Риторика. Становление науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2015 в 03:39, реферат

Краткое описание

Наука о красноречии — одна из самых древних и вместе с тем современных гуманитарных дисциплин, в содержание которой входят философские, психологические, филологические, логические, эстетические знания. Еще в XVIII в. именно риторику, а не математику считали «царицей наук». Долгое время в риторических терминах велись рассуждения об искусстве. Например, современники называли И. С. Баха величайшим оратором в музыке, так как его
органные произведения строились по риторическим канонам, а уже в XX в. С. М. Эйзенштейн ввел риторику в программу обучения кинорежиссеров, чтобы они постигли
тайну воздействия на массовую аудиторию, были бы способны вызывать разнообразные чувства зрителей: гнев, радость, восторг.

Содержание

1. Введение
2. Предмет риторики
2.1. Определение риторики
2.2. Структура и функции риторики
3. Становление риторики
3.1. Риторика в античности
3.2. Софисты. Их роль в становлении риторики
3.3. Развитие русской риторики
4. Заключение
5. Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

ritirika_main (2).doc

— 102.50 Кб (Скачать файл)

Нужно отметить, что до середины прошлого столетия риторика была не только наукой об ораторском искусстве, но и теорией прозы и одна за другой от предмета риторики отпадают то одна, то другая область словесности. Обособляется теория поэзии, стилистика. Риторика вновь становится лишь учением о приемах убеждения.

 

В России в конце XVIII – XIX вв. создаются многочисленные пособия по риторике. И.С. Рижский, автор учебника «Опыт риторики» (1809), определил задачи общей риторики в том, чтобы силою слова, которая заключается в выразительности и изобразительности речи, воздействовать на умы и души слушателей.  Н.Ф. Кошанский, чья «Риторика» выдержала 11 изданий, считал, что обучение риторике решает не только практические, но и глубокие развивающие задачи: через обучение изобретению речи развиваются все способности ума, а изящное выражение мыслей воспитывает любовь к благородному и прекрасному. Н.Ф. Кошанский выделял три средства обучения риторике: чтение, размышление и упражнения. Не менее популярна в XIX веке была и «Краткая риторика, или Правила, относящиеся ко всем родам сочинений прозаических», написанная А.Ф. Мерзляковым. В книге содержатся наставления о сочинении писем, речей, ведении разговоров, рассуждений, составлении истинных или вымышленных историй, учебных книг. В 1844 г. вышла книга М.М. Сперанского «Правила высшего красноречия». Автор считал, что «основания красноречия суть страсти», и рассматривал значение композиционных элементов речи для возбуждения страстей (например, введение есть «приуготовление души к тем понятиям, которые оратор хочет ей внушить, или к тем страстям, кои в ней он хочет возбудить». 

Большое значение для развития риторики в России имела судебная реформа 1864 года. В результате реформы судебный процесс стал открытым, гласным, состязательным, учреждена адвокатура, и, как следствие, появилось заметное число талантливых судебных ораторов. Среди них прокурор и судья А.Ф. Кони, адвокаты Ф.Н. Плевако, П.А. Александров, С.А. Андреевский, Н.П. Карабчевский, А.И. Урусов и многие другие. Их речи отличались глубиной содержания, изысканностью формы и отточенностью слога. Многие из них не только занимались практикой судебного красноречия, но и внесли вклад в развитие теории риторики.

Во 2-й половине XIX века многие общественные и политические деятели критикуют официальное красноречие и риторику. После октябрьского переворота 1917 г. риторика объявлена старорежимной и бесполезной наукой - она практически не преподаётся в учебных заведениях. Интерес к риторике возрождается лишь с 90-х гг. XX века, что связано с изменением социально-политических и экономических условий жизни общества, новым отношением к человеку как индивидуальности, неповторимой личности и развитием наук, которые занимаются исследованием речи с разных позиций.

 

 

 

4. Заключение

Итак, мы определили предмет риторики как науки, рассмотрели структуру риторики, функции риторики, историю становления риторики как науки.

В перспективе, по-видимому, следует ожидать превращение риторики как современной семиотической дисциплины в более «точную» науку, в той мере, в какой критерий точности применим к гуманитарным наукам. Это должно осуществиться посредством детального количественного и качественного описания закономерностей устройства всех существующих типов текста и речевых жанров. Возможно создание подробных каталогов типов преобразований плана выражения и плана содержания, описание всех возможных структурных типов естественноязыковых аргументов. Интересно также исследование прогностического потенциала риторики - насколько исходя из возможностей дисциплины можно предсказывать качества появляющихся в связи с возникновением новых сфер социальной практики новых речевых жанров и типов текстов.



Список используемой литературы:

1. Волков А.А. Курс русской  риторики. - М., 2006. - С. 480.

 

2. Дюбуа Ж., Эделин Ф.,Клинкенберг  Ж. Общая риторика. - М., 2006. - С. 360.

3. Граудина Л.К., Миськевич  Г.И. Теория и практика русского  красноречия. М., 1989. - С. 310.

4. Топоров В.Н. Риторика. Тропы. Фигуры речи. М., 1990. - С. 420.

5. Гаспаров М.Л. Цицерон  и античная риторика. - М., 2005. - С. 478.

6. Зарецкая Е.Н. Риторика. Теория и практика языковой коммуникации. М., 2002. - С. 480.

7. Ивин А.А. Основы теории  аргументации. М., 2005. - С. 352.

8. Аннушкин В.И. История  русской риторики. Хрестоматия: Учебное  пособие. М., 2002. - 416.

9. Рождественский Ю.В. Принципы  современной риторики. - М., 2003. - С. 176.

10. Рождественский Ю.В. Теория  риторики. - М., 2006. - С. 512.

11. Лосев А. Ф. История античной эстетики: Софисты. Сократ. Платон.

 


 



Информация о работе Риторика. Становление науки