Характеристика и значение работы Марка Фабия Квинтилиана «Наставление в ораторском искусстве»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июля 2014 в 17:14, реферат

Краткое описание

Квинтилиан Марк Фабий – римский педагог и теоретик ораторского искусства, выходец из Испании.
После двадцати лет педагогической деятельности Квинтилиан предался всецело литературным трудам, для которых раньше не располагал временем. На основе опыта своей школы и достижений педагогической мысли античного мира Квинтилиан создал первый специальный педагогический труд «Наставление в ораторском искусстве» в 12 книгах (известный также как «Воспитание оратора»), заложивший основы дидактики и методики, систематизировавший требования к воспитанию детей дошкольного возраста [1, с. 58].

Вложенные файлы: 1 файл

ХАРАКТЕРИСТИКА И ЗНАЧЕНИЕ РАБОТЫ МАРКА ФАБИЯ КВИНТИЛИАНА.doc

— 42.00 Кб (Скачать файл)

ХАРАКТЕРИСТИКА И ЗНАЧЕНИЕ РАБОТЫ МАРКА ФАБИЯ КВИНТИЛИАНА «НАСТАВЛЕНИЕ В ОРАТОРСКОМ ИСКУССТВЕ»

 

Квинтилиан Марк Фабий – римский педагог и теоретик ораторского искусства, выходец из Испании. Получив образование в Риме, Квинтилиан остался в нем на всю жизнь; стал одним из выдающихся адвокатов и первым учителем профессионалом. В 70-х гг. н. э. открыл собственную школу риторики, ставшую в последствии государственной. Успех его на поприще образования был огромный. Из его школы выходили лучшие ученики, среди которых: Плиний Младший, Тацит. 

После двадцати лет педагогической деятельности Квинтилиан предался всецело литературным трудам, для которых раньше не располагал временем. На основе опыта своей школы и достижений педагогической мысли античного мира Квинтилиан создал первый специальный педагогический труд «Наставление в ораторском искусстве» в 12 книгах (известный также как «Воспитание оратора»), заложивший основы дидактики и методики, систематизировавший требования к воспитанию детей дошкольного возраста [1, с. 58].

Труд Квинтилиана систематичен и строго продуман. Здесь учтен весь опыт классической риторики и обобщен собственный опыт преподавателя риторики и судебного адвоката. В этой работе философ отмечает, что труд оратора обширен и разнообразен, и никогда о нем не сказано все, тем не менее, он попытается изложить из традиционных правил самое лучшее.

В первой книге Квинтилиан рассказывает о воспитании будущего оратора. Будущего оратора должны воспитывать с детства, на него влияет окружение (кормилицы, родители), учителя, которые должны хорошо учить. Эта книга содержит методические рассуждения об учении в детском возрасте: учение должно быть забавою, ребенок сознательно должен запоминать материал, заниматься чистописанием и чтением вслух. Речь должна быть правильна, ясна и красива. Для этого необходимо изучать грамматику и образцовых ораторов, поэтов, прозаиков, затем переходить к собственным сочинениям. Будущий оратор должен знать очень много, в том числе философию, музыку, геометрию, произношение.

Вторая книга посвящена методике работы учителя, в частности говорится о системе упражнении, даются рекомендации для чтения художественных произведений и речей известных ораторов [1, с. 68].

В третьей книге речь идет о делении речи на виды и их подробное рассмотрение. Квинтилиан делит речи на три вида:

    • доказательный - касается похвалы и порицания
    • рассудительный - имеет цель советовать
    • судебный - имеет целью обвинение и защиту.

 В четвертой книге анализируются части речи, такие как вступление, изложение, отступление, предложение, разделение.

Пятая книга посвящена доказательствам. По мнению Квинтилиана есть два рода доказательств: одни берет оратор вне предмета своей речи, другие извлекает из самого дела, и как бы рождает их: и потому первые названы неискусственными, а последние искусственными. К первому роду относятся примерные суждения, слухи, пытки, письменные доказательства, присяга, свидетели. Искусственные доказательства бывают трех видов: признаки, доводы, примеры.

Шестая книга говорит о заключении, возбуждении страстей, смехе, состязании, о суждении и размышлении. В заключении обычно кратко повторяют вышесказанное или же возбуждают страсти. Возбуждение страстей, есть сила красноречия, ибо успех оратора, особенно в судебном деле, зависит не только от доказательств, но и от того, насколько он сумеет убедить слушателей (а в суде - судей), воздействуя на них эмоционально.

Седьмая книга – о расположении. Учение о расположении окончательно нашло свое выражение в теории частей речи. Восемь частей речи, по Квинтилиану, вошли в обиход всей позднейшей риторики:

1. Обращение. Его цель – привлечь внимание аудитории к оратору и расположить аудиторию к оратору.

2. Именование темы, т.е. о  чем оратор будет говорить, т.е. настроить слушателей на предмет, заставить их вспомнить, что им известно по этому предмету, и приготовить их к слушанию речи, сознательно углубляться в предмет.

3. Повествование состоит  из описания истории предмета  по существу, т.е. как возник вопрос, который подлежит разрешению, и  как сложилось само дело.

4. Описание – рассказ о том, каково дело в настоящее время, т.е. необходимо дать системное представление состояния дела.

5. Доказательство состоит  из аргументов логического характера, обосновывающих решение.

6. Опровержение состоит  из аргументации от противного. При этом можно приводить аргументы как против реально высказанных, так и против мысленно созданных альтернатив: "Могут подумать, что...".

7. Воззвание – обращение к чувствам слушателей. Служит для того, чтобы сформулировать эмоциональное отношение к делу.

8. Заключение – краткое изложение всего предшествующего и выводы по обсуждаемому делу [2, c. 152].

В восьмой книге Квинтилиан превозносит ясность, чистоту, правильность и соразмерность речи, здесь же он говорит о тропах;

Девятая книга посвящена учению о фигурах и композиции. Фигуру Квинтилиан отличает, как и другие риторы, от тропа, так как здесь имеется в виду не перенос значения, но особый оборот речи, так или иначе отличающийся от обычного. Некоторые фигуры заключены как бы в мыслях оратора. В учении о композиции слов Квинтилиан рассматривает речь, как непрерывно связанную и разделенную на части. В расположении слов необходимо соблюдать порядок, сочетание, число. Сочетание рассматривается в отношении слов, вставок, членов и периодов.

Десятая книга — это обзор образцов греческой и римской литературы. Квинтилиан показывает достоинства и недостатки практически каждого из известных риторов [2, c. 158].

В одиннадцатой книге Квинтилиан анализирует манеры оратора, рассматривает механизмы запоминания, характеризует свойства голоса, жестов.

В двенадцатой книге ученый обосновывает взаимосвязь риторики и нравственности: «Нельзя быть истинным оратором, не быв честным человеком», – пишет Квинтилиан.

         Таким образом, «Наставление в ораторском искусстве» Квинтилиана это хорошо систематизированное сочинение по ораторскому искусству: в нем анализируются теория и практика римского красноречия, рассматриваются проблемы педагогики, этики, дается характеристика риторических школ, стилей.

Труд Квинтилиана - вершина исследования ораторского искусства. Ни до, ни после него не было работ, которые с такой тщательностью давали бы теоретический анализ красноречия.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Кузнецова, Т. И. Ораторское искусство в Древнем Риме : учебник / Т. И. Кузнецова. — М. : Наука, 1976. — 288 с.
  2. Куманецкий, К. М. История культуры Древней Греции и Рима : учебник / К. М. Куманецкий. — М. : Высшая школа, 1990. — 456 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Характеристика и значение работы Марка Фабия Квинтилиана «Наставление в ораторском искусстве»