Анализ региональной социальной политики в отношении пожилых граждан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2014 в 19:17, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – дать оценку реализации областной целевой программе «Доступная среда» на 2011 – 2015 гг.
Исходя из поставленной цели, можно определить следующие задачи:
- дать определение понятиям «старость» и «гражданин пожилого возраста».
- определить правовые основы поддержки и защиты граждан пожилого возраста.
- охарактеризовать структуру ОЦП «Старшее поколение»
- проанализировать ход выполнения данной программы по Оренбургской области.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I Теоретические основы социальной политики в отношении пожилых граждан
1.1 Содержание понятия “пожилой гражданин ” в нормативно – правовых и литературных источниках……………………………………………….…4-7
1.2 Граждане пожилого возраста как объект социальной политики Российской Федерации……………………………………………………7-12
Глава II Региональная социальная политика в отношении пожилых граждан
2.1 Министерство социального развития как субъект социальной политики в отношении пожилых граждан в Оренбургской области………………….13-17
2.2 Анализ региональных социальных программ Министерства социального развития Оренбургской области, направленных на граждан пожилого возраста……………………………………………………………………...17-21
Заключение………………………………………………………………….22-23
Список использованной литературы……………………………………...24-25

Вложенные файлы: 1 файл

002 Текст КР.docx

— 60.52 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава I Теоретические основы социальной политики в отношении пожилых граждан

    1. Содержание понятия “пожилой гражданин ”  в нормативно – правовых и литературных источниках……………………………………………….…4-7
    2. Граждане пожилого возраста как объект социальной политики Российской Федерации……………………………………………………7-12

Глава II Региональная социальная политика в отношении пожилых граждан  

2.1 Министерство социального  развития как субъект социальной  политики в отношении пожилых  граждан в Оренбургской области………………….13-17

2.2 Анализ региональных  социальных программ Министерства  социального развития Оренбургской  области, направленных на граждан  пожилого возраста……………………………………………………………………...17-21

Заключение………………………………………………………………….22-23

Список использованной литературы……………………………………...24-25

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

           Актуальность проблемы исследования обусловлена необходимостью последовательного проведения работ по социальной защите граждан пожилого возраста Оренбургской области, направленных на улучшение их социального положения, повышения доходов и качества жизни.

В 1998 г. в России насчитывалось 25,8 млн. чел. в возрасте 60 лет и старше и 30,6 млн. чел. старше трудоспособного возраста. Ежегодно общая численность пенсионеров, в том числе по старости, увеличивается на 600-700 тыс. чел.

           Численность населения в Оренбургской области по состоянию на 01.01.2011 составила 2112,2 тыс. человек, в том числе лиц, достигших пенсионного возраста, - 436,7 тыс. человек (20,7  процента). В постоянном постороннем уходе нуждаются 80,4 тыс. человек (инвалиды I группы и граждане, достигшие 80-летнего возраста). Средняя продолжительность жизни составляет 67 лет.

           Цель данной работы – дать оценку реализации областной целевой программе «Доступная среда» на 2011 – 2015 гг.

           Исходя из поставленной цели, можно определить следующие задачи:

           - дать определение понятиям «старость» и «гражданин пожилого возраста».

           - определить правовые основы поддержки и защиты граждан пожилого возраста.

           - охарактеризовать структуру ОЦП «Старшее поколение»

           - проанализировать ход выполнения данной программы по Оренбургской области. 

Объектом данной работы будет являться региональная социальная политика в отношении граждан пожилого возраста.

Предмет курсовой работы – анализ ОЦП «Старшее поколение» на 2011 – 2014 гг. на территории Оренбургской области.

Глава I Теоретические основы социальной политики в отношении пожилых граждан

1.1 Содержание  понятия “пожилой гражданин ”  в нормативно – правовых и литературных источниках

           В последние десятилетия предлагались различные варианты возрастной классификации для позднего периода жизни человека. Четкого, однозначного понятия "пожилой человек" пока еще наукой не выработано. Активные дискуссии на этот счет среди ученых и специалистов продолжаются. Однако ясно, что речь идет о людях, проживших относительно долгую жизнь, вследствие чего данный человек испытывает определенные психофизические ограничения.

           Физиологи выделяют три группы пожилых: "молодые старики" (60 – 64 г.); "средние старики" (65 – 74 г.); "старые старики" (свыше 74 лет). Начиная с 90 лет определяется особая категория пожилых граждан – долгожители.

           Следовательно, пожилые люди - это люди старше 60 лет. Если говорить конкретнее, то Всемирной организацией здравоохранения пожилыми считаются люди в возрасте от 60 до 74 лет.1

           Прогрессирующее старение населения, т. е. увеличение в нем доли лиц старших возрастов, является общепризнанным в мире. В 2001г. население мира достигло 6,2 млрд. чел., возраст каждого десятого землянина составил 60 лет и старше. Пожилые люди старше 60 лет - самая быстрорастущая группа населения. По долгосрочным прогнозам ООН к 2050г. в мире примерно будет 2 млрд. чел., которые достигли возраста старше 60 лет. В России пожилые граждане составляют 20,5% населения, а в 35 регионах доля лиц старших возрастов достигает 26,6%.

           Рассматривая такую категорию, как граждане пожилого возраста, необходимо ознакомиться с таким понятием, как "старость".

           Термин "старость" нельзя определить точно, так как в разных обществах этот термин имеет разные значения. Во многих частях света люди считаются старыми из-за некоторых изменений в их активности и социальной роли. Например, люди могут считаться старыми, когда они становятся бабушками и дедушками, или когда они начинают выполнять меньшее количество работы. В России, в Европе, в США и во многих других странах люди считаются старыми, когда они прожили определённое количество лет.1

           В отношении старых людей бытует множество стереотипов, например: они используют палки для хождения, часто посещают врачей, много спят, страдают старческим склерозом. Однако большинство старых людей легко перемещаются, сами заботятся о себе. Тем не менее, с приходом старости люди становятся более восприимчивыми к болезням, их реакция замедляется, их физические силы уменьшаются.

           Социальные, психологические и биологические аспекты старения, его причины и способы борьбы с ним изучает наука геронтология; частный раздел геронтологии, посвященный особенностям лечения и предупреждения болезней в старческом возрасте, называется гериатрией.2

           На Западе существует понятие «третий возраст» — это период активной жизни, который начинается с выходом на пенсию. Именно в «третьем возрасте» более всего путешествуют, ездят на выставки и концерты в другие города и даже в другие страны, отдаются хобби, обретают новые интересы. Одни записываются на курсы по истории музыкальных инструментов, другие начинают что-то коллекционировать, третьи изучают искусство каллиграфии, четвертые осваивают новое для себя ремесло. «Третий возраст» — период жизни свободной и активной, открывающийся с выходом на пенсию. В последнее время в развитых странах стали описывать еще и «четвертый возраст» — возраст не столь активной, но зато умудренной, благородной старости, потому что растущая средняя продолжительность жизни сопровождается улучшением ее качества — а это главное.1

           По оценкам ООН, население мира в возрасте 60 лет и старше насчитывало в 2000 году 600 миллионов человек, что почти втрое превышало численность этой возрастной группы в 1950 году (205 миллионов человек). В 2009 году она превысила 737 миллионов человек, а к 2050 году составит более 2 миллиардов человек, еще раз утроившись за период времени в 50 лет.

В 2009 году удельный вес населения 60 лет и старше в среднем по миру составлял 10,8%. Он был наименьшим в Катаре и ОАЭ(1,9%), а наибольшим - в Японии (29,7%).

           Старение общества — серьезная экономическая проблема. Согласно прогнозам ООН, к 2050 году 22% населения земли будет пенсионерами, а в развитых странах на каждого работающего гражданина будет приходится по пенсионеру. Старение общества неизбежно ждёт все развитые страны, а чуть позднее — и развивающиеся. Эта проблема требует комплексного подхода — социального, экономического и технологического. Развитие медицины позволяет надеяться, что возраст «активной старости», то есть состояния, когда пожилой человек может вести более-менее полноценную жизнь, будет неуклонно повышаться. Автоматизация производства позволяет работать стареющим людям с ухудшающимся физическим состоянием. Во многих сферах возможна удалённая работа, которая подходит пожилым людям.

           Таким образом, можно сделать вывод, что четкого понятия “пожилой гражданин ” в нормативно – правовых источниках не закреплено. Все, на чем базируется данное определение – это тот возраст, достигая которого, человека можно считать гражданином пожилого возраста.

1.2 Граждане пожилого  возраста как объект социальной  политики Российской Федерации

           На начальных этапах развития системы социальной помощи пожилым людям решались такие неотложные проблемы, как организация питания, медицинских услуг, обеспечение жильем, материальное обеспечение с целью создания для них нормальных условий жизни.

           На современном этапе организация помощи пожилым людям, наряду с решением этих традиционных социальных проблем, предполагает разработку социальных технологий, внедрение которых будет способствовать решению вопросов, связанных с психологическими трудностями, возникающими у престарелых людей в процессе общения или от одиночества. Необходимо также учитывать другие возрастные группы, каковы социальные проблемы тех, кто доживает до старости, их взаимоотношения с окружающими людьми, роль и статус пожилых в семье и обществе и др. Следует отметить, что существуют различные категории пожилых людей. Среди них есть люди:

           - не нуждающиеся в помощи;

           -частично утратившие трудоспособность;

           - нуждающиеся в обслуживании;

           - требующие постоянного ухода и т. д.1

           Помощь пожилым осуществляют органы социальной защиты населения через свои отделения, которые выявляют и ведут учет, осуществляют различные виды социальной поддержки, предлагают и обеспечивают платные услуги. Социальная защита осуществляется по решению органов социальной защиты населения в подведомственных им учреждениях либо по договорам, заключаемым органами социальной защиты с учреждением социальной защиты иных форм собственности.

           Функцию социальной защиты и помощи выполняют и следующие учреждения:

           - дома-интернаты;

           - отделения дневного и ночного пребывания;

           - специальные дома для одиноких престарелых;

           - больницы и отделения для хронических больных;

           - стационары различного типа;

           - территориальные центры социальной защиты;

           - отделения социальной помощи на дому;

           - геронтологические центры и т.д.

           Социальная защита включает в себя всё то, что получает пожилой и нетрудоспособный человек за счёт общественных фондов потребления сверх пенсии. Общество в данном случае берёт на себя полностью либо частично расходы, связанные с оплатой стоимости услуг, предоставляемых пожилым и нетрудоспособным гражданам, нуждающимся в определённых видах социальной помощи. При этом в порядке социальной защиты удовлетворяются специфические потребности, характерные именно для данной категории граждан.1

           Развитию социальной защиты пожилых и нетрудоспособных предаётся в наше стране с каждым годом всё большее значение, оно рассматривается как крайне необходимое дополнение к денежным выплатам, значительно повышающим эффективность всей государственной системы социального обеспечения.2

           Система социальной защиты охватывает, в частности, медицинскую гериатрическую помощь, как стационарную, так и поликлиническую; содержание и обслуживание в домах-интернатах, помощь на дому нуждающимся в постороннем уходе; протезную помощь, обеспечение транспортными средствами трудоустройство желающих продолжать пассивную трудовую деятельность и их профессиональное переобучение; организацию труда на специально созданных предприятиях, цехах; жилищно-бытовое и коммунальное обслуживание; организацию досуга и т.д..

В то же время в области социальной защиты возможность реализации права на его получение часто зависит от усмотренческого решения компетентного органа, поскольку целый ряд социальных услуг, предоставляемых в данной сфере, всё ещё относится к числу дефицитных, не гарантированных абсолютно каждому старому и нетрудоспособному человеку. Об этом, в частности, свидетельствует превышение числа нуждающихся в обслуживании с помещением в дома-интернаты по сравнению с общим числом мест в этих учреждениях; в социальной помощи на дому и возможностями данной службы и т. д.

           Устойчивое повышение уровня и качества жизни, поддержание социально приемлемого образа жизни граждан старшего поколения осуществляется с учетом специфики положения, возрастной и иной дифференциации пожилых людей, национальных традиций, конфессиональных и других различий по следующим основным направлениям:

           1. усиление правовой защиты граждан пожилого возраста путем продвижения в действующее законодательство специальных норм, способствующих реализации конституционных гарантий их прав, осуществления комплексных мер оказания правовой и иной защиты пожилых людей, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях пи пострадавших от преступных деяний, создания социальной адвокатуры и социальных судов;

           2. обеспечение достойного уровня жизни пожилых людей посредством поддержания гарантированного прожиточного минимума и дохода, которые позволили бы им удовлетворять жизненные потребности, повышать качество жизни вне зависимости от принадлежности к какой-либо категории, региона проживания и других условий;

           3. повышение статуса здоровья пожилых людей, основанное на профилактике и снижении заболеваемости и инвалидности, доступности для всех граждан старшего поколения медицинской и специальной гериатрической помощи, лекарственного обеспечения, преемственности и взаимосвязи диагностики, лечения, реабилитации, медико-психологической поддержки, социально-медицинского обслуживания, ухода и выплаты социальных пособий на уход, а также мерах по рационализации питания;

           4. Содействие повышению роли семьи в уходе за пожилыми людьми, экономическая, социальная и психологическая поддержка семей, предоставляющих уход престарелым родственникам, особенно семей с низкими доходами и пожилых супружеских пар, а также учет тендерных различии при предоставлении помощи и социальных услуг, организация эффективного социального обслуживания одиноких пожилых людей;

Информация о работе Анализ региональной социальной политики в отношении пожилых граждан