Методика подготовки публичного выступления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2014 в 14:37, реферат

Краткое описание

Искусство публичного выступления – искусство совершенно особого рода. Для современного человека это средство для достижения жизненного успеха. Ведь речь – это основной инструмент деятельности не только преподавателя, политика, юриста, но и любого другого работника гуманитарной сферы, каждого активного гражданина страны. Игнорирование этой очевидной истины приводит к полному отсутствию умения вести диалог, дискуссии в разных ситуациях, неспособности построить монолог, предназначенный именно для данной аудитории, произнести торжественную речь и пр.

Содержание

Введение
1. Основные этапы подготовки речи
Выбор темы
Формулирование цели
Сбор материала
Подбор материалов для ораторской речи.
Инкубационный период.
Работа над конспектом
1.7 Составление плана.
2. Виды подготовки к выступлению.
Выводы

Вложенные файлы: 1 файл

РИТОРИКА.doc

— 71.50 Кб (Скачать файл)

 Тема: Методика подготовки публичного выступления

 

Введение

 

  1. Основные этапы подготовки речи
    1. Выбор темы
    2. Формулирование цели
    3. Сбор материала
    4. Подбор материалов для ораторской речи.
    5. Инкубационный период.
    6. Работа над конспектом

1.7 Составление плана.

2. Виды подготовки к выступлению.

Выводы

Введение

Искусство публичного  выступления – искусство совершенно особого рода. Для современного человека это средство для достижения жизненного успеха. Ведь речь – это  основной инструмент деятельности не только преподавателя, политика, юриста, но и любого другого работника гуманитарной сферы, каждого активного гражданина страны. Игнорирование этой  очевидной истины приводит к полному отсутствию умения вести диалог, дискуссии в разных ситуациях, неспособности построить монолог, предназначенный именно для данной аудитории, произнести торжественную речь и пр.

Известный исследователь русского языка В.В. Виноградов считал, что «ораторская речь – синкретический жанр. Она — одновременно и литературное произведение, и сценическое представление. Необходимо отделить задачи исполнительского, «театрального» изучения от литературно-стилистического. Ораторская речь — особая форма драматического монолога, приспособленного к обстановке общественно-бытового или гражданского «действа» .

Нужна ли подготовка к публичному выступлению? Безусловно. Однако она может быть различной. Так, митинговая речь обычно бывает краткой — 5—10 минут или чуть больше, и она может быть произнесена после минимальной подготовки. А вот лекция уже требует подготовки основательной. Конечно, при этом учитываются и опыт оратора, и его знания, и умение общаться с аудиторией, и многое-многое другое.

В.В. Виноградов  подчеркивал, что ораторская речь - это подготовленная речь;  это подготовленное литературное произведение, имеющее определенные стилистические характеристики. И готовится она, естественно, по книжно-письменным источникам, которые оказывают прямое и непосредственное влияние на структуру речи.

Необходимость подготовки  к публичному выступлению иллюстрирует следующий пример: «В 1928 году вернулся из Сорренто в Москву М. Горький. Чествовали писателя в Большом театре. Речь о его творчестве должен был произнести А. В. Луначарский, который узнал об этом за сорок минут до начала торжества. На тщательную подготовку просто не было времени. И вот что интересно: речь, произнесенная по случаю приезда Горького, — один из самых блестящих образцов ораторского искусства Луначарского. В ней глубоко анализируется творчество писателя, она увлекательна по форме. Что это, импровизация? Когда коллеги, знавшие о внезапности выступления, спрашивали об этом Анатолия Васильевича, он отвечал, пожимая плечами: «Ну какая же импровизация? Ведь сколько я писал о Горьком еще до революции и, разумеется, продолжаю как критик заниматься его творчеством». Таким образом, к этому выступлению Луначарский, по его собственным словам, «готовился всю жизнь» .

Приведенный пример доказывает, что успешное публичное  выступление может строится   на основе хорошо изученного материала, знаний, опыта оратора. Таким образом  избранная тема исследования «Методика подготовки публичного выступления» актуальна и требует дальнейшего рассмотрения.

                1. Основные этапы подготовки речи

 

Итак, для того, чтобы выступление было удачным, ярким, убедительным, требуется предварительная подготовка к нему. Алгоритм последней можно определить так: выбор темы - формулировка цели - составление плана - сбор материала - работа над конспектом - репетиция. 
 
1.1 Выбор темы 
 
Подготовка к любому выступлению начинается с определения темы речи. При этом возможны различные ситуации: либо предлагают выступить с определенной темой, т.е. тема заданной, или тему выступления вы выбираете сами. В первом случае оратору необходимо лишь конкретизировать ее. Сложнее дело - определить и сформулировать свою тему выступления. 
Выбирая тему, прежде всего, нужно исходить из своего личного опыта, а также знаний по этой теме. Кроме того важно, чтобы тема представляла интерес для вас и ваших слушателей. 
 
Следовательно, при определении темы выступления нужно учитывать следующие моменты: 
 
1. Выбирайте тему, соответствующую вашим знаниям и интересам. 
2. Подбирайте подходящую тему. 
Настроение аудитории зависит от места и времени. В аудитории он один, в частной жизни - другой. В бытовой ситуации слушатели будут воспринимать как достаточно естественное дело, что в аудитории им может показаться неинтересным, смешным, шокирующим. 
3. Выбирайте тему, соответствующую аудитории. 
 
Тема должна быть достаточно интересная, достаточно важна, достаточно понятна для слушателей. Для того, чтобы решить, будет ли она отвечать этим требованиям, необходимо иметь представление об уровне знаний слушателей, их воспитание, возраст, особые интересы. 
 
Выбрав тему, нужно подумать о ее формулировки. 
 
Тема - это то, о чем идет речь. Обычно ее формулируют словом или фразой, которые указывают характер вопросов, подлежащих обсуждению. 
 
Название речи должна быть ясной, четкой, по возможности кратким. Она должна отражать содержание выступления и обязательно привлекать внимание слушателей. Удачное название темы выступления определенным образом настраивает аудиторию, готовит ее к восприятию будущей речи. 
 
1.2 Формулирование цели 
 
Необходимо ясно представлять, для чего, с какой метою произносится речь, какой реакции слушателей вы добиваетесь. Вы хотите только что-нибудь объяснить, описать или просто рассказать? Или вы хотите изменить свое мнение или убедить аудиторию что-нибудь сделать? 
 
Для того чтобы получить четкое представление о том, чего вы добиваетесь, выложите письменно ваше намерение в форме целого предложения. Нужно также иметь в виду, что цель выступления следует формулировать не только для себя, но и для своих слушателей. Четкое определение целевой установки облегчает восприятие ораторской речи, определенным образом настраивает аудиторию. 
 
Существует общая и конкретная цель выступления. Общая цель определяется видом реакции, которую оратор хочет вызвать у слушателей, и зависит от того, желает ли он только развлечь их или удовлетворить любопытство, вдохновить, убедить или склонить к действию. Конкретная цель выражена в самом содержании речи, который может развлекать, утолять жажду знаний, вдохновлять, убеждать и вызывать готовность к действию. 
 
Определенным образом возможно и сочетание этих целей. Например, развлекательная речь иногда не обойдется без информации и даже без элементов воздействия. Речь, которая побуждает к действию, не будет иметь успеха, если она не интересна, не вдохновляющая, не убедительна. Но оратор должен ясно представлять себе, какая же из общих установок является преобладающей, и соответственно выстраивать свою речь. 
 
В то время, как общая цель определяет, какой реакции вы хотите добиться, конкретная четко показывает, что слушатель должен знать, чувствовать и делать. Она выражена в самом содержании речи. 
 
1.3 Сбор материала 
 
Если содержание речи взяты не только из личных переживаний, материал можно подбирать из многих источников. Прочитайте не одну, а несколько журнальных статей, соберите информацию не из одной, а с нескольких из них. Раскройте точки зрения различных авторов, сопоставьте их. Пообщайтесь с окружающими, запишите мысли и факты, которые приходят в голову и о которых прочитали. 
 
Итак, следующий этап подготовки публичного выступления - подбор материалов для ораторской речи. 
 
1.4 Подбор материалов для ораторской речи. 
 
Существует четыре основных источника накопления материала: 
 
1) личный опыт; 
 
2) размышления и наблюдения; 
 
3) интервью и беседы; 
 
4) чтения. 
 
Не обязательно использовать всегда все перечисленные источники, но при всех условиях необходимо обдумывать вопрос и обязательно заглядывать в книги. 
 
1.5 Инкубационный период. 
 
За этапом сбора наступает обдумывание материала, установление связей, комментирование. В целом это можно назвать «инкубационным периодом». К нему относятся проверка фактов и уточнения мыслей, их подчинения. 
 
Предпосылкой плодотворной подготовки является выделение наилучшего времени для работы, который у каждого индивидуален. 
 
Внутренними предпосылками плодотворной подготовительной работы являются: 
 
- Самоопрос («В чем причина, действие факту?», «Какова суть, главная мысль того, что я должен сообщить?» И т.д.). Постановка вопросов самому себе является средством активизации мысли. Если есть вопросы, то существует и ответ; 
 
- Чередование состояний - размышления вслух и прослушивание «внутреннего голоса». Выбрав время, мы обращаемся «в себя», затем снова выражаем наши мысли уже вслух. Это изменение состояний обычно ведет к выяснению мнения; 
 
- Терпеливая, систематическая работа над текстом, сочетание частей, рациональная организация материала и эффективная разработка определений. Регулярная работа ведет к большему успеху.

1.6 Работа над конспектом 
Единственная цель участников - не красота, не эффектность написанной речи, а ее доступность при выступлении. Работа над конспектом достигает цели, если ее делать, не боясь повторов и не забывая о назначении речи и о слушателей. Первый шаг к лучшей систематизации - это составление без всякой классификации перечня фактов и соображений, которые были накоплены при подготовке. Делать это лучше на карточках. Конспекты в тетрадях или на больших листах очень связывают. А компактный набор карт всегда можно разложить перед собой на столе, «тасуя» их так, как вам нужно. К тому же между двумя уже найденными цитатами можно всегда легко вставить новую карточку - с новой цитатой или с собственным мнением. 
При работе над конспектом необходимо придерживаться следующих правил: 
1. Пользуйтесь полными предложениями. Существует два наиболее употребительных средства составления конспекта: краткая запись одних только наименований пунктов и запись законченных предложений .. Первый заключается в более или менее систематизированном сочетании слов и отдельных выражений, вызывающих в представлении оратора законченную мысль. 2. Используйте общепризнанный способ определений. Определение должны указывать на главную или подчиненную роль раздела.  
3. Размещайте разделы в соответствии с их взаимозависимостью. 
4. Избегайте суждений сложных и с разным содержанием. 
5. Пользуйтесь утверждениями, избегайте вопросов. 
Редактирование конспекта необходимо проводить с точки зрения: 
а) ясности; 
б) конкретности; 
в) специфики вопроса; 
г) краткости. 
  
1.7 Составление плана. 
До работы над композицией своей речи, необходимо определить порядок, по которому будет преподаваться материал, т.е. составить план. 
План - это взаимное расположение частей, краткая программа любого выкладки. 
2. Виды подготовки к выступлению. 
Один из важнейших вопросов, возникающих при подготовке публичного выступления, - обязательно составлять письменный текст речи. Следует сказать, что это зависит от опыта оратора (начинающему писать текст речи обязательно, экспромты может себе позволить только опытный оратор) и обстоятельств, при которых происходит выступление. Для митинга или политического клуба характерна спонтанность; научный выступление, лекция - заранее подготовлены и обоснованы. 
Конечно, писать текст выступления - дело нелегкое. Но имеет много преимуществ. Записанную речь можно проверять, исправлять, ее можно показать коллегам, специалисту, добиваясь, таким образом, совершенствования содержания и формы изложения, а этого не добьешься, если речь только в голове. Написанный выступление легче запоминается и дольше удерживается в памяти, чем неоформленный в конечном виде материал. 
Существует четыре вида подготовки к произнесению речей: 
- Те, что написаны и читаются по конспектом; 
- Те, которые готовят заранее, но не учат наизусть; 
- Те, которые готовят заранее и учат наизусть; 
- Импровизированные (экспромты). 
В определенных случаях «понаписанному» говорить просто необходимо, и не всегда потому, что говорящий сам не может сказать несколько живых и ярких слов. Просто ситуация требует очень точного словоупотребления. 
Первым примером читаемой по рукописи речи является официальная политическая речь, ибо то, о чем говорят политические деятели, является слишком важным, и мельчайшая неточность может привести к досадным недоразумениям, даже дипломатических конфликтов. 
Следующим видом речи, которая читается, может быть научный доклад на конференции или хотя бы студенческий реферат. Научный текст, изложенный на бумаге, позволяет логично скомпоновать материал, четко изложить выводы. 
Иногда приходится выступать по телевидению или радио. Выступление по каналам массовой коммуникации также зачастую готовят заранее и читают по конспектом. 
Во всех перечисленных случаях можно посоветовать оратору, чтобы он имел перед собой рукопись, желательно в напечатанном виде, чтобы легко и уверенно читать текст. Тогда внимание будет сосредоточено на логической интонации, ударении, на повышении или понижении тона т.д. Следует также помнить, что одна страница машинописного (30 строк) читается примерно 2 мин, следовательно, можно легко уложиться в отведенный регламент времени. 
Выступления продолжительностью 1-2 ч. наизусть не выучить, при таких обстоятельствах оратор основательно готовится к выступлению, овладевает значительный научно-информационный материал, но, как правило, не «засушивает» его, читая с конспекта. Запомнив определенный объем материала, он излагает его перед аудиторией «по памяти», порой импровизируя, который производит впечатление течения живой мысли и значительной эрудиции оратора. 
При любых обстоятельствах заглядывать в заготовленный текст надо будто мимоходом, не создавать впечатление, что без него выступающий выступить не сможет. 
Итак, если предполагается длительное по времени выступление, оратору необходимо хорошо усвоить, систематизировать материал, представить канву будущего выступления. Когда есть что сказать, то оратора «несет» сам материал, ему хочется поделиться со слушателями тем, что его заинтересовало, что он хорошо знает. 
Бывают случаи, когда по тем или иным соображениям читать речь нецелесообразно. Но одновременно нужно точно сохранить ее содержание, ничем не пренебрегая. Например, во время чествования юбиляра, который ждет сердечного, живого слова и не сомневается, что говорящий хорошо знает лицо, которому посвящает свое выступление. Поскольку подобные речи не бывают, как правило, слишком длинными, стоит сначала написать текст, а затем изучить его наизусть. Дело того стоит: совершенное владение текстом позволит сосредоточиться на собственно ораторских приемах. 
Это же касается и выступлений на дипломатических приемах, где высоко ценится лаконизм, искренность, изысканность слова при хороших манерах. Когда нет уверенности в том, что удастся импровизировать, лучше опять-таки написать текст заранее и изучить его наизусть (это не касается официального документа, который читается с листа). 
Описанные ситуации характеризуются тем, что имеют официальный характер, но требуют определенной искренности и душевной открытости. По сути дела, эти ситуации внутренне мало чем отличаются и от проповеди, которую тоже надо хорошо знать заранее, произнося в интонациях искренности и душевной открытости. 
Импровизированные речи возникают спонтанно, сами по себе, при разных обстоятельствах, например, во время дискуссии, различных собраний, заседаний комиссий. 
Но запомните старая шутка: лучший экспромт - тот, что заранее подготовлен. Зная заранее программу сборов, проблемы, которыми занимается та или иная комиссия, представляя себе, наконец, людей, у которых вы в гостях, вы можете буквально «на ходу» продумать, что именно скажете и что люди хотели бы от вас услышать.. Оратор всегда должен быть готов перейти из одного типа речи на другой. Если не считать того, что атмосфера в аудитории изменилась и соответственно следует изменить тип выступления сравнению с тем, на который настраивал себя оратор, - нечего надеяться на успех. Чаще успеха достигают ораторы, которые оптимально сочетают элементы разных типов речей, в зависимости от того, какую цель они ставят и перед какой аудиторией выступают.

 
Последним рабочим шагом при подготовке является пробное произнесения речи. Тем, кто стремится стать оратором, необходимо потренироваться в произнесении речи дома - вслух или «про себя». Это поможет вам определить время звучания речи, ориентируясь примерно на 100-120 слов в минуту (именно такой темп наиболее благоприятный для аудитории). Как правило, определенное пространство отводится импровизации. 
Очень удобными помощниками при репетиции выступают видеомагнитофон, магнитофон или зеркало. С их помощью вы можете оценить себя как бы «со стороны», разработать систему жестов, поработать над выражением лица.

Выводы

Надо подчеркнуть важность рассмотренных вопросов при подготовке к выступлению. 
 
Рассматриваемая тема актуальна, ибо каждый человек, не только секретарь-референт, должен правильно организовать речь, и сделать, чтобы речь была интересной, кокая не была тема речи. 

Список литературы:

1. Анисимова Т. В.     Современная деловая риторика: Учеб. пособие / Т. В. Анисимова, Е. Г. Гимпельсон. — 2-е изд., стер. — М.: Издательство Московского психолого-социального  института;  Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004.

2. Баева О.А. Ораторское искусство и деловое общение: Учебное пособие. – М.: Новое знание, 2000

3.Реферат: http://www.ref-gora.ru/ready.php?job_id=0047-009

 

4.Реферат: «Подготовка к выступления» http://otherreferats.allbest.ru/languages/00067228_0.html

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                        Министерство образования и науки Украины 
ЗАПОРОЖСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                       Дисциплина «Риторика»  
                                           Реферат на тему:

              Методика подготовки публичного выступления 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                   Выполнила  студентка Стоянова Анна

                                                                                                                       ГП-120 

 


Информация о работе Методика подготовки публичного выступления