Публичные выступления – подготовка и особенности изложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 16:30, реферат

Краткое описание

Цель: Пути достижения успеха в публичном выступлении начинающего оратора
Задачи:
Определить этапы подготовки речи для публичного выступления
Определить структуру выступления
Выявить типичные ошибки начинающего оратора

Содержание

Введение 2
Этапы подготовки речи 4
а) Докоммуникативная фаза 4
a. Определение темы и цели выступления 4
b. Оценка аудитории и обстановки 6
c. Кодирование 8
Б) Коммуникативная фаза 9
Структура выступления. 10
Типичные ошибки начинающего оратора………………………17
Заключение 27
Список Литературы 28

Вложенные файлы: 1 файл

ЭДО.doc

— 146.50 Кб (Скачать файл)

 

Министерство образования  и науки РФ Волжско-Камский филиал Российской Международной академии туризма

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ЭТИКА ДЕЛОВЫХ ОТНОШЕНИЙ НА ТЕМУ:

«Публичные выступления – подготовка и особенности изложения»

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка 5 курса заочного отделения

Шишкова С.С.

 

 

 

 

 

 

 

г. Набережные-Челны 2013

 

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Удачное публичное выступление  – что это, плод таланта выступающего или результат освоенных и  точно примененных технологий? Единого  ответа на этот вопрос, по-видимому, не существует. Конечно, каждый человек лучше предрасположен к той или иной деятельности, но периодически перед нами встают задачи, которые необходимо выполнять вне зависимости от нашего желания. Задачи, которые требуют для своего выполнения нашего специального внимания, напряжения, траты времени и сил. Сегодня почти не осталось профессий, которые не требовали бы время от времени публичной коммуникации. А любая общественная, политическая, управленческая деятельность предполагает высокую интенсивность такой коммуникации. И когда возникает потребность в эффективном публичном выступлении, на помощь могут придти некоторые технологии и приёмы подготовки содержания выступления.  
Умение выступать публично, на мой взгляд, имеет прямое отношение к профессии менеджера по туризму. Довольно часто возникают ситуации, когда необходимо в чем-то убедить, отстоять нужную идею, обосновать свою позицию. Но не все используют возможности привлечения на свою сторону сторонников - сказывается недостаток опыта публичных выступлений. Между тем такой опыт быстро осваивается, если придерживаться определенных технологических ходов.  
Известные ораторы, думаю, несомненно, владели и владеют данными ходами, что обеспечивало, и многим еще обеспечивает, успех на всех стадиях публичной деятельности.  
Мы, ежедневно, в частности, по телевизору, наблюдаем, как политики, представляющие свои страны, ведут борьбу за "свои права" на международной арене, Кто-то выигрывает, кто-то проигрывает. 

Цель: Пути достижения успеха в публичном выступлении начинающего оратора 
         Задачи: 

    1. Определить этапы подготовки речи для публичного выступления
    2. Определить структуру выступления
    3. Выявить типичные ошибки начинающего оратора

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этапы подготовки речи

 

Работу по подготовке речи можно подразделить на две основные фазы: докоммуникативную, т.е. подготовку выступления и коммуникативную – взаимодействие с аудиторией.

а) Докоммуникативная фаза

В докоммуникативной  фазе различают два начальных  этапа:

  • определение темы и цели выступления;
  • оценка аудитории и обстановки.

Работа на этих этапах носит характер учета и оценки объективных данных: тема и цель выступления обычно задаются программой, расписанием и т.п. Состояние аудитории и обстановка также не выбираются выступающим.

      1. Определение темы и цели выступления

Тему выступления следует  тщательно выбирать. Если есть возможность, то нужно остановиться на том, что хорошо знакомо и интересно лично выступающему. Тогда это, возможно, будет интересно и значимо для других.

Затем, нужно попробовать  сузить темы выступления, чтобы она  представляла наибольший интерес. Необходимо решить: описывать ли предмет, разъяснять что-либо о предмете, оспаривать ли некую точку зрения или излагать новую версию.

Сформулировать основной тезис означает ответить на вопрос, зачем говорить (цель) и о чем говорить (средства достижения цели).Есть множество целей для публичного выступления, но все их можно свести к нескольким. 

    • Информировать слушателей - рассказать им о новом опыте, посвятить в обстоятельства интересующего всех дела. 
    • Убедить слушателей - подготовить их к признанию той или иной точки зрения, способа решения проблемы. 
    • Побудить к действию - вызвать отклик аудитории и желание что-либо изменить в окружающем мире. 

Нередко в выступлении  в той или иной мере выражены все  три цели, но какая-то из них действительно  главная.  
Успешно реализовать цель своего выступления возможно только при знании аудитории, ее особенностей и потребностей. Наилучшей всегда оказывается речь, которая резонирует с представлениями и желаниями слушателей.

Стержневая идея –  это основной тезис, который необходимо ясно сформулировать с самого начала. Знание цели усиливает внимание. В речи может быть несколько стержневых идей, но не более трех.

Стержневая идея дает возможность задать определенную тональность выступлению. Например, доклады на научно-технические темы могут произноситься с сердитой, упрекающей интонацией, смысл которой состоим в не произносимых, но подразумеваемых выражениях типа «Если вы не сделаете этого, то пожалеете», или «Не могу понять, почему вы не делаете то-то и то-то». Подобный слегка раздраженный тон позволяет докладчику эффективнее донести свою идею до слушателей.

Возможные интонационные  окраски выступлений следующие:

  • мажорная;
  • беспечная или юмористическая;
  • шутливая;
  • сердитая или упрекающая;
  • мрачная;
  • торжественная;
  • предостерегающая;
  • просительная.

Требования к основному  тезису выступления:

  • фраза должна утверждать главную мысль и соответствовать цели выступления;
  • суждение должно быть кратким, ясным, легко удерживаться в кратковременной памяти;
  • мысль должна пониматься однозначно, не заключать в себе противоречия.

После подготовки плана  выступления полезно проконтролировать себя вопросами:

  • Вызывает ли мое выступление интерес?
  • Достаточно ли я знаю по данному вопросу и имеется ли у меня достаточно данных?
  • Смогу ли я закончить выступление в отведенное время?
  • Соответствует ли мое выступление уровню моих знаний и опыту?
      1. Оценка аудитории и обстановки

Спросите себя: «Кто мои  слушатели?». Если ответ затруднителен, то лучше представить себе группу из двух-трех человек, к которым обращено выступление и готовить речь для них. Обязательно нужно принять во внимание следующие характеристики аудитории:

  • возраст;
  • уровень образования;
  • профессия;
  • цель прихода людей на выступление;
  • уровень заинтересованности в теме;
  • уровень осведомленности в данном вопросе;

Замечательно, если вы организуете  сбор информации об аудитории в соответствии с логическими уровнями: среда (окружение) - привычный стиль поведения - способности (знания) - убеждения (мнения, ценности, предубеждения) - самопредставление (профессиональное и личностное) - миссия (общие цели, которые поддерживает большинство аудитории). 

Весьма полезным окажется знание о лидерах мнений (людях, которые  задают тон оценкам и мнениям  какой-либо группы) данной аудитории. Это, собственно, стабильные показатели аудитории.  
Непосредственно перед выступлением стоит прояснить для себя и ситуативные показатели, а именно: эмоциональное состояние собравшихся, их ожидания по поводу выступления.  
Собрав эти ценные данные, попытайтесь понять, в каком виде вы можете быть представлены собравшимся. Тут много выборов: можно подчеркнуть свой статус, возраст, принадлежность к какой-то определенной группе, можно обозначить род своих занятий и степень своей профессиональной подготовленности и т. д. Выборов много, но далеко не все из них подходят к вашим целям и особенностям аудитории. Срабатывает эффект выступающего. 

Желательно заранее  поговорить с некоторыми людьми из предполагаемой публики, чтобы лучше  узнать аудиторию.

Место выступления –  очень важный фактор успешного выступления. Для того, чтобы чуствовать себя уверенно, нужно заранее придти в зал и освоиться. Если предполагается использование микрофона, то его необходимо отрегулировать.

 

      1. Кодирование

Оценка темы, цели и  аудитории является основой и  фоном следующего этапа докоммуникативной фазы – «кодирования», т.е. создания сообщения на данную тему, с заданной целью, для данной аудитории и в соответствии с конкретной обстановкой. Этот этап включает:

  • подбор материалов;
  • композиционно-логическое оформление речи;
  • использование фактологического материала;
  • работу над языком и стилем выступления.

Цифровые данные, для  облегчения восприятия лучше демонстрировать посредством таблиц и графиков, а не злоупотреблять их зачитыванием.

Лучше всего, когда в  устном выступлении количество цифрового материала ограничено, на него лучше ссылаться, а не приводить полностью, так как цифры скорее утомляют слушателей, нежели вызывают интерес.

 

Докоммуникативная фаза обязательно должна завершаться  репетицией выступления. Потренироваться  можно перед близкими или друзьями, можно использовать средства аудиозаписи и видеозаписи, чтобы проконтролировать хронометраж, качество выступления – одним словом, посмотреть на себя со стороны.

Подготовка по существу вопросов:

  • анализ проблемы, ситуации
  • формирование целей, задач, общего подхода к выступлению и собственной позиции
  • подготовка речи и аргументации выводов
  • подбор необходимых документов и материалов
  • Учитывать возрастной и половой факторы.

Б) Коммуникативная фаза

 

Коммуникативная фаза –  это произнесение речи, ответы на вопросы слушателей, ведение дискуссии и т.д.

 

Оратору, стремящемуся к  достижению успеха, конструктивного результата, необходимо тщательно подготовить выступление. Такую подготовку можно представить в виде следующих составных частей:

- подготовка

- манеры поведения

- учитывать сложившиеся ритуалы и субординацию

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Структура выступления.

 

Выступление должно состоять из трех частей:

  1. Вступление.
  2. Основная часть.
  3. Заключение.

Примерное распределение  времени:

  • вступление – 10-15%
  • основная часть – 60-65%;
  • заключение – 20-30%.
        1. Вступление.

 

Вступление – важная часть, так как более всего  запоминается слушателям, поэтому должно быть тщательно продуманным. Оно  включает: объяснение цели, название доклада и расшифровку подзаголовка с целью точного определения содержания выступления, четкое определение стержневой идеи. «Засиживаться» на вступлении не стоит – оно должно быть кратким.

При подготовке вступления следует выбрать тему, которая  имеет целью вызвать интерес  публики.

        1. Основная часть.

 

Основная часть –  всестороннее обоснование главного тезиса. Некоторые варианты системного построения аргументации:

  • проблемное изложение (выявление и анализ противоречий, путей их разрешения);
  • хронологическое изложение;
  • изложение от причин к следствиям (от частного к общему);
  • индуктивное изложение (от общего к частному).

Рассматриваются различные  аспекты, способствующие лучшему осмыслению слушателями идеи. При этом очень важно не перерасходовать время, обязательно оставив его для заключения.

 

План развития основной части должен быть ясным. Предмет  выступления должен раскрываться конкретно  и стройно. Должно быть подобрано  как можно больше фактологических материалов и необходимых примеров.

        1. Заключение

 

Заключение – формулирование выводов, которые следуют из главной  цели и основной идеи выступления.

Правильно построенное  заключение способствует хорошему впечатлению  от выступления в целом.

В заключении имеет смысл повторить стержневую идею и, кроме того, вновь (в кратком виде) вернуться к тем моментам основной части, которые вызвали интерес слушателей. Закончить выступление можно решительным заявлением, подводящим итог выступлению.

Способ выступления

 

Необходимо избрать способ выступления – заглядывая в конспект или избегая чтения текста. Использование конспекта очень действенно, так как речь звучит естественно, слова приходят сами собой. Чтение же заранее написанного текста значительно уменьшает влияние выступления на аудиторию. Запоминание написанного текста заметно сковывает выступающего и привязывает к заранее составленному плану, не давая возможности откликаться на реакцию аудитории.

Информация о работе Публичные выступления – подготовка и особенности изложения