Фонетические единицы языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2015 в 16:25, реферат

Краткое описание

ФОНЕТИКА – раздел науки о языке, изучающий звуковую сторону языка. Фонетика представляет собой определенную систему, включенную в общую систему языка. Это подуровень общей языковой системы, неразрывно связанный со всей системой, так как основные единицы языка – слова, морфемы, словосочетания, предложения, представляющие более высокие уровни, - являются знаками. Ведь помимо смысловой стороны – обозначаемого (значения), все они имеют и материальную сторону, доступную органам чувств - обозначающее (звуки и их сочетания). Между обозначаемым и обозначающим существует условная (не природная, не естественная) связь.

Содержание

1.Введение………………………………………………………………………………………………………...2
2.Особенности русского ударения……………………………………………………………………3
2.1.Логическое ударение………………………………………………………………………………….6
3.Список литературы……………………………………………………………… ………………………..8

Вложенные файлы: 1 файл

печатать.docx

— 31.53 Кб (Скачать файл)

Министерство образования Республики Башкортостан

ГБПОУ  Белебеевский колледж механизации и электрификации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

на тему: «Фонетические единицы языка»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка группы Эк-21:

Идиятуллина Регина

 

Проверил: преподаватель

Кашапова Д.В

 

Оценка «____» /_________________/

 

 

 

 

 

                                               г.Белебей,2015 г.

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

1.Введение………………………………………………………………………………………………………...2

2.Особенности русского ударения……………………………………………………………………3

2.1.Логическое ударение………………………………………………………………………………….6

3.Список литературы……………………………………………………………… ………………………..8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                    Введение

 

 

 

ФОНЕТИКА – раздел науки о языке, изучающий звуковую сторону языка. Фонетика  представляет собой определенную систему, включенную в общую систему языка. Это подуровень  общей языковой системы, неразрывно связанный со всей системой, так как основные единицы языка – слова, морфемы, словосочетания, предложения, представляющие более высокие уровни, - являются знаками. Ведь   помимо смысловой стороны – обозначаемого  (значения), все они имеют  и материальную сторону, доступную органам чувств - обозначающее (звуки и их сочетания). Между обозначаемым и обозначающим существует условная (не природная, не естественная) связь. Так, слово мечта имеет материальное выражение – это сочетание пяти звуков, служащее для выражения значения «нечто, созданное  воображением, мысленно представляемое».  Предметом фонетики является матеральная (звуковая) сторона языка. 
 
Задача фонетики – изучение способов образования (артикуляции) и акустических свойств звуков, их изменения в речевом потоке. Изучать фонетику можно с разными целями и разными методами. В зависимости от этого различают общую фонетику, описательную фонетику, сопоставительную фонетику, историческую фонетику, экспериментальную фонетику.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Особенности  русского ударения , основные тенденции в развитии ударения.

Русское ударение - самая сложная область русского языка для усвоения. Ударение в русском языке динамическое (силовое), то есть гласные звуки под ударением произносятся с напряжением и отчетливо. Русское ударение характеризуется разноместностью и подвижностью. Разноместность - это способность ударения падать на любой слог русского слов: на первый - икОнопись, на второй - экспЕрт, на третий - жалюзИ, на четвертый - апартамЕнты. Во многих языках мира ударения прикреплено к определенному слогу. Подвижность - это свойство ударения перемещаться с одного слога на другой при изменении (склонении или спряжении) одного и того же слова: водА - вОду, хожУ - хОдишь. Большая часть слов русского языка (около 96%) имеет подвижное ударение. Ударение помогает различать слова-омонимы и разные грамматические формы одного и того же слова: зАмок – замОк, засЫпать – засыпАть.Разноместность и подвижность, историческая изменчивость произносительных норм приводят к появлению у одного слова акцентных вариантов. На их образование также влияют диалекты, профессиональные варианты слов и другое. Иногда один из вариантов санкционируется словарями как соответствующий норме, а другой - как неправильный. Ср.: магАзин, - неправильно; магазИн - правильно. В других случаях варианты даются в словарях как равноправные: искрИстый и Искристый.

Все эти особенности можно представить в виде таблицы.

ОСОБЕННОСТИ РУССКОГО УДАРЕНИЯ

Особенность

Пояснения

Примеры

1. Разноместность

Может падать на любую часть слова (сравните: фр. – последний слог; англ. – обычно первый слог; польский – чаще всего предпоследний слог)

Резать

Вырезать

Вырезать

Вырезной

2. Подвижность

Может перемещаться при изменении слова

Вода – воды – воды

3. Вариантность

(вариативность)

Наличие слов с разными вариантами ударения

Творог, одновременно, петля, камбала

4.Стилистическая функция

Вариант ударения в некоторых словах зависит от речевой ситуации и определяется отношением к литературной / разговорной норме, общему / специальному употреблению

Феномен (лит.) – феномен (разг.); прикус (общ.) – прикус (медиц.); шёлковый (общ.) – шелковый (народно-поэтич.)

5. Семантическая (смыслоразличительная)

функция. Явление омографии.

Омографы – слова одной части речи, одинаковые по написанию, но разные по ударению, различающему их смысл

Замок – замок, орган – орган, мука – мука, парить – парить, проклятый – проклятый.


При внимательном рассмотрении современное состояние русского ударения может показаться бессистемным и даже хаотичным. Между тем, несмотря на многие исключения и внутренние несоответствия, как в самой акцентологической системе, так и в тенденциях ее развития есть немало последовательного и регулярного.

1. Усиление грамматической  функции ударения

При этом само направление в историческом перемещении акцентов может быть даже противоположным: на начальный слог (обух - обух, лемех - лемех) - на конечный слог (губа -губа, лыжня - лыжня). Однако и в том, и в другом случае изменение ударения было полезным, оправданным. В результате его возникло более четкое противопоставление грамматических форм. Ср.: родительный единственного числа губы, лемеха - именительный множественного губы, лемеха.

2. Важной особенностью  развития ударения служит закрепление  устаревающих или входящих вариантов  за устойчивыми сочетаниями или  фразеологическими оборотами. Обычно  говорят: ударить по лбу, но провести  по лбу; брать грех на душу, но на душу населения. Зависимость  ударения от конструктивно обусловленных  смысловых различий отчетливо  проявляется при употреблении  кратких форм некоторых прилагательных: подвиги его велики, но ботинки (кому?) ему велики; эти люди не  худощавы, а полны, но они полны (чего?) новых замыслов.

3. Известно, что у некоторых слов выбор ударения зависит от лексического значения (ледник - "погреб со льдом", ледник - "скопление льда в горах"; бронировать - "покрывать броней", бронировать - "закреплять что-либо" и т.п.).

В результате сопоставительных наблюдений обнаружено исторически разнонаправленное движение ударения: регрессивное - перемещение с последнего слога на начало или ближе к началу слова, прогрессивное - перемещение ударения с первого слога на конец или ближе к концу слова.

Исследования свидетельствуют о том, что регрессивное акцентологическое развитие преобладает сейчас в следующих группах акцентных вариантов: а) у двух-, трехсложных имен мужского рода: бондарь > бондарь, отсвет > отсвет и т.п.; б) у трех-, четырех-, пятисложных глагольных форм в прошедшем времени: постлала > постлала, разорвала > разорвала, родился > родился, перепродана > перепродана и т.п.; в) у форм настоящего-будущего времени глаголов: включит > включит, видоизменит > видоизменит и т.п.

Прогрессивное акцентологическое развитие преобладает в следующих группах акцентных вариантов:

а) у производных трех-, четырехсложных прилагательных: тигровый > тигровый, прадедовский > прадедовский, заводский > заводской и т.п.;

б) у дву-, трехсложных форм инфинитива: удить > удить, приструнить > приструнить, ржаветь > ржаветь и т.п.;

в) у некоторых двусложных приставочных глаголов в формах прошедшего времени: отпил > отпил, налил > налил и т.п.;

г) в падежных формах одно-, двусложных существительных и кратких формах прилагательных во множественном числе: стебля > стебля, груздя > груздя, холма > холма, близки > близки, верны > верны и т.п.

 

 

 

 

2.1. Логическое  ударение

Человеческий язык — звуковой: все в языке проявляется через звуки, через звучание. Звуковая система языка имеет весьма сложное строение, что и не удивительно, ведь она «обслуживает» все составные части и элементы языка. 
При самом крупном членении звукового состава языка на его части можно выделить следующие явления: 1) звуки речи, 2) слоги, 3) ударение, 4) интонация. 
Для того, чтобы понять сущность и соотношение перечисленных звуковых явлений языка, проведем некоторые наблюдения над словами и предложениями. Хотя в вычленении звуков и слогов могут встретиться трудности, но общее положение тут довольно ясно: из звуков и слогов составляются и, следовательно, состоят слова; звуки и слоги — своеобразные кирпичики и блоки, из которых строится материальное тело слов: (р-а) — (б-о) — (т-а) — (л-и). Несколько труднее обстоит дело с ударением. Ударение стоит не в одном ряду со звуками и слогами, а как бы над ними: оно реально проявляется как выделение произношением (усилением, повышением громкости и т. п.) какого-либо звука в слове (работали) или слова в предложении: «Все работали очень дружно». В соответствии с этим различают два основных типа ударения: словесное (выделение звука в слове) и логическое (выделение слова в предложении). Словесное ударение, таким образом, надстраивается над звуками слова, а логическое ударение стоит еще «этажом выше» — надстраивается над предложением в целом. Общий звуковой рисунок предложения завершается интонацией: «Все работали очень дружно». Интонация придает предложению характер законченности и завершенности. 
Как известно, для изучения звуковой стороны языка в составе языкознания сложилась специальная лингвистическая дисциплина —фонетика (название происходит от древнегреческого слова phone — звук). Сложность внутреннего строения звуковой системы языка обусловила выделение в фонетике собственных частей и разделов: фонологии (наука о функциональной стороне звуков речи), акцентологии (наука об ударении, от латинского accentum — ударение), интологии (наука об интонации), силлабики (наука о слогах от греческого syllabe — слог) и другие. 
Нам представляется целесообразным наших беседах все явления языка рассматривать и характеризовать по возможное в двух планах — теоретическом и практическом. Первый — это рассмотрение явлений языка самих по себе: что они собой представляют, как «устроены» — из каких частей или элементов состоят, как связать между собой, какова роль данного явления в общей системе языка и т. п. Второе план имеет целью выяснить, какую практическую пользу может дать изучение того или иного языкового явления — в практике речи, устной и письменной, в практике письма в узком смысле (в орфографии и пунктуации), а также в интересах общего развития человека — повышения уровня его культуры и мышления. 
Все это применимо и к фонетике, к изучению звуковой стороны языка. Предваряя конкретные части дальнейшего изложения, покажем это для иллюстрации на примере словесного ударения. 
Ударение — очень важная часть звукового оформления слов: оно как бы стягивает звуки и слоги в единое целое — слово; без ударения звуки «рассыпались» бы. Но в слове должно быть не просто какое-то ударение, а правильное ударение, ударение на нужном месте, на определенном звуке (или слоге). Неправильное ударение создаст произносительную ошибку (портфель, магазин и т. п. вместо правильного портфель, магазин), а во многих случаях даже полностью разрушит слово, например, работа или работа вместо ра-бота, и т. п. Неправильных ударений поэтому надо остерегаться и, добавим, стыдиться, как остерегаются и стыдятся орфографических ошибок: то и другое расшатывает литературную норму языка, ведет к затруднению и даже нарушению языкового общения, портит язык. 
Ударение важно не только само по себе, но еще и потому, что от него во многом зависят звуки речи, их произнесение в составе слов: ударные и безударные гласные в произношении заметно различаются. Сравните, например, произнесение корневого гласного в словах и словоформах дом, дома, домовой. Хотя во всех трех случаях этот звук обозначается буквой «о», но произносится он различно: под ударением (дом) — отчетливый звук [о], в первом предударном слоге (дома) — звук близкий к [а] (литературное «аканье»), во втором предударном слоге (домовой) — очень краткий и неясный звук, похожий на краткое [ы] (в транскрипции, специальном строго фонетическом письме, он обозначается буквой «ъ»: [дъмавой]). От ударения, наконец, зависит и обозначение гласных звуков на письме: ударные гласные обозначаются, как правило, по произношению (дом, дам, дым, дум и т. п.), а безударные, напротив, обычно не по произношению, а главным образом по правилу «проверки ударением»: дома, так как дом, гора, так как гору и т. п. Есть, однако, множество слов, в которых неударные гласные «проверить» ударением не удается (овес, аршин, собака, малина и многие другие). Правильное написание их приходится просто запоминать. В руководствах по орфографии написание таких слов характеризуется, как говорят, «в словарном порядке», то есть для каждого слова отдельно и с отсылкой к орфографическому словарю. 
Чтобы правильно ставить ударение в словах, правильно произносить и писать ударные и безударные звуки, надо к ударению относиться с большим вниманием. Хочется сказать, «с уважением и почтением». А сколько интересных особенностей у самого русского ударения: оно разноместно (город, но завод, пригород, но работа, горизонт и т. п.), оно может быть подвижным (гора, но гору, пишу, но пишешь и т. п.), в слове может быть двоякое ударение (творог и допустимо творог) и т. п. Нечто подобное можно сказать и о других частях звуковой системы языка — о звуках речи, о слогах, об интонации. 
Мы сделали этот небольшой предварительный экскурс в практический аспект изучения одного из явлений языка для того, чтобы предостеречь читателя от невнимательного и тем более пренебрежительного отношения к тем или иным сторонам и явлениям языка как-де неинтересным и ненужным. Язык — создание и достояние народа, в нем нет ненужных и бесполезных мелочей. А поэтому все в нем по-своему интересно.

 

 

 

 

 

 

3.Список литературы

  1. Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. М., 2012.
  2. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. – М.: Международные отношения2009.
  3. Гольцова Н. Г., Шамшин И. В. Русский язык. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных школ. – М.: «Русское слово», 2010
  4. Горбачевич К.С. Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке. – С-Петербург, 2009.
  5. Касаткин Л.Л., Клобуков Е.В., Лекант П.А. Краткий справочник по современному русскому языку. М., 2015.
  6. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы. / С.Н. Борунова, В.Л. Воронцова, Н.А. Еськова. Под ред. Р.И.Аванесова. М.: Русский язык, 2014

 


Информация о работе Фонетические единицы языка