Жизненный путь и риторическая деятельность Марка Туллия Цицерона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Августа 2013 в 23:20, реферат

Краткое описание

Цицерон Марк Туллий (Cicero Marcus Tullius) (3 января 106, Арпина ‒ 7 декабря 43 до н. э., близ Кайеты, ныне Гаэта), римский оратор, теоретик красноречия и философ, государственный деятель, поэт, писатель и переводчик. Сохранившееся наследие состоит из речей, трактатов по теории красноречия, философских сочинений, писем и стихотворных отрывков.

Вложенные файлы: 1 файл

Цицерон - копия.docx

— 141.14 Кб (Скачать файл)

Марк Туллий Цицерон

 

 

«Кажется, для  меня не существует ничего более прекрасного,

  как умение  силой слова владеть толпой  слушателей, получить  их сердца, направлять их волю куда захочешь  и 

 предупреждать  ее, откуда хочешь... »

М.Т. Цицерон

 

Жизненный путь

 

Цицерон Марк Туллий (Cicero Marcus Tullius) (3 января 106, Арпина ‒ 7 декабря 43 до н. э., близ Кайеты, ныне Гаэта), римский оратор, теоретик красноречия и философ, государственный деятель, поэт, писатель и переводчик. Сохранившееся наследие состоит из речей, трактатов по теории красноречия, философских сочинений, писем и стихотворных отрывков.

Отец его происходил из состоятельной римской семьи  всадников. Прозвище рода Туллиев «Цицерон» (по-латыни — цицеро) означает «горошина».

Еще в детстве Цицерон  показал блестящие способности  в учении. Он отличался такой поразительной понятливостью и памятью, что родители его товарищей приходили в школу посмотреть на это маленькое чудо.

Когда Цицерону было 7 лет (по другим источникам 15), отец переехал в  Рим, чтобы дать двум своим сыновьям достойное образование.

В столице молодой человек  изучал римское право, занимался  греческой философией, теорией риторики. Обучаясь красноречию у правоведа Муция Сцеволы Авгура.

После школы Марк Туллий служил в армии и участвовал в  «Союзнической войне». По окончании  военной службы двадцатилетний Цицерон  решил посвятить свою жизнь политической деятельности.

В республиканском Риме незнатные  юноши могли выдвинуться, лишь выступая в каком-нибудь громком судебном процессе в качестве защитника или обвинителя. Как человек честный и гуманный, Цицерон приходил в ужас от насилий и жестокостей, творимых сторонниками Суллы. Он решился защищать несчастные жертвы диктаторского режима. Одной из таких жертв явился Росций. На улице Рима был убит богатый землевладелец, некто Секст Росций. Убийство подстроили родственники с целью завладеть его имуществом. Родственники погибшего пытались устранить законного наследника — сына Секста Росция. Когда им это не удалось, они выдвинули против молодого человека обвинение в отцеубийстве. Никто не хотел брать на себя защиту молодого Росция из страха перед Корнелием Суллой. Только Цицерон согласился защищать несчастного. Дело Росция было настолько ясным, что адвокату не стоило никакого труда доказать его невиновность. Но этого Цицерону показалось мало. В своем выступлении Цицерон обличил настоящего убийцу, который считался любимцем Суллы. Речь его была встречена рукоплесканиями, а обвиняемого суд оправдал. Вскоре после этого Цицерон вместе с братом Квинтом уехал путешествовать в Грецию и Малую Азию якобы для лечения, но на самом деле опасаясь преследований со стороны Суллы. После кончины Суллы Цицерон возвратился в Рим.

Необыкновенный талант оратора  доставил ему известность и связи  во влиятельных кругах столицы, которые позволили ему заключить выгодный брак с Теренцией, женщиной из богатой семьи. Цицерон стал теперь человеком зажиточным и мог бесплатно оказывать помощь нуждающимся в защите.

В 76 избирается квестороми отправляет магистратские обязанности в провинции Сицилия. Как квестор, исполнивший свою магистратуру, становится членом сената и проходит все этапы сенатской карьеры: в 69 ‒ эдил, 66 ‒ претор, 63 — консул.

В качестве консула подавил  антисенатский заговор Катилины, получив в виде признания своих заслуг почетное звание Отца Отечества (впервые в истории Рима присвоенное не за воинские подвиги). В 50-51 ‒ наместник провинции Киликия в Малой Азии.

В 60 году до н. э. Юлий Цезарь, Помпей и Красс объединили силы с  целью захвата власти, образовав  Первый Триумвират. Признавая таланты  и популярность Цицерона, они сделали несколько попыток привлечь его на свою сторону. Цицерон, поколебавшись, отказался, предпочтя остаться верным сенату и идеалам Республики. Однако это оставило его открытым для нападок оппонентов, в числе которых был трибун Клодий, невзлюбивший Цицерона с тех пор, как оратор дал против него показания на судебном процессе.

Клодий добивался принятия закона, осуждавшего должностное лицо, казнившего римского гражданина без суда, на изгнание. Закон был направлен в первую очередь против Цицерона. Цицерон обратился за поддержкой к Помпею и другим влиятельным лицам, однако не получил её; кроме того, он подвергся физическим преследованиям со стороны приверженцев Клодия. В апреле 58 года до н. э. он был вынужден уйти в добровольное изгнание и покинуть пределы Италии. В его отсутствие закон был принят, его имущество конфисковано, а дома сожжены. Изгнание подействовало на Цицерона крайне угнетающее, он подумывал о самоубийстве. Цицерон пробыл в изгнании 16 месяцев.

В марте 44 был убит Цезарь; в декабре Цицерон возвращается в Рим, чтобы попытаться убедить  сенат защитить республиканский  строй от наследников диктатуры Цезаря ‒ триумвиров Октавиана, Антония и Лепида. Речи и действия его оказались безуспешны. По настоянию Антония имя его было включено в проскрипционные списки, и 7 декабря 43 Цицерон был убит.

 

Творческий путь

 

Главные сочинения: «Тускуланские беседы» в 5 книгах, «О государстве», «О законах», «О границах добра и зла», «Катон Старший, или О старости»), «Лелий, или О дружбе», «Об обязанностях» и др.

Цицерон познакомил римлян с древнегреческой философией в  собственной интерпретации. Ввел в  научный оборот понятия «определение» (definitio) ‒ «дефиниция есть краткое и исчерпывающее разъяснение отличительных признаков той вещи, которую мы хотим определить», а также «прогресс» (progressio ‒ восхождение). В этике и теологии ‒ сторонник стоицизма. Добродетели (мудрость, справедливость, мужество, умеренность), по Цицерону, ‒ единственный источник счастья. Пытался разрешить проблему нравственного долга и личной пользы. Истинная сущность человека постигаема, согласно Цицерону, через практическую философию. В эстетическом мировоззрении Цицерона искусное красноречие вкупе с обоснованием высокого политико-правового и нравственного содержания ораторского искусства трактовались в неразрывном единстве. Согласно Цицерону, основанная на достижениях греческой культуры философская глубина ‒ атрибут подлинного красноречия для всякого римлянина; искусство речи ‒ неотъемлемая составляющая модернизированной системы ценностей римского общества; красноречие адекватно самому себе лишь в гармонии совершенства формы и гражданского мужества; основой ораторских изысков, по мнению Цицерона, может выступать только общенародный язык, снимающий противоположение традиционно дистанцирующихся речевых традиций общественных слоев-антагонистов.

Идеи Цицерона имели большое  влияние на Западе в эпоху поздней  античности, в ср. века, особенно в период Возрождения и эпоху Просвещения.

Литературное наследие Цицерона охватывает риторические, философские  сочиения, речи и письма, многие из которых были изданы еще при жизни оратора его другом Титом Помпонием Аттиком и вольноотпущенником Марком Туллием Тироном. Из речей Цицерона 57 сохранилось полностью и примерно столько же утрачено. В качестве наиболее известных речей могут быть названы: «В защиту Росция из Америи» (80 г.), речи против Верреса (70), «В защиту поэта Архии» (62), четыре речи против Катилины (63), «Об ответе гаруспиков», «О консульских провинциях», в защиту Сестия (все три ‒ 56), тринадцать речей против Марка Антония (так называемые Филиппики) ‒ 44 и 43.

 Из его риторических  сочинений большое значение имеют  три книги: «Об ораторе» (55 до н.э.), «Брут» (46 до н.э.) и «Оратор» (46 до н.э.), где разрабатывались проблемы идеального оратора-философа и теоретические вопросы наилучшего стиля. В трудах по философии: «О государстве» и «О законах» Цицерон обращался к теме образцового государства, осуществленного в римской конституции: сочетание консулата, сената, народного собрания. В более поздних сочинениях 46 ‒ 44 до н.э. («О пределах добра и зла», «Тускуланские беседы», «О природе богов», «Об обязанностях») оратор попытался изложить проблемы греческой философии на латинском языке. Из обширной корреспонденции Цицерона сохранилось 4 собрания писем, систематизированных по адресатам, что позволяет представить себе литературный круг оратора.

Философские трактаты Цицерона, не содержащие новых идей, ценны  тем, что излагают, подробно и без  искажений, учения ведущих философских  школ его времени: стоиков, академиков и эпикурейцев.

Благодаря своим речам  и риторическим и философским  произведениям Цицерон стал создателем классической латинской художественной прозы, которая в последующие века считалась образцовой.

Обширное творческое наследие Цицерона стало бесконечным источником вдохновения не только для римских  ораторов последующих поколений, но и для религиозных мыслителей, в частности, Св. Аврелия Августина, представителей Возрождения и гуманизма (Петрарку, Эразма Роттердамского, Боккаччо), французских просветителей (Дидро, Вольтера, Руссо, Монтескье) и многих других художников слова.

 

 

 

 

 

Ораторская деятельность

 

Цицерон широко известен как  знаменитый оратор, – его имя даже стало нарицательным, – значительно менее он известен как политический деятель и почти вовсе неизвестен как философ.

Цицерон считает, что основа ораторского искусства, прежде всего  – глубокое знание предмета; если же за речью не стоит глубокое содержание, усвоенное и познанное оратором, то словесное выражение – пустая и ребяческая болтовня. Красноречие – это искусство, но труднейшее из искусств. Цицерон сетует на то, что красноречие среди всех наук и искусств имеет меньше всего представителей. И это не случайно. По его мнению, настоящих хороших ораторов мало, потому что красноречие - нечто такое, что дается труднее, чем это, кажется. Красноречие рождается из многих знаний и умений.

Взгляды на риторическую науку  Цицерон изложил в книгах «Об  ораторе» (55 г. до н.э.), где представлен образ идеального оратора-философа, «Брут», или «О знаменитых ораторах» – история греческого и римского красноречия, «Оратор» (46 г. до н.э.), в которой рассматриваются вопросы стиля речи и пути достижения успеха выступления. Отмечая огромные возможности красноречия для воздействия на массы людей и управления ими, Цицерон считал его одним из главных орудий государства. Поэтому он был убежден в том, что любой государственный и общественный деятель должен владеть искусством публичной речи.

В трактатах разработана  программа подготовки настоящего оратора, обладающего глубоким знанием предмета и усвоившего теорию красноречия.

Трактат «Об ораторе» написан в форме диалога, которая обусловливает дискуссию. Сторонник практического красноречия Марк Антоний утверждает, что говорящему достаточно ясно изложить свой предмет. Свои взгляды Цицерон выражает устами Красса, считающего, что оратор должен разбираться и в риторической теории, и в художественной литературе, истории, философии и психологии.

В этом же трактате Цицерон  касается построения и содержания речи, ее оформления. Видное место отводится  языку, ритмичности и периодичности  речи, ее произнесению, причем Цицерон  ссылается на выступление актера, который мимикой, жестами добивается воздействия на душу слушателей. В  первой части работы «Об ораторе» Цицерон старается создать идеал  образованного оратора, оратора-политика, который был бы одновременно и  философом, и историком, и знал бы право.

Обязанность оратора заключается  в следующем: найти что сказать; найденное расположить по порядку; придать ему словесную форму; утвердить все это в памяти; произнести. По мнению Цицерона, самое важное для оратора ‒ это словесное выражение мысли и произнесение речи. Первое требование к речи ‒ чистота и ясность языка (выражение мысли). Чистота и ясность вырабатываются обучением и совершенствуются посредством чтения образцовых ораторов и поэтов. Для чистоты речи необходимо безупречно выбирать слова, правильно пользоваться морфологическими формами. Ясность речи связана с правильным, нормативным произношением: оратору необходимо правильно управлять органами речи, дыханием и самими звуками речи.

Два других трактата «Брут» и «Оратор» посвящены одному из убийц  Цезаря Марку Юнию Бруту. Трактат «Брут»  –  диалог, в нем участвуют Брут, Аттик и сам Цицерон. Однако это не живая беседа, произведение скорее можно назвать лекцией Цицерона, в которой излагается история римской риторики.

«Оратор» Цицерона разделяется  на пять частей. Эти пять частей представляют собой пять ступеней, пять уровней последовательного углубления в предмет. Первая ступень – вводная: вступление, понятие об идеальном образе оратора, самые общие требования к нему: со стороны содержания – философская образованность, со стороны формы – владение всеми тремя стилями. Простой стиль призван убедить, средний - усладить, высокий - взволновать и увлечь слушателя. Вторая ступень – специально-риторическая: ограничение темы судебным красноречием, рассмотрение «нахождения», «расположения» и – в нарушение обычного порядка – «произнесения»; словесное выражение временно отложено для более подробного анализа. Этот более подробный анализ словесного выражения представляет собой третью ступень: опять происходит отмежевание ораторского от неораторского слога, опять разбираются три стиля красноречия, опять говорится о философской и научной подготовке оратора и дополнительно рассматриваются некоторые частные вопросы слога. Из трех разделов учения о словесном выражении для дальнейшей разработки выбирается один – раздел о сочетании слов; это – четвертая ступень углубления в предмет. Наконец, из вопросов, составляющих раздел о сочетании слов, выделяется один и исследуется с наибольшей тщательностью и подробностью – это вопрос о ритме и его рассмотрение по четырем рубрикам (происхождение, причина, сущность, употребление) представляет собой пятую и последнюю ступень, предел углубления темы. После этого краткое заключение замыкает трактат.

Проповедуя идеал оратора, Цицерон  видел в ораторе гражданина высокой  культуры, постоянно обогащающего свои знания чтением литературы, изучением  истории, интересом к философии, праву, этике и эстетике.

Цицерон опубликовал более  сотни речей, из которых сохранились 58. Речи основывались на глубоком исследовании теоретических вопросов риторики, изложенном, в частности, в диалоге «Об ораторе».

Наиболее важным является вклад Цицерона в разработку и  совершенствование приемов риторической обработки текста. Из древности дошла до нас пословица: «Трудно сказать короче, чем Цезарь, и пространнее, чем Цицерон». Гибкость его ума, полета его творческой и художественной фантазии. Каждая речь оратора ‒ стройная логическая строение, украшена изысканными стилистическими средствами, где содержание и форма создает гармонию, составляют единую художественную целостность всесторонних и глубоких знаний, разнообразие чувств и совершенства изложения. Каждая его речь ‒ это художественное произведение.

Информация о работе Жизненный путь и риторическая деятельность Марка Туллия Цицерона