История развития культуры речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2014 в 01:20, реферат

Краткое описание

Публичная речь была наиболее распространенным жанром в среде образованных людей античности. Знания, дающие людям владение устной речью, занимающей умы и сердца людей, назывались риторикой. По месту, занимаемому в искусстве художественного слова древней Эллады, риторика была сопоставима с такими жанрами искусства, как героический эпос или классическая греческая драма. Разумеется, подобное сопоставление допустимо лишь для эпохи в которой эти жанры сосуществовали. Впоследствии по степени влияния на развитие более поздней европейской литературы риторика, игравшая еще значительную роль в средние века, в новое время уступила место другим жанрам словесности, определившим характер национальных культур Европы на многие века. Надо особо отметить, что из всех видов художественного слова в античном мире публичная речь была наиболее тесно связана с современной ей политической жизнью, социальным строем, уровнем образования людей, бытом, образом мышления, наконец, с особенностями развития культуры народа, создавшего этот жанр.

Вложенные файлы: 1 файл

История развития речи.docx

— 70.29 Кб (Скачать файл)

Процесс "обмирщвления" проповеди в эпоху Просвещения, особенно в протестантизме в XVIII в., Доходит до апогея. В протестантском богословии Германии возникло направление, которое требовало от гомилета замены проповеди христианского учения свободной философией (например, позиция Ф.-ф. Рейнгарда, произведения которого (в 35 томах) упрочили традицию протестантского духовного красноречия).

В революционной Франции конца XVIII - начала XIX в. проповедь часто превращалась в пропаганду злободневных политических лозунгов или и политический памфлет.

Лишь в XVIII в. протестантское церковное красноречие, пережив "искушения" философии и политики, возвращается к своим основам. Опять берет верх классическая установка гомилетики; протестантизм возвращается к тезису позднего М. Лютера, который призвал прежде комментировать Библию (близкий к Лютера было и лозунг "жизнь в писании", выдвинутое его современником Ф.-Я. Шпенером, который учение Библии заменил обсуждением ее на широких публичных собраниях).

Бытовое красноречие в эпоху Ренессанса и после ренессанса делается пышным, усложненным, насыщенным эрудицией или хотя бы имитацией эрудиции, дух пародирования и карнавальной культуры, острое народное слово все чаще преобладают над традиционными стилистическими установками средневекового проповедничества.

В эпоху Просвещения внимание общества окончательно переключается с кафедры церковного проповедника на трибуну политического оратора или судебный зал; большое значение приобретает также академическое красноречие.

Ломоносов о риторике

В своем учебнике М.В. Ломоносов излагает основы рациональной риторики: "В сей науке предлагаются правила трех родов. Первые указывают, как изобретать оное, что о предложенной материи говорит должно; другие учат, как изобретенное украшать, третьи наставляют, как оное располагать надлежит, и посему разделяется Риторика на три части --- на изобретение, украшение и расположение".

Ораторскому искусству можно научиться. Для желающих овладеть им Ломоносов и написал свою «Риторику», которая имела принятое по тем временам такое длинное название: «Краткое руководство к красноречию. Книга первая, в которой содержится риторика, показующая общие правила обоего красноречия, то есть оратории и поэзии, сочиненная в пользу любящих словесные науки». (Вторая и третья книги Ломоносовым написаны не были.)

Во введении ученый пишет: «Красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему об оной мнению...

К приобретению оного требуются пять следующих следствий: первое – природные дарования, второе – наука, третье – подражание авторов, четвертое – упражнение в сочинении, пятое – знание других наук».

Пересказать подробно «Риторику» Ломоносова трудно, так как этот объемистый труд содержит около трехсот страниц текста. На них – различные риторические правила; требования, предъявляемые к лектору; мысли о его способностях и поведении при публичных выступлениях; многочисленные поясняющие примеры.

Отметим основные положения, указанные ученым, которые не потеряли своего значения и в наши дни.

Ломоносов говорит о том, что выступление должно быть логично построено, грамотно написано и излагаться хорошим литературным языком. Он подчеркивает необходимость тщательного отбора материала, правильного его расположения.

Примеры должны быть не случайными, а подтверждающими мысль выступающего. Их надо подбирать и готовить заранее.

При публичном выступлении («распространении слова») «наблюдать надлежит:

1) чтобы в подробном  описании частей, свойств и обстоятельств  употреблять слова избранные  и убегать (избегать) весьма подлых, ибо оне отнимают много важности и силы и в самых лучших распространениях;

2) идеи должно хорошие  полагать напереди (ежели натуральный порядок к тому допустит), которые получше, те в середине, а самые лучшие на конце так, чтобы сила и важность распространения вначале была уже чувствительна, а после того отчасу возрастала».

Далее Ломоносов пишет о том, как пробудить в слушателях любовь и ненависть, радость и страх, благодушие и гнев, справедливо полагая, что эмоциональное воздействие часто может оказаться сильнее холодных логических построений.

Страстию называется сильная чувственная охота или неохота... В возбуждении и утолении страстей, во-первых, три вещи наблюдать должно:

1) состояние самого ритора 

2) состояние слушателей 

3) самое к возбуждению  служащее действие и сила красноречия.

Что до состояния самого ритора надлежит, то много способствует к возбуждению и утолению страстей:

1) когда слушатели знают, что он добросердечный и совестный  человек, а не легкомысленный  ласкатель и лукавец 

2) ежели его народ любит за его заслуги

3) ежели он сам ту  же страсть имеет, которую в  слушателях возбудить хочет, а  не притворно их страстными учинить намерен».

Чтобы воздействовать на аудиторию, лектор должен учитывать возраст слушателей, их пол, воспитание, образование и множество других факторов.

Произнося слово, надо сообразовываться с темой выступления, подчеркивает Ломоносов. В соответствии с содержанием лекции необходимо модулировать голос, повышая или понижая его.

Во второй части «Руководства к красноречию» Ломоносов говорит об украшении речи. Рассматривая плавность течения слова, Ломоносов обращает внимание на продолжительность словесных периодов, чередование ударений, воздействие на слух каждой буквы и их сочетаний. Украшению речи способствует включение в нее аллегорий и метафор, метонимий и гипербол, пословиц и поговорок, крылатых выражений и отрывков из известных сочинений. Причем все это надо употреблять в меру, добавляет ученый.

Последняя, третья часть «Руководства» называется «О расположении» и повествует о том, как надо размещать материал, чтобы он произвел наилучшее, наисильнейшее впечатление на слушателей.

Современники свидетельствуют, что Ломоносов был выдающимся ритором. Это признавали даже его недруги. Враг ученого Шумахер писал одному из своих корреспондентов: «Очень бы я желал, чтобы кто-нибудь другой, а не господин Ломоносов произнес речь в будущее торжественное заседание, но не знаю такого между нашими академиками. Оратор должен быть смел и некоторым образом нахален. Разве у нас есть кто-либо другой в Академии, который бы превзошел его в этом качестве». Здесь сквозь явное недоброжелательство просматривается невольное признание риторических способностей.

«Слова» и «Речи» ученого всегда привлекали множество слушателей и проходили с неизменным успехом. Известный русский просветитель Н.И. Новиков вспоминал, что слог Ломоносова «был великолепен, чист, тверд, громок и приятен», а «нрав он имел веселый, говорил коротко и остроумно и любил в разговорах употреблять острые шутки».

Заключение

Как видно из всего вышеизложенного, жанр Древнегреческой и Древнеримской культур не погиб вместе с античной цивилизацией, но, не смотря на то, что высоты этого жанра до сих пор так и остались недосигаемыми для современников, он продолжает жить в нынешнее время. Живое слово было и остается важнейшим орудием христианской проповеди, идеологической и политической борьбы современности. И именно риторическая культура античности лежит в основе гуманитарного образования Европы со времен Рененсанса вплоть до 18 столетия. Не случайно в наши дни сохранившиеся тексты речей античных ораторов имеют не только исторический интерес, а оказывают мощное влияние на события современности, сохраняют огромную культурную ценность, являясь образцами убедительной логики, вдохновенного чувства и истинно творческого стиля.

 

Список литературы

 

С.И. Радциг «История Древнегреческой литературы», Москва, из-во «Высшая школа», 1969 г.;

 

М. Гаспарова, В. Борухович «Ораторское искусство древней Греции», г. Москва, из-во «Художественная литература», 1985 г.;

 

«Античная литература», г. Москва, из-во «Просвещение», 1986 г.;

 

О.М. Тронский «История Античной литературы», г. Ленинград, УЧПЕДГИЗ, 1946 г.

 

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.refcentr.ru/


Информация о работе История развития культуры речи