, но склоняются к оценке престижности.

Настораживающим является то, что 70% юношей лишь иногда руководствуются  в повседневной жизни законами, а 12% - вообще не руководствуются. И всего  лишь 54% будущих защитников уверенно говорят об уважительном отношении  к таким государственным ценностям, как права и свободы граждан, конституция, государственный суверенитет.[20]

Таким образом, в результате исследования была обнаружена недостаточная сформированность базовых ориентиров в системе ценностей будущего защитника Отечества.

 

2.2 Анализ результатов исследования на тему «Отношение российской молодежи к современной армии»

 

В исследовании приняли участие 42 человека в возрасте от 19 до 25 лет, все студенты НИИрГТУ. Время ответов не ограничивалось.

По половому признаку респонденты  распределились следующим образом:

50,0% (21 из 42) мужской  

50,0% (21 из 42) женский 

Опрашивались  возрастные категории: 

42,9% (18 из 42) от 20 до 22 лет  

33,3% (14 из 42) от 23 до 25 лет

23,8% (10 из 42) от 17 до 19 лет

В исследовании  принимали  участие студенты следующих специальностей:

21,4% (9 из 42) социальная работа

21,4% (9 из 42) реклама

19,0% (8 из 42) журналистика

19,0% (8 из 42) юриспруденция

14,3% (6 из 42) социология

4,8% (2 из 42) психология

Оценка намерения проходить  службу в Вооруженных Силах и  влияние ближайшего окружения. Мнения студентов относительно намерения проходить службу в армии распределились следующим  образом:

– 21% (9 из 42) пока не собираются, а там как получится;

– 21,4% (9 из 42)собираются, всегда хотели пойти служить;

– 21,4%(9 из 42)  не хотят идти, но придется;

– 16,7% (7 из 42) затруднились ответить.

– 14,3% (6 из 42)сделают все, чтобы не пойти в армию;

– 4,8%(2 из 42) все равно;

Из полученных результатов  можно сделать вывод, что решения молодежи относительно намерения проходить службу весьма разные, и судя по лидирующим позициям большинство молодых людей осознают, что в будущем им придется проходить воинскую службу и относятся к этому как к закономерному явлению. Процент тех, кто «сделает все, чтобы не пойти в армию» несколько меньше. Это говорит о том, что многие молодые люди не готовы к прохождению службы и не видят в ней смысла.

У каждого из респондентов в ближайшем окружении оказались  люди, проходившие воинскую службу.

34% (27 из 42) друзья

31% (25 из 42) знакомые

29% (23 из 42) родственники

6% (5 из 42) вторая половина

Полученные результаты говорят  о том, что у каждого молодого человека в близком окружении есть люди, проходившие воинскую службу.

О подробностях воинской службы молодые люди узнают из различных  источников:

30% (38 из 42) от друзей

23% (29 из 42) телевидение

21% (26 из 42) от знакомых

15% (19 из 42) от родственников

8% (10 из 42) из газет, журналов

3% (4 из 42) радио

Из полученных данных можно  сделать вывод о том, что источников информации по данной теме много, в большей степени это друзья.

Результаты вопроса о  том, какому из источников информации респонденты доверяют в большей степени распределились следующим образом:

59% (25 из 42) друзьям

26% (11 из 42) родственникам

10% (4 из 42) телевидению

5% (2 из 42)знакомым

Из полученных данных следует, что наибольшее доверие у молодых людей по поводу армии вызывает мнение друзей, на втором месте стоят родственники, к телевидению относятся с гораздо меньшим доверием, несмотря на то, что значительную часть информации об армии они узнают именно благодаря телевидению, а радио и печатным изданиям молодежь не доверяет вообще.

Таким образом, можно сделать вывод, о том, что мнение молодых людей об армии формируется под влиянием множества факторов. Большой авторитет имеет мнение друзей, оно оказывает наибольшее влияние на формирование представления  молодежи об армии. К тому же у большинства опрошенных есть друзья, которые когда-либо были в армии и именно от них молодые люди узнают о подробностях воинской службы. Так же учитывается мнение родных, это можно объяснить большим влиянием родственных уз на мнение молодых людей в целом.

Для выявления совокупности характеристик и оценок,  описывающих в сознании граждан образ российской мы задали косвенный вопрос, точнее попросили респондентов написать примерно 10 слов, которые ассоциируются у них с армией.

 Анализ результатов показал ряд существенных моментов,  обнаружить которые,  не прибегая к эмпирическим методам, было бы затруднительно и которые хорошо иллюстрируют положение дел на всех уровнях восприятия имиджа армии в массовом сознании граждан России.

 Все слова, которые  были использованы респондентами  при их размышлениях о российской армии, можно разделить на три примерно равные группы: положительно характеризующие армию, нейтрально и отрицательно.  К положительным относятся: «защита», «мощь», «ядерная держава», «сила», «патриотизм», «Отечество», «долг Родине», «воспитание», «медали», «дружба», «храбрость», «честь», «отвага», «мужество», «Родина», «воля», «ответственность», «организованность», «друзья», «дисциплина», выносливость», «мужественность».  Этих слов значительно меньше, чем тех, которые относятся к двум другим группам. Они максимально абстрактны в отличие от конкретных высказываний,  которые отнесены к третьей группе.

К нейтральным словам можно отнести,  например: «служба», «военкомат», «форма», «офицеры», «оружие», «зарядка», «взвод», «фуражка», «письма», «присяга», «устав», «танк», «рота», «караул», «наряд», «противогаз», «строевая подготовка», «майор», «звездочки», «погоны», «шконка», «автомат», «майор», «казарма», «черпак», «полигон», «учебная тревога», «каска», «строй», «марш», «капрал», «увольнение», «дембель», «фуражка», «комбат», «марш-бросок», «команда», «батальон», «истребитель», «патроны», «прицел», «отбой», «приказ», «парад», «воин», «учебная тревога», «физическая нагрузка», «служба», «воин», «приклад», «дисциплина», «солдат». Эта группа носит символический характер и позволяет безошибочно, без всяких оценок отличать одно явление или вид деятельности от другого. Она оказалась большей среди использованных слов.

Третью группу составили  негативно-отрицательные высказывания. Чаще всего называлась «дедовщина», причем в перечне одним из первых.  Вероятно,  ассоциативно в сознании людей это слово очень тесно связано с оценочными суждениями о современной армии. Остальные высказывания респондентов целесообразно объединить по смысловым подгруппам: а) относящиеся к проблемам питания и быта (невкусная еда, перловка, тушенка,  голод,  похлебка,  железные кровати,  чистка картофеля,  принимать душ вместе, рутина, бардак, выживание); б) относящиеся к вопросам внешнего вида (короткая или немодная стрижка, лысые, жалость, усталость, грустные лица, бессонница, боль); в)  относящиеся к характерным событиям и явлениям,  касающимся армии  (незащищенность, ранение, плачущие матери, духи, нехватка денег, жестокость, нищета,  падение вертолетов, «откосить»,  отсрочки,  самоволка, принуждение,  избиение, угнетение, взятки,  унижение,  риск,  страх,  дезертирство,  глупое руководство, принудительная уборка (снега, туалетов), воровство и др.)

В процентном соотношении  мы получили следующие результаты:

45% – нейтральная характеристика армии

35% – негативная характеристика армии

19% – позитивная характеристика армии

Для уточнения результатов  нами был задан прямой вопрос о  представлении образа современной  армии.

По  представлению большинства респондентов образ современной армии является:

62% (26 из 42)нейтральным

24% (10 из 42)негативным 

14% (6 из 42)позитивным

Результаты двух вопросов практически совпали, разница наблюдается лишь в процентном соотношении.

Из этого можно заключить, что большая часть молодых людей не испытывают по отношению к армии ни отрицательных, ни положительных эмоций. Армия воспринимается ими как неотъемлемый атрибут государства. Тем самым подтвердилась наша гипотеза о том, что  отношение большинства молодых людей к армии можно охарактеризовать как «нейтральное».

К сожалению, процент тех, кто считает образ современной армии негативным, очень высок. Подобные результаты говорят о том, что у молодых людей, отрицательно относящихся к службе в Вооруженных Силах, не сформирована положительная мотивация на прохождение действительной воинской службы.

И напротив, очень мало молодых  людей, которые считают образ  армии положительным. Возможно, причиной этого является постоянная трансформация общества и переходный период, произошедший в недалеком прошлом.

Причинами, из-за которых, по мнению молодежи, не стоит идти в  армию, являются:

20% (22 из 42) наличие неуставных отношений («дедовщины»)

20% (22 из 42) нанесение вреда состояния здоровья

16% (18 из 42) пустая трата времени

13% (15 из 42) потеря хорошей работы

11% (12 из 42) потеря профессиональных умений

7% (8 из 42) потеря любимого человека

7% (8 из 42) нежелание покидать домашний уют

6% (7 из 42) боязнь тягот армейской службы

Полученные данные говорят  о том, что среди молодежи призывного возраста существуют самые различные опасения: это и страх неуставных взаимоотношений,  недостаточная социальная защищенность солдат, и страх навредить своему здоровью.  Возможно, некоторые из этих опасений связаны с отсутствием информации о реальном положении дел в армии. Так же большое количество респондентов не видит смысла в прохождении службы, не понимает, зачем это ей нужно.  К тому же многие молодые люди считают, что за время прохождения службы они могут потерять хорошую работу и профессиональные  умения.

Информация о работе Армия как социальный институт