Контрольная работа по "Риторике и культуре речи"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 20:46, контрольная работа

Краткое описание

Под культурой речи понимается совокупность таких качеств, которые оказывают наилучшее воздействие на адресата с учетом конкретной обстановки и в соответствии с поставленной задачей. Понятие «культура речи» тесно связано с закономерностями и особенностями развития и функционирования языка ,а так же с речевой деятельностью во всем ее многообразии. Оно включает в себя еще и определенную, предоставляемую языковой системой возможность находить для выражения конкретного содержания в каждой реальной ситуации речевого общения

Вложенные файлы: 1 файл

КЛЬТ.РЕЧИ КОНТРОЛЬНАЯ.doc

— 198.50 Кб (Скачать файл)

     Часто встречается форма сравнения, выраженного существительным в творительном падеже: Тревога змеею вползла в наши сердца.

     Есть сравнения, которые включаются в предложение с помощью слов: похож, подобен, напоминает:…бабочки похожи на цветы.

     Сравнение может представлять и несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически. Таких сравнений две разновидности:

1)      развернутое, разветвленное сравнение-образ, в котором основное, исходное сравнение конкретизируется рядом других: Звезды вышли на небо. Тысячами любопытных глаз они устремились к земле, тысячами светлячков зажгли ночь.

2)      Развернутый параллелизм (вторая часть таких сравнений обычно начинается словом так): Церковь вздрогнула. Так вздрагивает застигнутый врасплох человек, так лань трепетная срывается с места, еще даже не поняв, что произошло, но уже ощутив опасность.

  Фразеологизмы  – это почти всегда яркие  выражения. Поэтому они – важное  экспрессивное средство языка,  используемое писателями как  готовые образные определения, сравнения, как эмоционально-изобразительные характеристики героев, окружающей действительности и т.д.: у таких людей, как мой герой, есть искра божия.

   Эпитет – слово, выделяющее в предмете  или явление какие-либо его свойства, качества или признаки. Эпитетом называют  художественное определение, т.е красочное , образное, которое подчеркивает в определяемом слове какое-нибудь  его отличительное свойство. Эпитетом может служить всякое значащее слово, если оно выступает как художественное, образное определение к другому:

1)   существительное: болтушка сорока.

2  прилагательное: роковые часы.

3) Наречие и деепричастие: жадно всматривается; слушает замерев; но чаще всего эпитеты выражаются с помощью прилагательных, употребленных в переносном значении: взоры полусонные, нежные, влюбленные.

             Используя эпитет, автор выделяет  те свойства и признаки изображаемого им явления, на  которые он хочет обратить внимание читателя. С помощью эпитета автор конкретизирует явления или их свойства.

    Метафорический эпитет – образное определение, переносящее на один предмет свойства другого предмета.

      Аллюзия – стилистическая фигура, намек на реальный литературный, исторический, политический факт, который предполагается известным.

      Реминисценция – черты в художественном произведении, наводящие на воспоминание о другом произведении. Как художественный прием рассчитана на память и ассоциативное восприятие читателя. 

  Синтаксические средства. 

   Авторская  пунктуация – это постановка  знаков препинания, не предусмотренная пунктуационными правилами. Авторские знаки передают добавочный смысл, вложенный в них автором. Чаще всего в качестве авторских знаков используется тире, которое подчеркивает либо противопоставляет: Рожденный ползать – летать не может, либо особо выделяет второю после знака часть: Любовь – главнее всех. Авторские восклицательные знаки служат средством выражения радостного или горестного чувства, настроения.

    Анафора,  или единоначатие – это повторение  отдельных слов или оборотов в начале предложения. Используется для усиления высказанной мысли, образа, явления: Как рассказать о красоте неба? Как поведать о чувствах, переполняющих душу в этот момент?

  Антитеза – стилистический прием, который состоит в резком противопоставлении понятий, характеров, образов, создающий эффект резкого контраста. Она помогает лучше передать, изобразить противоречия, противопоставить явления. Служит способом выражения авторского взгляда на описываемые явления, образы и т.д.

     Восклицательные частицы – способ выражения эмоционального настроя автора, прием создания эмоционального пафоса текста: О, как ты прекрасна, земля моя! А как хороши твои поля!

   Восклицательные предложения выражают эмоциональное отношения автора к описываемому (гнев, иронию, сожаление, радость, восхищение): Безобразное отношение! Как можно беречь счастье! Восклицательные предложения выражают также побуждение к действию: Сбережем свою душу как святыню!

   Градация – стилистическая фигура, заключающая в следовательном нагнетании или, наоборот, ослаблении сравнений, образов, эпитетов, метафор и других выразительных средств художественной речи: Ради своего ребенка, ради семьи, ради народа, ради человечества – берегите мир! Градация бывает восходящая (усиление признака) и нисходящая ( ослабление признака).

  Инверсия – обратный порядок слов в предложении. При прямом порядке подлежащее предшествует сказуемому, согласованное определение стоит перед определяемым словом, несогласованное – после него, дополнение после управляющего слова, обстоятельство образа действия – перед глаголом: Современная молодежь быстро поняла ложность этой истины. А при инверсии слова располагаются в ином порядке, чем это установлено грамматическими правилами. Это сильное выразительное средство, употребляемое в эмоциональной, взволнованной речи: Родина любимая, земля моя родная, тебя ли нам беречь!

   Многосоюзие – риторическая фигура, состоящая в намеренном повторении сочинительных союзов для логического и эмоционального выделения перечисляемых понятий: И гром не грянул, и небо не обрушилось на землю, и  реки не разлились от такого горя!

  Парцелляция  – прием расчленения фразы на части или даже на отдельные слова. Ее цель – придать речи интонационную экспрессию путем ее отрывистого произнесения: Поэт внезапно встал. Побледнел.

   Повтор – сознательное употребление одного и того же слова или сочетания слов с целью усилить значение этого образа, понятия и т.д.: Пушкин был страдалец, страдалец в полном смысле этого слова.

    Присоединительные конструкции – построение текста, при котором каждая последующая часть, продолжая первую, основную, отделяется от нее длительной паузой, которая обозначается точкой, иногда многоточием или тире. Это средство создания эмоционального пафоса текста: Белорусский вокзал в День Победы. И толпа встречающих. И слезы. И горечь утрат. 

  Риторические вопросы и риторические восклицания – особое средство создания эмоциональности речи, выражения авторской позиции.

     Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? Кто в минуту гнева не требовал от них роковой книги, дабы вписать в оную свою бесполезную жалобу на притеснение, грубость и неисправность? Кто не почитает их извергами человеческого рода, равными покойным подьячим или, по крайней мере, Муромским разбойникам?

     Какое лето, что за лето? Да  это просто колдовство!

   Синтаксический параллелизм – одинаковое построение нескольких рядом расположенных предложений. С его помощью автор стремиться выделить, подчеркнуть высказанную мысль: Мать – это чудо земное. Мать – это слово святое.

  Сочетание коротких простых и длинных сложных или осложненных разнообразными оборотами предложений помогает передать пафос статьи, эмоциональный настрой автора.

     «Бинокли. Бинокли .люди хотят быть ближе к Джоконде. Рассмотреть поры ее кожи, ресницы. Блики зрачков. Они будто ощущают дыхание Моны Лизы. Они, подобно Вазари, чувствуют, что «глаза Джоконды имеют тот блеск и ту влажность, какие обычно видны у живого человека…а в углублении шеи при внимательном взгляде можно видеть биение пульса…И они это видят и слышат. И это не чудо. Таково мастерство Леонардо».

     «1855 год. Зенит славы Делакруа. Париж. Дворец изящных искусств…  в центральном зале экспозиции  – тридцать пять картин великого  романтика» .

     Односоставные, неполные предложения делают авторскую речь более выразительной, эмоциональной, усиливают эмоциональный пафос текста: Джоконда. Лепет людской. Шепот. Шорох платьев. Тихие шаги… Ни одного мазка, - слышу я слова. – Нет мазков. Как живая.

     Эпифора – одинаковая концовка нескольких предложений, усиливающая значение этого образа, понятия и т.д.: я всю жизнь шел к тебе.  Я всю жизнь верил в тебя.  Я всю жизнь любил тебя.

Советы докладчику.

1.Приходите  рано. Придя рано, можно успеть пообщаться с гостями, установить какие–то личные отношения.Личные контакты помогают общаться с аудиторией. Лучшие докладчики всегда знают несколько людей в зале, и одно–два персональных обращения к ним очень оживляют  процесс. Как минимум, стоит придти раньше, чтобы не опоздать — вот уж чего нет хуже.2. Оставляйте что-то на память. Лучше всего — конспект доклада, или диск с презентацией. Наши Клиенты оставляют DVD–презентацию и/или буклет–конспект. Тут есть несколько плюсов. Во–первых, у гостей остается доказательство ваших слов, а это всегда повышает доверие. Во–вторых, уходя не с пустыми руками, люди воспринимают информацию уже как что-то свое. А DVD–диск и вовсе всегда хранят и даже смотрят дома.3. Никогда не извиняйтесь.В англосаксонском праве извинение равносильно признанию вины. Так оно и выглядит. «Извиняется, значит — виноват, а виноват — значит заслуживает наказания». Как может слушатель наказать докладчика? Да просто перестать слушать. Поэтому извиняться не надо. Ни за зависший компьютер, ни за незнание ответа на вопрос. Извинения особо опасны, когда аудитория должна голосовать. Очень трудно добиться нужного исхода голосования, если пару раз за доклад извиниться.4. Всю технику проверьте заранее. Когда ставки высоки, лучше использовать свою технику, а не полагаться на то, что есть в зале. Например, в Америке многие устройства читают только формат NTSC, и DVD–диск, записанный в России в PAL, может не запуститься. Всего не предугадаешь, хотя и надо стараться.

5. Будьте готовы к  неожиданностям.

И реагируйте спокойно. Я был свидетелем случая, когда доклад в самом начале был прерван пожарной тревогой, всех (человек 500) выгнали на улицу, продержали там минут 20, а потом пустили обратно. Докладчик спокойно продолжил доклад, пошутив, что теперь «на свежую голову» и рассказывать, и слушать приятнее. А тревога оказалась учебной.

6. Тщательно  готовьте информацию исходя из  того, кто слушатель. 

Создание презентации  — это, прежде всего, драматургия  информации. Презентация должна быть не «О Предмете», а «Для слушателя». Замечали, как иногда бывает скучно, когда докладчик рассказывает о своей компании? Темпы роста, региональная сеть... Это потому, что он рассказывает о себе, а Вы тут вовсе ни при чем

7. Используйте  вещественные доказательства.

По-английски  звучит как «best evidence rule», и на юридическом языке означает, что доказательством может служить только реальный предмет, участвовавший в событиях. Если Вы говорите про что–то и можете это «что–то» принести в зал и показать — обязательно приносите. Так поступают лучшие преподаватели, лучшие адвокаты, и лучшие докладчики. Эффект превосходит ожидания.

8. Используйте  визуальные образы.

Они (а часто  только они) запоминаются на всю жизнь. Картинка может сказать больше, чем  несколько страниц текста. Удивительно, насколько они эффективны. Мы готовили несколько сопровождений докладов в Государственной Думе (в 2002–2003 годах), все они были созданы с использованием визуальных образов, и все закончились положительным голосованием. Не хочу сказать, что наш вклад тут был решающим, но то, что идеям и предложениям докладчика было уделено должное внимание депутатов, что идеи эти были правильно поняты, и что аудитория почувствовала уважение к себе — это точно.9. Не экономьте на оформлении и технологиях.Классик убеждающей коммуникации Карл Ховланд выделял три этапа убеждения — Внимание, Понимание, Принятие. Качественное оформление и грамотно использованные технологии отвечают за первые две из трех составляющих успешного убеждения. Плюс к этому, они показывают уважение к аудитории, серьезное отношение к информации и к мероприятию, работают на имидж компании и на Ваш личный имидж.10. Если вам что-то нравится или не нравится — так и скажите.Личное отношение докладчика к презентуемому материалу — очень важный фактор убеждения, но часто недооцениваемый. Фразы «Мне очень нравится этот пример», «Я не доверяю этой информации» привлекают внимание и вызывают интерес. Безразличие докладчика, напротив, порождает безразличие и у слушателей: «Ему все равно, а мне и подавно». 11. Создавайте «события». Термин «событийность» придуман психологами. Смысл его таков, что людей привлекают только события. А событие — это все, что выделяется на фоне монотонности. Даниил Хармс как-то считал секунды и отмечал, что за истекшую секунду ничего не произошло. Набрав ряд из ста наблюдений (ста секунд), он заключил, что в жизни вообще ничего не происходит. Так же и на презентациях. Изменение тембра голоса, темпа музыки, стилистики, формата подачи материала, переход со сцены в зал, эффектная анимация — все это события, которые означают, что в презентации все же что–то происходит, а значит, есть смысл сохранять к ней интерес.12. Будьте кратки.

 К аргументам, чтобы они были убедительными,  предъявляются следующие требования:

1) в качестве аргументов могут  выступать лишь такие положения, истинность которых была доказана или они вообще ни у кого не вызывают сомнения;2) аргументы должны быть доказаны независимо от тезиса, т.е. должно соблюдаться правило их автономного обоснования;3) аргументы должны быть непротиворечивы;4) аргументы должны быть достаточны.Итак, требование истинности аргументов определяется тем, что они выполняют роль фундамента, на котором строится все доказательство. Аргументы должны быть такими, чтобы ни у кого не возникло сомнения в их бесспорности, или они должны быть доказаны ранее. Опытному критику достаточно поставить под сомнение хотя бы один из наших аргументов, как сразу ставится под угрозу весь ход нашего доказательства.

Информация о работе Контрольная работа по "Риторике и культуре речи"