Риторика Аристотеля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2014 в 15:02, контрольная работа

Краткое описание

Родиной риторики считается Древняя Греция, хотя известно, что о мастерстве публичного выступления знали в Египте, Ассирии и Вавилоне. Но первые работы по теории риторики появились именно в Элладе. Предпосылкой к этому послужило становление к V в. до Р.Х. рабовладельческой демократии – социального строя, для которого была характерна относительная гласность. Каждый гражданин города-полиса мог принимать участие в решении социально-политических проблем, обращаясь с выступлением непосредственно к Народному собранию. Демократическим путем решались и судебные споры: любой мог выступить в роли обвинителя или помочь подсудимому защититься.

Содержание

Введение …………………………………………………………...3
1 Возникновение ритори…………………….…………………....4
2 «Риторика» Аристотеля ………………………………………..6
2.1 Теория риторики по Аристотелю…………………………....6
2.2 Место риторики среди других наук………………………...8
2.3 Общие способы доказательства……………………………..9
2.4 Стиль и построения речи……………………………………12
Заключение……………………………………………………....15
Список используемой литературы………………………….….16

Вложенные файлы: 1 файл

Родиной риторики считается Древняя Греция.docx

— 37.53 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение …………………………………………………………...3

1 Возникновение ритори…………………….…………………....4

2 «Риторика» Аристотеля ………………………………………..6

2.1 Теория риторики по  Аристотелю…………………………....6

2.2  Место риторики среди других наук………………………...8

2.3 Общие способы доказательства……………………………..9

2.4 Стиль и построения  речи……………………………………12

 Заключение……………………………………………………....15

Список используемой литературы………………………….….16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Родиной риторики считается Древняя  Греция, хотя известно, что о мастерстве публичного выступления  знали в Египте, Ассирии и Вавилоне. Но первые работы по теории риторики появились именно в Элладе. Предпосылкой к этому послужило становление к V в. до Р.Х. рабовладельческой демократии – социального  строя, для которого была характерна относительная гласность. Каждый гражданин города-полиса мог принимать участие в решении социально-политических проблем, обращаясь с выступлением непосредственно к Народному собранию. Демократическим путем решались и судебные споры: любой мог выступить в роли обвинителя или помочь подсудимому защититься. В такой ситуации в выгодном положении находился тот, кто мог пламенной речью привлечь народ на свою сторону. Умение быть красноречивым оратором становится необходимым практически каждому человеку.

Впоследствии, по степени влияния  на развитие более поздней европейской  литературы риторика, игравшая еще  значительную роль в средние века, в новое время уступила место  другим жанрам словесности, определившим характер национальных культур Европы на многие века. Надо особо отметить, что из всех видов художественного  слова в античном мире публичная  речь была наиболее тесно связана  с современной ей политической жизнью, социальным строем, уровнем образования  людей, бытом, образом мышления, наконец, с особенностями развития культуры народа, создавшего этот жанр.

 

 

 

 

 

 

 

1 Возникновение риторики

Слово риторика (от греческого глагола rheo - говорю) первоначально означало ораторское искусство. Многие греческие города-государства, как Афины, управлялись демократически. Политические и судебные решения принимались голосованием на сходке, результаты которого определялись убедительностью публичных речей и впечатлением, которое оратор производил на собравшихся граждан. Убедительность речи зависела от ее логоса - силы доводов, приводившихся оратором, этноса - уместности речи, ее соответствия общепринятым обычаям и взглядам, и филокалии (букв. благолепия - красоты) оратора и его речи, пафоса - эмоций (гнева, сострадания, мужества, милосердия и др.), возбуждаемых в публике словесным искусством оратора.

Изобретателем риторики называют Горгия Леонтинского (485-380 до Р.Х.). Он предложил  учение об аргументации, выделил и  обозначил риторические фигуры и  создал школу риторов.

Другим изобретателем риторики как искусства полемики, цель которой - победа в споре, считается философ-материалист  Протагор из Абдеры (480-410), полагавший, что «человек есть мера всем вещам - существованию существующих и не существованию несуществующих», что  душа «есть чувства и больше ничего... и что все на свете истинно». В этом качестве материалиста, гуманиста и демократа Протагор первым стал брать плату за уроки риторики.

Риторика в собственном смысле начинается с утверждения величайшим мыслителем античности Платоном (427-347 г до Р.Х.) задач и целей публичной  аргументации и с определения  ее этического и познавательного  статуса. Истинное искусство риторики, по мысли Платона, далеко выходит  за пределы техники аргументации, а истинный ритор предстает как  философ. Платон прекрасно владел риторической техникой и искусно использовал  ее в своих произведениях. Проблема познавательной ценности аргументации правдоподобного, поставленная Платоном, непосредственно связана с проблемой самой риторики в системе знания. Задача превращения риторики в научную дисциплину решена Аристотелем (384-322 до Р.Х.). «Риторика» Аристотеля - первая систематическая монография, описывающая «способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета». «Риторика» Аристотеля не первое руководство по ораторскому искусству, но первый дошедший до нас научный трактат, в котором систематически изложена теория публичной аргументации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 «Риторика» Аристотеля

2.1 Теория риторики по  Аристотелю

Аристотель создал стройное теоретическое  учение о принципах достижения прекрасного  в области словесного творчества. "Предшественники Аристотеля, от Пиндара до Платона, выявляли изобразительные  средства и приемы, которыми пользуется писатель, устанавливали общие принципы, которыми он должен руководствоваться, и создавали учение о правильности или норме словесного искусства. Однако там, где надо было показать, как именно, должно выглядеть художественное произведение, они решали вопрос эмпирически, т.е. сочиняли что-либо и говорили читателю: "надо писать вот так". С подобной инструктивной целью составлен, например, "Бусирис" Исократа. Аристотель поднялся на голову выше своих предшественников; он не только учел и обобщил сделанные  ими наблюдения, но и предложил  формулу сущности поэтического жанра  и свод требований, которым должны удовлетворять разные аспекты поэтического произведения". Оба трактата Аристотеля "Поэтика" и "Риторика" составляли целостное учение об идеальной норме  словесного выражения (только в "Поэтике" Аристотель больше внимания уделял поэтическим, "художественным" жанрам -- эпосу  и трагедии, а в "Риторике" обратился  непосредственно к теории аттической прозы -- опыту ораторского искусства, накопленного в течение полутора столетий практикой греческой риторики).

Аристотель хотел, на основании  наблюдения, дать общие формы ораторского искусства, указать, чем должен руководиться оратор или вообще всякий, желающий убедить кого-либо в чём-либо. Сообразуясь с этим, он разделил свой трактат на три части. В первой книге рассказывается о месте риторики среди других наук и выделяются роды речей, вторая книга посвящена страстям, нравам и общим способам доказательства; третья книга - проблемам стиля и построения речи.

Множество тонких психологических  замечаний по вопросу о взаимодействии оратора и аудитории и анализ силы используемых в речи доказательств  придают работе Аристотеля универсальное  значение. Она не только оказала  сильнейшее влияние на всё последующее  развитие европейской риторики, но остаётся полезной и в наше время: некоторые из поставленных Аристотелем  вопросов являются предметом научного исследования и теперь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Место риторики среди других наук

В противовес своему учителю Платону, который возмущался ловкостью ораторов, умевших убеждать в чем угодно без подлинного знания сути, Аристотель настаивал на естественной убедительности истины, а в ораторском искусстве  видел способ сделать эту истину наиболее очевидной большинству  людей: "...люди от природы в достаточной  мере способны к нахождению истины и по большей части находят  ее... Риторика полезна, потому что истина и справедливость по своей природе  сильнее своих противоположностей, а если решения постановляются не должным образом, то истина и справедливость необходимо побеждаются своими противоположностями, что достойно порицания. В послеплатоновское  время "ложность" досократовской риторики - общее место, и Аристотель лишь мельком упомянет о "коварстве софистики". Софистика для Аристотеля - пройденный, хотя и еще очень значимый этап в истории "всего, что касается мыслительной способности". Она была той теоретической базой, на которой пышным цветом расцвело красноречие родоначальников греческой прозы; их опыт анализирует ученый, чтобы описать способы создания прекрасного, дарующего наивысшее духовное наслаждение. Риторика отличается от аналитики и диалектики прежде   всего своим прикладным характером, так как она предназначена для того, чтобы   убеждать людей в ходе полемики, в публичной речи или судебном споре. Но   поскольку наилучшей силой убеждения обладает доказательство, которое изучается   в аналитике, то Аристотель считает последнюю теоретической основой риторики.

 

 

 

 

 

 

                       2.3 Общие способы доказательства

Аристотель определяет риторику как  возможность находить возможные  способы убеждения относительно каждого данного предмета. Это  не составляет задачи какого-нибудь другого  искусства, потому что каждая другая наука может  учить и убеждать только относительно того, что принадлежит ее области, как например, врачебное искусство - относительно того, что способствует здоровью или ведет к болезни, геометрия - относительно возможных между величинами изменений, арифметика - относительно чисел; точно так же и остальные искусства и науки; риторика же, по-видимому, способна находить способы убеждения относительно каждого данного предмета, потому-то мы и говорим, что она не касается какого-нибудь частного, определенного класса предметов.

Таким образом, убедительность любой  речи, позиции в споре, публичном  выступлении основывается, согласно Аристотелю, во-первых, на истинности или  по крайней мере правдоподобности приводимых аргументов, доводов, посылок, которые  он называет нетехническими, не нами созданными средствами убеждения. Во-вторых, она  зависит также от тех методов  или логических правил, с помощью  которых из имеющихся аргументов выводятся или, точнее, получаются заключения. О выводе говорят лишь в дедуктивных, доказательных умозаключениях. В  не дедуктивных рассуждениях, в частности  индуктивных, приходится ограничиваться термином "наведение". Поскольку, однако, явное и развернутое использование  дедуктивных и индуктивных умозаключений  крайне усложнило бы речь, то в риторике Аристотель рекомендует использовать более гибкие и ослабленные их варианты, а именно вместо силлогизмов - энтимемы, а индукции - примеры. Под  энтимемой, как уже отмечалось выше, подразумевают сокращенный силлогизм, в котором пропущена та или  иная посылка, хотя она легко подразумевается, а в случае необходимости ее нетрудно восстановить. В реальном рассуждении  люди практически так всегда и  поступают и именно поэтому Аристотель рекомендует также подходить к риторике. Точно так же в обычной речи достаточно сослаться на типичный пример, который может навести на индуктивное обобщение. Именно поэтому не случайно индукцию называют наведением.

Что же касается способов доказывать действительным или кажущимся образом, пишет он там, то как в диалектике есть наведение, силлогизм и кажущийся  силлогизм, точно так же есть и  здесь, потому что пример есть не что  иное, как наведение, энтимема - силлогизм, кажущаяся энтимема - кажущийся силлогизм. Речи,  наполненные примерами, не менее убедительны, но более впечатления производят речи, богатые энтимемами. Таким образом, энтимемы и примеры являются главными способами, на   которых оратор строит свою логику убеждения.

Что касается самого процесса убеждения, то автор "Риторики"  различает, с одной   стороны, способы или приемы убеждения, которые  не нами изобретены и называет  их нетехническими, а с другой технические методы, которые могут быть   созданы нами с помощью метода и наших собственных средств. К первому роду   относятся всевозможные факты, данные, свидетельства и т. п. посылки, на   которые опираются в доказательных и правдоподобных рассуждениях. Сам   Аристотель причисляет к ним свидетельства очевидцев, письменные договоры,    клятвы и даже показания, данные под пыткой. В современной логике   они чаще всего называются посылками, основаниями доказательства, нередко также   аргументами или доводами.

Рекомендации, предложенные Аристотелем, трактовали: а) предмет, о котором  оратору приходится говорить; б) позу, которую оратор должен принять; в) эмоции, пробуждаемые в слушателе; г) стиль  произносимой речи. Этому посвящены  три книги "Риторики". Первая; рассматривает  предмет в системе других наук; в ней обозреваются; три вида речей: совещательные, или политические, эпидейктические, или торжественные, и судебные (самые распространенные, но одалживающие свои приемы у первых двух). "Дело речей совещательных -- склонять или отклонять, потому что как люди, которым приходится совещаться в частной жизни, так и ораторы, произносящие речи публично, делают одно из двух [или склоняют, или отклоняют]. Что же касается судебных речей, то дело их -- обвинять или оправдывать, потому что тяжущиеся всегда делают непременно одно что-нибудь из двух [или обвиняют, или оправдываются]. Дело эпидейктической речи -- хвалить или порицать". У каждого рода речей есть своя цель: "польза и вред (один дает совет, побуждая к лучшему, другой отговаривает, отклоняя от худшего)" в речах политических; "прекрасное и постыдное" в торжественном красноречии и "справедливое и несправедливое" в судебном.

Риторика, говорит Аристотель, "имеет  дело с вопросами, о которых обычно советуются". Совещательные ораторы  древности, подобно политическим обозревателям  современности, касались вполне определенного  круга проблем, которые Аристотель сводит к пяти пунктам: финансы, война  и мир, защита страны, ввоз и вывоз  продуктов и законодательство. Помимо достоверного знания о формах государственного устройства и их целях, древний мыслитель  советует политическим ораторам читать "описания земли, потому что из них  можно познакомиться с законами [других] народов", и "творения историков", в которых содержится масса примеров для подтверждения собственных  идей или развенчания позиций  противника. "...Цель, которую преследует совещательный оратор, есть польза, потому что совещаются не только о  конечной цели, но о средствах, ведущих  к цели, а такими средствами бывает то, что полезно при данном положении  дел, полезное же есть благо...". Даже из приведенного отрывка очевидно, что в риторическом учении Аристотеля нравственность, которая по Сократу и есть высшее благо, является важнейшей категорией.

Информация о работе Риторика Аристотеля