Анкетный опрос как метод сбора социальной информации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2015 в 05:00, реферат

Краткое описание

Анкетирование имеет как достоинства ( оперативность, экономия средств и времени и др. ), так и недостатки, связанные с субъективностью получаемой информации, ее достоверностью и т. д. Поэтому анкетирование необходимо сочетать с другими методами сбора первичной информации.

Содержание

Введение
стр. 3
Основная часть
стр. 5
последовательность вопросов
стр. 5
конструирование анкеты с учетом стиля респондента
стр. 10
расположение коммуникативных блоков анкеты
стр. 14
оформление анкеты
стр. 15
Заключение
стр. 17
Список используемой литературы
стр. 20

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат (соц).doc

— 149.50 Кб (Скачать файл)

Психология респондента играет чрезвычайно важную роль в процессе опроса. Обоснованность  и  надежность полученных в исследовании результатов зависит не только и доже не столько от математико-статистических изысков при обработке ответов, сколько  от пригодности анкеты как средства опосредованного письменного асимметричного целенаправленного общения. Конечно, нельзя утверждать, что исследование непременно потерпит неудачу, если какие-то изложенные выше требования к конструированию анкеты будут нарушены. Однако в таком случае трудно быть уверенными в правомерность полученных результатов. Пренебрегая  вопросами организации общения с респондентом, социолог обрекает себя на оперирование заведомо сомнительными данными. Кроме того, значительный воспитательный эффект обращения к широким народным массам без учета их реальной  психологии может быть значительно обеднен и ослаблен.

 

Заключение.

Анкета заполняется опрашиваемым самостоятельно, поэтому ее конструкция и все комментарии должны быть предельно ясны для респондента.

Основные принципы построения анкеты   состоят в следующем:

Первый принцип:   программная логика вопросов не должна быть смешиваема с логикой построения анкеты. Опросный лист строится под углом зрения психологии восприятия опрашиваемого. Например, при изучении отношения к клубным учреждениям казалось бы логичным сначала выяснить, посещают ли клуб данные респонденты , а затем перейти к направленному опросу тех, кто ответил утвердительно, а после этого --- тех, кто клуб не посещает. Однако, учитывая, что в общей массе населения последних больше, следует поступать иначе: в первую очередь формулировать вопросы для всех, затем --- для посещающих клуб, потом --- для непосещающих его и снова --- для всех респондентов.

Разделение групп опрашиваемых производится вопросами-«фильтрами». В данном случае первая группа вопросов, относимая ко всем, не имеет специального пояснения, вторая вводится фразой : «Следующие вопросы относятся только к тем, кто посещает клуб», третья --- снова предваряется «фильтром» ( «Эти вопросы адресуются тем, кто не посещает клуб»), а в заключение (обычно это – сведения о респонденте) --- снова пояснение: «Последние пять вопросов относятся ко всем опрашиваемым».

Учет особенностей восприятия респондентом текста анкеты --- ведущий принцип, из которого следуют и все другие требования к ее построению.

Второй принцип --- непременный учет специфики культуры и практического опыта опрашиваемой аудитории.  Это требования, касающиеся общей структуры опросного листа. Например, при опросах рабочих вряд ли разумно пространно объяснять научные цели проводимой работы. Лучше подчеркнуть ее практическую значимость. Опрашивая же экспертов, следует указать и практические, и научные цели  исследования.

Третий принцип   вытекает из того, что одни и те же вопросы, расположенные в разной последовательности, дадут разную информацию. Например, если сначала поставить вопрос об уровне удовлетворенности какой-то деятельностью и ее условиями (труда, быта и т. п.), а затем --- вопросы на оценку частных особенностей деятельности (удовлетворенность содержанием работы, заработком, бытовым обслуживанием и прочее), то общие оценки будут влиять на частные, снижая (или, напротив, повышая) их независимо от специфики того или иного аспекта общей ситуации. Наблюдается, с одной стороны, стремление респондента психологически оправдать общую оценку и , с другой стороны, усиленное действие эффекта «эха» (галло-эффект), т.е. многократного повторения одной и той же оценки, отнесенной к общей группе проблем.

В таком случае следует частные вопросы ставить первыми, обобщающий --- в конце соответствующего «блока», предваряя фразой: «А теперь просим Вас оценить в целом, в какой мере вы удовлетворены  ...чем-либо» и т. д. Оценка частных условий труда, быта и прочее предваряет общую, заставляет респондента более ответственно подойти к итоговой оценке, помогает разобраться в собственных настроениях.

Четвертый принцип --- смысловые «блоки» опросного листа  должны быть примерно одного объема. Доминирование какого-то «блока» неизбежно сказывается не качестве ответов по другим смысловым «блокам». Например, в анкете об образе жизни, детально расспрашивая об условиях труда, а затем уделяя 2 – 3  вопроса условиям быта, мы заведомо даем понять респонденту, что первое важнее, и тем самым оказываем на него давление. Несогласные с такой позицией исследователей, возможно, неумышленно будут снижать оценки по блоку «работа», а заодно – и по другим аспектам тематики опроса.

Пятый принцип    касается распределения вопросов по степени их трудности. Первые вопросы должны быть более простыми, далее следуют более сложные (желательно событийные, не оценочные), затем --- еще сложнее (мотивационные), потом --- спад  (снова событийные, фактологические) и в конце --- наиболее сложные вопросы (один-два), после чего завершающая «паспортичка».

Обычная последовательность смысловых разделов анкеты такова.

Введение, в котором указано: кто ( организация или научное учреждение, но ни в коем случае не авторы анкеты, ибо это может быть неверно воспринято респондентом ) и для чего проводит опрос, как будут использованы данные; если требуется по содержанию вопросов, --- гарантия анонимности информации, инструкция по заполнению анкеты и прочие «организационные» моменты.

Вступительные вопросы. ( см. выше : контактные вопросы ).

Основные вопросы.

Заключительные вопросы   ( см. выше :  Чем закончить анкету?).

« Паспортичка ».  ( Сведения о демографических данных опрашиваемого ).

Благодарность за сотрудничество в проведении опроса.  Часто  это повторная благодарность, так как во введении пишут: «Заранее благодарим Вас за сотрудничество».

Итак, анкета готова и,  вооружившись обаятельной  улыбкой, можно смело отправляться на исследование ...

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

  1. Ядов В. А.   Социологическое исследование : методология, программа, методы. Самара, 1995.
  2. Овсянников В. Г.    Методология и методика в прикладном социологическом исследовании.  Изд-во ЛГУ, 1989.
  3. Тощенко Ж. Т.   Социология  (общие курс). Москва, «Прометей»/«Юрайт», 1999.
  4. Павленок П. Д.   Краткий словарь по социологии. Москва, ИНФРА - М, 2000.

 

 

 


 



Информация о работе Анкетный опрос как метод сбора социальной информации