Коммуникативно-речевые стратегии, тактики и приемы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 19:22, доклад

Краткое описание

Коммуникативно-речевая, или риторическая, стратегия есть проявление в речевом поведении предпочтения одного из участков непрерывного континуума проявлений противоположных тенденций, действующих в социальном поведении человека: 1 – тенденции к объединению, социальному сплочению, сближению, консолидации и 2 – тенденции к отделению себя от других, к сохранению своей отдельности, индивидуальности. По отношению участников диалога к такому принципу организации речевого общения, как солидарность, или кооперация, речевые стратегии делятся на кооперативные и некооперативные.

Вложенные файлы: 1 файл

Риторика.docx

— 45.71 Кб (Скачать файл)
    1. Коммуникативно-речевые стратегии, тактики и приемы

Коммуникативно-речевая, или риторическая, стратегия есть проявление в речевом поведении предпочтения одного из участков непрерывного континуума проявлений противоположных тенденций, действующих в социальном поведении человека: 1 – тенденции к объединению, социальному сплочению, сближению, консолидации и 2 – тенденции к отделению себя от других, к сохранению своей отдельности, индивидуальности.

По отношению  участников диалога к такому принципу организации речевого общения, как  солидарность, или кооперация, речевые  стратегии делятся на кооперативные и некооперативные.

К кооперативным  стратегиям относятся разные типы информативных  и интерпретативных диалогов: сообщение информации; выяснение истинного положения вещей (спор, обмен мнениями по какому-либо вопросу); диалоги с ожиданием ответной реплики инициатором диалога и «диалоги», исключающие ответные реплики (к первому разряду относятся просьба, совет, убеждение, увещевание, ко второму – требование, приказ, рекомендация).

К некооперативным  стратегиям относятся диалоги, в  основе которых лежит нарушение  правил речевого общения – доброжелательного  сотрудничества, искренности: конфликты, ссоры, перебранки, претензии, угрозы, проявления агрессии, злобы.

Речевые стратегии  намечают общее развитие диалога.

Речевые тактики выполняют функцию способов осуществления стратегии речи: они формируют части диалога, группируя и чередуя его модальные оттенки (оценки, мнения, досаду, радость). Например, в стратегии отказа в выполнении просьбы может быть тактика: а) выдать себя за некомпетентного человека (не способного к выполнению этой просьбы); б) сослаться на невозможность выполнения просьбы в данное время (на занятость); в) иронии; г) отказа без мотивировки; д) уклониться от ответа, не обещать ничего неопределенного; е) дать ясно понять, что не желает выполнять просьбу. Все эти тактики основаны на некооперативной стратегии речевого поведения участника общения. Вне зависимости от выбранных способов выражение согласия достигнуто не будет, инициатора общения ждет коммуникативная неудача.

Особого рода речевые тактики нужны для  установления контакта между говорящими (фатическое общение). Они основаны на кооперативных стратегиях  и используют большой диапазон тактик для поддержания коммуникативной заинтересованности собеседников, активизации внимания и пробуждения интереса к теме разговора и участникам общения.  При этом создается атмосфера разговора, где каждое высказывание имеет особый обертон смысла, часто используются слова-символы и клишированные конструкции. Например, в полилоге фатического общения с ненаправленными стратегиями (неопределенными стратегиями) может использоваться тактика привлечения внимания к себе (ср. речевой прием введения такой тактики «А я…», «А у нас…», ср. детское стихотворение С.Михалкова «А у нас в квартире газ. А у вас?…»); например, в разговоре о способах приготовления дрожжевого теста между случайными собеседниками-попутчиками в электричке: «А я обычно кислое тесто ставлю так…». В таких репликах содержится заявка и на коммуникативное лидерство.

В спонтанно  возникающих беседах, имеющих только конативные цели (установление речевого контакта), часто повторяются одни и те же тактики, например предложение  общеинтересной темы (мода, политика, воспитание детей, погода), тактика привлечения внимания и вовлечения в разговор многих собеседников, тактика эпатирования собеседников через отрицание привычных схем поведения или отрицание ценностных ориентиров в данном микросоциуме, направленная на укрепление роли лидера.

Приемы речевого воплощения стратегий и тактик могут  быть разделены на тривиальные способы  выражения смысла и нетривиальные. Тривиальные способы – это  сложившиеся в языковой системе  стереотипы выражения.

Приемы выражения  ролевых отношений в диалоге  также стереотипизированы: варианты выражения извинения, просьбы свидетельствуют о кооперативных и некооперативных стратегиях. Так, этическая традиция предписывает при выражении просьбы употребление не косвенного, а прямого речевого акта  - Извините (а не Извиняюсь) – с использованием формы повелительного наклонения. Просьба – предложение наоборот имеет предпочтительную форму выражения – косвенный речевой акт: Вы не спуститесь со мной?; Вы не могли бы спуститься со мной?

Средством выражения кооперативной стратегии  являются разные способы оценки собственной  речи: вводные слова, кавычки в  письмах и записках, слова с  обозначением собственного содержания.

Важный прием  осуществления целого ряда тактик при  кооперативной и некооперативной  стратегии – молчание. Молчание может быть эквивалентом реплики-утверждения, обещания, просьбы, согласия, ожидания, запинки, оценки. Демонстративное молчание может иметь аффективную природу и преследовать цель прекратить разговор. «Многозначительное» молчание может выражать тактику определения ролей в разговоре или социально-ролевых отношений. Функция молчания в структуре диалога – фоновое молчание согласия, которое выражает атмосферу солидарности в общении и согласия между собеседниками.

Нетривиальные способы осуществления стратегий  и тактик в речевом общении  требуют нетривиальных мыслительных «ходов» от адресата, так как передают смысл неочевидными средствами. Это  приемы косвенного информирования, намеки. Причины применения таких приемов  речевого общения могут быть различными: неблагоприятная ситуация разговора (чуждая коммуникативная среда), психологическая  неподготовленность адресата для восприятия информации явным способом, сокровенный  смысл информации, для которого очевидная  форма передачи представляется грубой.

Наиболее  распространенный способ косвенного информирования – намек. Выделено шесть основных способов намекания: 1) через неопределенность, 2) через посылку, 3) через дополнительность, 4) через апелляцию к интересам, 5) через двусмысленность, 6) через иносказание. Например, намек через неопределенность (описание отвлеченного типа, которое проецируется на конкретный факт): А. – Людей на каждом шагу подстерегают всякие неприятности, случаи всякие там…А они усложняют жизнь, портят друг другу кровь. – Б. – Каким образом? – А. – Не надо было, я тебе говорю, так рьяно критиковать Анну Дмитриевну на собрании. Весьма часто в разговорной речи встречается намек через иносказание, когда описываемая в речи ситуация представляется как смысловой аналог реальной ситуации, например: «текст Один мой друг (А) познакомился с девушкой и влюбился в нее без памяти. Но он очень стеснительный и не знает, как рассказать ей о своем чувстве может использоваться для намека на ситуацию, объектом которой является сам говорящий (В)».

В основе механизма  разгадывания намека всегда лежит простейшая мыслительная операция – аналогия.

 

 

 

1)Основные единицы речевого общения 
 
Лингвисты изучают процессы образования речи и ее восприятие; коммуникативные установки; связи между высказыванием, говорящим и речевой ситуацией; факторы, затрудняющие общение; факторы, повышающие эффективность; отношение речевой деятельности к другим видам деятельности и т. д. Исследователи выделяют и описывают основные единицы общения – речевое событие, речевую ситуацию, речевое взаимодействие. 
Речевое событие 
Под речевым событием понимается протекающий в контексте речевой ситуации дискурс.  
Дискурсом (от франц. discours – речь) называют связанный с текст в совокупности с экстралингвистическими – прагматическими, социокультурными, психологическими и др. факторами; текст, взятый в событийном аспекте. 
Дискурс – это различные виды речевой практики: бытовой диалог, интервью, лекция, беседа, переговоры и др., т.е. речь, «погруженная в жизнь». 
Диркурс включает паралингвистическое сопровождение речи (мимику, жесты) 
 Речевое событие, как следует из определения, включает два основных компонента: 
1)словесную речь (то, что говорится, сообщается) и то, что ее сопровождает (дискурс); 
2)условия, обстановку, в которой происходит речевое общение между участниками, включая самих участников, которые существенно влияют на речевое событие (речевая ситуация). 
Таким образом, речевое можно представить в виде формулы: «это дискурс плюс речевая ситуация». 
           
Речевая ситуация 
Речевая ситуация, т. е. ситуация, составляющая контекст высказывания, порожденного в речевом акте, выполняет важную роль в речевом общении. 
 
Следует иметь в виду, что высказывание делается в определенном месте в определенное время и имеет определенный набор участников – это говорящий и слушающий. Соответственно к основным составляющим речевой ситуации относят говорящего и слушающего, время и место высказывания. 
 
Речевая ситуация помогает понять смысл сообщения, конкретизирует значение ряда грамматических категорий, например, категории времени, местоименных (дейктических) слов типа я, ты, этот, сейчас, здесь, там, вот и др. Речевая ситуация диктует правила ведения разговора и определяет формы его выражения.  
 
     Необходимо учитывать, что высказывания наряду с собственно семантическим значением (прямым смыслом) обладает прагматическим значением, обусловленным речевой ситуацией. Высказывания, у которых семантическое значение расходится с прагматическим, называют косвенным. Косвенные высказывания широко используются в речи. Они делают речь более выразительной, сжатой, позволяют передавать разнообразные экспрессивные оттенки. Смысл косвенных высказываний понятен только в контексте речевой ситуации. 
 
     Различают канонические и неканонические речевые ситуации. 
Канонические считаются ситуации, когда время произнесения (время говорящего) синхронно времени его восприятия (времени слушающего), т.е. определен момент речи; когда говорящие находятся в одном и том же месте и каждый видит то же, что и другой; когда адресат – конкретное лицо и т. д. 
Неканонические ситуации характеризуются следующими моментами: времени говорящего, т. е. время произнесения высказывания, может не совпадать со временем адресата, т. е. временем восприятия (ситуация письма); высказывание может не иметь конкретного адресата (ситуация публичного выступления) и т. д. Дейктические слова в таких ситуациях употребляются иначе. Если, к примеру, говорящий по телефону использует слово здесь, то он обозначает только свое пространство. В письме субъект речи словом сейчас определяет только свое время, а не время адресата. 
         
Речевое взаимодействие 
Речевое взаимодействие представляет собой очень сложное явления. Чтобы понять его суть, прежде всего, следует уяснить, что такое речевая деятельность, как она протекает, при каких условиях возможна, что необходимо для ее осуществления. 
От природы человек наделен речемыслительным аппаратом, без которого невозможна была бы речевая деятельность. Чтобы заниматься речевой деятельностью, человек должен обладать способностью мыслить, говорить, должен испытывать желание реализовать свою мысль, передать ее другому. 
Речевая деятельность носит социальный характер, поскольку она является частью общественной деятельности человека. Социальный характер речевой деятельности проявляется и в том, что для ее осуществления требуется коллектив. В процессе речевого взаимодействия субъектов участвуют их мышление, воля, эмоции, знания, память – речемыслительная, модальная (волевая), эмоциональная, интенциальная (намеренческая), когнитивная (понятийная) сферы. 
Речевая деятельность есть процесс, который складывается, формируется из отдельных актов. Их характер, содержания зависят от различных ситуаций, в которые попадает человек.  
 
     Речевые ситуации бывают разнообразными, но этапы осуществления речевой деятельности в основном одни и те же. В какой бы речевой ситуации ни  оказался человек, если он стремиться добиться успеха, достичь цели, обратить на себя внимание, то должен прежде всего сориентироваться в сложившейся обстановке, осознать, что может привести к успеху, чем следует руководствоваться. 
Речь, высказывание – продукт речевой деятельности, ее порождение. Речевая деятельность чаще всего преследует какую-то цель, поэтому важен результат. О нем судят по обратной связи, по тому, как воспринимают сказанное, как на него реагируют. 
Исследование речевой деятельности органически связано с психологией, психофизиологией, социологией. В речевой обстановке изучаются различные аспекты, соответствующие поставленной говорящими цели: информативная, прескриптивной (воздействие на адресата), экспрессивной (выражение эмоции, оценок), межличностной (регулирование отношении между собеседниками), игровой (апелляция к эстетическому восприятию, воображению, чувству юмора) и др. 
2) Организация вербального взаимодействия                                                                    
В процессе речевого взаимодействия недостаточно только знать язык. Собеседники должны придерживаться определенных принципов, правил ведения разговора, которые позволяют координировать их действия и высказывания. Эти правила составляют конвенциональную (условную, принятую) основу вербального взаимодействия. 
Ученый сформулировали ряд важных организационных принципов речевой коммуникации. 
 
§        Принцип последовательности. Он предполагает релевантность (смысловое соответствие) ответной реакции, т. е. ожидание реплики соответствующего типа. 
 
§        Принцип предпочитаемое структуры – характеризует особенности речевых фрагментов с подтверждающими и отклоняющими ответными репликами. 
 
§        Принцип кооперации, предполагающий готовность партнеров к сотрудничеству. 
 
§        Принцип вежливости. 
Невербальные средства общения 
 Разговаривая друг с другом, люди для передачи своих мыслей, настроений, желаний наряду с вербальной (словесной) речью использует жестикулярно – мимическую речь, т. е. невербальные средства (мимику, жесты). 
Язык мимики и жестов позволяет говорящему полнее выразить свои чувства, показывает, насколько участники диалога владеют собой, как они в действительности относятся к друг другу. 
Главным показателем чувств говорящего является выражение его лица, его мимика. Для каждого, участвующего в беседе, с одной стороны, важно уметь «расшифровать», «понимать» мимику собеседника. С другой стороны, необходимо знать, в какой степени он сам владеет мимикой, насколько она выразительна. 
О многом может сказать и жестикуляция собеседника. Мы даже не пресиавляем, сколько разнообразных жестов использует человек при общении, как часто он ими сопровождает свою речь. Жесты усваиваются естественным путем, и хотя никто предварительно не объясняет, не расшифровывает их значение, говорящие правильно понимают и используют их. Вероятно, объясняется это тем, что жест используют чаще всего не сам по себе, а сопровождает его слово, служит для него своеобразным подспорьем, а иногда уточняет его. 
Жанры речевого общения 
Первое четкое разделение форм речевого общения было произведено Аристотелем. Большая роль в выделении бытовых речевых жанров  принадлежит М. М. Бахтину, который, не употребляя термина «прагматика», охарактеризовал необходимые прагматические составляющие речевого общения, подчеркнул важность роли адресата. Он определил речевые жанры как относительно устойчивые и нормативные формы высказывания, в которых каждое высказывание подчиняется законам целостной композиции и типам связи между предложениями-высказываниями. Диалог он определил как классическую форму речевого общения. 
Беседы  
     Жанры беседы – это тот тип разговора, в котором, при различных тактиках, доминирует стратегия солидарности во мнениях и согласия.

 Разговор 
     В этом жанре может реализоваться как кооперативная, так и некооперативная стратегия. По целям общения различают: 
 
¨     Информативный разговор. Для этого типа характерно вопросно-ответное реплицирование, причем роль лидера играет спрашивающий, а роль «ведомого» - участник, владеющий знаниями. Главным условием успешности разговора является соответствием мира знаний адресанта и адресата. 
 
¨     Предписывающий разговор (просьба, приказы, требования, советы, рекомендации, убеждения в чем-либо). Происходят между участниками, имеющими разные социально – ролевые характеристики, например между отцом и сыном, между соседями, имеющими разный общественный статус. 
 
¨     Разговоры, направленные на выяснение межличностных отношений (конфликты, ссоры, упреки, обвинения). Здесь не редко вербальной формой выражения агрессии  становиться насмешка, ирония, намек. Метаязык реплик: «Я такой и считайся со мной таким! То, что я говорю в такой форме, - значимо». Стратегическую цель может преследовать молчание – желание прекратить общение. 
Признаки разговорной речи 
     Разговорная речь как особая функциональная разновидность языка  характеризуется тремя признаками: 
 
     Важнейшим признаком разговорной речи является ее спонтанность, неподготовленность. Спонтанное создание разговорного текста объясняет, почему лингвисты, ни тем более просто носите языка не замечали его больших отличий от письменных текстов: языковые разговорные особенности не осознаются, не фиксируются сознанием в отличие от письменных языковых показателей. 
 
     Второй отличительный признак разговорной речи состоит в том, что разговорной общение возможно только при неофициальных отношениях между говорящими. 
 
     Третьем признаком разговорной речи является то, что она может реализоваться только при непосредственном участии говорящих.

Норма разговорной речи

Нормой в разговорной речи признается то, что постоянно употребляется  в речи носителей литературного  языка и не воспринимается при  спонтанном восприятии речи как ошибка. В разговорной речи часто встречаются  такие произношения, как стоко (вместо столько), када, тада (вместо когда, тогда), - и все это орфоэпическая разговорная норма. В разговорное речи более чем обычна особая морфологическая форма обращения – усеченный именительный падеж личных имен, иногда с повтором: Кать, Маш, Володь, Маш – а – Маш, Лень – а – Лень- это морфологическая норма. 
 
     Нормы разговорной речи имеют одну важную особенность. Они не является строго обязательными в том плане, что на месте разговорной может быть употреблена общелитературная норма, и это не нарушает разговорный статус текста: нет никаких запретов на то, чтобы в неофициальной обстановке сказать: На четырнадцатом троллейбусе тебе лучше  ехать на  Казанский вокзал. 
 
     Существует, однако, и большое количество таких слов, форм, оборотов, которые в разговорной речи не терпимы. Каждый, надо полагать, без труда  почувствует противоестественность для разговорной ситуации такого высказывания, как: До Казанского вокзала тебе удобней доехать, если ты воспользуешься троллейбусом маршрута номер четырнадцать.  

Спор 
     Спор – это публичное обсуждение проблемы, интересующих участников обсуждения. Вызванное желанием как можно глубже, обстоятельнее разобраться в обсуждаемых вопросах: это столкновение различных точек зрения в процессе доказательства и опровержения.

Рассказ 
     Это жанр разговорной речи, в котором преобладает монологическая форма речи внутри диалога или полилога. Главная стратегическая линия речевого    общения – солидарность, согласие, кооперация. 
 
     Темой рассказа могут быть любые события, факт, которые произошли с рассказчиком или кем-либо другим. Ход рассказа может прерываться репликами – вопросами или репликами – ответами. 
 
     Характерная черта жанра рассказа – целостности передаваемой информации, обеспечиваемая связностью отдельных фрагментов. В рассказе адресант, интерпретирует реальные события, выступает в роли автора, произвольно, со своей точки зрения, оценивать их.   
История

Это жанр разговорной речи, так  же как и рассказ, является по преимуществу монологической речью, которая учитывает  все компоненты прагматической ситуации. 
 Цели истории – не только передача сведений о происшедших ранее событиях, но и подведение смыслового итога, резюме, сопоставление с оценкой современных событий и факторов. 
В отличие от других видов речевого общения рассказ и история относятся к запланированным видам речи. Поэтому коммуникативный успех здесь предрешен в большой степени, но не абсолютно. 
Письмо  
     Необходимым условием этого жанра речевого общения является искренность, которая возможна при внутренней близости родственных или дружелюбно настроенных людей  
 
     Регулярность переписки определяется рядом факторов: 
 
а)     Отношениями между участниками; 
 
б)    Внешними обстоятельствами переписки; 
 
в)     Актуальностью для адресата тем; 
 
г)     Частотностью переписки. 
                       
 
Записка 
     В отличие от письма, этот жанр письменной разговорной речи в большой  степени формируется общим миром чувства – мысли адресанта и адресата, актуальностью одних и тех же обстоятельств. Поэтому содержание записки обычно кратко. 
 
     Записка, как и письмо, может представлять собой не спонтанный поток чувства – мысли, а обработанный, списанный с черновика, вариант, в котором «смягчены» неровности импровизации, неожиданность появления в сознании содержательных элементов высказывания. 
 
Дневник 
     Дневниковые записи представляют собой тексты адресованной разговорной речи, а, следовательно, имеют все стилистические особенности текстов. 
 
     Стилистика дневниковых записей обусловлена всеми ипостасями личности (Я – интеллектуальное, Я – эмоциональное, Я – духовное и т. д.); в зависимости от дневниковые записи разделяются на два больших разряда. Одни дневники отражают ориентацию автора на описание дня как временного пространства. Это могут быть перечисление сделанного, итого, размышления, анализ чувств и мыслей, планы и т. д. 
 
     Дневники другого типа – «разговор» о себе во времени, размышление о том, что волнует, своего рода «поток сознания» с ассоциативными подтемами «главных» мыслей дня. 
 
     Дневниковые записи людей, ведущих творческую работу, представляют собой лабораторию творческих поисков и мало чем отличаются от «записных книжек» и «рабочих тетрадей» писателей и поэтов. 
Этика речевого общения 
     Речевая этика – это правила должного речевого поведения, основанные на нормах морали, национально – культурных традициях. 
 
     Главный этический принцип речевого общения – соблюдение паритетности – находит свое выражение, начиная с приветствия и кончая прощанием, на всем протяжение разговора. 
 
1.     Приветствие, обращение (задают тон всему разговору). 
 
2.     Этикетные формулы (важная составная часть коммуникативной компетенции; знание их – показатель высокой степени владения языком). 
 
3.     Эвфемизация речи (поддержание культурной атмосферы общения, желание не огорчить собеседника, не оскорбить его косвенно, не вызвать дискомфорта состояние – все это обязывает говорящего, во-первых, выбирать эвфемистические номинации, во-вторых, смягчающий, эвфемистический способ выражения). 
 
4.     Перебивание, встречные реплики (вежливое поведение в речевом общении предписывать выслушивать реплики собеседника до конца). 
 
5.     ВЫ – общение и ТЫ – общение (в зависимости от нюансов ролей психологических дистанций).

Информация о работе Коммуникативно-речевые стратегии, тактики и приемы