Античная риторика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 20:25, реферат

Краткое описание

Античная риторика исключительно большое значение придавала подготовке публичного выступления (это четыре из пяти этапов приведенной схемы). Греки говорили, что речи Демосфена пропитаны маслом ночной лампады, при свете которой он их сочинял.
Подготовка к любому ораторскому монологу начинается с определения его темы и цели. Тему определяет либо сам автор, либо те, кто приглашает его произнести речь. Название выступления должно быть ясным, четким, по возможности кратким. Оно должно отражать содержание речи и привлекать внимание слушателей, например: «Нужны ли нам атомные электростанции?», «Мы - за демократическую Россию», «Состояние охраны труда и техники безопасности в цехе № 5», «О подготовке к проведению сертификации изделий».

Вложенные файлы: 1 файл

В сфере культуры речи в публичной речи.docx

— 33.90 Кб (Скачать файл)

В сфере культуры речи в  публичной речи, где выступление-это  устное монологическое высказывание с  целью оказания воздействия на аудиторию, наиболее часто используются такие  жанры, как доклад, информационная, приветственная и торговая речь.

Античная риторика исключительно  большое значение придавала подготовке публичного выступления (это четыре из пяти этапов приведенной схемы). Греки говорили, что речи Демосфена  пропитаны маслом ночной лампады, при  свете которой он их сочинял.

Подготовка к любому ораторскому  монологу начинается с определения  его темы и цели. Тему определяет либо сам автор, либо те, кто приглашает его произнести речь. Название выступления  должно быть ясным, четким, по возможности  кратким. Оно должно отражать содержание речи и привлекать внимание слушателей, например: «Нужны ли нам атомные  электростанции?», «Мы - за демократическую  Россию», «Состояние охраны труда и  техники безопасности в цехе № 5», «О подготовке к проведению сертификации изделий».

При разработке повестки для  совещаний необходимо особое внимание обращать на формулировку тем докладов и сообщений. Темы должны ориентировать  людей на участие в обсуждении конкретных проблем. Поэтому целесообразно  «расшифровывать» пункт повестки дня  «Разное», «О разном» человек будет иметь возможность заранее подготовить и продумать свое выступление. Некоторые речи не имеют названий: приветственная, митинговая и другие.

Искусство выступления - искусство  совершенно особого рода. Для современного человека это не более чем средство для достижения жизненного успеха, некий набор приемов, овладев  которыми можно добиваться от людей  желаемых действий.

Совершенно иначе смотрели на него древние греки, в чьих полисах  впервые появились великие риторы. Для них искусство речи было неотделимо от искусства мыслить, и не случайно, что риторика как самостоятельная  сфера образования развивалась вместе с наукой и философией. Такое отношение к «мысли изреченной» прошло красной нитью через всю историю человечества.

Уже в XIX веке, мыслители пришли к убеждению, что именно общение  с себе подобными, а вовсе не Божий дар или наследственные программы превращает новорожденного младенца из беспомощного представителя отряда приматов в разумное существо, называемое человеком. И неудивительно, что путь к подлинной свободе самые романтические из философов той эпохи видели в новых формах общения людей.

По рассказам профессионалов, типичная картина выступления неподготовленных менеджеров различного уровня на бизнес-конференциях обычно такова: человек, крадучись, будто его преследуют, выходит на трибуну. Шарит по карманам, настороженно оглядываясь по сторонам. Достает бумажку с заготовленной речью и говорит: «Ой, простите, я здесь случайно .Постараюсь не занимать ваше время. Я не оратор, выступать не умею» При этом весь вид оратора говорит: как я вообще здесь оказался? Затем он начинает читать то, что написано у него на бумажке.

Изредка отрывает глаза от текста, чтобы посмотреть на потолок  или на свои ботинки. Если оратор держит бумажку с текстом не двумя  руками, то вторая рука, как правило, оказывается вцепившейся в стол или кафедру.

Иногда свободной рукой  выступающий шарит по карманам, доставая оттуда попеременно то - очки, то смятый носовой платок, с удивлением все  это разглядывая. Речь звучит однотонно, причем слышат ее обычно только первые три ряда. По оратору видно, что  текст ему очень надоел. Лицо его  принимает различные выражения - то удивление (видимо, тому, что написано в бумажке), то задумчивость (наверное, пытается понять, что такое он вообще говорит). Наконец он делает вид, что  выступил. На лице явное облегчение. Аплодисменты в зале. Оратор спускается со сцены с явным удовольствием - обязательная программа позади.

Прежде всего, к выступлению  нужно правильно подготовиться. И хотя рекомендации, которые обычно даются по этому поводу, могут показаться банальными, стоит упустить из виду хотя бы один из этапов подготовки и  речь может быть скомкана.

При подготовке выступления (как и при выполнении любой  другой важной задачи), необходимо постоянно  задавать себе и отвечать на три  самых важных вопроса:

Что я делаю? Зачем я  делаю? Как я делаю?

Первый этап подготовки речи - это выбор и уточнение темы выступления. Казалось бы, более очевидного этапа, и придумать нельзя. Но дело не только в том, что на этом этапе  нужно четко и ясно сформулировать, о каком предмете пойдет речь. Очень  важно отдать себе отчет, какова субъективная цель вашего выступления. Ведь выступление  можно готовить с совершенно разными  целями. Можно - для того, чтобы получить пятерку на экзамене, можно - для  того, чтобы понравиться аудитории  или одному человеку из этой аудитории, можно - чтобы выиграть спор, например, в суде. Можно вообще делать это  выступление для себя, а вовсе  не для аудитории, например, чтобы  избавиться от неприятного осадка, который оставило предыдущее выступление, закончившееся, скажем, провалом. Важно  ясно понять, какова ваша цель, и признаться себе в этом честно, не пытаясь ничего приукрашивать.

Следующий очень важный этап - определение целевого направления  речи. Возможных направлений достаточно много - например, речи воспитательные, речи развлекательные. Хочется выделить два направления, которые, по мнению автора, являются самыми главными информационная речь и агитационная речь. У информационной речи задача заключается в том  чтобы, поделиться каким-то знанием  и заставить слушателя задуматься над ним, больше ничего. А агитационная речь всегда содержит в себе призыв к действию. Начинающие ораторы часто  делают ошибку, смешивая агитационную речь с информационной, и не достигают в результате необходимой для их целей силы воздействия речи.

Особенно важно представить  себе то, что режиссер Станиславский  называл «сверхзадачей выступления». То есть представить себе идеальный  исход: чего автор речи хотел бы в  идеале? Если при подготовке речи иметь  в виду сверхзадачу, то задачу уж точно  будет выполнена. Например, при подготовке курсовой работы задача можно сформулировать так: «Защитить курсовую работу». А  какой может быть сверхзадача? «Написать  работу, которая может стать основой  диплома. Написать работу, которая убедит преподавателя пригласить вас писать дипломную работу у него. Написать курсовую работу, которая покажет, что  автор достоин обучения в аспирантуре».

Дальше можно переходить к третьему этапу, а именно - к  составлению предварительного рабочего плана. Это именно план подготовки, а не план самого выступления. Путать эти два плана - грубейшая ошибка. Рабочий план подчинен логике, он прямолинеен, в нем нет интриги, завязки, интересных деталей. А если в окончательном  варианте речи нет ни интриги, ни завязки, ни деталей, то это, конечно же, слабое выступление, даже если информация для  него подобрана замечательно.

Рассмотрим основные правила  составления рабочего плана. Первое: рабочий план не должен ни в коем случае воспроизводить структуру какой-либо одной книги.

Маловероятно, что цели, которые  преследовал автор при написании  книги, совпадают полностью с  целями готовящего выступления.

Почти невероятно к тому же, что совпадет и целевая аудитория. Задача автора речи - использовать мысли  автора книги, а не подчиниться его  логике. Рабочий план должен содержать  не более четырех вопросов, которые  бы отсылали автора речи к различным  типам источников.

Например, автор готовит  речь на тему «Современные полемики вокруг дарвинизма».

Можно предложить три-четыре вопроса. Основные положения самой  теории Дарвина. Споры вокруг теории Дарвина среди современников  ученого. Современные полемики с  этой теорией.

Может ли научная теория претендовать на опровержение учения о сотворении жизни божеством.

Заметим, что каждый из этих вопросов отсылает будущего автора речи к различной литературе. Первый - к знаменитому дарвиновскому  труду, второй - к трудам его современников, третий - к трудам сегодняшних ученых, четвертый -к трудам совершенно специфических авторов. В этом случае в результате работы над речью получится действительно самостоятельное сочинение, а не пересказ какого-то одного автора.

Следующий, четвертый, этап работы над речью - сбор материала. Существует несколько секретов, которые могут  значительно облегчить работу на этом этапе.

Первое, что нужно иметь  в виду: сбор материала - это не сбор информации. Это не столько чтение книг, сколько вынашивание собственных  мыслей по поводу данной темы. Поэтому  его нельзя оставлять сбор информации на последние один - два дня.

Если выступление предстоит  через месяц, то при хорошей работоспособности  и владении техниками быстрого чтения за несколько дней можно прочесть огромное количество материала. Но за этот срок невозможно выносить мысль, даже приложив колоссальные усилия. На этапе сбора материала необходимо стараться думать о своей теме везде а, не только садясь за стол: в  транспорте, на прогулке - где угодно.

При этом очень полезно  все приходящие в голову мысли  обязательно записывать. «Мысль изреченная»  -явление совершенно особое. Не случайно величайшие умы человечества столько размышляли над фундаментальным различием между мыслью, еще находящейся в голове, и мыслью, оформленной в слова, легшей на бумагу. Запись мысли - это всегда качественное преобразование ее содержания. Поэтому, когда на этапе подготовке речи будущий автор берет в руки карандаш и письменно фиксирует пришедшую в голову идею, он сразу же убивает множество зайцев. выступление ораторский монолог

Во-первых, чтобы ее записать пришедшую в голову мысль, нужно  ее четко сформулировать, что для  действительно новых, оригинальных, еще только созревающих мыслей весьма немало.

Во-вторых, пока мысль не выплеснута на бумагу, невозможно по-настоящему освободиться от нее, перейти к обдумыванию  следующих пунктов выступления  или вообще каких-то новых проблем.

Наконец, в-третьих, записанная мысль может теперь стать достоянием другого человека.

Где именно записывать, каждый выбирает по вкусу, и во многом это  зависит от организованности самого человека. Идеальный вариант - всегда при себе иметь набор заранее  подписанных и рассортированных карточек, куда можно легко и быстро записать пришедшие вам в голову мысли по тем или иным темам.

Можно использовать любой  подручный материал, например, обложки  тетрадей. Главное, чтобы это не были отдельные листочки, которые быстро и легко могут затеряться. Ну а  самый удобный вариант - конечно, компьютер. Удобно, например, завести  отдельный файл, называется, например, «Заметки по поводу» и всякий раз, когда в голову приходит перспективная  мысль, заносить ее в этот файл. Помимо этого нужно для себя определить как часто (раз в пять дней, в  неделю) целесообразно этот файл просматривать. Это очень удобный способ работы.

Потом, когда начинается уже этап компоновки материала, о  котором мы дальше поговорим, выясняется, что уже процентов на восемьдесят  речь готова: что-то написано уже и  по этому поводу что-то написали, и  по этому, и по тому. К иным выступлениям следует начинать подготовку не за месяц, а за год, а то и больше. Следующее правило: на этапе сбора  материала необходимо стараться обсуждать тему своего выступления со всеми, с кем только возможно. Пользу таких обсуждений невозможно переоценить.

Во-первых, обсуждать то, что вам совершенно не интересно, в неформальной обстановке почти. С  ситуациями, когда на трибуну выходит  оратор и на протяжении десятка минут  произносит скучную, ему самому безразличную речь, мы, к сожалению, сталкиваемся нередко. Но с друзьями и за чаем говорить о том, что абсолютно  вас не трогает, невозможно. И если при подготовке речи автор почувствует, что не может ни с кем тему своего выступления обсуждать - значит, он еще плохо с ней знаком, ничего своего, интересного для самого себя в ней не нашел.

Во-вторых, если человек, с  которым вы беседует автор, не является компетентным в обсуждаемой области, это не неудача, а просто находка. Ведь такой собеседник будет задавать вопросы о вещах, которые автору речи кажутся очевидными и необходимость  пояснения которых вполне могла  бы составить немалые трудности  для автора речи.

Ну а если уж попадется  человек осведомленный - конечно, это  будет тем более кстати. Невозможно переоценить пользу, получаемую от обсуждения специфических тонкостей  темы с профессионалом.

После завершения содержательной подготовки к выступлению необходимо заняться его формой - тщательно  продумать структуру, последовательность частей и разделов, руководствуясь теперь уже не логикой сбора материала, а логикой его подачи. Работа на этом важном и многоплановом этапе  существенно зависит от характера  ожидаемой аудитории.

Как правило, в структуре  речи выделяют три части: вступление, где главное - привлечь внимание слушателей, установить с ними контакт, заинтересовать их;

основная часть, собственно изложение оформленных мыслей, стержень которых аргументация, достигаемая  за счет непротиворечивости мысли и  точности языка, заключение в качестве которого могут подаваться выводы, личное отношение автора к содержанию, указания на нерешенные проблемы, пожелания, призывы к дальнейшим действиям.

И, наконец, последний этап - подготовка к непосредственному  изложению текста. Надо или не надо писать текст выступления целиком?

Как быть с его заучиванием - не учить вообще, при выступлении  рассчитывая на собственную живую  речь, выучить лишь отдельные фрагменты  или же, дабы обезопасить себя от связанных с волнением казусов, выучить текст наизусть?

Самые разные специалисты  по теории ораторского искусства  сходятся в одном: чего не надо делать точно, так это целиком учить  выступление наизусть. Конечно, в  случае выученного текста может получиться очень хорошее и даже замечательное выступление.

Но, во-первых, это требует  немалых усилий при подготовке, во-вторых-неимоверного психологического напряжения при самом выступлении. А самое главное, заученное выступление будет успешным только в стерильной обстановке, малейшая неожиданность , кто-то из слушателей задает вопрос, начинает спорить - и вы сбились, не можете добавить от себя ни одной фразы, начинаете мучительно искать выскочившую из головы формулировку.

Информация о работе Античная риторика