Задания к самостоятельному выполнению

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июля 2013 в 15:03, контрольная работа

Краткое описание

Доклад является публичным выступлением на экономические, социально-политические, культурно-просветительные, этико-нравственные, бытовые темы и на темы научно-технического прогресса. В таком выступлении ставятся и решаются назревшие задачи в той или иной области жизни и нередко преследуются практические цели и задачи. Поэтому доклад содержит рекомендации, подсказывает решение более или менее определенно сформулированных задач, а иногда становится и руководством к действию.
Пример: «Доклад премьера Дмитрия Медведева был довольно длинным – одним из главных вопросов депутатов был вопрос об отставке министра образования Дмитрия Ливанова, на что Дмитрий Медведев сказал: «Не дождетесь».

Содержание

1. Сформулируйте особенности социально-политического рода красноречия (на примерах речей и политических программ общественно-политических лидеров различных эпох). 3
2. Сформулируйте особенности социально-бытового рода красноречия /на примерах мемуаров, застольных речей различных деятелей культуры/. 8
3. Сформулируйте особенности академического рода красноречия /на примерах монографий, статей, научных трактатов различных деятелей науки и культуры/. 13
4. Сформулируйте особенности художественного рода красноречия /на примерах любого из выбранных вами литературного материала/. 16
5. Сформулируйте особенности церковно-богословского рода красноречия /на примерах фрагментов из трудов видных богословов различных эпох/. 19
6. Риторика как элемент менеджмента. Сформулируйте основные правила аргументации в деловых беседах и переговорах. Рекомендуем работу Ивин А.А. Теория аргументации. М., 2008 22
Список использованной литературы 30

Вложенные файлы: 1 файл

к.р. риторика.docx

— 49.58 Кб (Скачать файл)

Источники воспоминаний могут быть письменными  и устными. Письменные — это самые  разнообразные документы: оперативные  документы военных штабов, отрывки  из писем и дневников, сообщения  газет, фрагменты ведомственной  документации и пр. В военных мемуарах используется много штабных документов, карт и схем.

Для некоторых  политических деятелей наличие документов является вообще необходимым условием написания мемуаров. Так, В.М. Молотов  на вопрос, почему он не написал воспоминания, отвечал, что он трижды безрезультатно обращался в ЦК КПСС с просьбой допустить его к кремлевским  документам. «А без документов, — заключал Молотов, — мемуары — это не мемуары[2]. Возможно, это благовидный предлог, возможно, очень свое понимание сути мемуаров.

Но тот  факт, что для политических деятелей, а также для военачальников документы  играют важнейшую роль при написании  мемуаров, несомненен.

Иногда  в мемуарах документы приводятся полностью в виде приложений, что  весьма ценно. Например, в воспоминаниях  генерала П.Н. Врангеля в приложении воспроизводится приказ главнокомандующего вооруженными силами на Юге России «О земле» от 25 мая 1920 г. и весь комплекс документов в развитие этого приказа. Поскольку розыск этих материалов весьма затруднителен, то подобная публикация является уникальной при изучении аграрной политики Врангеля[3].

То же самое можно сказать о мемуарах дочери П.А. Столыпина, где в качестве приложения приводятся документы о  столыпинской реформе, о земле и землепользовании[4]. Они обширны и занимают около трети всего объема книги. Правда, если в воспоминаниях Врангеля приложение готовилось самим автором, то в воспоминаниях Бок приложение — результат работы самого издательства «Современник», которое сочло полезным включение этих материалов для читателя.

 

3. Сформулируйте  особенности академического рода  красноречия /на примерах монографий, статей, научных трактатов различных  деятелей науки и культуры/.

Русское академическое красноречие как  самостоятельная разновидность  ораторского стиля развилось  и утвердилось в XIX в. Основу любого академического выступления составляет стиль нейтральной литературной речи и специальный словарь (включая  терминологию) того научно-профессионального  направления, к которому относится  речь лектора, преподавателя, профессора. Слово должно быть в этом случае «по росту мысли», как выражался  В.О. Ключевский. Он заметил: «Гармония  мысли и слова - это очень важный и даже нередко роковой вопрос для нашего брата преподавателя...

Корень  многих тяжких неудач наших - в неуменье высказать свою мысль, одеть ее как  следует. «Иногда бедненькую и худенькую  мысль мы облечем в такую пышную форму, что она путается и теряется, в ненужных складках собственной  оболочки и до нее трудно добраться, а иногда здоровую, свежую мысль  выразим так, что она вянет  и блекнет в нашем выражении, как цветок, попавший под тяжелую  жесткую подошву» (В.О.Ключевский. С.М. Соловьев как преподаватель).

Образцом  речи вузовского лектора можно считать  помещенную в хрестоматии лекцию академика А.А. Ухтомского «О знаниях» [Наука и жизнь. 1965. № 2. С. 49], прочитанную  им студентам первого курса биологического отделения Ленинградского университета. Несмотря на то, что эта лекция была предназначена для аудитории  «естественников», ее центральная тема - тема знаний и нравственности - актуальна  для любого вуза, и тем более  гуманитарного. Доступность и ясность  разработки главной мысли, умеренное  употребление специальных терминов, общий эмоциональный строй лекции и хороший литературный язык - эти  качества обеспечили лекции успех: она  была опубликована в журнале «Наука и жизнь» в 1965 г. [№ 2. С. 49].

А.А. Ухтомский. О знаниях

(произнесена  в 1938 г., опубликована в 1965 г.)

Ежегодно  все новые волны молодежи приходят с разных концов в университет  на смену предшественникам. Какой  мощный ветер гонит сюда эти волны, мы начинаем понимать, вспоминая о  горестях и лишениях, которые приходилось  испытывать, пробивая преграды к этим заветным стенам. С силой инстинкта  устремляется молодежь сюда. Инстинкт этот - стремление знать, знать все  больше и глубже. Силу эту приходится назвать инстинктом потому, что она  поистине владеет нами, не считаясь с нашими частными побуждениями, маленькими личными удовольствиями и страхами. И если искать для этой силы достойного носителя, то это народ. Подчиняясь инстинктивному устремлению к знанию, мы делаем историческое дело народа, которому принадлежим.

Каким пожеланием встретить нам, старикам и предшественникам, вас, вошедших с новою волною на биологическое  отделение? Не надо скрывать: кроме  радости открывающегося знания, вам  предстоит немало мелочных забот, огорчений, нехваток, неизбежных в переорганизовывающейся жизни студенчества. Так пусть  эти мелочные затруднения не будут  сильны, снизить ваш молодой энтузиазм. Пусть энтузиазм крепнет все более по мере прохождения университетского курса. Будет ли вам суждено остаться здесь надолго в качестве смены преподавателей и профессоров, или вы возвратитесь в те поселки, деревни и города, которые послали вас сюда, - пусть не покидает вас память о том, что здесь ли, там ли, все равно вы живете и работаете для народа, который передал и поручил вам этот инстинкт к знанию и ждет от вас его плодов. Как частица народа внесены вы сюда очередною волною, как частица народа напитываетесь здесь знаниями, как частица народа отдаете ему приобретенное здесь. Задача ваша и наша не в том, чтобы развивать здесь какое-то исключительное, эсотерическое знание, доступное немногим и отделяющее избранную «аристократию ума» от непосвященных. Настоящий успех для вас и для нас только там, где удается раскрыть подлинно экзотерическое знание, открытое принципиально для всех и всех зовущее к себе.

Будем всегда помнить принцип Аристотеля, основоположника  естествознания и биологии: «Действительно знать - значит уметь научать ребенка». Знание, неспособное себя передать, - это знание лишь кажущееся, служащее только самоудовлетворению того, кто  им обольщается. Не найтись, как объяснить  другому, - это знак того, что сам  понимаешь плохо. Подлинное знание живо и практично, оно несет в  своем существе тенденцию к передаче и распространению. Если знание замыкается, это говорит не о том, что оно  чрезмерно глубокомысленно, а о  том, что оно недостаточно! Учить  для нас - значит всегда учиться. А  учиться - значит достигать такой  ясности и полноты, при которых  знание становится очевидным для  всякого.

Взятый  у нас курс на непрерывную производственную практику студентов и имеет тот  смысл, что еще за время прохождения  курса приобретаемое знание проверяется  живою пробою, насколько вы способны его передать, где и в чем  оно недостаточно и требует углубления для того, чтобы передача его пошла  сама собою, как простое и естественное дело.

Подлинный смысл непрерывной практики нашего студенчества совсем не в том, чтобы  технологизировать университетскую  науку. Технологизирование знания по необходимости  делает его поверхностным и близоруким. Люди учатся применять научную формулу, не задаваясь «нескромным вопросом», откуда и как она произошла. Смысл  практики у нас в том, чтобы  в наибольшей степени углубить приобретаемое  знание, уяснить его до конца так, чтобы передача его стала простым  и естественным осуществлением его  назначения.

Итак, в  добрый час! Огорчения и преграды пусть забываются ради радости знать, знать все больше и глубже!

 

4. Сформулируйте особенности художественного рода красноречия /на примерах любого из выбранных вами литературного материала/.

Художественный   стиль  как функциональный  стиль  находит применение в  художественной  литературе, которая выполняет образно-познавательную и идейно-эстетическую функции. Чтобы  понять особенности  художественного  способа познания действительности, мышления, определяющего специфику  художественной   речи, надо сравнить его с научным способом познания, определяющим характерные черты научной речи.

Художественной  литературе, как и другим видам  искусства, присуще конкретно-образное представление жизни в отличие  от абстрагированного, логико-понятийного, объективного отражения действительности в научной  речи. Для художественного  произведения характерны восприятие посредством  чувств и перевоссоздание действительности, автор стремится передать прежде всего свой личный опыт, свое понимание  и осмысление того или иного явления.

Для  художественного   стиля   речи  типично внимание к частному и  случайному, за которым прослеживается типичное и общее. Например «Мертвые души» Н. В. Гоголя, где каждый из показанных помещиков олицетворял некие конкретные человеческие качества, выражал некоторый тип, а все вместе они являлись «лицом» современной автору России.

Мир  художественной  литературы – это  «перевоссозданный» мир, изображаемая действительность представляет собой  в определенной степени авторский  вымысел, а значит, в  художественном   стиле   речи  главнейшую роль играет субъективный момент. Вся окружающая действительность представлена через  видение автора. Но в  художественном  тексте мы видим не только мир писателя, но и писателя в  художественном  мире: его предпочтения, осуждения, восхищение, неприятие и т. п. С  этим связаны эмоциональность и экспрессивность, метафоричность, содержательная многоплановость  художественного   стиля   речи.

Лексический состав и функционирование слов в  художественном   стиле   речи  имеют свои особенности. В число  слов, составляющих основу и создающих  образность этого стиля, входят, прежде всего, образные средства русского литературного языка, а также слова, реализующие в контексте свое значение. Это слова широкой сферы употребления. Узкоспециальные слова используются в незначительной степени, только для создания художественной достоверности при описании определенных сторон жизни.

В  художественном   стиле   речи  очень широко используется речевая многозначность слова, что  открывает в нем дополнительные смыслы и смысловые оттенки, а  также синонимия на всех языковых уровнях, благодаря чему появляется возможность подчеркнуть тончайшие  оттенки значений. Это объясняется  тем, что автор стремится к  использованию всех богатств языка, к созданию своего неповторимого  языка и стиля, к яркому, выразительному, образному тексту. Автор использует не только лексику кодифицированного  литературного языка, но и разнообразные  изобразительные средства из разговорной  речи  и просторечья.

На первый план в  художественном  тексте выходят  эмоциональность и экспрессивность  изображения. Многие слова, которые  в научной  речи  выступают  как четко определенные абстрактные  понятия, в газетно-публицистической  речи  – как социально обобщенные понятия, в  художественной   речи  – как конкретно-чувственные  представления. Таким образом,  стили  функционально дополняют друг друга. Для  художественной   речи , особенно поэтической, характерна инверсия, т. е. изменение обычного порядка слов в предложении с целью усилить смысловую значимость какого-либо слова или придать всей фразе особую стилистическую окраску.  Примером  инверсии может служить известная строка из стихотворения А. Ахматовой «Все мне видится Павловск холмистый…». Варианты авторского порядка слов разнообразны, подчинены общему замыслу.

В  художественной   речи  возможны и отклонения от структурных  норм, обусловленные  художественной  актуализацией, т. е. выделением автором  какой-то мысли, идеи, черты, важной для  смысла произведения. Они могут выражаться в нарушении фонетических, лексических, морфологических и других норм.

По разнообразию, богатству и выразительным возможностям языковых средств  художественный   стиль  стоит выше других стилей, является наиболее полным выражением литературного языка.

Как средство общения  художественная   речь  имеет свой язык – систему образных форм, выражаемую языковыми и экстралингвистическими средствами.  Художественная   речь  наряду с нехудожественной выполняет номинативно-изобразительную  функцию.

 

 

5. Сформулируйте  особенности церковно-богословского  рода красноречия /на примерах  фрагментов из трудов видных  богословов различных эпох/.

Богословско-церковное  красноречие также одно из древних, имеющее немалый опыт воздействия  на массы. Мы говорим по преимуществу о христианской религии и особенно таких се наиболее влиятельных разновидностях, как православие и католицизм.

Основным  видом богословско-церковного красноречия  является проповедь, неизменно исполненная  веры, что она воплощает «абсолютную  истину», хотя и не исключает раздумий слушателей над «смыслом жизни». Наиболее характерная ее черта – морально-этическая назидательность. Ритор не видит нужды в том, чтобы аргументировать и точно доказать свои мысли. Он говорит «словом божьим», а оно, как принято по церковному катехизису, «не подлежит проверке». Любое стремление к действительному знанию и даже «излишнее любопытство» всегда осуждались церковью. Вот почему всякая церковная проповедь построена, прежде всего, на том, что все в мире «в руке божьей».

Пример: Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Рождества Христова в Храме Христа Спасителя:

7 января 2013 г. 03:27

«В ночь с 6 на 7 января 2013 года, в праздник Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя Рождественские богослужения — великое повечерие, утреню и Божественную литургию св. Василия Великого. По окончании Литургии Святейший Патриарх Кирилл обратился к пастве с Первосвятительским словом.

Дорогие владыки и отцы, братья и сестры, всех вас сердечно поздравляю с великим  мироспасительным светлым праздником Рождества Христова! Этот праздник нас соединяет с самым важным событием истории — с рождением в Вифлееме Сына Божиего и Сына Человеческого — Господа Иисуса Христа, Спасителя мира.

Информация о работе Задания к самостоятельному выполнению