Язык и стиль распорядительных документов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2012 в 22:03, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является изучение языка и стиля распорядительных документов.
Для реализации цели были поставлены следующие задачи:
 Анализ понятия документ
 Изучение распорядительных документов
 Рассмотрение правил оформления на отдельных видах распорядительных документов

Содержание

Введение
1. Основные понятия
1.1. Официально-Деловой стиль речи
1.2. Способы классификации документов.
1.3. Распорядительные документы
2. Правила оформления документов
2.1. Решение
2.2. Приказ
2.3. Служебная записка
2.4. Протокол
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

реферат_Р ЯЗ.doc

— 113.00 Кб (Скачать файл)


Нижегородский государственный университет

им. Н.И. Лобачевского

 

Юридический факультет

Заочное отделение

 

 

 

 

Реферат

 

по дисциплине: Русский язык и культура речи

на тему: Язык и стиль распорядительных документов

 

 

 

 

Работу выполнила:

студентка группы

Слушатели 11-21

Г.А. Апутина

 

Преподаватель:

Голованова В.Ф.

 

 

 

 

Нижний Новгород

2010
Оглавление

Введение

1.              Основные понятия

1.1.              Официально-Деловой стиль речи

1.2.              Способы классификации документов.

1.3.              Распорядительные документы

2.              Правила оформления документов

2.1. Решение

2.2. Приказ

2.3. Служебная записка

2.4.  Протокол

Заключение

Список используемой литературы

 


Введение

 

В жизни любого человека документы играют огромную роль. Практически в любой сфере нашей деятельности требуются какие-либо документы. Вопросы культуры речи в профессиональной сфере стали особенно актуальны в настоящее время. Для деловой речи чрезвычайно важно соответствовать качествам, обусловливающим эффективность делового общения. Одно из них - грамотность. Оно подразумевает не только знание правил словоупотребления, грамматической сочетаемости, моделей предложения, но и разграничение сфер использования языка, знание правил оформления распорядительных документов.

Целью данной работы является изучение языка и стиля распорядительных документов.

Для реализации цели были поставлены следующие задачи:

      Анализ понятия документ

      Изучение распорядительных документов

      Рассмотрение правил оформления на отдельных видах распорядительных документов

Для решения целей и задач реферата использовался метод изучения и анализа научно - и учебно-методической литературы по проблеме исследования.


1.    Основные понятия

 

Документ (от лат. documentum — образец, свидетельство, доказательство), материальный объект, содержащий информацию в зафиксированном виде и специально предназначенный для её передачи во времени и пространстве.[1] Носителем информации может быть бумага, перфокарта, фотоплёнка, магнитофонная лента и т.п. По содержанию документы делятся на научно-технические (статьи, книги, патенты, технические отчёты и описания), правовые (постановления, указы, договоры и др.), управленческие (приказы, директивы) и др.

Как правило, документ составляется и оформляется на основе правил и требований принятого стандарта: Единой государственной системы делопроизводства (ЕГСД). Форма документов разных видов унифицирована.

В тексте документа обычно выделяются две смысловые части: в одной излагаются причины, основания и цели составления документа, в другой - выводы, предложения, просьбы, рекомендации, распоряжения. Различают две категории документов: для внешнего и внутреннего пользования. Документы не однородны по степени унификации и стандартизации. Одну группу составляют документы, в которых единообразной является не только форма, но и типовое содержание. В другую группу входят документы, имеющие унифицированную форму, но вариативное содержание, т.е. значительно различаются по имеющейся в них информации.

В начале рассмотрим что же такое деловой стиль речи и его основные особенности.

 

 

 

 

 

 

1.1.         Официально-Деловой стиль речи

 

Деловой  стиль- это совокупность языковых средств, функция которых – обслуживание сферы официально-деловых отношений, т. е. отношений, возникающих между органами государства, между организациями или внутри них, между организациями и частными лицами в процессе их  производственной, хозяйственной и юридической деятельности[2].

Среди книжных стилей  деловой стиль выделяется относительной устойчивостью и замкнутостью. С течением времени он, естественно, подвергается некоторым изменениям, но многие его черты: исторически сложившиеся жанры, специфическая лексика, морфология, синтаксические обороты – придают ему в целом консервативный характер.

Несмотря на различия в содержании и разнообразие жанров, официально-деловой стиль в целом характеризуется рядом общих черт:

1)       В официальных бумагах набор используемых языковых средств заранее задан. Самая яркая черта делового стиля – это языковые штампы, или так называемые клише (франц. clich). От документа не ждут, чтобы в нем проявилась индивидуальность его автора, наоборот, чем более клиширован документ, тем удобнее им пользоваться (например, за отчетный период, принимая во внимание, выдана для предоставления, прослушав и обсудив…);

2)     Использование слов-наименований лиц по действию, состоянию (вкладчик, квартиросъемщик); собирательных существительных (выборы, дети, родители); название лиц по профессии и социальному положению, значение совокупности (граждане, служащие);

3)     Введение специальной терминологии, не имеющий синонимов в общеупотребительной лексике (приказ, протокол, согласовано, сторона, реализация…);

4)     Ограничение возможности лексической сочетаемости слов. Например, служебное письмо – составляется (не пишется, не направляется, не посылается);

5)     Преобладание имен существительных;

6)     Использование отглагольных существительных (проезд, выполнение);

7)     Большинство форм инфинитива выступают в значении долженствования (считать, принять, должен, обязан);

8)     Почти полное отсутствие личных местоимений 1 и 2 лица и соответствующих личных форм глагола;

9)     Употребление преимущественно форм настоящего времени глагола в значении предписания или долженствования, а также форм глагола со значением констатации (комиссия осмотрела);

10) Широкое распространение сложных отыменных предлогов (в целях, в силу, по линии, в части);

11) Употребление по преимуществу следующих синтаксических конструкций: простые предложения (как правило, повествовательные, личные, распространенные, полные), с однородными членами, обособленными оборотами, с вводными и вставными конструкциями, преобладание в предложениях союзной связи над бессоюзной; безличные предложения;

12) Использование прямого порядка слов в предложениях; точность, исключающая двоякое понимание;

13) Сжатость, максимальная краткость, компактность изложения, лаконизм формулировок, экономное использование языковых средств;

14) Стандартное расположение материала, нередкая обязательность формы (удостоверение личности, различного рода дипломы и т. д.), употребление присущих этому стилю клише;

15) Широкое использование терминологии, номенклатурных наименований (юридических, военных и др.), наличие особого запаса лексики и фразеологии, включение в текст сложносокращенных слов, аббревиатур;

16) Частое употребление отглагольных существительных, отыменных предлогов (на основании, в соответствии с, в деле, в силу и др.), а также различных устойчивых словосочетаний, служащих для связи частей предложения (на случай, если…, на том основании что… и т.п.);

17) Повествовательный характер изложения (нейтральный тон),  использование  номинативных предложений с перечислением. Почти полное отсутствие эмоционально-экспрессивных речевых средств;

18) Слабая индивидуализация стиля;

19) Достоверность и объективность;

20) Безупречность в юридическом отношении. Т.е. должна быть стандартность языка при изложении типовых ситуаций делового общения;

21) Соответствие нормам официального этикета, который проявляется в выборе  устойчивых форм обращения и соответствующих жанру слов и словосочетаний, в построении фразы и всего текста.

Итак, деловой стиль – это стиль документов разных жанров: международных договоров, государственных актов, юридических законов, постановлений, уставов, инструкций, служебной переписки, деловых бумаг и т.д.


1.2.         Способы классификации документов.

 

Существует несколько способов классификации документов официально-делового стиля:

1.                  По месту составления: внутренние и внешние документы. Внутренний документ создаётся в рамках одной организации, где работают и составитель, и адресат текста. К внутренним документам относятся, например, приказы администрации предприятия, служебные записки, должностные инструкции и пр. Внешние документы предназначаются адресатам, работающим на других предприятиях. Это все виды деловых писем, приказы и распоряжения вышестоящих организаций и пр.

2.                  По содержанию: простые и сложные. Простые документы посвящены решению одного вопроса, сложные - двух и более. Так, к простым документам обычно относят заявление, объяснительную записку и многие другие виды личной документации. Сложными документами могут быть приказы, письма, инструкции.

3.                  По форме: индивидуальные и типовые. Индивидуальные документы предполагают некоторую самостоятельность текста и элементы творческого подхода (что не исключает их стандартизованности). Это отдельные виды писем, служебных записок, докладных. Типовые документы стоятся на базе заранее заданного текста путём видоизменения его отдельных элементов; чаще всего эти документы одинаковы для групп однородных предприятий (например, штатное расписание, положение о персонале и пр.).Если в типовом документе постоянные элементы отпечатаны типографским способом, а для переменных предусмотрены пробелы, которые заполняются при его составлении, то такой документ называют трафаретным (анкеты, некоторые виды справок, трудовые договоры).

4.                  По срокам исполнения: срочные и бессрочные. В срочных документах содержится указание на выполнение некоторых действий в ограниченный временной период (распоряжения, указания и пр.). Действие бессрочных документов не ограничено временными рамками (указы, законы, некоторые виды инструкций).

5.                  По происхождению: служебные и личные. Служебные документы направлены на реализацию интересов организации. К таким документам можно отнести приказы, деловые письма, контракты. Личные документы, как правило, отражают взаимодействие отдельного физического лица с официальными органами или другими лицами (например, заявление, доверенность, расписка, объяснительная записка и пр.).

6.                  По виду оформления: подлинники, копии, дубликаты и выписки. Подлинник - это подписанный и надлежащим образом оформленный экземпляр документа, составленный в первый раз.

Копия абсолютно точно воспроизводит подлинник, но имеет ограниченную юридическую силу, за исключением нотариально заверенных.

Дубликат - это копия , имеющая одинаковую силу с подлинником, выдающаяся в случае его утери.

Выписка - это воспроизведение только одной из частей подлинника. Копии, дубликаты и выписки должны быть заверены печатями так же, как и подлинники.

7.                  По функции: организационные документы, направленные на регламентацию деятельности организации или предприятия, и распорядительные документы, содержащие конкретные распоряжения.

К организационным документам относят устав, положение, штатное расписание, положение о персонале, должностную инструкцию;

к распорядительным - приказы, распоряжения, указания, решения.

Кроме организационных и распорядительных можно выделить также информационно - справочные документы, документы по персоналу предприятия (трудовой договор, личные карточки, учётные карточки, анкеты), письма, договоры. Нужно отметить неоднозначность классификации документов по функции. Так, одни авторы относят протокол к распорядительным документам, другие - к справочно - информационным.


1.3.         Распорядительные документы

Распорядительные документы – документы, содержащие распоряжение о совершении хозяйственной операции.

Руководство любой организации наделяется правом издания распорядительных документов. От того, насколько эффективно регулируется деятельность учреждения, зависят результаты его работы.

В юридическом плане распорядительные документы относятся к нормативным правовым актам.

Традиционно распорядительным документом – локальным нормативно - правовым актом, определяющим и документально фиксирующим процедуры управления документацией организации, - является положение о документационном обеспечении управления (положение об управлении документацией, инструкция по делопроизводству). Если в организации отсутствует такой локальный нормативно-правовой акт, как положение о ДОУ, или существующее положение (инструкция по делопроизводству) не обеспечивает решения задач по проектированию и внедрению систем управления документами, соответствующих текущим потребностям организации и нормативной среде, разработку нового положения должен возложить на себя руководитель службы ДОУ.

Информация о работе Язык и стиль распорядительных документов