Риторический вопрос. Риторическое восклицание. Каламбур

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 16:39, доклад

Краткое описание

Очевидно, что смысл этих фраз в утверждении невозможности вернуть «мечты увядшей красоту» и т. д.; вопрос является условным риторическим оборотом. Но благодаря форме вопроса отношение автора к явлению, о котором идёт речь, становится гораздо более выразительным и эмоционально окрашенным.

Вложенные файлы: 1 файл

doklad_po_russkomu.docx

— 25.28 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего

профессионального  образования

«Санкт-петербургский государственный торгово-экономический университет»

(ФГБОУ  ВПО «СПбГТЭУ»)

Факультет торговли и экспертизы потребительских товаров

Кафедра иностранных языков

 

 

 

ДОКЛАД

по дисциплине «Русский язык»

 Риторический вопрос. Риторическое восклицание. Каламбур.

 

 

 

 

 

Работу выполнила студентка                                                                  1 курса, группа 3513                                                  

№ зачётной книжки:

Проверил  старший преподаватель                                  Маркова Светлана Владимировна                                                                                                             

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2013

 

РИТОРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ

Риторические фигуры - экспрессивные стилистические обороты, исторически сложившиеся способы организации фразы, реализующие главным образом эмоционально-императивные качества речи; устаревшее название фигур стилистических. В узком смысле название “Р. ф.” применяют к трём стилистическим фигурам: риторическому восклицанию, риторическому обращению и риторическому вопросу (утверждению в форме вопроса).

Их цель – усиление выразительности речи. Эффект достигается за счет использования синтаксических единиц, имеющих яркую эмоциональную окрашенность.

Риторический вопрос

Ритори́ческий вопро́с (эротема) — риторическая фигура, представляющая собой вопрос, ответ на который заранее известен, или вопрос, на который даёт ответ сам спросивший.

По сути, риторический вопрос — это вопрос, ответ на который не требуется или не ожидается в силу его крайней очевидности. В любом случае вопросительное высказывание подразумевает вполне определённый, всем известный ответ, так что риторический вопрос, фактически, представляет собой утверждение, высказанное в вопросительной форме. Например, задающий вопрос «Сколько еще мы будем терпеть эту несправедливость?»  не ожидает ответа, а хочет подчеркнуть, что «Мы терпим несправедливость, причём слишком долго» и как бы намекает, что «Пора уже перестать её терпеть и предпринять что-то по этому поводу».

Риторический вопрос применяется для усиления выразительности (выделения, подчёркивания) той или иной фразы. Характерной чертой этих оборотов является условность, то есть употребление грамматической формы и интонации вопроса в случаях, которые, по существу, её не требуют.

«Могу ль узреть во блеске новом

Мечты увядшей красоту?

Могу ль опять одеть покровом

Знакомой жизни наготу?»

( Жуковский В. А.)

 

Очевидно, что смысл этих фраз в утверждении невозможности вернуть «мечты увядшей красоту» и т. д.; вопрос является условным риторическим оборотом. Но благодаря форме вопроса отношение автора к явлению, о котором идёт речь, становится гораздо более выразительным и эмоционально окрашенным.

«А судьи кто?» (Грибоедов А.С.); «Быть или не быть?»

 

2

 

Риторическое восклицание

Риторическое восклицание (эпекфонесис, экскламация) — это эмоционально окрашенное предложение, в котором эмоции, даже не выраженные лексическими и синтаксическими средствами, обязательно выражены интонационно. Оно передаёт различные эмоции автора: удивление, восторг, огорчение, радость и т. п. На письме риторическое восклицание обычно представляет собой предложение, оканчивающееся восклицательным знаком. При чтении риторические восклицания выделяются интонационно. (О, Пушкин! Пушкин! Какой пленительный сон снился мне в жизни! (Гоголь Н.В.)).

«Какое лето, что за лето!

 Да это просто колдовство»

( Тютчев Ф.И).

 

Видами риторического восклицания являются:

  • Аганактезис — риторическое восклицание, выражающее возмущение.

«О времена, о нравы!» (Латинское изречение);

«О, дева всех румянее

 Среди зелёных гор  —

 Германия!

 Германия!

 Германия!

 Позор!»

( Цветаева М.И).

 

  • Катаплока — риторическое восклицание в виде грамматически не связанной с контекстом вставки.

             Тридцатая годовщина

             Союза — держись, злецы!

             Я знаю твои морщины,

           Изъяны, рубцы, зубцы —

             Малейшую из зазубрин! (Цветаева М.И).

 

КАЛАМБУР

 

Каламбу́р (фр. calembour) — литературный приём с использованием в одном контексте разных значений одного слова или разных слов или словосочетаний, сходных по звучанию.

 

В каламбуре либо два рядом стоящих слова при произношении дают третье, либо одно из слов имеет омоним или многозначно. Эффект каламбура, обычно комический (юмористический), заключается в контрасте между смыслом одинаково звучащих слов. При этом, чтобы производить впечатление, каламбур должен поражать ещё неизвестным сопоставлением слов. Является частным случаем игры слов (многие авторы считают «игру слов» и «каламбур» синонимами). Близким по смыслу понятием является понятие парономазии.

(«Шел дождь и два студента»).

 

Виды каламбуров:

1)каламбур, основанный на  многозначности слова («Лед –  и тот тронулся» (Э.Кроткий); «Женщины бывают полные и пустые» (А.Кнышев).

2) обыгрывание сходства в звучании слов или словосочетаний (так называемая парономазия); («От гурии до фурии один шаг» Аpдов В);

3) столкновение омофонов: "Приятно поласкать дитя или собаку, но всего необходимее полоскать рот" (Козьма Прутков, "Мысли и афоризмы");

4) сопоставление омографов: "Я приехал в Москву, плачу  и плачу" (П. А. Вяземский, Письмо  В. Ф. Вяземской, 31.5.1824);

5) разрушение и переосмысление устойчивых словосочетаний и фразеологизмов: "Он нёс вздор, но нёс его в журналы" (Э. Кроткий, "Отрывки из ненаписанного");

6) разные значения слова  или словосочетания: "Есть пьесы  настолько слабые, что не могут  сойти со сцены" (С. Е. Лец, "Непричёсанные мысли");

7) шуточная этимологизация: "Хочешь чаю, Никанор?" — предложил хозяин. — "Нет, спасибо, я уже отчаялся" (Е. Петров, "Весельчак"). Каламбурная форма передачи мысли придаёт ей особую выразительность, эмоциональность и занимательность, усиливающие комический или сатирический эффект.

 

Вывод: Подводя итог, можно сказать, что функция фигур этой группы – эмоционально-коммуникативная. С их помощью автор активно воздействует на адресата, навязывает ему свое восприятие мира, лишая его самостоятельности в оценке.

В реальных текстах каждая из фигур действует не изолированно, а в сочетании с другими фигурами, она может включать в свой состав тропы и другие лексико-семантические экспрессивные средства.

Основные ошибки в использовании фигур связаны: 1) с их чрезмерностью, ведущей к подавлению личности адресата; 2) с неуместностью их использования в аудитории, не подготовленной к восприятию фигур (см. об этом рассказ В. Шукшина «Риторический прием»), а также при подмене научно-объективного анализа эмоциями.

 

 

 

 

 

Список литературы:

  1. Александров Д.Н. Риторика - Москва: ЮНИТИ, 2008-329с
  2. Анушкин В.И. История русской риторики - Москва: Прсвещение, 2009-224с
  3. Виноградов С.И. Культура русской речи. Учебник для вузов. – М.: Изд. группа НОРМА – ИНФРА.1999. – С.:432 – 451.
  4. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи. М.: 2010. - 432 с.
  5. Голуб И.Б., Неклюдов В.Д. Логос, 2011-326с.
  6. Жохова Л.А. Издательство Московского государственного открытого университета, 2011 -160с.
  7. Кожина М.Н., Дускаева Л.Р., Салимовский В.А. ФЛИНТА,2008-464с.
  8. Москвин В.П. Тропы и фигуры: параметры общей и частных классификаций//Филологические науки.2002.№4.С.75 – 85.
  9. Николаев П.А., Строганов М.В. (ред.); Горкин А.П. (гл. ред.) Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия; М: Росмэн, 2006. — 984 с. — ISBN: 978-5-353-02604-4.
  10. Синцов.Е.В. Русский язык и культура речи: учебное пособие. ФЛИНТА,2009-158с.

 

 

Электронные ресурсы:

  1. фундаментальная  электронная библиотека «Русская литература и фольклор»; дата обращения: 23.10.13г

(http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le9/le9-7032.htm)

  1. справочник по правописанию и правке Розенталь Д.Э.;

дата обращения:23.10.13г

(http://www.tepka.ru/rozental_2/222.html)

  1. энциклопедия «Кругосвет»»

дата обращения:23.10.13г

(http://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/lingvistika/KALAMBUR.html)

  1. Википедия;

дата обращения:23.10.13г

(http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%E8%F2%EE%F0%E8%F7%E5%F1%EA%E8%E9_%E2%EE%EF%F0%EE%F1)

(http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%E8%F2%EE%F0%E8%F7%E5%F1%EA%EE%E5_%E2%EE%F1%EA%EB%E8%F6%E0%ED%E8%E5)

(http://ru.wikipedia.org/wiki/%CA%E0%EB%E0%EC%E1%F3%F0)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Риторический вопрос. Риторическое восклицание. Каламбур