Влияние СМИ на состояние речевой культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 10:13, реферат

Краткое описание

Язык и общество тесно связаны друг с другом. Как не может быть языка вне общества, так и общество не может существовать без языка. Их влияние друг на друга взаимное.
Культура речи есть показатель культуры, как отдельного человека, так и всего общества в целом. Чем бережнее будет отношение к культурному наследию, накопленному человечеством, в том числе отношение к русскому языку, тем дольше сохранится культура национальная.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
Культура речи и речевая культура человека……………………………..…..5
Язык средств массовой информации…………………………………………7
Влияние СМИ на состояние речевой культуры…………………………….10
Заключение…………………………………………………………………....13
Список литературы……………………………………………………….…..15

Вложенные файлы: 1 файл

Kultura_rechi (1).doc

— 77.50 Кб (Скачать файл)

       Рассмотрим сообщения на политические темы. Как правило, такие сообщения не допускают свободного использования художественно-языковых средств. И, как следствие, язык отличается от других сфер. Внедряются иностранные слова, которые получили распространение за последние 15 лет, т.е. с момента становления прессы. Например: «саммит» (англ. summit) – встреча на высоком уровне.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Специфика языка средств массовой информации определяется особенностями коммуникативной ситуации, которую он обслуживает.

Дискурс массовой коммуникации характеризуется как дистантный, с индивидуально-коллективным субъектом  и неизвестным, количественно неопределенным массовым рассредоточенным адресатом.

Цель коммуникации включает: информационную, комментарийно-оценочную, познавательно-просветительную, персуазивную (воздействующую) и гедонистическую составляющие, причем информационная функция считается первичной. Важнейшей категорией дискурса массовой коммуникации является информационное поле2.

В значительной степени  оно формируется за счет иерархически организованной новостийной информации и при отсутствии тематических ограничений  должно принимать вид адекватно  отражающей действительность информационной мозаики, однако реально могут возникать “сдвиги” в сторону позитивной или негативной информации.

Общепризнанными считаются  только два вида ограничений на распространение  информации  – институциональное (юридически закрепленное) и конвенциональное (прежде всего этическое), все остальные ограничения являются нарушением информационной нормы. К ним, в частности, относится распространение недостоверной информации.

Практика «черной» и «серой» пропаганды выработала дезинформационные универсалии, однако и читатель, в свою очередь, научился узнавать в тексте приемы, маскирующие ложь, – маркеры лжи3.

Оценка (прагматическая сторона информации) неотделима от фактов (предметно-логической составляющей информации). В ней выражены позиция  автора, его система ценностей, представления о происходящем. Оценка тесно связана с категориями свой (чужой), искренний (лживый).

В журналистской практике сложились типовые объекты оценивания: оппоненты, их высказывания и действия, отдельные слои населения, общественные институты, общественные явления. Оценка является важным, а иногда и основным средством аргументации и может меняться вплоть до полярной в зависимости от целей коммуникации или под влиянием социальных факторов. Ее использование в аргументативной функции регулируется этическими нормами и риторическими правилами. Эти ограничения удается обходить с помощью косвенных оценок, к которым, в частности, относятся контексты самодискредитации. Риторическое усиление речи достигается с помощью стилистических фигур и тропов.

Их использование отвечает двум основным тенденциям языка газеты: стремлению к стандартизованности  и к экспрессивности. Основная выразительная  нагрузка падает в газете на четыре типа фигур: вопросы, повторы, аппликации и структурно-графические выделения. Тропы не только украшают текст, но и помогают осмыслить действительность, структурируя ее и смещая акценты. Некоторые изначально выразительные средства языка, употребляемые в печати, постепенно превращаются в штампы, которые являются одним из воплощений стандарта.

Средства массовой информации в значительной степени определяют нормы языка и общения, и тем  более велика их ответственность  за то, чтобы эти нормы отвечали лучшим культурным традициям.

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Язык современной публицистики: сб.статей/ сост. Г.Я. Солганик – 2-е изд., испр. – М.: Флинта: наука, 2007.-232с.
  2. Дускаева Л.Р., Протопопова О.В. Русский язык и культура речи: Учеб.         пособие/ Перм. гос. техн. ун-т - Пермь,2003.-178с.
  3. Вестник  Моск-го ун-та научн. журнал №5  2004г. Серия 9, филология. Ст. Кудрявцева Л.А. Роль языка СМИ в развитии общенационального языка.
  4. Земский А.М. и др. Русский язык: В 2-х ч.: 4.1. Лексикология, стилистика и культура речи, фонетика, морфология: Уч-к для студентов средних педагогических учебных заведений/А.М.Земский, С.Е. Крючков, М.В. Светлаев; Под ред. В.В.Виноградоваю-11-е изд., испр. М.: Издательский центр «Академия», 1997.-304 с.
  5. Далецкий Ч.Е. Риторика: заговори, и я скажу кто ты: Учебное пособие.- М.:Омега-л,2004.-488с.
  6. Рябинович Е.Г. Риторика повседневности: филологические очерки.- СПб.: Изд-во Ивана Мимбаха,200-.-240с.
  7. «Русская речь» научно-популярный журнал российской академии наук российского фонда культуры М.: «Наука», 2003г. Январь-февраль №1. Статья «Что несёт с собой жаргон» М.В.Колтунова
  8. «Русская речь» научно-популярный журнал российской академии наук российского фонда культуры М.: «Наука»,1993г. Ноябрь-декабрь №6. Статья «О глагольной метафоре. Молодёжный жаргон»
  9. «Русская речь» научно-популярный журнал российской академии наук российского фонда культуры М.: «Наука», 2007г. Май-июнь №3. Статья «На вопросы отвечает интернет-портал ГРАМОТА.РУ» Н.С.Гришина
  10. «Русская речь» научно-популярный журнал российской академии наук российского фонда культуры М.: «Наука», 2002г. Январь-февраль №1. Статья «Русская речь в интернете» Трофимова Г.Н.
  11. «Русский язык. Первое сентября» ,1998г. Апрель №15. Статья « Общий жаргон» Рогозина Р.И.
  12.   Язык средств массовой информации: Сб.обзоров/РАН.ИНИОН. Центр гуманит. науч-информ. исслед., Отд. Языкознания; Отв. Ред. Трошина Н.Н.-М.,2007.-173с.
  13.   Русская речевая культура. Учебный словарь-справочник. -СПб.:»САГА», Азбука-классика, 2006.-224с.
  14.   Введенская Л.А., Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов/Л.А. Введенская, Л.Г.Павлова, Е.Ю.Каклаева-18-е изд. Ростов н/Д: Фникс,2006.-544с. (Высшее образование)
  15.   Язык современной публицистики: сб.статей/сост. Г.Я.Солганик. 2-е изд., испр. -М.: Флинта: Наука 2007.-223с.

1 Виноградов С.И., Платонова О.В. и др. Культура русской речи. – М.: 1999.

2 Виноградов С.И., Платонова О.В. и др. Культура русской речи. – М.: 1999.

3 Баранов А. Н., Паршин В. В. Языковые механизмы вариативной интерпретации действительности как средство воздействия на сознание // Роль языка в средствах массовой коммуникации. – М., 2003.


Информация о работе Влияние СМИ на состояние речевой культуры