Неоритрика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 13:02, реферат

Краткое описание

Современная риторика – это центр всей гуманитарной культуры. Она тесно связана с языкознанием (полноценное риторическое образование обеспечивается на основе лингвистической базы), литературоведением (обе дисциплины изучают построение речевых произведений), психологией (законы, управляющие внутренним миром человека, психология речедеятельности), историей (развитие общества и история риторической науки), философией (совершенствование человеческой мысли), логикой (навыки логического мышления), этикой (формирование нравственной позиции и ее отражение в речи) 1.

Содержание

1. Неориторика и современное образование
2. Неориторика и смежные дисциплины
3. Возникновение неориторики
4. Специфика и направления неориторики
5. Сущность и цели неориторики
6. Проблематика неориторики.
7. Части (каноны) риторической разработки речи
8. Перспективы риторики

Вложенные файлы: 1 файл

catalog_r_265_neoritorika.doc

— 151.50 Кб (Скачать файл)


Содержание

 

1. Неориторика и современное образование

Современная риторика – это центр всей гуманитарной культуры. Она тесно связана с языкознанием (полноценное риторическое образование обеспечивается на основе лингвистической базы), литературоведением (обе дисциплины изучают построение речевых произведений), психологией (законы, управляющие внутренним миром человека, психология речедеятельности), историей (развитие общества и история риторической науки), философией (совершенствование человеческой мысли), логикой (навыки логического мышления), этикой (формирование нравственной позиции и ее отражение в речи) 1.

Раздел неориторики  в процессе модернизации вузовского образования играет особую роль. Неориторика, в основе которой заложена антропологическая  парадигма, несет дидактические  возможности формирования у студентов  целевого речетворческого умения –  коммуникативной компетентности, понимаемой как комплекс знаний, умений, позволяющий коммуниканту добиваться результативности в общении.

Цель введения курса  по неориторики в гуманитарных вузах  – формирование образов представлений  и знаний, определяющих коммуникативные стратегии гармонизирующего диалога и соответствующую профессиональную коммуникативную компетенцию. Задачами курса являются разработка моделей современного научного осмысления проблем, сопряженных с языковым сознанием участников коммуникативного процесса (говорящего и слушающего), порождением, восприятием и интерпретацией речи.

Введение курса по неориторике способствует внедрению  в учебный процесс активных технологий обучения: коммуникативных игр, нериторических тренингов и практикумов. Данные технологии ориентируют разработчиков процесса методического моделирования на переход от формально-знаковой к личностно-деятельностной парадигме. В результате учебный процесс строится как поисковая, исследовательская деятельность, в ходе которой происходит обмен мнениями, разворачиваются дискуссии. Практические занятия проводятся в игровой форме, дебатов, мозгового штурма и носят версионный характер. Основным объектом становится «эффективная речь», направленная на определенного адресата, взаимодействующая с адресантом в конкретном коммуникативном контексте. В частности, продуктивной представляется модель Ш. фон Туна, учитывающая содержание сообщения и его личностный смысл.

Одна из основных задач, которую призвана решить неориторика, – выработка бережного отношения  студентов к слову не только как к эстетической ценности, но и могучему средству выражения мыслей и самовыражения личности.

Неориторические игры могут  быть использованы не только для развития лабильности, гибкости мышления, но и  выработки навыков снятия аудиторного шока. Представляется, что игровая технология может стать одним из наиболее эффективных методических направлений в области неориторики, так как «человеческая культура возникла и развертывается в игре, как игра» (Й. Хейзинг). Таким образом, ценность неориторической науки состоит в том, что она не только дает речеведческие знания и совершенствует умения пользоваться речью будущих выпускников вуза – специалистов, но и помогает подготовить коммуникативно грамотного профессионала, обладающего речевой компетенцией2.

2. Неориторика и смежные дисциплины

Неориторика, как и языкознание, относится к кругу семиотических наук (работы В.Н.Топрова, Ю.М.Лотмана). Стилистика и культура речи представляют собой обособившиеся и самостоятельно развивающиеся подразделы старой риторики. Проблематика ряда других дисциплин, филологических и нефилологических, пересекается с проблематикой риторики. Таковы: синтаксис сверхфразовых единств и лингвистика текста, лингвистическая теория экспрессивности, лингвистическая теория прозы, но также логические науки, особенно современные неклассические логики, психолингвистика, психология памяти и эмоций и др.

К кругу традиционных риторических дисциплин относятся  эристика, диалектика и софистика. К  дисциплинам неориторического цикла  относят лингвистическую теорию аргументации, исследование коммуникации, общую семантику (general semantics), структурную поэтику, литературоведческий анализ текста в рамках направления new criticism и др.

3. Возникновение неориторики

Риторика как систематическая дисциплина сложилась в Древней Греции в эпоху Афинской демократии. В этот период умение выступать публично считалось необходимым качеством каждого полноправного гражданина. Отдельные элементы риторики (например, фрагменты учения о фигурах, о формах аргументации) возникли еще раньше в Древней Индии и в Древнем Китае, но они не были сведены в единую систему и не играли столь важной роли в обществе3.

С начала 17 в. появляются первые письменные русские риторические пособия. Первая русская риторика (1620) представляет собой перевод с латинского риторики одного из вождей Реформации Ф.Меланхтона (1497–1560). Другим важнейшим учебником по красноречию стала Риторика, приписываемая митрополиту Макарию.

Оригинальную концепцию  русской риторики предложил М.В.Ломоносов (1711–1765) в Кратком руководстве к риторике (1743) и Кратком руководстве к красноречию (1747). В этих книгах была окончательно закреплена русская научная терминология риторики. Со второй половины 18 до середины 19 вв. вышло множество (по библиографии В.И.Аннушкина – свыше ста наименований, не считая переизданий) учебников, пособий и теоретических работ по риторике. Наибольшее число переизданий выдержали следующие труды: Опыт риторики, сочиненный и преподаваемый в Санкт-Петербургском горном училище (1-е изд. – 1796) И.С.Рижского (1759–1811); Общая реторика (1829) и Частная реторика (1832) Н.Ф.Кошанского (1784 или 1785–1831), в дальнейшем переиздавалась при участии К.П.Зеленецкого, известного и собственными риторическими сочинениями, и Краткая риторика (1809) А.Ф.Мерзлякова (1778–1830). Известны были также другие важные в теоретическом отношении работы русских риторов: Теория красноречия для всех родов прозаических сочинений (1830) А.И.Галича, который включил «в рассмотрение риторики психологические, эстетические и этические начала», Правила высшего красноречия (рукопись 1792, издана в 1844) М.М.Сперанского, Основания российской словесности (1792) А.С.Никольского (1755–1834) и Чтения о словесности (1837) И.И.Давыдова (1794–1863) 4.

На Западе эпоха Просвещения стала эпохой упадка риторики. Риторика приобрела репутацию догматической дисциплины, не имеющей практического значения, а если и применявшейся, то лишь для введения слушателей в заблуждение. Интерес к риторике был утрачен. Ситуация изменилась лишь в первой половине 20 в., под влиянием радикальных экономических и политических преобразований в жизни общества, выдвинувших новые требования к речевой практике.

Возрождение риторики в 20 в. началось в США. Его связывают, прежде всего, с деятельностью И.А.Ричардса и К.Берка. Труд И.А.Ричардса Философия риторики (1936) показал актуальность и общественную значимость «убеждающей» риторики, а работы К.Берка (в частности, Риторика мотивов) акцентировали значение литературной риторики.

Проблематика новой  риторики разрабатывалась в работах американских теоретиков пропаганды Г.Лэсуэлла, У.Липпмана, П.Лазарсфельда, К.Ховланда и основателей управленческой дисциплины «связи с общественностью» А.Ли, Э.Бернайза, С.Блэка и Ф.Джефкинса. С самого начала риторического возрождения в США акцент делался на риторику средств массовой коммуникации (поскольку риторика рассматривалась как эффективный инструмент манипуляции общественным мнением, т.е. инструмент социальной власти) и деловую риторику (ведение переговоров, убеждение партнера и т.д.). По уровню проникновения практической риторики в общественную жизнь США можно назвать риторической сверхдержавой.

Тем не менее, появление  новой риторики связано с Европой  – с выходом в свет во Франции  трактата Х.Перельмана и Л.Ольбрехт-Тытеки Новая риторика. Трактат об аргументации (1958). В нем на современном уровне научных знаний, прежде всего логических, получила дальнейшее критическое развитие риторическая система Аристотеля. Х.Перельман и Л.Ольбрехт-Тытека подвергли рассмотрению связь логики и аргументации, понятия аудитории, диалога, неоднозначности, презумпций, топосов, нормативности, ошибок аргументации, категоризировали аргументы и детально проанализировали их отдельные категории.

Важную роль в современной  теории аргументации занимает анализ суждений о ценностях. Кроме Х.Перельмана и Л.Ольбрехт-Тытеки этому посвящали свои работы Р.Л.Стивенсон, Р.Хэар, С.Тулмин, К.Байер. Эти и другие аспекты теории аргументации разрабатывают также А.Нэсс, Ф. ван Эемерен, В.Брокриди и др.

Авторитетом среди исследователей пользуются Пособие по литературной риторике (1960) Г.Лаусберга и важная в методологическом отношении работа Общая риторика (1970) льежской группы «мю» (Ж.Дюбуа с коллегами). После выхода в свет труда льежцев новую риторику часто называют «общей риторикой» 5.

В России кризис риторики оказался сдвинут по времени. Начавшись  приблизительно в середине 19 в., он завершился в конце 70-х – начале 80-х годов 20 в. Несмотря на это, в 20-е годы 20 в. в  России предпринимались попытки  возрождения теории ораторского искусства. Был создан первый в мире Институт живого слова с участием С.М.Бонди, В.Э.Мейерхольда, А.В.Луначарского, Н.А.Энгельгардта, Л.В.Щербы, Л.П.Якубинского и др., функционировала лаборатория публичной речи К.А.Сюннеберга. Риторическая инициатива не получила поддержки официальных кругов. В официальной теории ораторского искусства сформировалась странная оппозиция. Риторика как носитель дурных качеств стала противопоставляться советскому ораторскому искусству как носителю хороших качеств: «В наше время риторика – осуждающее определение напыщенного, внешне красивого, но малосодержательного произведения, речи и т.п.» (Словарь литературоведческих терминов. М., 1974, с. 324). При этом объективный и детальный анализ даже советского ораторского искусства не поощрялся.

Предвестниками выхода из «риторического кризиса» стали отдельные  важные теоретические работы по риторике в 1960–1970-е годы (С.С.Аверинцев, Г.З.Апресян, В.П.Вомперский и др.). В современной  России появляется значительное количество трудов по дидактической и теоретической риторике, что позволяет говорить о риторическом ренессансе. Авторов указанных работ можно разделить на пять групп. Деление отличает некоторая доля условности, в частности потому, что разные работы одного исследователя иногда позволяют относить его к разным группам одновременно.

1. Сторонники возрождения традиционной риторики как «искусства красно говорить» с учетом новых научных достижений. Это значительная часть ученых, занимающихся преподаванием риторики (В.И.Аннушкин, С.Ф.Иванова, Т.А.Ладыженская, А.К.Михальская и многие другие). 2. Разработчики современной теории аргументации, когнитивной лингвиситики и теории речевого воздействия (А.Н.Баранов, П.Б.Паршин, Н.А.Безменова, Г.Г.Почепцов, В.З.Демьянков, Е.Ф.Тарасов и др.). 3. Разработчики отдельных риторических направлений – теории фигур, тропов, теории экспрессивности (Н.А.Купина, Т.В.Матвеева, А.П.Сковородников, Т.Г.Хазагеров и др.). 4. Методологи риторики (С.И.Гиндин, Ю.В.Рождественский, Е.А.Юнина и др.). 5. Исследователи «литературной риторики» – поэтического языка (М.Л.Гаспаров, В.П.Григорьев, С.С.Аверинцев, В.Н.Топоров и др.) 6.

Во второй половине 20 века начинается очередной расцвет риторики – возникает новая риторика (неориторика). Создателями неориторики, были преимущественно логики. Сферой интереса неориторики вновь была объявлена эффективность воздействия и убедительность речи и текста. В связи с этим неориторику иногда именуют неоаристотелевским направлением, особенно если речь идет о неориторике Х.Перельмана и Л.Ольбрехт-Тытеки. Данная отрасль разрабатывается на стыке лингвистики, логики, теории аргументации, философии, психологии.

4. Специфика и направления неориторики

В различных этнокультурах  неориторика имеет свою специфику. В Англии – риторическая критика (“rhetorical criticism” – последователи К. Берка), учение о коммуникации (“public communication”, “speaking” – К. Арнольд, И. Боуэрс), учение о переговорах (Р. Фишер, У. Юри). В Германии – теоретическая и историческая риторика (Г.Лаусберг, Г. Плетт, Г. Уэдинг, Й. Коппершмидт). Во Франции - охват нескольких направлений: брюссельского (последователи Х. Перельмана), льежского (общая риторика  - “rhetorique generale”, – или группа “мю» (Ж. Дюбуа, Ф. Эделин), структуралистского (Р. Барт, Ц. Тодоров); постструктуралистского, или постфундаменталистского (Ж.-Ф. Лиотар, Ж. Деррида). В США - риторическая методология и критика, а также риторика как теория речевой коммуникации. В рамках английской неориторической школы утверждается, что любое высказывание может получить риторическую интерпретацию, будучи рассмотрено в терминах ситуации высказывания и в отношении к любому слушателю, читателю.

В немецкой неориторической  школе рассматривается двойная  сущность риторики. Во-первых, риторика предстает как теория построения текстов, воздействующих на адресата таким образом, что он совершает «ментальные и реальные» акты, соответствующие интенции адресанта. Исходя из этого, сроится концепция риторической коммуникации, в процессе которой должен сформироваться консенсус как основа для совместного социального взаимодействия. Во-вторых, риторика понимается как анализ и интерпретация существующих литературных текстов. Это направление находится под воздействием герменевтических идей М. Хайдеггера, Х. – Г. Гадамера. По Г Лаусбергу, риторическое толкование текстов имеет прагматическую ориентацию и представляет синтез герменевтического, коммуникативного и критического аспектов. Р. Шульце утверждает, что обращение к устной речи и исследование ее закономерностей играет важную роль в понимании смысла письменного текста7.

Брюссельское направление  французской неориторической школы  занимается проблемами аргументации, понимаемой как логика суждений о  ценностях, эристическая диалектика, логика гуманитарного знания. При этом целью  аргументации является присоединение аудитории к положениям оратора. Рассмотрение получают также стили аргументации (классический, романтический), общие места – топы, на которых основывается речь аргументирующего, - природа и классификация аргументов. Льежское направление французской неориторической школы исследует вопросы общей риторики, предпринимая попытки построения единой теории фигур. Структуралистское направление французской неориторической школы переосмысливает разграничение означаемого и означающего (Ф. де Соссюр) и считает идеологию сферой коннотативных означаемых, а риторику – сферой означающих для идеологии. Постструктуралистское направление французской неориторической школы опровергает диктат дискурса любой власти (не только политической, но и научной, культурной, экономической); утверждает множественность и равноправие текстов; предлагает включение в анализ дискурсивных практик таких измерений как вероятное и случайное.

Информация о работе Неоритрика