Современная теория и практика духовного саморазвития личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2014 в 18:27, реферат

Краткое описание

Какие концепции, теории, методики предлагают современная педагогическая и психологическая науки для запуска в процессе воспитания и самовоспитания механизмов духовного саморазвития личности? Говорят, что новое – это хорошо забытое старое. Поэтому в наиболее продвинутых концепциях, теориях и методиках можно обнаружить переложенные на язык и понятия современности древние наставления по духовному развитию личности, которые выдержали испытания тысячелетий.

Вложенные файлы: 1 файл

статья пять Ценностей.doc

— 97.00 Кб (Скачать файл)

Современная теория и практика духовного саморазвития личности

Какие концепции, теории, методики предлагают современная педагогическая и психологическая науки  для запуска в процессе воспитания и самовоспитания механизмов духовного саморазвития личности? Говорят, что новое – это хорошо забытое старое. Поэтому в наиболее продвинутых концепциях, теориях и методиках можно обнаружить переложенные на язык и понятия современности древние наставления по духовному развитию личности, которые выдержали испытания тысячелетий. 
  
Наиболее перспективные и глубокие образовательные программы разработаны Европейским институтом SAI образования – ESSE, что в переводе с латинского означает «Быть».  Система ступенчатого образования, разработанная институтом, основанная на пяти общечеловеческих ценностях, нашла своё распространение во многих странах мира, в том числе и в России. Учителя из Австрии, Дании, Голландии, Германии, Греции, входящие в состав преподавательской команды этого института, ведут занятия по системе «Educare» («Выявление»). «Educare»  означает «извлечь изнутри», «выпустить», «дать проявиться». Общечеловеческие ценности изначально присущи каждому человеку, он рождается с ними, их надо только проявить и осознать. Общечеловеческим ценностям не надо учить, их надо извлечь из самих детей путём их выявления, но для этого сам учитель должен быть уже с проявленными ценностями, и вся его жизнь и профессиональная деятельность должны быть основаны на повседневном следовании во всём провозглашенным в них принципам. 
  
Концепция «Educare» направлена на развитие всех сфер личности учащегося при помощи пяти методов, пяти общечеловеческих ценностей, на пяти уровнях образования. 
 
Пять общечеловеческих ценностей: 
1. Истина (правдивость в мыслях, словах, действиях) 
2. Праведность (правдивое поведение, единство мысли, слова, действия) 
3. Мир (внутреннее спокойствие) 
4. Любовь (ко всему живому) 
5. Ненасилие (не причинение вреда ни в мыслях, ни словом, ни действием). 
 
Пять методов обучения включают в себя: 
1. Сидение в тишине (молчание, подготовка и настройка на предстоящее занятие) 
2. Обсуждение цитат (изречений) 
3. Групповое пение (мелодия, ритм, содержание) 
4. Обсуждение рассказов, историй (поучительного характера) 
5. Групповая деятельность (ролевые игры, тесты, способствующие развитию воображения, концентрации внимания) 
 
Пять уровней образования: 
1. Семейное 
2. Дошкольное 
3. Школьное 
4. Вузовское 
5. Послевузовское 
 
Цель образования «Educare» – выявить, закрепить высокие духовно-нравственные качества в каждом человеке. 
  
Самое главное, что все программы «Введения в духовность» института ESSE разработаны на основе знания об истинной природе человека, основанного на модели «мастерской человека» в соответствии с тем, как она дана основателем этого института Шри Сатья Саи Бабой. В феврале 2000 года Шри Сатья Саи Баба в своих беседах «Оболочки истинного Я», «Как превзойти пять оболочек», «Ум – это причина», «Интеллект – это колесничий»  продвигает нас в понимании того, где и как найти ответ на вечный вопрос человека: «Кто есть я?». Все теории психологии личности, выдвинутые и разработанные величайшими учеными-психологами, не смогли дать интегрированное объяснение человеческой личности во всём многообразии её проявлений. Причина в том, что они не знали истинной сущности человека и его предназначения. Ректор Университета города  Путтапарти (Индия) Шри Сатья Саи Баба – выдающийся учёный и практик дал чёткую структуру истинной сущности человека и его роли в Мироздании. Об этом он подробно изложил в своих работах и многочисленных лекциях перед преподавательской и студенческой аудиториями: «Летние ливни в Бриндаване», «Курс лекций для студентов по духовности и культуре», читаемых ежегодно с 1972 года. 
 
Духовное саморазвитие личности должно базироваться на прочной основе теоретического материала и духовных практик, способствующих выявлению в процессе образовательного процесса фундамента духовности, воплощённой в личности человека – общечеловеческих ценностей. 
  
Общечеловеческие ценности: Истина, Праведность, Мир, Любовь и Ненасилие, составляющие сущность человека, не зависят от национальности, расы, среды обитания и конфессиональной принадлежности. Рассматривая общечеловеческие ценности, следует отметить, что они неразделимы, взаимосвязаны, взаимозависимы и, проникая друг в друга, создают единую основу духовности человека и его культуры. Ценность личности зависит от её культуры. Духовность – это понимание и  открытие своих внутренних возможностей самим человеком, через своё «Я», это уровень такого нравственного развития, когда субъект при любых обстоятельствах остаётся высшим проявлением добродетели. 
  
Как уже говорилось выше, характер – главное богатство человека. Именно характер позволяет достичь человеческой личности полной внутренней гармонии, достигнуть самореализации. Для достижения этого человек в мыслях, словах и действиях должен следовать общечеловеческим ценностям. Им соответствуют следующие аспекты человеческой личности: 
  
истина – интеллектуальный аспект, 
праведное поведение – физический аспект, 
мир – эмоциональный аспект, 
любовь – нравственный аспект, 
ненасилие – духовный аспект. 
  
Они составляют основу программы духовного саморазвития личности. Психологические аспекты этой программы должны подвести человека к необходимости не только получения знания об ОЧЦ, но и способствовать осуществлению программы их выявления, обеспечивая тем самым свой духовный рост и переход на следующий уровень сознания, сопровождающийся духовной, душевной и телесной трансформацией. В контексте понимания необходимости самоисследования  безусловно большое значение играет уровень образованности (в её широком понимании) и культуры человека. 
  
Рассмотрим подробнее ОЧЦ, чтобы лучше понять, как они влияют на формирование личности.

 

I. Истина

Поиск истины есть отражение стремления человека к познанию самого себя и окружающего мира. «Корень действий лежит в мысли», – отмечал Герберт Спенсер. За всяким действием стоит мысль и очень важно, чтобы они были добрыми. Необходимо развивать силу различения, которым обладает интеллект человека. Научиться контролировать мысли, чувства, эмоции, желания. 
  
Стремление познать истину побуждает человека задавать себе вопросы: «Кто я?», «Какова цель моей жизни?», «Как мне жить полной жизнью в текущий момент?», «Как мне познать своё внутреннее «Я»?». 
  
Очень важно для человека говорить правду. Произношение неправды ведёт к разрушительному, негативному влиянию на человека. (Подробное описание происходящих процессов на молекулярно-клеточном уровне опубликованы в работах по волновой генетике профессора П.П. Гаряева). Человек наделён интеллектом, позволяющим с помощью различения отличать правильное от неправильного. Поэтому очень важно развивать в детях способность различать, создавая предпосылки для развития следующего уровня – получения достоверной информации – интуиции. 
  
Истина развивает в детях любознательность, распознавание, чувство справедливости, бесстрашие, честность, оптимизм, стремление к познанию, способность к анализу и синтезу, единство слова, мысли и дела. 
  
Цель обучения проявлению истины, как важнейшего качества человека – поддержать ребёнка в поисках его истинной природы и осознания того, что этот поиск – самая важная цель в жизни, так как Истина – это и есть природа человека. Осознание Истины открывает путь мощному потоку энергии, который наполняет внутреннее пространство человеческого существа. 
  
Такие качества характера человека, как удовлетворённость, смирение и беспристрастность ведут по пути Истины. 
 
Различают два уровня Истины: 
 
1. Абсолютная или вечная истина (постоянная и неизменная). 
Истина неизменна в прошлом, настоящем и будущем. Истина гораздо глубже и подразумевает больше, чем правильное сообщение того, что человек воспринимает с помощью пяти органов чувств. Она составляет единство триады мысли, слова, действия. 
2. Относительная Истина подлежит изменению и являет собой констатацию фактов, истинных только для  данного момента, в следующий момент это уже не истина. Всё, что меняется, не есть истина. Человек сомневается только тогда, когда не знает истины. Когда он осознаёт Истину, все его сомнения исчезают, растворяясь в свете Истины. 

Подценности Истины: 
а) Убеждения и Вера 
 Убеждения человека предопределяют его Веру. Это может быть вера в Бога, вера в себя. Истинная вера пребывает в сердце человека, и если он слушает своё сердце и следует путём Истины, он живёт в мире и гармонии как с самим  собой, так и с окружающим миром. 
 б) Здравый смысл 
 В ходе образовательного процесса вместе со специализацией должно быть обретено общее знание и развит на их основании здравый смысл. 
 в) Честность 
 Одна ложь, возникнув, должна подкрепляться сотней другой лжи, в то время, когда истина – самая лёгкая и безопасная линия поведения. 
 г) Мудрость 
 Цель образования – излучать свет мудрости. Необходимо в образовательном процессе добиться вспышки такого внутреннего света и сохранить этот свет. Это и есть отличительный признак образованного человека, осознавшего, что Ум – только тень его высшего «Я». 
 д) Рассуждение, Анализ, Синтез 
 Человек от рождения наделён способностью рассуждать, анализировать и синтезировать. Необходимо в полной мере использовать эту способность, чтобы открыть истинное высшее «Я» человека, являющегося всеобъемлющей Истиной, так как внешний мир есть только его Отражение. Истина как проявление в человеке – это честность, это единство мысли, слова и действия. Абсолютная Истина – это вечная и неизменная Реальность, осознать которую и проявить в себе, как свою истинную Сущность, должен каждый человек, постигая её в процессе своего духовного саморазвития, самореализации.

 

II. Праведное  поведение 

Из следования Истине естественно проистекает Праведное поведение, принцип которого – непричинение вреда ни самому себе, ни другим людям, ни природе. Для этого необходимо знать, уважать и выполнять законы Природы, морали и государства, выполнять свой долг и обязанности по отношению к своим родителям, к своей семье, к обществу и т.д. Необходимо анализировать свои поступки и, прежде чем их совершать, обращаться к голосу совести. Праведное поведение – это результат того, что человек, ведомый совестью, уходит от плохого и идёт к хорошему. 
 Цели образовательного процесса в обучении Праведному поведению: пробудить заложенную в каждом человеке способность различать и слышать голос Совести, укреплять те мысли, слова и действия, которые развивают и реализуют в повседневной жизни подценности праведного поведения. 
  
Подценности праведного поведения: 
а) Привычки 
 Праведное поведение, основанное на осознании своей истинной природы, должно стать главным в жизни человека. Даже небольшие дела, которые совершаются многократно и еженедельно, закрепляются в привычках. Эти привычки формируют интеллект и создают эталон взгляда на жизнь и соответствующее этому взгляду поведение человека. 
 б) Управление желаниями 
 Желание побуждает человека к действиям и обуславливает его поведение в жизни. Находящиеся в неведении о цели своего существования, люди тратят всю свою жизнь на достижение и удовлетворение своих желаний. Их исполнение становится главным в жизни человека, они – причина его беспокойства и несчастий. Желания могут стать настоящей тюрьмой для человека. Только ограничив желания, человек может стать свободным. 
 в) Сотрудничество 
 Чтобы научиться жить и идти по пути с людьми различного возраста, отличающихся своим социальным и экономическим положением, с различными интеллектуальным багажом и эмоциональными особенностями, дети и юноши должны воспитываться в процессе обучения в учебных заведениях. Там они вместе учатся дисциплине, взаимоуважению, уважению к старшим, терпению и самое главное – сотрудничеству. 
 г) Дисциплина 
 Дисциплина – основа успеха человеческой деятельности. Это чувство должно прививаться ещё в детстве. Дисциплине можно научиться только через практику. Отсутствие дисциплины сеет смятение и тревогу, ведёт к нестабильности в семье и обществе, что и наблюдается сейчас в мире. Необходимо, чтобы каждый человек обладал чувством выдержки, самоконтроля и дисциплины, и тогда культура будет жизнью не только нашего общества, страны, но и всего мира. 
 д) Долг и благодарность 
 В первую очередь человек должен заботиться о своих родителях и близких, которым должен быть благодарен за то, что они его вырастили и воспитали. У каждого человека есть долг перед всей Природой, перед Землёй, на которой он живёт, о состоянии её экологии, в которой будут жить его потомки. У каждой личности есть долг и обязательства перед своей семьёй, обществом и страной, в которой он живёт. Шри Сатья Саи Баба говорит: 

Долг без любви скорбен – 
Он отягощает человека. 
Долг с любовью желанен. 
Любовь без долга божественна

 
е) Правильная мысль 
 Правильная мысль лежит в основе правильной речи и праведного поведения, поэтому нужно не допускать и избегать негативных мыслей. Нужно иметь чистые и возвышенные мысли, которые ведут к праведным поступкам. В основе праведного поведения и действия лежит правильная речь. 
 ж) Правильная речь 
 Язык – это показатель истинной воспитанности. Слова человека говорят о его воспитанности. Громкая речь, необразованная, полная гнева и ненависти – отрицательно влияет на здоровье человека. Недаром говорят: «Молчание – золото». Оно человеку не создаёт врагов, хотя может и не помочь приобрести друзей. 
 Праведное поведение – это то, что рождается в сердце, а затем выражается в форме слов и практикуется. 
  
3) Правильный поступок 
 Помимо глубокого уважения своих родителей и старших, человек должен глубоко уважать свои дела. Дела возвышают его или опускают вниз. Энтузиазм или отчаяние, успех или поражение являются последствиями действий, совершаемых человеком. 
 Для развития праведного поведения необходимы: правильная мысль, правильная речь, правильный поступок, привычки и манеры правильного поведения, сотрудничество, дисциплина, долг, благодарность, управление своими мыслями и чувствами, самоконтроль, доверие к самому себе, единство мысли, слова и дела, терпимость, выдержка, ответственность. 
  
Праведное поведение ставит цель развить в детях: 
– умение помочь себе – это забота о своём здоровье, правильное питание, гигиена, сохранность своего имущества; 
– социальное умение – нравственное поведение, хорошие манеры, гармонические взаимоотношения с другими, стремление проявить заботу о других и оказать им помощь, бережливость; 
– этические умения – чувство долга, инициативность, ответственность, смелость, благодарность, уважение ко всем и т.д.

 

III. Мир

Мир – это гармония, равновесие, дающие человеку душевный покой и умение творить мир вокруг себя. Наполняясь душевным покоем, человек испытывает радость и счастье, становится уверенным в себе и живёт в мире со всем миром. 
 Это состояние проявляется в человеке, который проявил в своих мыслях, словах и действиях Истину и Праведное поведение. Человек улыбается, когда испытывает удовлетворение и счастье.  

Мир начинается с улыбки

– говорила великая подвижница Мать Тереза

 
Шри Сатья Саи Баба в лекции для студентов Университета говорит: 
Когда в душе человека мир, то и нация наполнена миром. Если нация находится в мире, то и на всей Земле будет мир

Состояния гармонии и мира можно достичь, если успокоить и контролировать свой ум, который стремится увеличивать желания человека. Сила воли должна помочь человеку различать, чем ему хочется обладать и тем, что ему действительно нужно. Поэтому контроль над умом делает возможным установить потолок желаний. Именно неудовлетворенность в выполнении желаний отравляет ум человека негативными мыслями, которые вызывают появление негативных эмоций, и лишают человека внутреннего мира и покоя. Если ум наполнен добрыми мыслями, то исчезают волнения и тревоги. 
  
«Мир» у человека формирует такие качества характера, как концентрация, спокойствие, удовлетворенность, внутреннее согласие, уверенность в себе, дисциплинированность, самодисциплину, скромность, терпение, самоуважение, чувство благодарности и понимание. 
 
Подценности мира: 
 
а) Спокойствие. Управление чувствами 
 Мир и внутреннее спокойствие означает, что человек не должен реагировать на то, что бы ни говорили ему другие люди, как бы его не оскорбляли. Это не означает, что он должен быть молчалив. Это подразумевает овладение чувствами и страстями. Внутренний покой должен стать натурой человека. 
 б) Ясность и чистота ума 
 Состояние мира и покоя являются важными для остроты ума. Ненависть и озабоченность будут смущать ум. Ясность и чистота ума необходима человеку, чтобы поддерживать мир внутри себя и жить в мире со всем, что его окружает. 
 в) Гармония 
 Раздоры поразили человеческое сообщество. Они – в семье, в школе, между мужем и женой, между учителем и учеником и во всём обществе. 
Человек должен находиться в гармонии и мире с самим собой. 
Покой, мир и гармония в семье между всеми её членами является основанием для Мира на земле. 
 г) Добродетель 
 Когда человек думает, говорит и действует добродетельно, его совесть будет чистой, он приобретёт состояние внутреннего мира и покоя. 
  
Говорят, знания – сила. Нет, Сила – это добродетельный характер, несущий мир и покой. Своим студентам Шри Сатья Саи Баба говорит: 

Если будет праведность в сердце, 
Будет красота в характере. 
Если есть красота в характере, 
В доме будет гармония. 
Когда гармония в доме, 
Будет порядок в нации. 
Когда есть порядок в нации, 
Мир будет во всём мире

 

IV. Любовь

Любовь рассматривается как энергия, преобразующая духовное сердце человека. Когда сердце наполняется любовью, человек совершает бескорыстные поступки, проявляет такие качества как щедрость, всепрощение, сострадание, сопереживание, начинает видеть красоту, которая его окружает. Именно любовь побуждает человека желать счастья всем и радоваться их благополучию. Энергия любви исцеляет человека, способствует  улучшению физиологического и психологического здоровья. Когда мотивом действия является любовь, то такое действие становится праведным. Слова, содержащие любовь, это сама Истина. Когда чувства человека наполнены любовью, он испытывает внутреннее спокойствие, умиротворение и счастье. 
 Любовь является основополагающим принципом всех пяти качеств: человечности, личности, патриотизма, божественности и единства. Единство достигается через любовь. Любовь, словно золотая нить, пронизывает и удерживает в единстве бриллианты Истины, Праведности, Мира и Ненасилия. 
  
Шри Сатья Саи Баба говорит своим студентам: 
Где Любовь – там и Мир, 
Где Мир – там и Гармония, 
Где Гармония – там и взаимопонимание, 
Где взаимопонимание – там проблемы перестают существовать

Информация о работе Современная теория и практика духовного саморазвития личности