Основные положения древнерусского риторического идеала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 21:01, реферат

Краткое описание

Древнерусское красноречие рождается на основе взаимодействия развитой народной устно-речевой традиции и античных, византийских риторических образцов.

Вложенные файлы: 1 файл

Основные положения древне-рус рит идеала.doc

— 28.50 Кб (Скачать файл)

Основные  положения древнерусского риторического идеала. 

Древнерусское красноречие рождается на основе взаимодействия развитой народной устно-речевой  традиции и античных, византийских риторических образцов. 

Риторический  идеал Древней Руси: 

1. Беседуй только с достойным. Это правило ведения беседы приводится в русских риториках вплоть до 20-х гг. ХХ века. “Лучше с умным камни носить, чем с глупым вино пить”. 

2. Выслушай собеседника.  Достойный собеседник - старший или  мудрый человек - достоин и  почтения к своему слову, такого полагается выслушать кротко и внимательно. 

3. Кроткость  в беседе. Иначе нельзя беседовать  с достойным человеком. Осуждаются  как большой грех нарушения  этого правила: словесная брань,  пустословие, многословие, несдержанность  в речи.  

4. Доброе слово  всегда желанно и благотворно,  решительно противопоставлено лести и лжи.

Истоки русского речевого идела восходят к античному  этическому риторическому идеалу Сократа, Платона, Аристотеля. 

В русской традиции слово было призвано формировать  мировоззрение, нести людям мир и единение, воспитывать человеческую душу. Памятники литературы Древней Руси придавали слову высокий статус.

Дар слова, красноречие  воспринимались как награда свыше -- за святость, богопочитание: «Был в  то время некий монах, умудренный божественным учением, украшенный святой жизнью и красноречием» («Повесть о Варлааме и Иосафе»ХП в.).

Что наши предки ценили больше всего в речевом  поведении? Важным было не только умение говорить, но и умение выслушивать  собеседника. Это требование отражено во многочисленных поговорках, пословицах, афоризмах (Слово серебро, молчание золото. Знай боле, да говори мене. Мало говоря, больше услышишь).

На Руси всегда ценилась кротость («Глаза держать  книзу, а душу ввысь»). Всегда осуждались хула в беседе, брань, наветы, клевета, громкая и крикливая речь, грубость в речи и многословие. В «Житии» говорится об одной из главных добродетелей князя Дмитрия Ивановича, что он «праздных бесед не вел, непристойных слов не любил..., грубых слов в речи избегал, мало говорил, но много смыслил».

Грех многословия, преимущество молчания образно комментируются в древнерусских текстах. «Да  не уподоблюсь жерновам, ибо те многих людей насыщают, а сами себя не могут  насытить житом. Да не окажусь ненавистным  миру многословной своей беседой, подобно  птице, частящей свои песни, которые вскоре ненавидеть начинают. Ибо говорится в мирских пословицах: длинная речь нехороша, хороша длинная паволока.

«Безмолвное дело лучше бесполезного слова. Делай  сказанное и не говори о сделанном», -- написано в древнерусском поучении.

Добродетелью  считалось почтение, осуждалась хула -- за глаза и в глаза и осуждалась как большой грех. В «Наставлениях  отца к сыну» читаем: «Сын мой, если хочешь достичь многого в глазах Бога и людей, то будь ко всем почтителен и добр ко всякому человеку и за глаза и в глаза. Если над кем-нибудь смеются, то похвали его и полюби».

Доброе слово -- первое, с чем надлежит обратиться к человеку. «Не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите», -- велит Владимир Мономах. «Лжи остерегайтесь и пьянства и блуда, от того ведь душа погибает и тело» («Поучения Владимира Мономаха»).

Запрещалось и  осуждалось злоречие, выслушивание наговоров. «Речь лгуна словно птичий щебет, и только глупцы его слушают... если кто-либо станет наговаривать на друга твоего, не слушай его, а то и о твоих грехах другим расскажет».

Достойной считалась  речь, несущая правду, а не хулу, чуждая недоброжелательному осуждению. Лучше  промолчать, чем осудить, а уж если порицать, то доброжелательно и с  мыслью о пользе.

Так, древнейшие памятники русской литературы позволяют  представить себе истоки русской  речевой традиции, традиции глубоко  нравственной и по-житейски разумной.

Древнерусский риторический идеал поведения предполагает в общении кротость, смирение, любвь  к ближнему, уважение к нему, запрет лживого и клеветнического слова. Речь должна быть сдержанной во всех отношениях, не допускаются крик, раздражение, проявление презрения, осуждение и всякая хула.

В наше время  лучшие речевые образцы и по сей  день сохраняют черты риторического идеала, особенно ярко это представлено в проповеднической деятельности православного священства. Ибо речевые образцы полностью отражают систему ценностей отечественной культуры.


Информация о работе Основные положения древнерусского риторического идеала