Способы привлечения и удержания внимания аудитории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 22:31, практическая работа

Краткое описание

лушатели с напряженным вниманием следят за таким выступлением, при котором в излагаемом материале все время раскрывается новое содержание. Если выступление не содержит ничего нового, оно не только остается без внимания, но и вызывает у слушателей ощущение скуки. Как же сохранить и поддержать их внимание в течение всего выступления? Умение привлекать и удерживать внимание слушателей имеет большое значение в любом разговоре: и в товарищеском, целью которой является развлечь и развеселить присутствующих, и в дискуссиях и обсуждениях, где ставится цель убедить слушателей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. Приемы привлечения внимания слушателей
2. Способы удержание внимание слушателей
3. Приемы управления вниманием в деловом общении
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

Ritorika.doc

— 80.50 Кб (Скачать файл)

Во время выступления нередко наступает момент, когда внимание слушателей ослабевает. А.Ф. Кони образно назвал невнимание утомленным вниманием . Для мобилизации внимания существует целый арсенал приемов.

При первых признаках утомления аудитории следует воспользоваться приемами, стимулирующими непроизвольное внимание. Проще всего изменить звучание голоса: интонацию, темп речи, силу звука. Этой же цели служит пауза.

Можно привести пример, затрагивающий непосредственные интересы слушателей, или рассказать короткую забавную историю (анекдот). Так называемые отступления звучат неожиданно и потому позволяют слушателям отдохнуть.

Советуем время от времени переключать внимание слушателей, это мобилизует его, оно как бы получает толчок. Переключение внимания происходит, например, когда оратор умело, завершает один вопрос или тему, а затем называет следующий. Еще больший эффект дает демонстрация наглядных пособий, предложение что-то записать, ответить на вопрос, сделать несложное вычисление, сопоставить два мнения -- словом, любая работа слушателей.

Диалог с аудиторией инициирует все виды внимания. В некоторых случаях помогает прямое указание на то, что рассматриваемый вопрос очень важен, пригодится в дальнейшем и т. п. Этот прием стимулирует волевое внимание, однако злоупотреблять им, конечно, не стоит.

Ораторским жестом называют любое телодвижение с целью подчеркнуть значение произносимых слов, сделать более ясным их смысл, воздействовать на аудиторию.

В повествовательных, описательных и объяснительных выступлениях допускается использовать иллюстративные жесты: подражательные, описательные и указательные. К ним прибегают только для того, чтобы сделать иллюстрацию ярче. Особо следует сказать о жестах, помогающих выразить смысл слов. Порой без них просто не обойтись.

Опытные лекторы считают, что лучше закончить выступление на минуту раньше, чем позже.

3. Приемы управления  вниманием в деловом общении

Для успешного взаимодействия необходимо настроить собеседника на правильное восприятие информации, пробудить интерес к теме разговора, сформировать готовность к восприятию сообщения. Для этого необходимо владеть приемами управления вниманием человека.

Под активизацией внимания понимаются пробуждение активности восприятия человека, усиление его мыслительной деятельности и чувств.

Конечно, наиболее надежный способ привлечь внимание человека -- начать говорить с ним о том, что его волнует. Однако нельзя не учитывать и то, как говорите. Средство, с помощью которого доносится сообщение до партнера, -- голос.

Можно без преувеличения сказать, что голос человека -- это место, где встречаются его сознательное (содержание речи) и бессознательное (характеристики голоса). Для слушателя порой важно не столько то, что мы говорим, сколько то, как мы это делаем.

1. Прием «нейтральной фразы». Он  заключается в том, что общение  с собеседником инициатор начинает  с фразы, напрямую не связанной  с интересующей его темой, но  имеющей отношение к собеседнику.

2. Наиболее простым средством  привлечения внимания собеседника является повышение голоса. Речь, конечно, не идет о повышении до крика. Это недопустимо не только по морально-этическим, но и тактическим соображениям, так как крик любого человека -- явный признак его слабости и бессилия. Но при этом нельзя не признать, что некоторое повышение голоса, особенно в начале фразы, не только привлекает внимание, но и оказывает дополнительное воздействие на партнера.

3. Прием «завлечения». Суть его  заключается в том, что инициатор  общения вначале произносит что-то трудно воспринимаемое, например, очень тихо. Собеседнику для понимания приходится предпринимать усилия, которые предполагают концентрацию внимания. При этом необходимо отметить, что прием может оказаться эффективным только в том случае, если инициатору общения уже удалось произвести на собеседника значительное впечатление своим профессионализмом и уверенностью в своих силах.

4. Важным способом фокусировки  внимания является прием установления  зрительного контакта между говорящим  и слушающим. Очень многие пользуются этим приемом, зная его эффективность: они обводят аудиторию взглядом, смотрят пристально на кого-нибудь одного, фиксируют взглядом нескольких человек в аудитории. Установление зрительного контакта широко используется в любом общении (не только в массовом, но и в межличностном, деловом и т. д.). Пристально глядя на человека, вы привлекаете его внимание; постоянно уходя от чьего-то взгляда, вы показываете, что не желаете общаться. Зрительный контакт используется не только для привлечения внимания, но и для того, чтобы его удерживать в процессе общения.

5. Прием «акцентировки». Он используется  в тех случаях, когда необходимо  обратить особое внимание партнера  на самые важные (с точки зрения  говорящего) моменты в сообщении. Данный прием можно реализовать с помощью прямой и косвенной акцентировки. Прямая акцентировка достигается за счет употребления таких фраз, как, например, «прошу обратить внимание», «важно отметить, что...», «необходимо подчеркнуть, что...» и т. д. Косвенная акцентировка происходит, если места, к которым нужно привлечь внимание, выделяются из общего строя общения так, чтобы контрастировать с окружающим фоном и автоматически привлекать внимание.

6. Еще один прием поддержания  внимания -- это «навязывание ритма». Внимание человека постоянно колеблется (флуктуирует), и если намеренно не прилагать усилий к тому, чтобы все время его настраивать, то оно неотвратимо будет «убегать», переключаться на что-то другое. Особенно способствует такому переключению монотонная, однообразная речь. Когда собеседник говорит именно так, даже заинтересованный слушатель с трудом удерживает внимание, и чем больше он пытается сосредоточиться, тем сильнее его клонит в сон. Именно здесь и применяется прием «навязывания ритма». Постоянное изменение характеристик голоса и речи -- наиболее простой способ задать нужный ритм разговора. Говоря то громче, то тише, то быстрее, то медленнее, то скороговоркой, то нейтрально, собеседник как бы навязывает слушающему свою последовательность переключения внимания, не дает ему возможности расслабиться и что-то пропустить.

7. Прием «своевременного использования  пауз» подготавливает партнера, выделяет мысль и позволяет  оценить важность сказанного.

Использование пауз полезно для инициатора беседы в следующем ряде случаев:

1) Перед тем как начать говорить. Пауза дает возможность слушателю подготовиться к восприятию, настраивает его внимание на слушание и позволяет говорящему собраться с мыслями.

2) Для управления вниманием и  усиления значения сказанного. Если  вопрос, фраза или мысль имеют особую важность, но их можно не услышать или понять неправильно, применение пауз весьма полезно перед ними. В данном случае она сравнимо с остановкой гида перед особенно интересной картиной.

3) Вместо знаков препинания, когда  паузы используются для структурирования речи и увеличения степени ее понятности.

4) При смене характера беседы. В данном случае пауза разделяет  ее процедуры, не позволяет смешивать  различные этапы деловой встречи.

8. Прием «переформулировки» -- действенное  средство поддержания внимания и усиления воздействия. Уже высказанная ранее мысль переформулируется инициатором по-новому, иными словами и выражениями. Это тем более целесообразно, когда речь идет о сложных или очень значимых для собеседника вопросах. При отказе собеседника ответить на поставленный вопрос рекомендуется не настаивать на ответе, а переформулировать вопрос.

9. Прием «провокации». На короткое  время у собеседника вызывается  реакция несогласия с излагаемой  информацией. У него тотчас же  появляется желание ее исправить, уточнить.

10. Прием «гиперболы». Не бойтесь  прибегнуть к преувеличению, чтобы  заострить внимание слушателя, но  потом не забудьте четко изложить  свою позицию по затронутой  проблеме.

11. Прием «прогноза». Основываясь  на реальных фактах, предлагайте  собеседнику прогнозы ожидаемых событий.

12. Прием «трехходовки». Применяется, когда собеседник вспылил. Выполняется  в следующем порядке:

1) проговаривается его состояние: «Я вижу, что вы возмущены, вас  что-то задело»;

2) проговаривается свое собственное  состояние: «Я тоже немного взволнован»;

3) после небольшой паузы проговаривается  оценка ситуации: «Если беседа  так пойдет и дальше, у нас  ничего не выйдет. Давайте успокоимся».

Управлять вниманием в деловом общении -- важная задача не только для говорящего, но и для слушающего. Если он намерен увидеть и услышать именно то, что имеет отношение к делу, он должен уметь управлять своим вниманием. Разнообразные приемы активного слушания направлены именно на приобретение этого навыка.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Ораторство - это сильнейший рычаг воздействия на слушателей. Можно наблюдать истоки ораторского искусства еще в V в. до н.э., когда возникла «риторика».

Одна из важных составляющих успешного выступления - умение оратора установить зрительный контакт с аудиторией. Нельзя начинать выступление, не установив эмоционального и зрительного контакта с аудиторией. Прежде всего, продемонстрировать доброжелательное выражение лица с полуулыбкой. Зрительный контакт - это не только способ установить отношения с аудиторией и донести до нее необходимую информацию, но и способ получить обратную связь от аудитории.

Приемы привлечения внимания:

а) доброжелательность, которая выражается в улыбке, доверительном тоне голоса; б) естественность; в) раскрепощенность; г) разговорный стиль изложения; д) свободные жесты и движения.

Приемы удержания внимания темп и паузы, диалог с аудиторией, логическую организацию и драматизацию речи, эмоциональные приемы и убежденность оратора.

Для успешного взаимодействия с деловым партнёром необходимо настроить собеседника на правильное восприятие информации.Средство, с помощью которого доносится сообщение до партнера, -- голос.

Приемы управления вниманием в деловом общении: «нейтральной фразы», повышение голоса, прием «завлечения», установления зрительного контакта, прием «акцентировки», навязывание ритма, «своевременного использования пауз», прием «переформулировки», прием «провокации», «гиперболы», «прогноза», прием «трехходовки».

 

Литература

1. Аминов И.И. Приемы управления  вниманием в деловом общении // http://www.psylive.ru/articles/4459_priemi-upravleniya-vnimaniem-v-delovom-obshenii.aspx

2. Гандапас Р. Некоторые приемы  привлечения и удержания внимания  аудитории// http://skyfamily.ru/idea/2/358_1.htm

3. Голуб И.Б. Основы красноречия: Пособие для занятий риторикой  в старших классах гимназий и лицеев с углубленным изучением гуманитарных предметов / И.Б. Голуб. - М.:Знание, 2011 - 272 с. - ISBN 5-86427-036-9

4. Савкова З.В. Искусство оратора: учебник/ З.В. Савкова. - 3-е изд. доп. - М.: ИВЭСЭП, 2007 - 248 с. - ISBN 978-5-7320-1000-8

5. Сопер Поль Л. Основы искусства  речи. Книга о науке убеждать : Букинистическое издание / Поль Л. Сопер. - М.: Феникс, 1999 - 448 с. - ISBN 5-222-00179-2

6. Cyxoвеpшинa Ю.В. Способы удержания  внимания при публичном выступлении: реферат // http://topref.ru/referat/163124.html

7. Шелестюк О.С. Приемы установления  контакта и поддержания внимания  аудитории: реферат/ О.С. Шелестюк. - Донецк, 2009// http://knowledge.allbest.ru/languages/3c0a65625b3ac68b5d53a88521206d37_0.html

8. Шипунов С. Контакт с аудиторией: удержание внимания // http://www.orator.biz/library/archive/025/

 


Информация о работе Способы привлечения и удержания внимания аудитории