Подготовка публичного выступления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 20:11, контрольная работа

Краткое описание

Деятельность человека, профессия которого связана с постоянным произнесением речей, чтением лекций и докладов, просто немыслима без основательных знаний принципов и правил ораторского искусства. К числу таких людей относятся политики, профессора, преподаватели, прокуроры, адвокаты и др. Для них публичная речь - главнейшее оружие.
Ораторство - сильнейший рычаг культуры. Однако теоретические вопросы ораторского искусства, являющегося одним из средств человеческого познания, разработаны мало.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………
3
1.
ПУБЛИЧНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ…………………………………………
4
1.1
Этапы подготовки речи…………………………………………………...
5
1.2
Подготовка и проведение публичного выступления……………………
9
2.
КАК ЗАВОЕВАТЬ ВНИМАНИЕ АУДИТОРИИ………………………
14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………
21

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………
22

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.doc

— 131.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Челябинский государственный  университет

Институт экономики отраслей, бизнеса и администрирования

Кафедра экономики отраслей и рынка

Реферат

по предмету: «Культура речи и деловое общение»

на тему: «Подготовка публичного выступления»

 

 

 

 

                                Выполнила: Предко Т.С.

                       группа 27ЭС - 102

                               Проверила: Исакова Н.А.

 

Челябинск

2012

Содержание

 

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………

3

1.

ПУБЛИЧНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ…………………………………………

4

1.1

Этапы подготовки речи…………………………………………………...

5

1.2

Подготовка и проведение публичного выступления……………………

9

2.

КАК ЗАВОЕВАТЬ ВНИМАНИЕ АУДИТОРИИ………………………

14

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………

21

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………

22


 

ВВЕДЕНИЕ

 

Вряд ли можно  сомневаться в том, что знание основ ораторского искусства  необходимо каждому, кто участвует  в общественной жизни. Очень полезно, когда умение выступать публично развивается в юношеские годы. В свое время А.П. Чехов писал: «В сущности, ведь для интеллигентного человека дурно говорить можно бы считать таким же неприличием, как не уметь читать и писать, и в деле образования и воспитания - обучение красноречию следовало бы считать неизбежным».

Деятельность  человека, профессия которого связана  с постоянным произнесением речей, чтением лекций и докладов, просто немыслима без основательных  знаний принципов и правил ораторского  искусства. К числу таких людей  относятся политики, профессора, преподаватели, прокуроры, адвокаты и др. Для них публичная речь - главнейшее оружие.

Ораторство - сильнейший рычаг культуры. Однако теоретические  вопросы ораторского искусства, являющегося одним из средств  человеческого познания, разработаны мало.

Публичная речь может рассматриваться как своеобразное произведение искусства, которое воздействует одновременно и на чувства, и на сознание. Если речь действует только на способность  логического восприятия и оценки явлений, не затрагивая чувственной сферы человека, она не способна производить сильное впечатление.

 

1. ПУБЛИЧНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ

 

Публичное выступление – это передача одним выступающим информации разного уровня в ходе общения с широкой аудиторией.

Для большинства выступление  перед аудиторией кажется нелегкой задачей. Сотни лет людей волнует одна и та же проблема: как изложить свои мысли с наибольшей ясностью, легкостью и доходчивостью. Чрезвычайно заманчиво было бы утверждать, что чувство неловкости, страха и трепета перед аудиторией можно преодолеть легко и просто. К сожалению, это не так. Не существует легкого и быстрого пути.

Наполеона как-то попросили  выделить самые важные слагаемые  успеха. Гениальность? Упорство? Умение увлекать за собой? Наполеон не замедлил с ответом: «Практика, практика, практика!»

Что является причиной неожиданных  изменений в человеке, как только ему поручают подготовиться к  выступлению, изложить свои мысли? Почему нормальный интеллигентный человек  вдруг становится невыразительным, начинает запинаться, а жесты становятся беспорядочными? Почему он часто теряет нить своего рассуждения и отказывается именно от тех утверждений, в которых больше всего уверен?

Почему возникает страх  перед публичным выступлением? Для  большинства из нас разговор с  приятелем - это нормальное и приятное время препровождение. Однако аналогичный разговор на ту же самую тему перед аудиторией кажется уже чем-то неестественным и вызывающим внутреннее беспокойство. Почему? Дело в том, что меняется наша роль.

В повседневной жизни, участвуя в разговоре, мы редко испытываем давление со стороны окружающих и обстановки, в которой протекает разговор. Мы знаем, что в любую секунду, едва оказавшись в затруднительном положении, мы можем отказаться от продолжения разговора и снять с себя какую-либо ответственность за него.

Такие условия общения  позволяют нам сконцентрироваться на главном - передаче своих мыслей и информации.

Иначе обстоит дело, когда  мы предстаем перед аудиторией, независимо от ее размеров и степени доброжелательности по отношению к нам. Стоя перед слушателями, оратор знает, что ему предстоит до конца произнести свою речь. Он осознает, что на него одного целиком возложена ответственность за встречу с аудиторией. Оказавшись без привычной поддержки, человек испытывает немало трудностей.

В разговоре можно  остановиться в любой момент, и  всегда найдется тот, кто его продолжит. Во время разговора по лицам и  высказываниям ваших собеседников вы сразу же можете оценить тот  эффект, который произвели ваши слова. Обращаясь же с речью к публике, в ответ вы получаете только молчание. Никто, как правило, не реагирует на ваши высказывания. Никто не отвечает на ваши вопросы, никто не высказывает ни поддержки, ни осуждения.

Сможете ли вы узнать, поняли вас или нет? Именно поэтому, прежде всего следует знать факторы, которые влияют на общение, уметь пользоваться ораторскими приемами, знать правила и принципы построения речи.

1.1 Этапы подготовки речи

 

Работу по подготовке речи можно подразделить на две основные фазы: докоммуникативную, т.е. подготовку выступления и коммуникативную – взаимодействие с аудиторией.

  1. Докоммуникативная фаза

В докоммуникативной  фазе различают два начальных  этапа:

  • определение темы и цели выступления;
  • оценка аудитории и обстановки.

Работа на этих этапах носит характер учета и оценки объективных данных: тема и цель выступления обычно задаются программой, расписанием и т.п. Состояние аудитории и обстановка также не выбираются выступающим.

    1. Определение темы и цели выступления

Тему выступления следует  тщательно выбирать. Если есть возможность, то нужно остановиться на том, что хорошо знакомо и интересно лично выступающему. Тогда это, возможно, будет интересно и значимо для других.

Затем, нужно попробовать  сузить темы выступления, чтобы она  представляла наибольший интерес. Необходимо решить: описывать ли предмет, разъяснять что-либо о предмете, оспаривать ли некую точку зрения или излагать новую версию.

Не надо пытаться «втиснуть» слишком много материала в  ограниченное время. Еще Шекспир  сказал: «Где мало слов, там вес они  имеют».

Если есть возможность, то необходимо подумать над будущей речью несколько дней. За это время появится множество новых идей.

Стержневая идея –  это основной тезис, который необходимо ясно сформулировать с самого начала. Знание цели усиливает внимание. В  речи может быть несколько стержневых идей, но не более трех.

Стержневая идея дает возможность задать определенную тональность  выступлению. Например, доклады на научно-технические  темы могут произноситься с сердитой, упрекающей интонацией, смысл которой  состоим в не произносимых, но подразумеваемых выражениях типа «Если вы не сделаете этого, то пожалеете», или «Не могу понять, почему вы не делаете то-то и то-то». Подобный слегка раздраженный тон позволяет докладчику эффективнее донести свою идею до слушателей.

Возможные интонационные окраски выступлений следующие:

  • мажорная;
  • беспечная или юмористическая;
  • шутливая;
  • сердитая или упрекающая;
  • мрачная;
  • торжественная;
  • предостерегающая;
  • просительная.

Сформулировать основной тезис означает ответить на вопрос, зачем говорить (цель) и о чем говорить (средства достижения цели).

Требования к основному  тезису выступления:

  • фраза должна утверждать главную мысль и соответствовать цели выступления;
  • суждение должно быть кратким, ясным, легко удерживаться в кратковременной памяти;
  • мысль должна пониматься однозначно, не заключать в себе противоречия.

После подготовки плана  выступления полезно проконтролировать  себя вопросами:

  • Вызывает ли мое выступление интерес?
  • Достаточно ли я знаю по данному вопросу и имеется ли у меня достаточно данных?
  • Смогу ли я закончить выступление в отведенное время?
  • Соответствует ли мое выступление уровню моих знаний и опыту?
    1. Оценка аудитории и обстановки

Спросите себя: «Кто мои  слушатели?». Если ответ затруднителен, то лучше представить себе группу из двух-трех человек, к которым обращено выступление и готовить речь для них. Обязательно нужно принять во внимание следующие характеристики аудитории:

  • возраст;
  • уровень образования;
  • профессия;
  • цель прихода людей на выступление;
  • уровень заинтересованности в теме;
  • уровень осведомленности в данном вопросе;

Желательно заранее  поговорить с некоторыми людьми из предполагаемой публики, чтобы лучше  узнать аудиторию.

Место выступления –  очень важный фактор успешного выступления. Для того, чтобы чувствовать себя уверенно, нужно заранее придти в зал и освоиться. Если предполагается использование микрофона, то его необходимо отрегулировать.

    1. Кодирование

Оценка темы, цели и  аудитории является основой и  фоном следующего этапа докоммуникативной  фазы – «кодирования», т.е. создания сообщения на данную тему, с заданной целью, для данной аудитории и в соответствии с конкретной обстановкой. Этот этап включает:

  • подбор материалов;
  • композиционно-логическое оформление речи;
  • использование фактологического материала;
  • работу над языком и стилем выступления.

a)    Фактологический материал

Цифровые данные, для  облегчения восприятия лучше демонстрировать  посредством таблиц и графиков, а  не злоупотреблять их зачитыванием.

Лучше всего, когда в  устном выступлении количество цифрового  материала ограничено, на него лучше ссылаться, а не приводить полностью, так как цифры скорее утомляют слушателей, нежели вызывают интерес.

Докоммуникативная фаза обязательно должна завершаться  репетицией выступления. Потренироваться  можно перед близкими или друзьями, можно использовать средства аудиозаписи и видеозаписи, чтобы проконтролировать хронометраж, качество выступления – одним словом, посмотреть на себя со стороны.

Подготовка по существу вопросов:

  • анализ проблемы, ситуации;
  • формирование целей, задач, общего подхода к выступлению и собственной позиции;
  • подготовка речи и аргументации выводов;
  • подбор необходимых документов и материалов;
  • учитывать возрастной и половой факторы.
  1. Коммуникативная фаза

Коммуникативная фаза –  это произнесение речи, ответы на вопросы  слушателей, ведение дискуссии и т.д.

Информация о работе Подготовка публичного выступления