Чтение как вид речевой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 18:31, реферат

Краткое описание

Цель исследования: рассмотреть особенности чтения как одного из видов речевой деятельности.
В соответствии с поставленной целью в работе формулируются и решаются следующие задачи:
изучить основные понятия «речь», «речевая деятельность»;
рассмотреть виды речевой деятельности;
раскрыть сущность понятия «чтение»;
рассмотреть виды чтения и роль обучения чтению.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Речевая деятельность как основа деятельности человека 6
1.1. Понятие о речи, виды речи 6
1.2. . Речевая деятельность, виды речевой деятельности 8
Глава 2. Чтение как один из видов речевой деятельности 12
2.1. Сущность чтения, его виды 12
2.2. Роль обучения чтения и требования, предъявляемые к нему 15
Заключение 19
Список литературы 21

Вложенные файлы: 1 файл

реферат на тему чтение как вид речевой деятельности.doc

— 132.50 Кб (Скачать файл)

Говорение – это озвучивание мысли, кодовый переход с мыслительного кода, с кода внутренней речи, которая предшествует устному высказыванию, на звуковой (акустический) код, на код фонетический.

Термин говорение звучит несколько искусственно, он используется в специальной литературе: им обозначаются действие отправителя устно – речевого сигнала. В этом действии всегда можно выделить ситуацию речи, ее мотивы и цели, содержание высказывания, его построение, словесное и грамматическое выражения и, наконец, переход к акустическому коду – к форме, которая может быть воспринята собеседником [12;34].

Письменная речь. Этот вид речи имеет много кодов: известно идеографическое письмо, иероглифическое, звукобуквенное (точнее – фонемное: в русском языке, как правило, буква обозначает фонему без учета позиционных чередований).

Достоинства письменной речи заключаются в том, что это речь подготовленная, нормированная, она обычно проходит несколько стадий редактирования; высшей ступенью образцовости обладает художественная литература, а также научные и публицистические тексты. Именно такая речь служит основой грамматики, грамматической теории и культуры речи. Все толковые словари, своды правил языка, большинство лингвистических исследований опираются на материал образцовых текстов [12;37].

Владение письменной речью давно  уже стало в цивилизованном мире принадлежностью каждого человека, критерием его культурного уровня. А также в современном обществе письменная речь играет настолько важную роль, что без нее оно существовать не может: письменная речь используется и в средствах коммуникации,  и в познавательной деятельности, и в государственной деятельности, и в искусстве, и в личной жизни [12;36-37].

Видами письменной речи является:

Письмо – это процесс, действие, перекодирование содержания мысли с мыслительного кода через посредство звуковой ступени (эта ступень может выступать либо в устном произнесении высказывания перед его записью,  либо в виде внутреннего проговаривания, в речедвигательном коде) на графический, буквенный, код. Очень важно подчеркнуть, что промежуточным звеном перекодирования служит фонема как психологический эквивалент ряда позиционно чередующихся звуков.

В понятие “письмо” входят:

а) подготовка и формирование высказывания на внутреннем  уровне с упреждением его синтеза (как и в устной речи);

б) кодовые переходы;

в) техника записи – начертание нужных графических знаков по правилам каллиграфии, соблюдение требований графических правил и орфографической нормы [12;36].

Чтение – это кодовый переход с графического кода – напечатанного или написанного текста – на акустический и, обычно одновременно, на мыслительный код или сразу на мыслительный код через посредство речедвигательного кода [12;37].

Таким образом, речевая деятельность – это самая распространенная деятельность человека, без которой невозможна никакая другая, это само общение, выражение мысли, самовыражение личности. Одним из видов речевой деятельности является чтение, о котором более подробно пойдет речь в следующий главе.

 

Глава 2. Чтение как один из видов речевой деятельности

 

2.1. Сущность чтения, его виды

Чтение, как уже говорилось,– один из видов речевой деятельности, заключающийся в переводе буквенного кода в звуковой, который проявляется либо во внешней, либо во внутренней речи. Характерной особенностью чтения является осмысление зрительно воспринимаемого текста с целью решения определенной коммуникативной задачи: распознавание и воспроизведение чужой мысли, содержащейся в нем, в результате чего читатель определенным образом реагирует на эту мысль. Следовательно, с помощью чтения человек реализует возможности так называемого опосредованного общения: восприятие и понимание текста свидетельствуют о взаимодействии читателя с автором текста, о сложных мыслительных процессах, сопровождающих его осознание.

Восприятие  текста и активная переработка информации — вот основные компоненты чтения. Следовательно, обучение чтению как одному из видов речевой деятельности — важнейшая учебная задача, которую должен решать учитель русского языка [13;30].

В зависимости от целевой  установки различают ознакомительное, изучающее, просмотровое и поисковое чтение. «Зрелое умение читать предполагает как владение всеми видами чтения, так и легкость перехода от одного его вида к другому в зависимости от конфигурации цели получения информации из данного текста» [13;8].

Ознакомительное чтение представляет собой познающее чтение, при котором предметом внимания читающего становится все речевое произведение (книга, статья, рассказ) без установки на получение определенной информации. Это чтение «для себя», без предварительной специальной установки на последующее внедрение либо воспроизведение полученной информации.

При ознакомительном  чтении основная коммуникативная задача, стоящая перед читающим, заключается в том, чтоб в итоге быстрого чтения всего текста извлечь содержащуюся в нем основную информацию, то есть выяснить, какие вопросы и каким образом решаются в тексте, что конкретно говорится в нем по данным вопросам. Оно просит умения различать главную и второстепенную информацию [7;1].

Изучающее чтение предугадывает очень полное и чёткое понимание всей содержащейся в тексте информации и критическое осмысление. Это вдумчивое и неспешное чтение, предполагающее целенаправленный анализ содержания читаемого с опорой на языковые и логические связи текста. Его задачей является также формирование обучаемого умения без помощи других преодолевать затруднения в понимании иностранного языка. Объектом «изучения» при этом виде чтения является информация, содержащаяся в тексте, но никак не языковой материал. Изучающее чтение учит бережному отношению к тексту [16;8].

Просмотровое чтение предполагает получения общего представления о читаемом материале. Его целью является получение самого общего представления о теме и круге вопросов, рассматриваемых в тексте. Это беглое, выборочное чтение, чтения текста по блокам для более подробного ознакомления с его «фокусирующими» деталями и частями. Оно также может завершаться оформлением результатов прочитанного в виде сообщения либо реферата.

Поисковое чтение нацелено на чтение газет и литературы по специальности. Умение осуществлять поисковое чтение позволяет быстро находить в тексте либо в массиве текстов вполне определенные данные (фактов, черт, цифровых характеристик, указаний). Это чтение ориентировано на нахождение в тексте конкретной информации. Читающему понятно из остальных источников, что таковая информация содержится в данной книге, статье. Поэтому, исходя из типовой структуры данных текстов, он сходу же обращается к определенным частям либо разделам, которые и подвергает поисковому чтению без детализированного анализа [16;7]. При поисковом чтении извлечение смысловой информации не просит дискурсивных действий и происходит автоматизировано. Такое чтение, как и просмотровое, предполагает наличие умения ориентироваться в логико-смысловой структуре текста, выбрать из него нужную информацию по определенной проблеме, выбрать и объединить информацию нескольких текстов по отдельным вопросам.

Таким образом, чтение представляет собой сложную перцептивно-мыслительную мнемическую деятельность, процессуальная сторона которой носит аналитико-синтетический характер, варьирующийся в зависимости от ее цели. Зрелым является чтец, свободно осуществляющий данный вид речевой деятельности, благодаря имеющейся у него способности каждый раз избирать вид чтения, адекватный поставленной задаче, что позволяет ему решать ее не только правильно, но и быстро, благодаря полной автоматизированности технических навыков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Роль обучения чтению и требования, предъявляемые к нему

Как мы уже говорили, чтение является средством приобщения ребенка  к культурной традиции, погружения в мир литературы, развития его  личности.

Чтение, в первую очередь  должно задавать высокий уровень языковой культуры и обеспечивать ребенку качественную речевую среду [13;85]. Чтение позволяет “привить учащимся навыки сознательного чтения, дать им первые сведения об окружающем мире, обогатить их сознание яркими художественными образами и тем самым возбудить эмоции, которыми проникнуты художественные произведения” [13;8].

Считается, что путем  чтения художественных произведений учитель  может воспитать лучшие качества, которыми должен обладать ребенок: любовь к Родине, любовь к труду и науке, смелость, правдивость и отвращение к лени, трусости, лжи и обману, эгоизму [13;9].

Чтение, с одной стороны, помогает накоплению у детей разнообразных  читательских переживаний, приобретению читательского опыта, связанного с  восприятием произведений разных жанров, разной тематики и разных авторов, что, несомненно, уже с первых шагов обучения расширяет читательский кругозор ребенка. С другой стороны, чтение приучает к совместной деятельности со взрослым, со сверстниками и с младшими: к совместному размышлению, обсуждению, воссозданию изображенных картин, что формирует умение выслушать другого, понять его точку зрения и высказать свою [13;10].

Однако достичь такого результата можно будет лишь тогда, когда  чтение будет обладать такими качествами, как: правильность, беглость, сознательность и выразительность.

Рассмотрим эти качества подробнее:

Правильность определяется как полное чтение без искажений, то есть без ошибок, влияющих на смысл  читаемого, то есть в процессе чтения не должен искажаться звукобуквенный состава (пропуски букв, слогов, слов и даже строчек; перестановка единиц чтения (букв, слогов, слов);  замена одних единиц чтения другими), должны отсутствовать повторы

единиц чтения, связанные со стремлением ребенка удержать в оперативной памяти только что прочитанный компонент и ошибки, вызванные нарушением норм литературного языка (орфоэпические ошибки, ошибки, связанные с так называемым “орфографическим чтением”, когда единицы чтения озвучиваются в строгом соответствии с написанием, а не с произношением, и интонационные ошибки).

Правильно работать над  исправлением и предупреждением  ошибок при чтении учитель может  только в том случае, если понимает причины ошибочного чтения и знает  методику работы над ошибками [13;24].

Второе необходимое  качество чтения беглость – это скорость чтения, обусловливающая понимание прочитанного. Такая скорость измеряется количеством печатных знаков, прочитанных за единицу времени (обычно количеством слов в 1 минуту).

Беглость является темпом чтения, а при определенных условиях становится средством выразительности [13;20-121].

Помимо беглости чтение должно быть сознательным. Сознательность чтения трактуется как понимание замысла автора, осознание художественных средств, помогающих реализовать этот замысел, и осмысление своего собственного отношение к прочитанному [13;21].

Однако в  методике этот термин употребляется в двух значениях:

  1. применительно к овладению самим процессом чтения;
  2. применительно к чтению в более широком смысле.

Когда говорят  о сознательности в первом значении, имеют в виду, насколько сознательно ребенок выполняет необходимые операции, из которых складывается озвучивание печатных знаков: находит гласные, соотносит их со слогами – слияниями, видит согласные вне слияний и осознает, к какому слогу – слиянию их следует причитать.

Термин сознательное чтение во втором значении функционирует в методике на разных уровнях протекания самого процесса чтения.

Первый уровень, часто совпадающий с аналитическим  этапом становления навыка чтения, предполагает понимание большей  части слов, употребляемых в прямом или переносном значении.

Второй уровень  сознательного восприятия текста базируется на первом и предполагает осмысление подтекста произведения, то есть уяснение его идейной направленности, образной системы, художественных средств, а  также позиции автора и своего собственного отношения к читаемому.

Говорят и о третьем уровне сознательного чтения, когда индивид осознает свои читательские интересы и обладает умениями, которые могут их удовлетворить, иными словами, сознательно определяет круг чтения, ориентируется на свои возможности.

Таким образом, сознательность чтения предполагает:

- осмысление  значения каждой языковой единицы  текста;

- понимание  идейной направленности произведения, его образной системы, изобразительно-выразительных средств, то есть позиции автора и своего собственного отношения к прочитанному [13;30].

Четвертое необходимое качество чтения – выразительность. Выразительность – это способность средствами устной речи передать слушателям главную мысль произведения и свое собственное отношение к нему.

Выразительность связана с сознательностью чтения. Только то, что хорошо понято, может  быть прочитано выразительно [13;37].

Выразительность чтения предполагает правильное дыхание, совершенство артикуляционного аппарата, умение произносить текст с необходимыми в смысловом плане интонациями

Информация о работе Чтение как вид речевой деятельности