Разновидности речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 19:32, контрольная работа

Краткое описание

Речь – неотъемлемая часть социального бытия людей, необходимое условие существования человеческого общества. Речь используется в процессе совместной трудовой деятельности для согласования усилий, планирования работы, проверки и оценки ее результатов. Речь является необходимым условием познавательной деятельности человека. Благодаря речи (языку) человек усваивает, приобретает знания и передает их. Речь – средство воздействия на сознание, выработки мировоззрения, норм поведения, формирования вкусов.

Вложенные файлы: 1 файл

введение.docx

— 41.96 Кб (Скачать файл)

Введение.

 

Речь – неотъемлемая часть  социального бытия людей, необходимое  условие существования человеческого  общества. Речь используется в процессе совместной трудовой деятельности для  согласования усилий, планирования работы, проверки и оценки ее результатов. Речь является необходимым условием познавательной деятельности человека. Благодаря речи (языку) человек усваивает, приобретает  знания и передает их. Речь – средство воздействия на сознание, выработки  мировоззрения, норм поведения, формирования вкусов. В этой функции речь используется для того, чтобы повлиять на взгляды  и убеждения людей, изменить их отношение  к определенным фактам и явлениям действительности, склонить их к действиям  и поступкам. Речь – средство удовлетворения личных потребностей человека в общении, в приобщении к определенной группе лиц. Человек, будучи по своей природе  существом социальным, не может жить вне связи с другими людьми: он должен советоваться, делиться мыслями, переживаниями, т.д. В целом речь имеет основополагающее значение в становлении человеческой личности.

Среди разного рода человеческих дел, действий, деятельности есть и  так называемая речевая деятельность. В речевой деятельности человек  производит и воспринимает информацию, преобразованную в текст. Различают  четыре вида речевой деятельности. Два из них участвуют в производстве текста (передаче информации) – это  говорение и написание; два –  в восприятии текста, заложенной в  нем информации – это слушание и чтение. Речевая деятельность всех видов – сложный процесс, в  котором участвуют особые психологические  и речевые механизмы.

Важнейшим достижением человека, позволившим ему использовать общечеловеческий опыт, как прошлый, так и настоящий, явилось речевое общение, которое  развивалось на основе трудовой деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

Классификация форм речи.

Основанием классификации разновидностей речи могут быть различные факторы, которые дают возможность выделять устную и письменную формы существования  речи, диалогическую и монологическую речь, функциональные стили речи и  функционально-смысловые (коммуникативные) типы речи.

Общение между людьми может происходить  в разных формах. Разговор с друзьями, коллегами по работе, по телефону, лекция в университете–это непосредственное общение между участниками, которое происходит в устной форме. Но чтение книг, личных или официальных писем, документов, законов и т. п. тоже является общением, только это общение происходит посредством текста, представленного в письменной форме. Письменная форма речи позволяет с помощью знаков передавать речевую информацию на расстояние и закреплять ее во времени. Таким образом, по тому, в какой форме происходит коммуникация, в звуковой или письменной, выделяют устную и письменную форму речи.

 

Устная речь

Письменная речь

Говорящий и слушающий не только слышат, но часто и видят друг друга

 

 

Пишущий не видит и не слышит того, кому предназначена его  речь, он может лишь мысленно представлять себе – более или менее конкретно - будущего читателя.

Во многих случаях зависит  от реакции слушателей, может изменяться в зависимости от этой реакции.

Не зависит от реакции  адресата.

 

 

Рассчитана на слуховое восприятие.

Рассчитана на зрительное восприятие

Устное высказывание может  быть воспроизведено только при наличии  специальных технических устройств.

Читатель может повторно буквально перечитывать написанное столько раз, сколько потребуется.

Говорящий говорит без подготовки, исправляя по ходу изложения лишь то, что сумеет заметить в процессе речи.

Пишущий может неоднократно возвращаться к написанному и многократно совершенствовать его.


 

 

Особенности устной речи.

 
Для устной речи как для речи, создаваемой  в момент говорения, характерны две  особенности – избыточность и  краткость высказывания (лаконизм), которые, на первый взгляд, могут показаться взаимоисключающими друг друга. Избыточность, т.е. прямые повторы слов, словосочетаний,

предложений, чаще повторы  мыслей, когда используются близкие  по значению слова, другие, соотносительные  по содержанию конструкции, объясняется  условиями создания устного текста, стремлением донести до слушателей определенную информацию. Об этой особенности  устной речи писал еще Аристотель: «… Фразы, не соединенные союзами, и  частое повторение одного и того же в речи письменной по справедливости отвергаются, а в устных состязаниях  эти приемы употребляют и ораторы, потому что они сценичны».

Поскольку устной речи свойственна (в большой или меньшей степени) словесная импровизация, то - в зависимости  от различных обстоятельств –  устная речь может быть более или  менее гладкой, плавной, более или  менее прерывистой. Прерывистость  выражается в наличии непроизвольных, более длительных (сравнительно с  остальными) остановок, пауз (между  словами, предложениями), в повторении отдельных слов, слогов и даже звуков, в «растягивании» звука типа [э] и  в выражениях типа Как это сказать?

Все эти проявления прерывистости  речи раскрывают процесс создания высказывания, а также затруднения говорящего. Если случаев прерывистости немного, и они отражают поиски говорящим  нужного, оптимального для данной речевой  ситуации средства выражения мысли, их наличие не мешает воспринимать высказывание, а порой активизирует внимание слушателей. Но прерывистость  устной речи – явление неоднозначное. Паузы, самоперебивы, срывы начатых конструкций могут отражать состояние говорящего, его волнение, несобранность, могут свидетельствовать и об определенных затруднениях того, кто творит устное слово: о том, что он не знает, о чем говорить, что сказать, и о том, что он затрудняется в выражении мысли.

Основная функция письменной речи - фиксация устной речи, имеющая цель сохранить ее в пространстве и времени. Письмо служит средством коммуникации между людьми , когда непосредственное общение невозможно, когда они разделены пространством и временем.  
Основное свойство письменной речи - способность к длительному хранению информации.  
Письменная речь развертывается не во временном, а в статическом пространстве, что дает возможность пишущему продумывать речь, возвращаться к написанному, перестраивать текст, заменять слова и т.д. В связи с этим письменная форма речи имеет свои особенности:  

 

Письменная речь использует книжный язык, употребление которого слова строго нормировано и регламентировано. Порядок слов в предложении закреплен, инверсия (изменение порядка слов) не типична для письменной речи, а в некоторых случаях, например в текстах официально-делового стиля речи, недопустима. Предложение, являющееся основной единицей письменной речи, выражает сложные логико-смысловые связи посредством синтаксиса. Письменной речи свойственны сложные синтаксические конструкции, причастные и деепричастные обороты и т.п. При объединении предложений в абзацы каждое из них строго связано с предшествующим и последующим контекстом.  
Письменная речь ориентирована на восприятие органами зрения, поэтому она обладает четкой структурной и формальной организацией: имеет систему нумерации страниц, деление на разделы, параграфы, систему ссылок, шрифтовые выделения и т.п.  
К сложному тексту можно не раз возвращаться, вдумываться в него, осмысливать написанное, имея возможность просматривать глазами тот или иной отрывок текста.  
Письменная речь отличается тем, что в самой форме речевой деятельности находят определенное отражение условия и цель общения, например художественное произведение или описание научного эксперимента, заявление об отпуске или информационное сообщение в газете. Следовательно, письменная речь обладает стилеобразующей функцией, что находит отражение в выборе языковых средств, которые используются для создания того или иного текста. Письменная форма является основной формой существования речи в научном, публицистическом, официально-деловом и художественном стилях.  
 
 
     ! Таким образом, говоря о том, что речевое общение происходит в двух формах - устной и письменной, надо иметь в виду сходство и различия между ними. Сходство заключается в том, что эти формы речи имеют общую основу - литературный язык и в практике занимают примерно равное место. Различия сводятся чаще всего к средствам выражения. Устная речь связана с интонацией и мелодикой, в ней используется определенное количество и "своих" языковых средств, она привязана больше к разговорному стилю. Письмо использует буквенные, графические обозначения, чаще книжный язык со всеми его стилями и особенностями. 

 

Виды речи: монолог  и диалог  
 
Монолог и диалог - две основные разновидности речи, различающиеся по количеству участников акта общения. 
 
Диалог - это разговор двух или нескольких лиц. Основной единицей диалога является диалогическое единство - тематическое объединение нескольких реплик, представляющее собой обмен мнениями, каждое последующее из которых зависит от предыдущего. На характер реплик оказывает влияние так называемый кодекс взаимоотношений коммуникантов. Выделяют три основные типа взаимодействия участников диалога: зависимость, сотрудничество и равенство. 
 
Любой диалог имеет свою структуру: зачин - основная часть - концовка. Размеры диалога теоретически безграничны, поскольку его нижняя граница может быть открытой. На практике же любой диалог имеет свою концовку. 
 
Диалог рассматривается как первичная форма речевой коммуникации, поэтому он получил своё наибольшее распространение в сфере разговорной речи, однако диалог представлен и в научной, и в публицистической, и в официально-деловой речи. 
 
Будучи первичной формой коммуникации, диалог представляет собой неподготовленный, спонтанный тип речи. Даже в научной, публицистической и официально-деловой речи при возможной подготовке реплик развёртывание диалога будет спонтанным, поскольку обычно реплики - реакции собеседника неизвестны или непредсказуемы. 
 
В соответствии с целями и задачами диалога, ситуацией общения, ролью собеседников можно выделить следующие основные типы диалогов: бытовой, деловая беседа, интервью.  
 
Монолог можно определить как развёрнутое высказывание одного лица. Различают два основных типа монолога. Во-первых, монологическая речь представляет собой процесс целенаправленного сообщения, сознательного обращения к слушателю и характерна для устной формы книжной речи: устная научная речь, судебная речь, устная публичная речь. Наиболее полное развитие монолог получил в художественной речи. 
Во-вторых, монолог - это речь наедине с самим собой. Монолог не направлен непосредственному слушателю и соответственно не расчитан на ответную реакцию собеседника. 
 
Монолог может быть как неподготовленным, так и заранее продуманным. 
По цели высказывания монологическую речь делят на три основные типа: информационная, убеждающая и побуждающая. 
 
Информационная речь служит для передачи знаний. В этом случае говорящий должен учитывать интеллектуальные способности восприятия информации и познавательные возможности слушателей. Разновидности информационной речи - лекции, отчёты, сообщения, доклады. 
 
Убеждающая речь обращена к эмоциям слушателей, в этом случае говорящий должен учитывать его восприимчивость. Разновидности убеждающей речи: поздравительная, торжественная, напутственная. 
 
Побуждающая речь направленна на то, чтобы побудить слушателей к различного рода действиям. Здесь выделяют политическую речь, речь-призыв к действиям, речь-протест. 
 
Монологическую речь различают по степени подготовленности и официальности. Ораторская речь всегда представляет собой заранее подготовленный монолог, произносимый в официальной обстановке. Однако в определённой степени монолог - это искусственная форма речи, всегда стремящаяся к диалогу. В связи с этим любой монолог может иметь средства его диалогизации. 
 
3 Функционально-смысловые типы речи 
 
Человеку свойственно отражать различные объективно существующие связи между явлениями действительности, между объектами, событиями, отдельными суждениями, что в свою очередь, находит выражение в различных функционально- смысловых типах речи: описании, повествовании, рассуждении (размышлении).

 
Повествование - это динамический функционально- смысловой тип речи, выражает сообщение о развивающихся во временной последовательности действиях или состояниях и имеющий специфические языковые средства. Этот тип речи, в отличии от описания динамичен, поэтому в нем могут постоянно меняться временные планы.  
 
Повествование включает в себя динамически отражающиеся ситуации внешнего мира, и это устройство данного типа определяет его положение в речи.  
 
Динамика повествования создается благодаря использованию глаголов, которые могут выражать быструю смену событий, последовательность их развития, поэтому чаще всего используются глаголы конкретного действия.  
 
Можно выделить конкретное, обобщенное и информационное повествование. 
 
Конкретное – это повествование о расчлененных, хронологически последовательных конкретных действиях одного или нескольких действующих лиц, например в судебной речи. 
 
Обычно выделяют развернутое и неразвернутое повествование. Развернутое повествование представляет собой речь, отражающую последовательные, иногда одновременные, но развивающиеся действия или состояния. Неразвернутое повествование или выражается отдельной репликой в диалоге, или, будучи использовано в микротематическом конспекте, выполняет роль введения к описанию или рассуждению.  
 

Описание – это констатирующая речь, как правило, дающая статистическую картину, представление о характере, составе, структуре свойствах, качествах  объекта путем перечисления как  существенных, так и несущественных его признаков в данный момент.  
 
Центром описания являются существительные с предметным значением, которые рождают в сознании слушателей конкретный образ, причем информативно оно может быть, весьма насыщенным, поскольку существительные с предметным значением вызывают целый ряд ассоциаций. 
 
Рассуждение (или размышление) – это тип речи, в котором исследуются предметы или явления, раскрываются их внутренние признаки, доказываются определенные положения. Рассуждение характеризуется особыми логическими отношениями между входящими в его состав суждениями, которые образуют умозаключения или цепь умозаключений на какую-либо тему, изложенных в логически последовательной форме.  
Рассуждение – цепь умозаключений на какую-либо тему, изложенных в логически последовательной форме. 

   
   
   
   
   
   




Информация о работе Разновидности речи