Приемы полемики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 18:37, контрольная работа

Краткое описание

Деловое общение требует от человека высокой психологической культуры, а также постоянного изучения и учета эмоциональной стороны деловых отношений. Тот, кто считает, что понятие "чувства" неприменимо к работе, способен вызвать многочисленные и дорогообходящиеся конфликты. Многие встречались со штампами: "поговорим по-деловому", "оставим в стороне наши чувства", "наша работа — это только дело, и никаких эмоций" и т.д.

Содержание

1.Введение ………………………………………………………………………..3
2.Характеристика спора ………………………………………………………….5
1.Понятие спора …………………………………………………………..5
2.Дискуссия ……………………………………………………………….6
3.Полемика ………………………………………………………………..7
4.Стратегия и тактика спора ……………………………………………..7
3.Логические приемы полемики ………………………………………………...9
1.Вопросно-ответный комплекс …………………………………………9
2.Аргументация ………………………………………………………….11
3.Логические приемы ……………………………………………………12
4.Психологические приемы полемики …………………………………………13
5.Заключение ……………………………………………………………………..15
6.Список литературы …………………………………………………………….18

Вложенные файлы: 1 файл

деловое общение.docx

— 26.79 Кб (Скачать файл)

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

  1. Введение ………………………………………………………………………..3
  2. Характеристика спора ………………………………………………………….5
    1. Понятие спора …………………………………………………………..5
    2. Дискуссия ……………………………………………………………….6
    3. Полемика ………………………………………………………………..7
    4. Стратегия и тактика спора ……………………………………………..7
  3. Логические приемы полемики ………………………………………………...9
    1. Вопросно-ответный комплекс …………………………………………9
    2. Аргументация ………………………………………………………….11
    3. Логические приемы ……………………………………………………12
  4. Психологические приемы полемики …………………………………………13
  5. Заключение ……………………………………………………………………..15
  6. Список литературы …………………………………………………………….18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Деловое общение требует  от человека высокой психологической  культуры, а также постоянного  изучения и учета эмоциональной  стороны деловых отношений. Тот, кто считает, что понятие "чувства" неприменимо к работе, способен вызвать  многочисленные и дорогообходящиеся конфликты. Многие встречались со штампами: "поговорим по-деловому", "оставим в стороне наши чувства", "наша работа — это только дело, и никаких эмоций" и т.д.

Сегодня, в конце XX столетия, большая часть человечества осознала очень простой и очевидный факт, что лишь немногие суждения о мире истинны и не требуют доказательств. Но львиная доля наших суждений предполагает активную мыслительную деятельность, протекающую в режиме спора (дискуссии, полемики).

В действительности, в коммуникативных  процессах помимо высказываний, выражающих то или иное состояние дел, содержатся побуждения, вопросы, оценки, согласия и возражения вплоть до неприятия  чего либо. Кроме того, определенную окраску, характер коммуникативным  актам придает манера поведения, позы, выражения лиц. Все это мы можем обнаружить в спорах.

Спор представляет собой  одну из основных форм человеческой коммуникации, в рамках которой уточняются позиции  противоборствующих сторон, вырабатывается оптимальное решение проблемы, «рождается истина». Вывод из сказанного выше предельно  прост. «Роскошь человеческого общения» (А. Сент-Экзюпери) является наградой за изнурительный труд ума, высокий  уровень логической культуры и культуры поведения, а также за филигранное  владение искусством спора

 

 

 

 1 ХАРАКТЕРИСТИКА СПОРА

1.1 Понятие спора

 

. Спор - это коммуникативный  процесс, в рамках которого  происходит сопоставление точек  зрения, позиций участвующих в  нем сторон, при этом каждая  из них стремится аргументировано  утвердить свое понимание обсуждаемых  вопросов и опровергнуть доводы  другой стороны. 

Искусство ведения спора получило название эристика. Эристика является интегральным искусством, возникающим на стыке знаний и умений, вырабатываемых логикой, психологией, этикой и риторикой. При таком подходе искусство спора характеризуется двумя основными признаками: доказательностью и убедительностью.

  Доказательность - это  логическое воздействие на оппонента  принудительностью рассуждения. 

  Убедительность - это  психологическое воздействие на  оппонента, направленное на восприятие  им той или иной идеи.

         В рамках спора доказательность  и убедительность относительно  независимы. Возможны следующие их комбинации: а) доказательно и убедительно; б) доказательно, но не убедительно; в) не доказательно, но убедительно; г) и недоказательно, и неубедительно.

 Идеальный вариант,  к которому необходимо стремиться  в любом споре, - доказательность  и убедительность рассуждений  одновременно.

Более чем за двухтысячелетнюю историю своего существования эристика выработала общие рекомендации, выполнение которых способствует повышению плодотворности спора:

- если есть возможность  достичь согласия без спора,  лучше ею воспользоваться; 

- не спорьте по мелочам;  если уж спорить, то только  по принципиальным вопросам;

- почву для спора образует  наличие несовместимых позиций  относительно одного и того  же предмета; если же позиции  совместимы, нужда в споре отпадает;

- спор должен быть  предметным, а предмет спора - достаточно ясным и неизменным  на всем его протяжении;

- спор не должен быть  самоцелью, в споре недопустимы  выпады личного характера; 

 

1.2.Дискуссия

 

Дискуссия - это вид спора, в рамках которого рассматривается, исследуется, обсуждается какая-либо проблема.

Цель любой дискуссии - достижение максимально возможной  в данных условиях степени согласия ее участников по обсуждаемой проблеме..

Итог дискуссии не должен сводиться к сумме высказанных  точек зрения. Он должен представлять собой синтез объективных и необходимых  черт, присущих дискутируемому предмету

 

1.3 Полемика

 

Полемика - вид спора, в  рамках которого основные усилия сторон направлены на утверждение (победу) своей  позиции относительно обсуждаемого предмета.

Отметим отличительные черты  полемики.

 Во-первых, основная задача, которую решают полемизирующие  стороны, - утверждение своей позиции.

 Во-вторых, участвующие  и полемике стороны более, чем в дискуссии, вольны в выборе средств спора, его стратегии и тактики.

Вместе с тем существует ряд моментов, роднящих полемику и  дискуссию: наличие определенного  предмета спора, содержательная связность, открытость к аргументам другой стороны, очередность выступлений 

 

1.4 Стратегия и тактика спора.

 

Стратегия спора - это общий план его ведения.  
Пропонент - тот, кто выдвигает и отстаивает некоторый тезис - должен позаботиться о том, чтобы обеспечить максимально возможную степень его обоснованности.

Оппонент - это тот, кто оспаривает тезис

Тактика спора - это подбор и использование в споре определенной совокупности логических и психологических  приемов.

. Рассмотрим наиболее  важные моменты тактики спора. 

 Во-первых, в любом  споре тактически верным будет  корректное поведение его участников. Спокойствие, уравновешенность, рассудительность, способность сдерживать возникающие  эмоции 

 Во-вторых, беспроигрышным  тактическим приемом является  внимательное и доброжелательное  отношение к высказываниям противной  стороны. Эффект этого приема  можно усилить с помощью типичных  для таких случаев выражений: "Мне нравится ваша мысль  (предложение, тезис), над ней следует  хорошенько подумать",

 В-третьих, инвариант  тактики спора составляет открытость (восприимчивость) одной стороны  для убедительных доводов другой.

        В-четвертых,  распространен тактический ход,  называемый "условное принятие  доводов противника". Этот прием  позволяет избежать прямого опровержения  точки зрения соперника в споре.  Условно соглашаясь с доводами  противника, мы вместе с ним  выводим из его посылок сомнительные  следствия, подводя к нужному  окончательному выводу.

 

2 Логические приемы полемики.

 

Логика – необходимый  инструмент, освобождающий от личных, ненужных запоминаний, помогающий найти  в массе информации то ценное, что  нужно человеку. Она нужна любому специалисту.

Мыслить логично – это  значит мыслить точно и последовательно, не допускать противоречий в своих  рассуждениях, уметь вскрывать логические ошибки. Эти качества мышления имеют  большое значение в любой области  научной и практической деятельности, в том числе в работе специалиста  по связям с общественностью. Знание логики помогает нам подготовить логически стройную, хорошо аргументированную речь, выявить противоречия в общественном мнении и т.д.

 

 

2.1 Вопросно-ответный комплекс.

 
          Вопросно-ответный  комплекс является необходимым элементом общения и мышления людей.

         Вопрос и ответ, взятые вместе, образуют единство противоположностей. Вопрос заключает в себе просьбу или требование какой-либо информации.

Ответ –  это такое  высказывание, которое должно содержать в себе требуемую  информацию. Естественно, что всякий вопрос предполагает ответ. 
          Ответ - это высказывание, содержащее недостающую в вопросе информацию. Основная функция ответа заключается в том, чтобы минимизировать недостаточность информации, на которую указывает вопрос или указать на некорректность постановки вопроса. 
         Истинные (правильные) ответы соответствуют действительности, ложные (неверные) – не соответствуют действительности.

Прямыми являются ответы, воспроизводящие  матрицу вопроса. 

Косвенные – это высказывания, из которых может быть выведена матрица  вопроса.

В кратких ответах не воспроизводится  матрица вопроса: в них содержится только тот элемент мысли, который  устраняет  неизвестность переменной вопроса.  
Полный ответ должен содержать в себе логические элементы, устраняющие неизвестность всех переменных, присутствующих в вопросе.

Действительными ответами являются те высказывания, истинность которых  доказана надлежащим образом в некоторой  системе знаний. Возможные ответы – те, которые содержат запрашиваемую в вопросе информацию, но эта информация не обоснована в должной мере.

 

2.2 Аргументация

 

. Аргументация – это логико-коммуникативный процесс, направленный на обоснование позиции одного человека с целью последующего ее понимания и принятия другим человеком. Тот, кто обосновывает свою позицию, называется аргументатором. Тот, кому адресована обосновываемая позиция, называется реципиентом.

любая аргументация преследует цель – образование определенного убеждения у реципиента.

         В структуру аргументации входят тезис, аргументы (основания, доводы) и демонстрация.  Тезис – это положение, позиция, которая подлежит обоснованию.

Это означает, что в процессе аргументации любая вовлекаемая  в него информация должна концентрироваться  вокруг тезиса и служить его детальному анализу. 
         Аргументы – это известные, заранее добытые положения, с помощью которых достигаются обоснованность и убедительность тезиса.

Отбор аргументов – дело творческое, и множество факторов оказывает влияние на этот процесс: мировоззрение, уровень образования  аргументатора, его идеологические и культурные установки, конкретные обстоятельства, сопровождающие процесс аргументации, и т. д.

         Демонстрация –  это логическая  связь тезиса и аргументов.

         Демонстрация в форме индукции, т е. когда общий тезис выводится  из ряда однотипных частных  аргументов, или в форме аналогии  обладает меньшей логической  необходимостью по сравнению  с дедукцией. 

Следует отметить, что очень  часто в речи аргументация не выражается явно, поэтому реципиенту или оппоненту  необходимо прилагать определенные усилия по выявлению всех ее структурных  элементов.

 

Виды аргументации весьма разнообразны.

      Доказательство  –  вид аргументации, в рамках  которого истинность тезиса прямо  или опосредованно выводится  из истинности аргументов.

       Доказательство  может быть прямым или косвенным.  В прямом доказательстве тезис  непосредственно выводится из  аргументов, как в приведенном  выше примере. В косвенном доказательстве  истинность тезиса устанавливается  опосредованно, процесс аргументации  осуществляется как бы обходным  путем. Опровержение – это логическая операция обоснования ложности некоторого тезиса или демонстрация его необоснованности, т.е. в отличие от доказательства опровержение преследует прямо противоположную цель и является как бы его обратной стороной. Различают три способа опровержения: критика тезиса, критика аргументов или критика демонстрации. 
        Самым действенным способом опровержения является критика тезиса, выдвинутого противником. Выявленная ложность тезиса имеет принудительную силу для любого здравомыслящего человека. Но этот способ опровержения наиболее сложен и трудоемок по интеллектуальным затратам. И прежде чем его использовать, следует трезво оценить свои силы и свой багаж знаний из той области, к которой относится опровергаемый тезис. 
Подтверждение– широко используемый вид аргументации. Оно особо эффективно, когда существует необходимость обоснования нетрадиционного, инновационного решения, новой перспективной точки зрения или предложения. В рамках подтверждения тезиса из предложенной нестандартной точки зрения выводят следствия и ищут их согласования с реальным положением дел, с фактами.

Информация о работе Приемы полемики