Авторитет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 20:51, контрольная работа

Краткое описание

Эта проблема введена в социологию М.Вебером, который различал три типа авторитета, обеспечивающихся различными способами:
легально-рациональный авторитет основан на подчинении формальным правилам, носителем которых является руководитель, вере в их законность;
традиционный авторитет основан на вере в святость традиций и восприятии тех, кто управляет, как носителей данной традиции (короли и королевы);
харизматический авторитет основан на вере в экстраординарные качества лидера, на исключительной преданности лидеру и безусловном следовании его приказам и введенным им правилам.

Вложенные файлы: 1 файл

Социология.docx

— 128.44 Кб (Скачать файл)

ДЕТЕРМИНИЗМ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ - методологическая позиция, исходящая из признания определяющей роли техники в общественном развитии. Считается, что техника развивается по своим, не зависящим от человека, законам (подобно природе) и определяет развитие социальной и культурной жизни. Т.е., социальное признается производным от техники.  
В отношении человека к технике на этом методологическом фундаменте выделяются две противоположные позиции: техницизм – вера в безусловную благотворность развития техники для человека и человечества и антитехницизм - недоверие, страх перед непредсказуемыми последствиями новых технологий. Техницизм – это утопия эпохи индустриализма, подчинившая жизнь общества интересам постоянного технико-экономического обновления и узаконившая неконтролируемую эксплуатацию природы. Он господствовал с 19 до второй половины 20 века и привел человечество к ситуации глобального технологического риска. На основе тезницизма возникла идея технократии - особого типа власти, основанного на знании, на замене политических решений решениями техническими, а политиков – техническими специалистами из числа управленцев высшего уровня. Антитехницизм, доминирующий в конце 20 века, исходит из той же позиции независимого от человека, автономного развития техники, видя, однако, в нем неизбежную для человека опасность. Человеку остается позиция либо радикальной враждебности к технике, либо подчинения ей и стоического терпения.

ДИСТАНЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ – формирующиеся в различных системах социальной стратификации чувства и отношения отчужденности и недоступности между представителями различных социальных страт.  
В некоторых системах социальной стратификации эти отношения могут быть формально институциализированы ( каста или апартеид – система расового разделения, проявляющаяся в ограничениях на пользование общественными местами – школами, больницами, пляжами и т.п., на сферы занятости, на смешанные браки и т.д.). Неофициально они существуют во всех системах. Широко известна шкала социальной дистанции Богардуса, предназначенная для измерения степени толерантности ( терпимости ) или предубеждения, существующих в отношениях между различными социальными группами.

ДОСУГ - время, свободное от профессиональной занятости и домашних обязанностей.  
Количество свободного времени постоянно увеличивается: с менее чем 1тыс. часов в год в доиндустриальных обществах до 4 тыс. часов в год в современных индустриальных странах. Рабочее время составляет около 40 часов в неделю. Именно с этой тенденцией связаны быстрые темпы роста индустрии досуга, обеспечивающей различные способы его проведения. Способы проведения досуга (или его типы) существенно различаются по разным основаниям: полу, классовой принадлежности, возрасту, доходу и т.п. Так, жизнь молодежи и пенсионеров организована главным образом вокруг досуга; у женщин свободного времени меньше, чем у мужчин; мужчины проводят больше свободного времени вне дома, чем женщины, и т.д. В значительной мере формы досуга обусловлены культурой массового потребления. Но есть и тенденции, позволяющие рассматривать определенные формы досуга как сферу растущего сопротивления стандартизации и рыночным отношениям.  
В 1950-х гг. появились концепции "общества досуга", "посттрудового общества". В них современное общество рассматривается как общество, в котором труд утрачивает свое прежнее доминирующее значение: сокращение рабочего времени ведет к возрастанию роли досуга, который займет то место, которое в прошлом занимал труд, станет главным жизненным интересом и главным основанием идентичности человека.

ЗАКОНЫ СОЦИАЛЬНЫЕ - объективно существующая, устойчивая, повторяющаяся связь социальных явлений и процессов. Начиная с Конта, социология исходила из того, что в обществе действуют глубинные, непреодолимые силы, подобные тем, которые действуют в мире природы. Поэтому социальные законы аналогичны законам природы, и социология должна открывать общие законы социальных изменений, подобно физике Ньютона или дарвиновской биологии. Э.Дюркгейм, провозгласивший принцип "объяснять социальное социальным", внес в социологию новое понимание социальных законов – как законов поведения людей. Согласно Дюркгейму, социальная реальность, раз возникнув в результате взаимодействия индивидов, начинает жить по своим собственным законам, уже не природным. Таким образом, человеческое взаимодействие ведет к появлению новых, собственно социальных явлений и законов. Однако Дюркгейм считал, что изучать социальные законы нужно "как вещи", т.е. как явления, существующие независимо от индивидов и оказывающие на них "принудительное" воздействие. М.Вебер отрицал способность социологии открывать универсальные законы человеческого поведения и считал, что ее задача состоит в понимании субъективных смыслов человеческого действия, из совокупности которых и "строится" социальная реальность. Современная социология понимает социальные законы как относительно устойчивые и воспроизводящиеся типы отношений между различными социальными общностями. Социальные законы – это законы социальной деятельности людей. Они являются результатом деятельности множества индивидов, сформировавших определенную систему общественных отношений, определенные способы деятельности, определенные формы общественной связи.

ЗАЩИТА СОЦИАЛЬНАЯ – важнейшая составляющая социальной политики, направленная на защиту уязвимых социальных групп и отдельных индивидов от деструктивных социальных процессов. Она ориентирована на приоритетную поддержку наименее защищенных семей на избирательной адресной основе, а также преодоление малообеспеченности через трудовую активность и социальную реабилитацию. Государственная система социальной защиты включает пенсионные пособия, пособия по безработице, пособия многодетным семьям, пособия по болезни, по уходу за ребенком и т.п. В России с 1991 года происходило постоянное сокращение объема производства, реальной заработной платы и производительности труда, почти на 50% снизился ВВП. Обострилось неравенство в обществе. В результате резко возрос уровень бедности в стране. Поэтому система социальной защиты становится фактором выживания массовых слоев российского общества. Однако пока она не обеспечивает адекватную защиту уязвимых слоев населения.

КАСТА - замкнутые, эндогамные (см. экзогамия и эндогамия ) страты с аскриптивным (приписанным) членством (см. статус социальный ) и полным отсутствием социальной мобильности, составляющие основу особой исторической формы социальной стратификации – кастовой. В чистом виде кастовая система существовала в индуистской Индии. Корни ее уходят далеко в историю (около 3 тыс.лет ). Кастовая система при помощи религии жестко закрепляет определенное разделение труда, сформировавшееся на этнической основе, - каждой касте разрешается только определенный род занятий. Касты занимают свои места в соответствии со степенью "ритуальной чистоты", т.е. по религиозному признаку. В Индии существовали четыре кастовых группы и одна внекастовая – неприкасаемые. С 1947 года кастовое разделение перестало поддерживаться государством, но его социальная роль все еще остается очень значительной.

ИДЕНТИФИКАЦИЯ И  ИДЕНТИЧНОСТЬ СОЦИАЛЬНАЯ - процесс и результат самоотождествления индивида с каким-либо человеком, группой, образцом.  
Идентификация – один из механизмов социализации личности, посредством которого усваиваются определенные нормы поведения, ценности и т.п. тех социальных групп или индивидов, с которыми личность себя идентифицирует. В концепции З.Фрейда, к примеру, решающую роль в формировании личности ребенка играет его идентификация с родителем того же пола, которая ведет к усвоению нравственных ценностей родителей и формированию "сверх-я" (Суперэго) как внутреннего механизма самоконтроля. Каждый индивид обладает несколькими различными идентичностями, что порождает проблему личностной интеграции. Если личности не удается решить эту проблему, возникает ситуация, получившая название кризиса идентичности. В различных типах общественных систем идентификация личности происходит по-разному. Для традиционных обществ характерна локальная, малогрупповая идентификация ( в семье, общине, касте и т.п.). В модерном обществе уровень идентичности повышается - до классового, национального и гражданского. Современная ситуация отличается кризисом характерных для индустриального модерного общества механизмов и оснований идентичности, ко гда люди не могут соотнести себя с такими социальными общностями, как государство, нация, класс, профессиональная группа и даже пол. В российском обществе кризис идентичности конца 80-х-начала 90-х гг., связанный с распадом Советского Союза и привычной гражданской идентичностью, а также с распадом советской ценностно-нормативной системы, постепенно преодолевается. Однако пока доминирующими остаются локальные идентичности ( моя семья, друзья, близкие и т.п.), далеко оттесняя российскую гражданскую идентичность.

ИЗМЕНЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫЕ - одна из основных проблем в социологии. Для ее изучения используются различные методологические подходы.Эволюционные теории социальных изменений развивались Контом, Спенсером, Дюркгеймом и др. социологами. Согласно эволюционизму, общество проходит в своем развитии определенные стадии, прогрессируя от простых форм к более сложным и дифференцированным. Подобным же образом и структурный функционализм (Т.Парсонс, Р.Мертон) рассматривает социальные изменения как эволюционный процесс адаптации системы к окружающей среде на основе дифференциации и увеличения структурной сложности. Противоположный подход к социальным изменениям был развит К.Марксом, который подчеркивал значение классовых противоречий и классовой борьбы, порождаемых противоречием производительных сил и производственных отношений. Согласно марксизму, развитие общества происходит путем революционного перехода от одной общественно-экономической формации к другой. Социальная революция – это коренной, качественный переворот во всей структуре общества. Такой переворот невозможен без политической революции – завоевания государственной власти прогрессивным классом, способным осуществить революционные преобразования всего общества. Теории индустриального и постиндустриального общества (Д.Белл, О.Тоффлер и др.), исходящие из методологических установок технологического детерминизма , решающую роль в социальных изменениях отводит технологическим изменениям, которые происходят в ходе технологических революций ( неолитическая революция, промышленная революция 18-19вв, научно-техническая революция 50-60-гг. 20в., информационно-компьютерная революция конца 20в.). На этом основании выделяют три стадии исторического процесса – доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную. Переход от доиндустриального к индустриальному обществу – это долговременный революционный процесс кардинального изменения всех сфер общества ( социальной структуры, всей системы общественных отношений, образа жизни и уровня жизни людей, культурных и моральных ценностей).Если социология модерна исходит из убеждения о направленном прогрессивном развитии человеческого общества от одной стадии к другой, то в социологии постмодерна утверждается представление о незаданности вектора общественного развития, его многовариантности (см. постмодернизм ).

ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ – начавшийся в Великобритании в ходе промышленной революции конца 18-начала 19 вв. и распространившийся на другие страны процесс превращения экономик и обществ с преобладанием сельского хозяйства и ремесла в экономики и общества, основанные на машинном (механизированном) производстве. Начавшись в промышленности, индустриализация постепенно распространяется на сельское хозяйство и сферу услуг. Индустриализация предполагает развитие разделения труда и новых производственных отношений, урбанизацию, изменения в структуре занятости населения и т.д. (см. индустриальное общество ). Процесс индустриализации является основой более широкого процесса модернизации.  
При общности основных черт индустриализация по-разному происходит в разных странах и в различные исторические периоды. Так, в ряде стран индустриализация осуществлялась при ведущей роли государства (Германия, Россия, Япония, страны Юго-Восточной Азии ), в других роль государства была ограничена. В "теории зависимости" , разработанной учеными Латинской Америки в 50-е годы, объяснялись причины трудности и даже невозможности индустриализации стран "третьего мира". Они связывались с потребностями развитых индустриальных стран в сельскохозяйственной продукции и минеральном сырье, а также в рынках сбыта для собственных промышленных товаров. Всякое местное промышленное производство было задушено, а страны "третьего мира" через неэквивалентный обмен (завышенные цены на промышленные товары и заниженные на сельскохозяйственную продукцию и сырье ) вносили свой вклад в индустриализацию и экономический рост Европы и США. В 80-е годы появление так называемы "новых индустриализирующихся стран" было связано с развитием в развитых странах, вступивших в этап постиндустриализма, высокотехнологичных и сервисных отраслей и экспортом индустриальных производств в страны "третьего мира".

ИНДУСТРИАЛЬНОЕ  ОБЩЕСТВО – общество, в котором произошла индустриализация, создавшая новые технологические основы его развития. Термин принадлежит Сен-Симону, использовался Контом для противопоставления нового, формирующегося экономического и общественного уклада прежнему, доиндустриальному. Современные теории индустриального общества представляют собой разновидность технологического детерминизма. 
Отличительные особенности индустриального общества:

  1. Утверждение индустриального технологического уклада как доминирующего во всех общественных сферах (от экономической до культурной).
  2. Изменение пропорций занятости по отраслям: значительное сокращение доли занятых в сельском хозяйстве (до 3-5%) и рост доли занятых в промышленности (до 50-60%) и сфере услуг (до 40-45%).
  3. Интенсивная урбанизация.
  4. Возникновение нации-государства, организованной на основе общего языка и культуры.
  5. Образовательная революция. Переход ко всеобщей грамотности и формирование национальных систем образования.
  6. Политическая революция, ведущая к установлению политических прав и свобод ( прежде всего избирательного права).
  7. Рост уровня потребления ("революция потребления", формирование "государства всеобщего благосостояния").
  8. Изменение структуры рабочего и свободного времени (формирование "общества потребления". (См. досуг ).
  9. Изменение демографического типа развития ( низкий уровень рождаемости, смертности, рост продолжительности жизни, постарение населения, т.е. рост доли старших возрастных групп).

Индустриализация является основой более широкого социального  процесса модернизации. Модель "индустриального общества" часто использовалась в качестве универсальной для описания современного общества, охватывающего капитализм и социализм как два своих варианта. В теориях конвергенции (сближения, схождения) подчеркивались признаки сближения капиталистических и социалистических обществ, которые в конечном счете становятся и не классически капиталистическими, и не традиционно социалистическими.

ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫЙ – относительно устойчивые и долговременные формы социальной практики, которые санкционируются и поддерживаются с помощью социальных норм и посредством которых организуется общественная жизнь и обеспечивается устойчивость социальных отношений. Э.Дюркгейм называл социальные институты "фабриками воспроизводства общественных отношений".  
Социальные институты организуют человеческую деятельность в определенную систему ролей и статусов, устанавливая образцы поведения людей в различных сферах общественной жизни. Например, такой социальный институт, как школа, включает роли учителя и ученика, а семья – роли родителей и детей. Между ними складываются определенные ролевые отношения. Эти отношения регулируются набором специфических норм и предписаний. Некоторые, наиболее важные нормы закрепляются законодательно, другие поддерживаются традициями, обычаями, общественным мнением. Любой социальный институт включает в себя систему санкций – от правовых до морально-этических, которые обеспечивают соблюдение соответствующих ценностей и норм, воспроизводство соответствующих ролевых отношений. Таким образом, социальные институты упорядочивают, координируют множество индивидуальных действий людей, придают им организованный и предсказуемый характер, обеспечивают стандартное поведение людей в социально типичных ситуациях.  
Когда та или иная деятельность людей упорядочивается описанным образом, говорят о ее институциализации. Таким образом, институциализация – это превращение спонтанного поведения людей в организованное ( "борьбы без правил" в "игру по правилам"). Институциализируются практически все сферы и формы общественных отношений, даже конфликты ( См. конфликт социальный ). Однако в любом обществе существует определенная доля поведения, не подчиняющегося институциональному регулированию. 
Обычно выделяют пять основных комплексов социальных институтов. Это институты родства , связанные с браком, семьей и социализацией детей и молодежи; институты политические, связанные с отношениями власти и доступа к ней; экономические институты и институты стратификации, определяющие распределение членов общества по различным статусным позициям; институты культуры, связанные с религиозной, научной и художественной деятельностью. Исторически институциональная система изменялась от институтов, основанных на отношениях кровного родства и аскриптивных признаках, характерных для традиционного общества, к институтам, основанным на формальных отношениях и достижительских статусах. В наше время важнейшими становятся институты образования и науки, обеспечивающие высокие социальные статусы. 
Р.Мертон ввел в социологию различение между явными и латентными (скрытыми) функциями социальных институтов. Явные функции института заявлены, официально признаны и контролируются обществом. Латентные функции – это "не свои" функции, которые выполняются институтом скрытно или непреднамеренно ( когда,например, система образования выполняет не свойственные ей функции политической социализации ). Когда расхождение явных и латентных функций велико, воззникает двойной стандарт социальных отношений, что угрожает стабильности общества. Еще более опасна ситуация, когда наряду с официальной институциональной системой формируются так называемые "теневые" институты, которые берут на себя функцию регуляции важнейших общественных отношений (например, криминальные структуры в современной России).  
Любые общественные трансформации осуществляются через изменение институциональной системы общества, формирование новых "правил игры". Прежде всего изменению подвергаются те социальные институты, которые определяют социальный тип общества ( институты собственности, институты власти, институты образования).

Информация о работе Авторитет