.Анализ научно-методической литературы по проблеме принципов управления как теоретической основы искусства управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2013 в 13:54, курсовая работа

Краткое описание

Объектом исследования будит является директор школы водных видов спорта г.Перми и его принципы управления.
Задачи:
1. Изучить научно-методическую литературу по проблеме принципов управления как теоретической основы искусства управления.
2.Дать определение понятиям управление как искусство и наука, проследить эволюцию ее развития.
3.Рассмотреть традиционные принципы управления.
4.Раскрыть современные принципы управления как теоретическую основу искусств управления.
5.Проанализировать опыт своего предприятия в использование принципов управления.
6.Сделать выводы по изученной проблеме.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по теории управления.doc

— 223.00 Кб (Скачать файл)

 

1.3 Исторический  аспект развития принципов управления

Проблемы природы и  принципов управления волновали  мыслителей на протяжении многих веков. Практика управления так же стара, как  и общество человека. Именно по этой причине невозможно точно определить время возникновения первых элементов управления. Необходимость в управлении проявляется только тогда , когда лица, непосредственно выполняющие работу, в силу каких либо объективных причин не в состоянии самостоятельно координировать свои действия. Такими причинами могут быть слишком сложная конечная цель, невозможность для работников самостоятельно контролировать и оценивать действия друг друга и т.п. В этом случае какой- либо человек или группа людей должны взять на себя координирующие функции, то есть осуществлять управление деятельностью исполнителей.

Школу научного управления связывают с именем Фредерика  Уинстона Тейлора. Фредерик Уинстон Тейлор (1856-1915) по праву считается основателем современного менеджмента.

В основе тейлоризма лежат четыре научных принципа управления:

1.Создание научного  фундамента, заменяющего старые, сугубо  практические методы работы и  научное исследование каждого  отдельного вида трудовой деятельности;

2.отбор рабочих и  менеджеров на основе научных  критериев, их профотбор и профобучение;

3.Сотрудничество администрации  с рабочими в деле практического  внедрения практического внедрения  новых методов организации управления  и труда;

4.Равномерное и справедливое  распределение обязанностей (ответственности)  между рабочими и менеджерами.

Многое из того, что  предлагал использовать в трудовом процессе Тейлор, имело психологическую  основу. Свидетельством того служит то, что понятие «человеческий фактор» в психологическом плане впервые ввел в научный оборот Тейлор.

Тейлоризм- это классическая геометрия труда, важнейшими аксиомами которой являются организационная гармония и экономическая и психологическая целесообразность. Основные его положения актуальны и сегодня. Концепция научного управления, выдвинутая Тейлором, явилась серьезным переломным этапом, благодаря которому управление стало повсеместно использоваться как самостоятельная область научных исследований. Руководители- практики и ученые убедились, что методы и подходы, используемые в науке и технике, могут эффективно использоваться для достижения целей организации.

Фил Гилберт - первым применил фотоаппарат и фотокамеру для исследования движения работников. Лилиан Гилберт первый начал заниматься вопросами управления кадрами, их научным подбором, расстановкой и подготовкой. В 1915 году она стала первой женщиной в США, получившей степень доктора психологии.

В целом, заслуги Тейлора, супругов Гилберт и др. заключается в утверждении следующих принципов научного управления :

1.Использование научного  анализа для определения оптимальных способов выполнения задач;

2.Отбор работников, наиболее  подходящих для выполнения определенных  задач и их обучение;

3.Обеспечение работников  ресурсами, требующимих для эффективного  выполнения задач;

4.систематическое и  правельное использование материального стимулирования для повышения производительности;

5.Выделение планирования  и обдумывания в отдельный  процесс.

6.Утверждение менеджмента  в качестве самостоятельной формы  деятельности, самостоятельной науки,  обладающей свойственными только  ей функциями.

Данная школа проявилась и существовала в период (приблизительно) с 1905 по 1920 годы. [5,стр].

Возникновение административной (классической) школы (1920-1950 гг.) управления связывают с именем А.Файоля.

Файоль создал «теорию  администрации, которая была в дальнейшем развита Урвиком и Муни. Целью административной школы было создание универсальных принципов управления, следую которым, по убеждению создателей школы, организация, несомненно, достигнет успеха.

Файоль утверждал, что  принципы управления- это основное правило, определяющие построение и функционирование системы управления. Сформулированные Анри Файолем четырнадцать принципов управления имеют следующее содержание:

1.Разделение труда  - специализация работ, необходимая  для эффективного использования рабочей силы;

2.Полномочия и ответственность  - каждому работающему должны  быть делегированы полномочия, достаточные  для того, чтобы нести ответственность  за выполняемые работы;

3.Дисциплина - рабочие должны подчиняться условиям соглашения между ними и руководством.

4.Единоначалие - работник получает распоряжение и отчитывается только перед одним непосредственным начальником;

5.Единство действий - все действия, имеющие одинаковую цель, должны объединяться в группы и осуществляться по единому плану;

6.Подчиненность интересов - интересы организации имеют преимущество перед интересами отдельных сотрудников;

7. Вознаграждение персонала  – получение работниками справедливого  вознаграждения за свой труд;

8.Централизация –  естественный порядок в организации,  имеющей управляющий центр. Лучшие результаты достигаются при верной пропорции между централизацией и децентрализацией. Полномочия (власть) должны делегироваться пропорционально ответственности;

9.Скалярная цель –  неразрывная цель команд, по которой  передаются все распоряжения и осуществляются коммуникации между всеми уровнями иерархии «цепь начальников».

10. Порядок – рабочее  место для каждого работника  и каждый работник на своем  рабочем месте;

11.Справедливость - установленные правила и соглашения должны проводиться в жизнь справедливо на всех уровнях скалярной цепи;

12.Стабильность персонала  – установка работающих на  лояльность по отношению к  организации и долгосрочную работу  так, как высокая текучесть  кадров снижает эффективность  организации;

13.Инициатива – поощрение работников к выработке независимых функций, в границах делегированных им полномочий и выполняемых работ;

14. Корпоративный дух  – гармония интересов персонала  и организации обеспечивает единство  усилий ( в единстве – сила).

Каждая школа (о которой  было сказано выше) внесла свой достойный вклад в формирование современных принципов управления, которые определяют успешность любой групповой производительной деятельности людей по сей день и, несомненно, будут ее определять в бедующем. [6,стр.117].

Но тогда возникает закономерный вопрос  «какова же современная система принципов управления?» На данный вопрос ответ будит дан далее в нашей работе.

 

             1.4  Основные принцы управления

 

 Принципы управления определяют закономерности формирования управляемой системы: ее структуры, методы воздействия на коллектив, формируют мотивацию поведения его членов, учитывают особенности технологии и технического оснащения управленческого труда. Искусство управления не может опираться, только на интуицию, талант руководителя. Это искусство основывается на солидной теоретической базе, накопленной за тысячи лет человеческой цивилизацией, — на принципах, законах управления. Рассмотрим важнейшие из этих принципов.

                                  Принцип цели

Трудно, пожалуй, найти человека, который затруднился бы ответить на вопрос: что такое цель? Ясно, что это то, чего мы хотим достичь, цель — мысленное, продуманное и взвешенное определение того результата, на достижение которого направлены наши помыслы и действия. Счастье, благополучие родных и близких, достижение славы, почестей и богатства — цели могут быть далекие и близкие, общие и частные, промежуточные и конечные. Но еще труднее найти человека, который мог бы в своей жизненной повседневности, в ежедневной суете и текучке помнить об этих целях и давать самому себе отчет — зачем он это сказал, зачем он это сделал, какой цели он хотел добиться? Не случайно, что на вопрос о цели жизни так и не получен ответ.

Совсем непроста и  многогранна проблема цели и целесообразности, эти вопросы изучались и Аристотелем, и стоиками, и телеологией (от греч. telos — цель и logos — слово, религиозно-философское учение о наличии в мире целеполагающих начал), рассматривались различные аспекты этой проблемы такими крупными учеными и философами, как Лейбниц, Шеллинг и Гегель.

В управлении проблема цели является центральной, она определяет и регулирует действия и является основным законом, сложным алгоритмом поведения, подчиняющим себе все стороны управляющего воздействия. В кибернетике под целью понимается действие обратных связей, при которых информация о разнице между требуемым и фактом стимулирует приближение системы к оптимальному состоянию. Функционирование любой системы, включая и человеческую деятельность, будет эффективной, если в причинно-следственную связь между элементами ее структуры будет включена в качестве важнейшего звена обоснованная, соответствующая условиям и возможностям, четко сформулированная цель.

Производственное, а тем  более государственное управление наряду со стратегическими целями должно решать значительный комплекс взаимосвязанных организационных, научных, социальных и технических задач. Одновременно с традиционными, заранее определенными задачами постоянно возникают внештатные ситуации, которые требуют безотлагательного оперативного решениями часто успех деятельности коллектива зависит от умелого решения многочисленных и неожиданно появляющихся острых проблем. Искусство определять важнейшие тактические цели, определять очередность и методы их решения — основа искусства управления и часто основывается на предвидении, интуиции. Однако перечень ключевых, центральных задач и, следовательно, ожидаемый эффект от их решения вполне могут и должны быть определены заранее по каждой из основных подсистем управления. Пример определения таких основных задач (целей) приведен в таблице.(прил.1( табл.1)).

Итак, один из важнейших  принципов управления можно сформулировать коротко и четко: каждое действие должно иметь ясную и определенную цель. Этот принцип распространяется на все виды деятельности человека, от государственного и производственного управления и до тактики поведения личности на бытовом и. межличностном уровнях. Не зная цели и тех результатов, которых можно ожидать при ее достижении, любая акция, любой поступок обречены на провал или могут вызвать серьезный конфликт. [2,c.210].

 

          Принцип правовой защищенности управленческого решения

Предпринимательская деятельность всегда сопряжена с определенным риском, а в России после ее вступления в конкурентные рыночные отношения и при не устоявшихся еще правовых нормах — особенно. Взаимодействие между производителем и потребителем, между продавцом и покупателем зависит от многих правовых ограничений. Постоянно рождаются все новые и новые законы, меняются кодексы. Предсказать направление и результат действия этих законов, указов и регламентов сложнее, чем предугадать путь старушки, «гостьи Москвы», в переходе метро, но считаться с этой грозной стихией законотворчества необходимо, к великой радости чиновников всех рангов. Как бы ни относились руководители предприятий и фирм к этим правовым актам, но выполнять или хотя бы считаться с ними необходимо — иначе неминуемы крупные штрафы или решения о полном прекращении работы предприятия.

Принцип «разрешено все, что не запрещено» вызывает большие сомнения. Попробуйте, например, прокатиться по Тверской на телеге, хотя дорожный знак «Проезд гужевого транспорта запрещен» снят уже давно! Многие сферы бизнеса, сулящие несомненную и быструю прибыль, находятся или в противоречии с действующими законами (торговля оружием, наркотиками), или на грани с их нарушением (игорные заведения, многочисленные «массажные» заведения и т.д.). Решения о вложении капитала в подобные сферы при всей их коммерческой заманчивости практически, неминуемо приведут к краху, как не имеющие правовой защищенности, не говоря уж о морально-этической стороне подобного бизнеса. Уповать на известную пословицу, действующую в России во все времена, «Закон, что дышло, куда повернет, туда и вышло», на «телефонное право» обременительно для кармана предпринимателя и становится просто опасным.

Нельзя путать деловой  риск с риском преступить закон, тем  более что, несмотря на трудности, противоречия, бесконечные дискуссии, правовое пространство страны постоянно расширяется, вводятся в действие все новые и новые законодательные акты. Такие федеральные законы, как о защите прав потребителей, антимонопольной политике и конкуренции, о стандартизации (составившие основы общественного движения, называемого за рубежом консюмеризм, и деятельности союза потребителей России), сертификации продукции и услуг, о рекламе и т.п., уже дают ощутимые результаты.

Принцип правовой защищенности требует от руководителей  предприятий знания действующего законодательства и принятия управленческих решений только с учетом соответствия этих решений действующим правовым актам. И наконец, соответствует ли искусно отстаиваемое и в итоге принятое управленческое решение нормам морали и этики? [2,c.212].

 

                Принцип оптимизации управления

Любая управляемая система  эволюционно развивается, совершенствуется, в ней возрастает упорядоченность, оптимизируется структурная организация. Источником, причиной развития являются внутренние противоречия системы, и эволюция системы зависит от своевременного определения этих противоречий, уменьшения или устранения их негативного влияния. Противоречия как диалектическая категория являются необходимым и существенным фактором развития, любого поступательного движения. Но накопление противоречий может привести к хаосу, потере управления, к регрессу.

Своевременная обработка  информации о внутренних процессах в системе и ее осмысление позволяют принимать разумные управленческие решения, совершенствовать внутрисистемные связи, повышать эффективность взаимодействия с внешней средой. Оптимизация управления позволяет совершенствовать структуру управляемого объекта и повышает его функциональные возможности, что в итоге ведет к ослаблению или полному устранению внутрисистемных негативных процессов. Этот важный принцип управления можно сформулировать так: оптимизация управления повышает эффективность управляемой системы. Справедливость принципа подтверждается бесчисленными примерами, так как принципы управления универсальны и могут быть отнесены к любой действующей открытой системе — технологическим процессам, производственным коллективам или внутрисемейным отношениям. Оптимизация управления, включая и процессы саморегуляции, для любых сложных систем (будь то человек, фирма, производственное предприятие или экономика в целом) является основным условием развития и гарантом эффективной деятельности. Например, летательные аппараты любых систем дают бесспорный выигрыш в скорости передвижения, но важно обеспечить их высокую надежность. Прогресс в авиации, совершенствование управления увеличивали скорость и постоянно повышали надежность и безопасность полетов. Совершенствование управленческих процессов в трудовых коллективах имеет основной целью повышение производительности труда при уменьшении противоречий между руководителем и исполнителями. Экологические потребности общества и технический прогресс находятся в постоянном противоречии, и основная задача производственников — уменьшить негативное влияние технологических процессов на состояние окружающей среды.

Информация о работе .Анализ научно-методической литературы по проблеме принципов управления как теоретической основы искусства управления