Алкоголизм как социальная патология: причины и профилактика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 18:13, курсовая работа

Краткое описание

Цель – рассмотреть меры по профилактике, реабилитации и социально-психологической помощи лицам, страдающим алкогольной зависимостью и злоупотребляющим алкоголем.
Задачи:
- рассмотреть основные подходы к понятиям «алкоголизм», «алкогольная зависимость», «злоупотребление алкоголем».
- проанализировать социальные и медицинские аспекты употребления алкоголя.
- выявить культурно-исторические и психологические аспекты употребления алкоголя.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….
3
1 Понятие, основные причины и последствия употребления алкоголя…...
5
1.1 Основные подходы к понятиям «алкоголизм», «алкогольная зависимость», «злоупотребление алкоголем»…………………………….

5
1.2 Социальный и медицинский аспекты употребления алкоголя……...
9
1.3 Культурно-исторический и психологический аспекты употребления алкоголя..................................................................................

17
2 Понятие и задачи профилактики злоупотребления алкоголем…………..
24
2.1 Понятие, виды, этапы профилактики………………………………….
24
2.2 Задачи социального работника по профилактике алкоголизма……..
28
3 Деятельность по профилактике злоупотребления алкоголем……………
32
3.1 Опыт деятельности некоммерческих фондов по профилактике алкоголизма…………………………………………………………………

32
3.2 Опыт деятельности молодежных центров по профилактике алкоголизма…………………………………………………………………

37
Заключение……………………………………………………………………
40
Список использованных источников………………………………………..
43
Приложение А Анкета………………………………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

Алкоголизм как норма и патология.docx

— 88.96 Кб (Скачать файл)

 

 

1.3 Культурно-исторический  и психологический аспекты употребления  алкоголя

 

История развития человечества связана с  употреблением и злоупотреблением алкогольными напитками. История развития Российского государства формировала  те условия, при которых алкоголизм и наркомания стали общенациональной проблемой. Сама история нашего государства говорит о том, что культура употребления спиртных напитков и те социальные условия, которые существуют, медленно и верно привели к тому, что мы имеем на сегодняшний день. По мнению Такала И.Р., начало целенаправленного получения сброженных напитков содержащих алкоголь многие историки относят ко времени формирования сельского хозяйства, т.е. приблизительно 6-10 тыс. лет до нашей эры. Из разбавленного водой мёда получали медовую брагу, из ячменя нечто вроде нашего пива, кочевники делали из кобыльего молока кумыс. Они использовались в качестве пищевых продуктов, а так же для жертвоприношений [16, С.11-12]. Однако алкоголь всегда был дурманом и надо сказать, что это вещество помогало человеку преодолеть, особенно в начальный период развития человечества, безотчётные страхи перед силами природы, перед невзгодами того времени, а так же для осуществления контактов между людьми.

По мнению Москаленко В.Д., спиртные напитки играли и играют немалую роль в истории и традициях любого народа. Это связано с тем, что в ходе развития человечества у разных народов возникали разные культовые напитки посвящённые божествам воды, божествам влаги. Люди старались принести этим божествам такую жидкость, которая свидетельствовала бы об его искусстве, об его умении, изобретательности и эта жидкость должна быть ценна и она должна быть вкусна. Люди старались показать божеству, что они достойные ученики и приверженцы божества. Напитки эти были итогом обработки человеком природных жидкостей различного вида. В странах, где был дикий, а потом окультивированный виноград стали изготавливать виноградное вино, в тропиках с успехом использовалось пальмовое вино, а в более умеренных широтах и в северных районах использовались соки ягод, молоко. Из этих субстратов люди изготавливали напитки с совершенно новыми свойствами, иными вкусовыми качествами. Конечно занимались этим прежде всего жрецы и они были профессиональными посредниками между Богом и людьми. Они же являлись хранителями спиртных напитков. Так возникли культовые напитки на заре человеческой истории. Позднее они были перенесены на другие очень значимые в жизни человека события и стали посвящаться и другим, а не только водяным божествам [17, С. 19-22]. Таким образом, напитки стали употреблять во все торжественные и знаменательные моменты в жизни человека. Во время похорон - при так называемых тризнах. В культуре любого языческого народа, в том числе у русского народа загробный мир находился не на небе; он находился под землёй. И для того, чтобы попасть туда надо было переплыть реку которая охранялась чудовищем. Надо было сделать так, чтобы это чудовище усыпить, усыпить его бдительность. А что могло использоваться для усыпления бдительности хранителя реки? Конечно же лучше всего подходил алкоголь. И привычка напиваться на похоронах, она ещё сохранилась .

Тысячелетия из поколения в поколение передавалась культура питья. Вопрос употребления спиртного  на Руси всегда был тесно связан с политикой государства. С момента  появления первых царских кабаков  торговля водкой сосредоточена исключительно  в руках царской администрации. С тех пор производство и продажа  спиртного сосредотачивается в  руках кабацких голов. Они были посредниками между царской администрацией и  населением. И конечно были большие  финансовые злоупотребления. Против них  очень часто возникали всевозможные бунты. Так, в своей работе Такала И.Р. отмечает, что в 1649-1650 годах царь Алексей Михайлович созывает после подавления кабацких бунтов земский собор - получивший наименование собора кабака. Главным вопросом на нём встаёт вопрос о реформировании питейного дела на Руси. Попытка такая была сделана. В 1651-1652 годах запрещается продажа водки в кредит, который способствовал созданию кабацких долгов и закабалению людей. Уничтожаются частные и тайные кабаки, усиливается проповедь церкви против пьянства. По совету патриарха Никона было решено продавать только по одной чарке спиртного на человека 4 дня в неделю, а за час до начало обедни его продажу прекращать вообще. Но как для Русского народа такие запреты? Не прошло и 7 лет и было внесено новое постановление согласно которому уже разрешалась повсеместная продажа алкоголя, "дабы великого государя казне учинить прибыль". И, действительно, очень много теряли на водке. Продажа водки приносила от 30% до 50% поступлений в казну. Финансовые соображения ведут вновь к ужасному разгулу пьянства в России. Теперь посмотрим на эпоху Петра-I. 1705 год Пётр-I склоняясь к тому, что для успешного ведения Северной войны необходимы большие деньги. Он разрешает откупную систему. И за очень короткое время были собраны деньги на строительство флота, оснащение войск. Но эта откупная система смогла продержаться лишь 10 лет только потому, что против неё были бунты. Ведь откупщик устанавливал свои цены на спиртное. И объёмы производства были у всех разные. Обнищание населения шло очень быстро [16, С. 24-25]. Иными словами, практический каждый император за время своего правления на троне, внес определенный вклад в развитие употребления алкоголя.

По мнению Соловьева С.М., после этого периода делается смешанная система. Казённая продажа была в руках государства, а свобода на винокурение ещё некоторое время сохранялась. Политика Петра была двойственна. С одной стороны он флот оснастил, войну повёл и именно при нём были введены наказания для пьяниц. Их избивали палками, сажали в ямы. Академик Миллер по указанию Петра подготовил проект открытия специального работного дома для исправления в уме больных гулящих девок и пьяниц. Так что Л.Т.П. не является изобретением советского правительства. В 1765 году правительство Екатерины вводит привилегии в винокурении для дворянства. Восхождением Екатерины на престол она обязана именно дворянам. Её муж Пётр-III был отстранён от власти, в одну ночь произошел государственный переворот.

Дворянам  которые участвовали в перевороте были подарены 18 тысяч душ крестьян, все были награждены. Она раздала  чуть ли не одну треть казны золотом. Но самая главная награда - полностью  отдала всю винную торговлю и производство в их руки. Дворянство получило очень  интересную привилегию, например чин  дворянина зависел от мощности его  винных заводов. Воинское звание дворянина  зависило от того сколько у него есть винных заводов. Это было записано в табеле о рангах. Купечество, священники, не имели доступа к спиртному (они естественно тоже очень хотели этим заниматься) и поэтому нужно  было платить деньги дворянам для  того, что бы откупать какую-то часть  заводов. В 1796 году Павел-I вступив на престол решил навести порядок  в этом деле, его убили. И одна из основных причин, как это не парадоксально, это именно то, что Павел-I решил  забрать себе в руки водочную монополию. Сын его, Александр-I, не вмешивался в этот щекотливый вопрос связанный  с привилегиями дворянства. Русское  купечество в истоках своего существования  стало привыкать не к деятельному  соревнованию и жёсткой, заставляющей думать и считать каждую копейку, конкуренции, а к паразитированию  и наживе на основе злоупотреблений  и воровства, фальсификации и  ухудшению качества продукта, поскольку  водочные откупа предоставляли все  эти редкие возможности. Сама история  купечества была завязана на винных монополиях и откупах. Лишь в 1819 году после разорительной  отечественной войны в течении  которой 40% всех бюджетных средств  было собрано от продажи водки, правительство  Александра-I обратила внимание, что  вся откупная система просто ограбила казну. Была введена строжайшая государственная  монополия, при этом розничная торговля была всё-таки отдана в частные руки. За один год доходы от водки увеличились  на 10 миллионов рублей золотом (с 14 до 23 миллионов рублей). И получилось что с 1801 года по 1820 год откупная система не доплатила почти 200 миллионов  рублей золотом в казну. 1 литр водки  стоил от 9 до 17 копеек. В 1826 году новый  царь Николай-I желая после подавления восстания декабристов сделать  примирительный жест в отношении  дворянства и укрепить положение  монархии, с января 1828 года отменяет винную монополию. Показательно, что  так поступил жёсткий и властный царь. Это царь который укреплял и государственную систему и  администрацию. И казалось бы, что  в этом заложен какой то парадокс противоречие, но ничего парадоксального  в этом нет. Обратите внимание обычно отменяли государственную монополию  очень сильные цари Пётр-I, Екатерина-II, Николай-I [18, С. 67-69]. Иными словами, развитие алкогольной промышленности одними императорами поощрялись, другими наоборот. Но все это больше вело к развитию алкоголизации в нашей стране.

Появились и движения за трезвость. Первые, как  отмечают историки, в 1858-59 году среди  крестьян Саратовской, Пензенской, Владимирской, Тверской губернии возникли общества, (неофициальные общества трезвости). К маю 1859 года крестьянские общества трезвости распространились на 32 губернии. Начались массовые разгромы питейных заведений. 780 зачинщиков были преданы  военному суду и сосланы в Сибирь. Лишенное организации и не поддержанное государством это стихийное движение за трезвость очень быстро заглохло. Такая деятельность общественности иногда заставляла правительство вводить  некоторые ограничения на потребления  алкоголя. В 1904-1905 годах в период Русско-Японской войны практически  был введён запрет на торговлю водкой в ряде регионов страны. В 1905-1907 годах (первая русская революция) ограничения  сохранялись или действовали  частично. В 1906-13 годах водочная монополия  осуществлялась во всём своём объёме и дала ряд положительных результатов. Сокращение по крайней мере внешних  проявлений пьянства. Торговля водкой была упорядочена так, что лишь в  столице и в крупных городах  она велась с 7 утра до 10 часов вечера. В сельской местности она завершалась  осенью в 18 часов а весной и летом  продлевалась до 20 часов. Во время общественных мероприятий; выборов в думу, общинных собраний, сходов как деревенских, так  и волостных - торговля водкой строго запрещалась. Усилены также уголовные  наказания за тайное изготовление водочных изделий (самогона). И как видите введение аналогичных регулирующих мер скажем в 30-х, 60-х, 70-х годах  это не особенная выдумка нашего правительства. И наконец 2 августа 1914 года правительство России вводит на период войны полное запрещение на производство этилового спирта для  изготовления спиртных напитков, он используется только в медицинских целях для  нужд фронта. Особого потрясения введение сухого закона в те времена не вызвало. В ночь с 31 декабря 1914 года на 1 января 1915 года Москва около Яра (знаменитый ресторан) много экипажей и автомобилей  словом сьезд. Трезвый Новый Год  не пугает москвичей: они также охотно идут в ресторан как и в былые  дни в Метрополе, Праге, Эрмитаже, у Тестова, в Задороге - всюду было много народа. С внешней стороны  в ресторанах была обычная картина - масса цветов, серпантин, сюрпризы для дам, но вместо шампанского в  бутылках с золотыми и серебрянными головками подавали различные шипучие  и фруктовые воды.(газета "Русское  слово" за 1 января 1915 года). На этом фоне (мощно развернулось общество борьбы за трезвость поддерживаемое интеллигенцией) к сожалению всё это успеха не имело. С 1916 года потихоньку стали  продавать слабоалкогольные напитки  потом было разрешено пиво и именно в этод момент происходит разгул самогоноварения. В декабре 1917 года Советское правительство  продлило запрет на торговлю водкой на время войны и революции. А  затем в июле 1918 года ещё раз  приняло постановление о запрете  производства самогона и торговле водкой на период гражданской войны и  международной интервенции. Люди которые  жили в Петербурге так описывают  Октябрьскую революцию: почему-то там  слово октябрьские беспорядки. Штурм  Зимнего дворца по историческим документам это 10-20 убитых. Разгром винных погребов сразу после революции это  десятки тысяч убитых. Причём есть постановление Совета Народных коммисаров от 6 декабря, в котором предписано от винных погребов отгонять народ  пулеметами [18, С,89-91] .

Таким образом, рассматривать данную тему очень трудно. Дело в том, что в разных источниках абсолютно разные данные и можно найти такой источник где очень хорошо всё описано то, что у нас мало пьющее население, в другом источнике написано, что в результате жидо-массонского заговора пьют даже младенцы

Если  взять эпоху тоталитарного режима начиная от Ленина и практически  момента перестройки, когда начались зачатки демократии. Что творилось  с нашим государством. Если рассматривать  государство как большую семью, то действовал принцип алкогольной  семьи - не чувствуй, не доверяй, не говори. Всегда в качестве валюты была водка. И вот такие товаро-денежные отношения  которые были завязаны на спиртном и продолжались как раз и в  наше уже время.

Надо  сказать, что Великая Отечественная война она сократила некоторое употребление алкоголя (было снижено приблизительно в 2 раза), но здесь не учитывались знаменитые наркомовские 100 грамм. И одна из причин появления большого количества сильно пьющих людей после войны это разрешённое употребление спиртного. И нужно учесть, что воевали молодые люди.

 

2 Понятие и задачи профилактики злоупотребления алкоголем

 

 

2.1 Понятие, виды, этапы профилактики

 

Рассмотрим  основные принципы профилактики и социально-психологической  работы с клиентами, страдающими  алкогольной зависимостью.

Веко  А.В. считает, что профилактика  – это система мер (коллективных и индивидуальных), направленных на предупреждение или устранение причин, вызывающих заболевание, различающихся по своей природе [19, С. 5]. Таким образом, профилактика - это комплекс мероприятий, направленный на сохранение здоровья путем устранения причин и источников заболевания.

Всемирной Организацией Здравоохранения принята классификация профилактики, предусматривающая первичную, вторичную и третичную, поэтому в общепринятой практике, профилактику подразделяют на эти три составляющие:  

- первичная профилактика – это работа с популяцией условно здоровых людей. Это система действий, направленных на формирование позитивных стрессоустойчивых форм поведения; 

- вторичная профилактика направлена на популяцию людей, у которых поведение риска уже сформировано. Это система действий, направленная на изменение уже сложившихся дезаптивных форм поведения и позитивное развитие личностных ресурсов  и личностных стратегий;

- третичная профилактика – это профилактика рецидивов. Это система действий, направленная на уменьшение риска возобновления употребления наркотиков и активизацию личностных ресурсов, способствующих адаптации к условиям среды и формированию социально-эффективных стратегий поведения[20, С. 14-15]. Иначе говоря, первичная профилактика – это образование и воспитание, вторичная – перевоспитание, а третичная – это лечение зависимых.

Информация о работе Алкоголизм как социальная патология: причины и профилактика