Морфемы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 15:08, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: рассмотреть морфемный состав слова.
Объект исследования: морфемы в русском языке.
Предмет исследования: свойства морфем.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. МОРФЕМЫ И ИХ СВОЙСТВА 4
Понятие и свойства морфем 4
Виды морфем 7
ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ МОРФЕМ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ 21
2.1. Характерные особенности морфем 21
2.2. Значение морфем 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33

Вложенные файлы: 1 файл

Морфемы Набор текста.docx

— 35.40 Кб (Скачать файл)

                               Титульный лист

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                      СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                          3

ГЛАВА I. МОРФЕМЫ И ИХ СВОЙСТВА                                                       4

    1. Понятие и свойства морфем                                                                     4
    2. Виды морфем                                                                                             7

ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ МОРФЕМ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ                        21          

 2.1. Характерные особенности морфем                                                     21

2.2. Значение морфем                                                                                26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                         32

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ                                                                33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                           ВВЕДЕНИЕ

             Наука, изучающая морфемный состав языка, решает много различных вопросов. Разумеется, знакомясь с основами языкознания, нельзя осмысливать все эти вопросы – нужно выбрать наиболее существенные для понимания важнейших явлений морфологического строя.

            Морферма как языковая единица значима в современном языкознании, потому что  задача пропедевтической работы состоит в подготовке учащихся к пониманию семантической (смысловой) и структурной соотносимости, которая существует  в языке между однокоренными словами. Такая задача обусловлена, во-первых, тем, что понимание семантико-структурной соотносимости слов по своей лингвистической сущности является основой усвоения особенностей однокоренных слов и образования слов в русском языке. Во-вторых, указанная задача продиктована трудностями, с которыми сталкиваются младшие школьники при изучении однокоренных слов и морфем.

Цель работы: рассмотреть  морфемный состав слова.

Объект исследования: морфемы  в русском языке.

Предмет исследования: свойства морфем.

           Задачи:

-        рассмотреть понятие морфемы, как морфологической единицы;

-        исследовать свойства морфем;

-        определить значение морфем в структуре слова;

-        выявить особенности  морфем.

 

 

 

 

 

 

 

      ГЛАВА I. МОРФЕМЫ И ИХ СВОЙСТВА

 

         1.1. Понятие и свойства морфем

 

          Морфема – это наименьшая значимая часть слова и грамматических форм слова.

         Это минимальная значимая единица  языка, характеризующая по сравнению со словом как общими для них (интегральными) так и различными (дифференциальными) признаками. Интегральными признаками морфемы и слова являются и материальность, значимость и воспроизводимость.

        Морфема  – наименьшая значимая единица  языка, т.е морфема имеет план выражения и план содержания. Но особенностью морфем как языковой единицы в отличии от слова является то, что её значение обнаруживается только в составе слова. Иначе говоря. Морфемы обладают не свободным, а связанным значением.

       К числу дифференциальных признаков морфемы относятся её минимальность, повторяемость, структурная соотнесенность со словом, а не со словосочетанием или предложением.

       Однако  четкой границы между обоими  типами признаков морфемы провести  нельзя, поскольку ее интегральные  признаки, внешне сходные с аналогичными признаками слова, качественно отличаясь от них, являются в то же время и дифференциальными.

       Морфема  – это минимальная значимая  единица языка, у которой план  выражения может отсутствовать  при сохранении известной смысловой  целостности.

       Это наблюдается, например, у нулевых морфем (стол - стола, стрел - стрелы, рад - рада, высох - высохла и т.п.), представляющих собой значащее отсутствие звукового отрезка в определенной точке речевой цепи. Для служебных морфем (аффиксов) характерны словообразовательное и грамматическое значение.

        Так, например, суффикс – тель/- итель в именах существительных, мотивированных глаголами (победи-тель, спаси-тель) имеют словообразовательное значение «лица – производителя действия», а в глаголе победи-л суффикс -л- выражает грамматическое значение прошедшего времени.

         Окончания являются носителями сразу нескольких грамматических

значений: рода, числа, падежа у имен, лица, числа у глаголов. Носителем лексического значения является только корневая морфема. Синкретические морфемы, совмещающие словообразовательное и грамматическое значения, в языке немногочисленны. Это, главным образом, глагольные приставки. Например, приставки в-/во-, до-, за- и др. в сочетании с глаголом идти, выражая, например, движения (внутрь, к предмету, за предметом и т.д.) в то же время изменяют вид глагола, переводя его из несовершенного вида в совершенный.

          Два признака морфем – обобщенность  и нелинейность (парадигматический  характер) – однозначно являются  интегральным. Парадигматический характер  морфемы проявляется в ее способности  входить в сопоставление с  единицами, обладающими структурной  общностью, но различающимися  по смыслу, что подтверждает ее  типовой, а следовательно, и обобщенный характер. Это можно показать на примере имен существительных с суффиксом – щик – чик, обозначающими лицо по профессии или по занятию: гардероб-щик - ,морожен-щик-, прицеп-щик-, обход-чик-, рез-чик-, разнос-чик, лет-чик- и т.д. Что касается слова, то оно изучается в морфемике с грамматической точки зрения. В этом плане наряду с его внутренним строением и членимостью на значимые части рассматриваются особенности его словоизменения и формообразования1.

        Кроме  интегрально-дифференциальных у морфемы есть и собственно различительные признаки.

        Наиболее  важным из них являются признак  ее минимальности, проявляющийся  в невозможности дальнейшего  членения морфемы на более  мелкие части без нарушения  ее смысловой целостности. В  противном случае образуются  незначимые единицы низшего уровня  – фонемы. К различительным признакам морфемы относится и ее структурная выделяемость в составе слова, поэтому морфема связана с единицами высшего, синтаксического уровня не прямо, а опосредованно, об этом свидетельствует невозможность выступать в качестве члена предложения и занимать в нем определенную синтаксическую позицию. Что касается признака повторяемости морфемы, то это характерное для нее свойство (большинство морфем употребляются минимум в словах одного и того же словообразовательного ряда: учи-тель, писа-тель, вая-тель, оформи-тель и т.п.) относится не всеми лингвистами к числу ее обязательных дифференциальных признаков.

        Таким  образом, наиболее предполагаемым  понятием морфемы является понятие,  в котором говорится, что морфема – это минимально значимая единица языка, у которой план выражения может отсутствовать при сохранении известной смысловой целостности.

         Морфема – единица двуплановая, обладающая и формой и содержанием. Этим она принципиально отличается от фонемы, не имеющей значения, а также от слога. Морфема – единица воспроизводимая, говорящий не создает морфем в речи, а берет их из хранящегося в памяти «инвентаря» языковых единиц, тогда как предложения относятся к числу единиц, создаваемых говорящим непосредственно в речевом общении.

 

 

 

 

 

 

                            1.2. Виды морфем.

 

       Корнем, или корневой морфемой, является  неделимая общая часть всех  родственных слов, содержащих в  себе основной элемент их лексического  значения.

       На основе  общности значения корневых морфем  в словообразовательной системе  языка образуются гнезда родственных  слов. При этом в составе корня  происходят различные чередования как гласных, так и согласных звуков, например к//ч – волк, вол-чий; г//ж – сапог, сапож- н-ый; х//ш, о//нудь звука – мох, за-мш-ел-ый; м//мл – корм-и-ть, кормл-ени-е; и//е – замир-а-ть, за-мер-е-ть и т.д.

      Корневые морфемы могут быть свободными (молодой, молодость) и связанными (улица, переулок).

      Корень это такая минимальная значимая часть, которая противопоставлена всем другим морфемам, т.е. аффиксам: приставкам, суффиксам, окончаниям и некоторым другим. Корень в отличии от аффиксов – обязательная часть в слове. Если слово состоит из одной морфемы, то это корень: тут, и, кино и т.п.

      Корень составляет основу непроизводных, или по – другому немотивированных, слов: сын, голова, дом и т.п.

      Значение  таких простых слов «никак  не связано с их звуковым  обликом, не вытекает из него, о нем нельзя догадаться, его  нужно знать. Если вам не  известно, что значат сочетания  звуков, образующие слова собака, лошадь, стена, дело, окно, яйцо, и  другие подобные, то вы догадаться  об этом не можете. А значение  производных слов определяется  значением слов простых, мотивировано  им, подобно тому, как свойства  химических соединений зависят  от свойств входящих в них элементов»2 .

         Слова, имеющие общую мотивацию,  составляют группы однокоренных  слов. То, что в лингвистике трактуется  как общая мотивация, в школьной  практике называют сходством  по смыслу. Однако слово «смысл»  нередко для ребенка оказывается лишенным определенного содержания. Если же регулярно показывать, что родственные слова соотносятся с одним и тем же словом, у детей сформируется способ (действие), с помощью которого они будут устанавливать наличие или отсутствие родства слов, и в то же время наполнится конкретным содержанием выражение «сходны по смыслу». Возьмем, например, слова зимовать, зимник, зимовье, зимний. Работая с ними, не следует ограничиваться указанием на то, что эти слова имеют общую часть зим- и сходны по смыслу, нужно проанализировать значение каждого из слов, обратившись к мотивирующему: зимовать – проводить зиму, зимник – дорога для езды зимой, зимовье – помещение, где живут зимой, зимний – относящийся к зиме и т.п.

        Материал, позволяющий учить детей устанавливать  смысловые связи между словами,  имеется в учебнике. Это упражнения, где сопоставляются слова, одно из которых простое, а другое производное, например: цветы – цветник, соль – солонка, и др. более того, в учебнике дается образец рассуждения, в который входит обращение к мотивирующему слову: «хлебница – это посуда, в которой хранят хлеб».

        Однако, как показывает практика, многие  учащиеся при определении родства  слов предпочитают опираться  только на внешний признак: зрительно воспринимаемый одинаковый отрезок анализируемых слов. Мы неоднократно наблюдали, что не только школьники, но и учителя проявляли беспомощность, когда им предлагали задание – «ловушку»: доказать, что слово печник, лесник и сапожник не родственные, хотя имеют одинаковую часть – ник и сходны по смыслу – называют человека по его профессии. Чтобы обосновать отсутствие родства названных слов, нужно показать, что каждое из них объясняется другим словом: печник – от печь, лесник – от лес, сапожник – от сапог. Иначе говоря, если с самого начала определить, что сходными по смыслу считаются слова, которые объясняются с помощью одного и того же слова, интуитивное решение задачи заменяется конкретным способом действия. Причем в этом случае действие становится легко контролируемым. Например, учащиеся нашли группу однокоренных слов: сила, сильный, усилие. Затем они проверяют, действительно ли в этих словах общий корень сил - : сильный, обладающий силой, усилие – напряжение сил. Если же продолжить подбор родственных слов, общее значение станет еще яснее: силач – человек, обладающий большой физической силой, силища – огромная сила.

       Ни в  коем случае не следует упускать  возможность пополнять группы  однокоренных слов с помощью  примеров, предложенных детьми. Это  развивает речь учащихся, заинтересовывает  их, рождает стремление непременно  найти еще одно слово. Конечно,  при содержательном анализе родства  слов обойтись без использования  толкового словаря при подготовке  к урокам невозможно. Хорошо, если  в классе постоянно имеются  толковые словари, с которыми  тут же в классе работают  педагог и дети3.            

       Приставки  и суффиксы главным образом  являются словообразовательными  аффиксами: с их помощью образуются  новые слова, однако в ряде  случаев они выполняют роль средства выражения грамматических значений.

       Приставкой называется значимая часть слова, находящаяся перед корнем или другой приставкой и используемая для образования новых слов или разных форм одного и того же слова.

Информация о работе Морфемы