Разработка концепции и работа над содержанием выступления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 11:28, реферат

Краткое описание

Концептуальный закон риторики учит систематизировать знания, материалы, всесторонне анализировать тему, ставить и решать определенную проблему, формировать собственную позицию - грамотно строить концепцию всей речи. Такое умение - и залог, и фундамент ораторской деятельности, коммуникативного успеха.

Вложенные файлы: 1 файл

риторика.docx

— 19.98 Кб (Скачать файл)

Культура мышления оратора - это интеллектуальная база, уровень  которой определяет качество ораторской деятельности в целом и с точки  зрения содержания - в частности.

При подготовке каждого конкретного  публичного выступления это проявляется  в умении оратора разработать  концепцию своей речи. Термин «концепция» (от лат. conceptio - восприятие) широко известен в разных сферах научной речи и  в общелитературном языке. С ним  связано несколько значений:

1) основная мысль, идея  произведения, учения и пр.;

2) система связанных между  собой и вытекающих один из  другого взглядов на то или  иное явление;

3) способ рассмотрения  или понимания чего-либо;

4) общий замысел (художника,  поэта, ученого и т.д.);

5) программа действия.

В риторике значение этого  термина складывается с учетом всех отмеченных лексико-семантических  вариантов слова, но вместе с тем  конкретизируется, приобретая вполне определенное содержание.

Концепция - сумма знаний о предмете речи, выраженная в краткой, четкой, последовательно развертываемой форме. Разработка концепции - не единовременный акт, требуется система последовательных интеллектуальных действий. При этом логика овладения темой, проблемой  предполагает поэтапность - строгую  последовательность шагов в создании концепции.

Даже небольшое выступление, чтобы оно было по-настоящему качественным, эффективным, требует разработки концепции. Эта деятельность связана с такими мыслительными операциями, как осознание  и формулирование целей, задач, вычленение разных аспектов в развитии темы, выделение  главного и второстепенного, установление системных связей между понятиями  и другими составляющими предмета речи. Однако начинать нужно, разумеется, с определения предмета речи, темы, основной проблемы. Для этого полезно  глубже уяснить содержание этих категорий.

Предметом речи может быть человек, книга, событие, какой-либо процесс, природное явление, группа лиц, свойства кого - или чего-либо, идея, афоризм и т.д. Предмет речи - это некая целостная часть окружающего мира, которой посвящено речевое произведение. Предмет речи, как видно из перечисления различных возможных «частей окружающего мира», может быть материальным или идеальным.

Тема - это предмет, отраженный в определенном ракурсе, ставший  содержанием речи; развитие темы дает видение предмета под определенным углом зрения - в соответствии с  целями и задачами, которые ставит себе выступающий. Тема - это главное, о чем говорится, это материал, отобранный и организованный с учетом коммуникативной установки и  условий ораторской деятельности.

Проблема - та мыслительная задача, которую определяет себе и  которую, так или иначе, решает автор речи. Проблема бывает часто настолько тесно связана с темой, что трудно разделить их, и тогда лучше говорить о проблемной теме - темой становится сама проблема.

Ясное и доступное изложение  темы, проблемы, корректное их освещение  в ораторской речи прямо связаны  с грамотной разработкой концепции: она есть, как уже было отмечено, основа мысли-речи оратора.

Последовательность шагов, поэтапность в разработке концепции  может быть представлена следующим  образом:

1. Поиски своего видения  предмета речи и темы.

2. Анализ темы, т.е. выбор  проблемы для изучения темы.

3. Исследование проблемы  через призму имеющегося чужого  опыта, ее изучение, «присвоение»  накопленных в литературе знаний, связанных с данной проблемой.

4. Критическое осмысление  чужого опыта, пропускание его  через призму своего понимания  и наоборот; анализ, и синтез «чужого» и «своего» - формирование позиции.

 

Поиск своего видения темы необходим потому, что человеку следует  говорить лишь о том, в чем он достаточно компетентен. «Свой» взгляд на предмет  речи, само наличие такого взгляда - одно из важнейших подтверждений  компетентности оратора. Определяя  свое понимание темы, нужно представить  ее во всей широте, увидеть все ее аспекты, все составляющие. Нужно  задавать себе вопросы, касающиеся данной проблемы, например, о главных ее трудностях, о конкретных фактах, событиях, именах, с ней связанных. «При подготовке некоторых тем, - советует Д. Карнеги, известный американский специалист в области ораторского искусства, - весьма рекомендуется кое-что прочитать, выяснить, что думали и говорили другие по тому же вопросу. Но не начинайте читать, прежде чем вы не исчерпали собственных мыслей. Это важно, очень важно».

Необходимость второго этапа  определяется тем, что в речи, даже положительной, нельзя, да и невозможно рассмотреть слишком большой круг вопросов. Следует ограничить рамки выступления, наметив определенную проблему (реже - несколько проблем) для обсуждения. На этой стадии уже вырисовываются концептуальные ориентиры. В соответствии с ними систематизируются в первом приближении имеющиеся по теме знания и материал: факты, доводы, статистические данные. В результате этих умственных операций формулируются отдельные пункты, тезисы и рассуждения будущей речи.

Изучение литературы вопроса - «присвоение» чужого опыта - это третий этап разработки концепции, актуальный тогда, когда позади анализ темы, выбрана  проблема исследования. Только в этом случае дальнейшие поиски идей, аргументов и фактов идут в одном строго определенном направлении. Оно разумно ограничивает «нахождение материала», тот круг источников и специальной литературы, через которые оратор овладевает темой. Так экономится время, отсекается лишнее, второстепенное, то, что мало связано с избранной проблемой (темой). Так обеспечивается более  рациональная организация умственного  труда.

Последний этап предполагает не просто пополнение знаний, относящихся  к теме, но их расширение и углубление путем осмысления всего прочитанного. Это, в свою очередь, требует коррекции, внесения новых деталей, устранения каких-то компонентов в первоначальной концептуальной наметке. Идет процесс  обобщения и критического разбора  собственного первичного и изученного чужого опыта, ведущий к формированию позиции. Естественно, что начальный  замысел не всегда реализуется: он может  сильно измениться или приобрести другие акценты в содержании, в системных  отношениях между его элементами. На этом этапе четко оформляется  главная идея, объединяющая все составляющие речи в композиционное целое - текст.

Рассмотренное выше развитие концепции находится в соответствии с поэтапностью формирования знаний, умений и навыков, которая объективно существует и выявлена в методико-педагогических теориях. Называются четыре последовательных стадии: ознакомительная, стандартизирующая, варьирующая, творческая. Все они представлены в разобранной нами схеме построения концепции.

Таким образом, концептуальный закон риторики учит систематизировать  знания, материалы, всесторонне анализировать  тему, ставить и решать определенную проблему, формировать собственную  позицию - грамотно строить концепцию  всей речи. Такое умение - и залог, и фундамент ораторской деятельности, коммуникативного успеха.

Для четкого и сжатого  формулирования концепции целесообразна  тезисная форма. Тезисы - речевой жанр, в рамках которого тексты строятся как система кратко сформулированных основных положений. Для этого жанра  характерны: проблемно-информативное  содержание, его компрессия (сгущенность), системность, краткость. Вместе с тем, форма тезисов не нормативная, а  предикативная: мысли обозначаются не отдельными словами или словосочетаниями, но должны быть выражены полными, структурно оформленными предложениями. В тезисном речевом произведении выделяются, как  правило, следующие композиционные части: 1) предельно сжатая преамбула (введение), 2) основное изложение, 3) заключительный тезис.

Мысленное формулирование тезисов (а еще лучше - их запись) свидетельствует  о том, что концепция разработана, творческая позиция сложилась. Следующий  этап ораторской деятельности в ее до коммуникативной фазе (до встречи со слушателями) - это развитие, обогащение тезисов, обоснование концептуальных установок, подбор и организация материалов речи.

Разработка концепции  и дальнейшая работа над содержанием, а также формой и строением  речи обязательно должны быть сопряжены  со стратегией и тактикой речи: без  этого концепция «не работает». Создавая концепцию, оратор должен постоянно  иметь в виду основное направление  своей речи, ее «сверхзадачу» (стратегический закон риторики).

Например, в лекции о вреде  курения такой «сверхзадачей» будет, по-видимому, стремление говорящего внушить  слушателям мысль: «Необходимо бросить  курить!», а также стремление подвигнуть курильщиков на решительные, волевые  действия по преодолению пагубной привычки.

Не менее важно правильно  построить тактику выступления: она предусматривает наиболее эффективные  в данных условиях приемы и способы аргументации, помогающие решить «сверхзадачу» (тактический закон риторики). Развивая мысль о пагубной привычке к табаку, оратор, конечно, использует разные приемы воздействия: приведет статистику раковых заболеваний у курильщиков, данные о том, что одна сигарета сокращает жизнь на 15 минут. Однако общих, рассчитанных на любого человека сведений еще недостаточно, - нужны такие, которые помогут добиться цели именно в этой, данной аудитории. Если она, к примеру, женская, то можно в красках и образах показать, как пагубно курение для внешнего облика, как быстро уносит оно красоту, свежесть (желтые зубы, желтая кожа, морщины, неприятный запах изо рта и др.), как оно сказывается на здоровье детей; можно привести и другие, рассчитанные в первую очередь на женское восприятие, доводы.

Культура мышления, умение разработать концепцию речи с  учетом ее стратегии и тактики  помогают оратору овладеть темой  выступления, ставить и решать актуальные для слушателей проблемы. Все это  способствует рациональной до аудиторной подготовке оратора, предусматривает планируемое воздействие на аудиторию.


Информация о работе Разработка концепции и работа над содержанием выступления