Контрольная работа по «Риторика»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2015 в 12:56, контрольная работа

Краткое описание

Вопрос 1. Проанализируйте определения риторики, данные Аристотелем, Цицероном и М.В. Ломоносовым. Как в определении М.В. Ломоносова отражены греческая и римская риторические традиции?

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа.doc

— 67.00 Кб (Скачать файл)

Контрольная работа

по дисциплине «Риторика»

 

Вопрос 1. Проанализируйте определения риторики, данные Аристотелем, Цицероном и М.В. Ломоносовым. Как в определении М.В. Ломоносова отражены греческая и римская риторические традиции?

Ответ:

Аристотель обращал внимание на содержание речей, на то, какой смысл они несут, что и передал в своем определении. Риторика для Цицерона – это искусство, поэтому убеждать человека в чем-либо нужно было красиво, то есть, для этого мыслителя на первом месте была внешняя красота речи, а не ее внутреннее наполнение. Ломоносов объединил два определения древних мыслителей, так как он считает, что речь должна воздействовать и своей внешней красотой, и своим содержанием.

Ломоносов объединил в своих работах греческие и римские риторические традиции. Так, Ломоносов признавал деление на три стиля, среди которых его больше всего привлекал высокий стиль. Также он считал, что любое высказывание должно делиться на определенные части, а без соблюдения этих правил речь будет неэффективной.

 

Вопрос 2. Выявите отличия между сравнением и уподоблением, используя следующий дополнительный материал:

Аристотель в «Топике» дает рекомендации к использованию источников изобретения сходство и противоположное таким образом: «Должны быть исследованы и различия между вещами, принадлежащими к одному и тому же роду. Например, чем отличается справедливость от мужества и рассудительность – от умеренности (ведь все они принадлежат к одному и тому же роду). Ведь у родов, расстояние между которыми велико, различия совершенно очевидны». «Сходство же следует выявлять в принадлежащем к разным родам таким образом: как одно относится к другому, например, как познание относится к познаваемому (зрение – к глазу).

 Нахождение же различий полезно  для построения умозаключений о тождественном и различном, а также для познания сути каждой вещи.

Рассмотрение же сходства (вещей) полезно для доводов, основанных на наведении, а также для умозаключений из предположений и для построения определений.

Нахождение сходства полезно и для построения определений по той причине, что если мы в состоянии сразу усмотреть, что именно тождественно другому в каждой отдельной вещи, то при построении определения мы не будем сомневаться в том, к какому роду мы должны отнести предмет обсуждения. Ибо из общих вещам родом будет то, которое больше всего сказывается в сути (вещи)».

1. Термин «сравнение» в некоторых  словарях трактуется через слово  «уподобление». То есть эти два  понятия обозначают практически  одно и то же. Докажите это, обратившись к словарным статьям.

«Уподобление.  1. Действие по значению глагола уподобить, уподобляться. 2. В стилистике – риторическая фигура сравнения. Описания природы художественны. Вы настоящий пейзажист. Только частое уподобление человеку, когда море дышит, небо глядит, степь нежится, природа шепчет, говорит, грустит и т.п. – такие уподобления делают описание несколько однотонными. Чехов. Письмо А.М. Пешкову. 3 января 1899».

«Уподоблять. 1. Делать подобным кому-чему-либо, наподобие кого-чего-либо. 2. Описывая, изображая (в речи, в литературном произведении), сравнивать, сопоставлять».

Уподобить. Сделать подобным кому-чему-нибудь; сравнить с кем-чем-нибудь». 

 

Ответ:

Уподобление и сравнение похожи между собой. Они улавливают сходство между предметами – и передают его. Некоторые словари показывают, что сравнение и уподобление – это тождественные понятия. Так, исходя из словарных статей, можно сделать вывод, что сравнить предмет или уподобить его другому предмету – это одно и то же самое. Правда, при ближайшем рассмотрении можно найти целый ряд отличий. Во-первых, сравнивать можно только родственные понятия, а уподоблять можно даже абсолютно разные вещи. Во-вторых, при сравнении мы показываем, что при определенных условиях эти понятия могут заменить друг друга, а при уподоблении сознаемся в их тождественности. Конечно, при определенных условиях сравнение и уподобление становятся похожими, но полностью смешивать их все же не стоит. 

 

Вопрос 3.  Прочитайте отрывок из Работы М.М. Сперанского «Правила высшего красноречия» (1844)и выделите основные правила для создания вступления к речи. Приведите примеры удачных, на ваш взгляд, вступлений из публицистических текстов.

Сперанский М.М. ПРАВИЛА ВЫСШЕГО КРАСНОРЕЧИЯ

…Вступление

Вступление должно быть просто; оно должно быть естественно для каждой материи. Оно не должно слишком далеко начинаться от нее и не должно слишком близко подходить к ней. (…)

Мы примечаем, что одна и та же вещь при известном мыслей расположении действует на нас сильнее, а при другом слабее. Скажите одно оскорбительное слово человеку озлобленному или приведенному в гнев: оно покажется ему величайшею обидою. Но оскорбите несравненно более того же самого человека, когда он весел и рассеян: он вам простит или и не приметит. Дайте несчастному малейшую тень подозрения или страха: он ухватится за нее, увеличит ее и представит себе ужасною. Таким-то образом предыдущее расположение души способствует или вредит настоящему впечатлению. Вы хотите исторгнуть из слушателей слезы: наклоняйте сердце их постепенно к печали; приготовьте к сему их и не делайте им внезапных переломов. И вот на чем лежит истинное основание вступления. Оно есть введение или приготовление души к тем понятиям, которые оратор ей хочет внушить, или к тем страстям, кои в ней он хочет возбудить. Отсюда сами собою выходят правила вступления.

  1. Оно должно быть просто: ибо мудрить в приготовлении не есть пояснять свои понятия, но затемнять их; не есть вводить слушателя в материю, но влечь его туда силою. – В продолжении слова можно взойти к истинам отвлеченным; но надобно прежде познакомиться со своим слушателем, приучить егоза собою следовать. Когда он войдет в образ наших мыслей, те же самые понятия, кои показались бы ему темны в начале, будут тогда вразумительны: ибо он познает истинное их отношение и точку, с которой надобно на них смотреть. (…)
  2. Гораций смеется над пышными и многообещающими вступлениями.(…) В самом деле седлать столь великолепное начало есть обязаться показать что-нибудь впоследствии большее. Но вообще примечено, что заставить много от себя ожидать есть верный способ упасть. (…)

Люди с чистым вкусом находят свои красоты равно как в простом, так и в возвышенном. Бросайте черты легкие; вводите понятия ясные; предлагайте их слогом текучим; ступайте иногда по цветам: но всегда озирайтесь, идет ли за вами слушатель. Вот красоты вступления.

3. Мы определили вступление через  введение к страстям, а не через  возбуждение их. Страсть не всегда  начинается страстью, и часто  слушатель в начале подполагается  холодным. Это правда, оратор вступает  на кафедру с горящим уже сердцем: ибо связь его понятий началась уже давно, и он стоит теперь точно на той точке, где действует страсть. Но слушатель от нее еще удален: надобно его ввести в ту же систему понятий и потом уже разверзать его страсти. Отсюда выходит третье правило для вступления: надобно слегка только касаться страстного во вступлении и никогда не раскрывать в нем совершенно всей материи.

Ответ:

  1. Введение должно быть кратким и простым. Оно не должно сильно уводить слушателя от темы разговора, но и должно сразу ее выдавать.
  2. Начало речи не должно содержать пышных фраз и обещаний, а, наоборот, должно поражать элегантностью и простотой.
  3. Следует постепенно вводить слушателя в тему, чтобы он стал мыслить с вами одними категориями.

 

Вопрос 4. В чем сущность топосов (структурно-смысловых моделей) для создания высказывания?

Ответ:

1. Условия: Кто? Что?

Топосы: определение предмета; род и вид; часть и целое; тождество, подобие и сравнение – сходства и различия и т. д.

Пример: предмет (что?) – компьютер; аудитория (для кого?) – для филологов; внутренняя архитектура компьютера (центральный процессор, постоянное запоминающее устройство и др.); периферийные устройства, сети компьютеров, глобальная сеть и т. д. Сравнение: компьютер и телевизор, компьютер и мобильный телефон (общие функции) и т. д.

2. Условия: Как? С помощью кого? При посредстве чего?

Топосы: методы, способ и образ действия, взаимосвязанные субъекты и объекты, инструменты и т. д.

Пример: принципы действия компьютера (передача электрических сигналов, полупроводниковые матрицы, цифровое кодирование сигнала), роль человека-оператора, программное обеспечение.

3. Условия: Где? Когда?

Топосы: место – географически, социально (в каких слоях общества); расстояние (близко-далеко); время (утро-день-ночь), эпоха (современная, классическая) и т. д.

Пример: история возникновения компьютера, страны, где впервые появились компьютеры, социальные структуры. Время возникновения: ХХ в. и т. д.

Получается, что человек использует различные топосы в зависимости от своих целей, исключая одни, делая упор на остальных. С помощью топосов оратор находил точки соприкосновения с аудиторией, что значительно облегчает его задачу.

 

Вопрос 5. Найдите материал об одном из топосов, не рассмотренных, а лишь названных в пособии. Изложите его суть и функции, подтвердив примерами из публицистических текстов.

Ответ:

Эмоциональный топос – это топос, который ориентируется на то, что приятно аудитории. Фактически, оратор играет на эмоциях слушателей, заряжает их позитивом. Такое состояние большей части людей захочется продлить, поэтому они готовы четко следовать инструкциям, которые последуют после этого топоса.

Самые яркие примеры эмоциональных топосов – это реклама. В публицистических текстах такие топосы применяются в разбавленном виде. 

 

Вопрос 6. Назовите требования к расположению материала (этап диспозиции).

Ответ:

В любой правильной речи существует вступление, изложение, свидетельство, доказательство и выводы. Сначала вы плавно подводите слушателя к теме разговора. Затем кратно излагаете главную информацию, приводите какие-то примеры. На следующем этапе следует доказательство, то есть, нужно представить максимально полные сведения, которые подтверждают вашу точку зрения. В конце следует сделать выводы, подвести аудиторию к правильному осознанию проблемы, к полному принятию вашей точки зрения. 

 

Вопрос 7. В чем разница между тропами и фигурами речи?

Ответ:

Тропы – это переносы наименования, использование слов, их сочетаний и предложений для наименования иного предмета в данной речевой ситуации. Фигуры речи - это любые языковые средства, придающие речи образность и выразительность.

Тропы несут смысловую нагрузку, а вот фигуры речи используются для придания эмоционального эффекта высказывания на аудиторию.

 

 Вопрос 8.

Прочитайте Прощальную речь Иоанна Златоуста, начинающуюся риторическим обращением. Как риторические вопросы и восклицания помогают автору придать эмоциональность речи?

«Сильная волна, жестокая буря! Но я не боюсь потоплений, потому что стою на скале. Пусть свирепствует море – оно не может сокрушить скалы… Спрошу вас: чего мне страшиться? Лишения имущества? Но  ничего не принес в этот мир и ничего не унесу из него с собою. Я презираю все, что может заставить человека трепетать. Не боюсь я нищеты, не желаю богатств, не боюсь я и смерти. Если я желаю жить, то только для того, чтобы жить с вами и трудиться над совершенствованием ваших душ… Никто не может разлучить нас… Если нельзя разлучить мужа и жену, то еще более не во власти человека разлучить пастыря и паству. Где я, там и вы, а где вы, там и я. Мы одно тело. А тело от головы, как и голова от тела не отделяются. Мы разделимся местом, но любовью соединены: даже смерть не может разлучить нас. Хоть и умрет тело мое, но душа будет жива, и станет вспоминать об этом народ. Вы мне родные, вы моя жизнь, вы моя слава – как я могу забыть вас!»

Ответ:

Риторические вопросы помогают оратору обратить внимание слушателей на очевидные истины, показывают, что ничего нельзя забрать с собою в мир иной. С помощью вопросов оратор заставляет слушателей задуматься, настраивает аудиторию на тот же ход мыслей, которым отличается сам. Восклицания помогают расставлять акценты и привлекать внимание к определенным фразам и выражениям. 

 

Вопрос 9. Перечислите свойства ораторской речи.

Ответ:

  • Оратор обращается к народу и его аудитория многочисленна, поэтому ораторская речь всегда носит публичный, общественный характер.
  • Как и всякая другая речь, ораторская речь состоит из нескольких частей. То, как должны соотносится между собой эти формообразующие части (вступление, изложение, заключение и др.), объясняет наука риторика.
  • Главное значение для ораторской речи имеет не её форма, хотя и это важно, а то, что оратор вкладывает в свою речь — её содержание (цель) и внутренняя энергия слова, исходящая от личности оратора. Цель ораторской речи — не только донести до слушателя информацию, но и получить ответную реакцию в виде заинтересованности (убедить) или каких-либо действий (побудить). Такая речь всегда имеет агитационной характер. Для этого оратор должен быть воодушевлен предметом своей речи и вкладывать в неё то, что он считает нужным и полезным для его слушателей.
  • Для того, чтобы речь тронула и заинтересовала аудиторию, важен авторитет говорящего или его особый психологический настрой. Чтобы побудить слушателей совершить какие-то действия, оратор, прежде всего, сам делает усилие, требующее особого напряжения воли. Это усилие чувствуется в речи оратора и передаётся его слушателям, побуждая их к действиям.

Информация о работе Контрольная работа по «Риторика»