Академическое красноречие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2014 в 13:06, реферат

Краткое описание

Цель работы: изучить необходимые знания об основах российского академического красноречия, познакомиться с яркими представлениями ораторского искусства.
Задачи: изложить основы российского академического красноречия, дать общее представление о профессиональных коммуникациях юриста, о публичной речи как инструменте эффективного общения, формировать навыки управления аудиторией.

Вложенные файлы: 1 файл

риторика.docx

— 37.08 Кб (Скачать файл)

Введение

Знание русского языка, владение культурой публичного выступления - необходимые профессиональные качества современного сотрудника,  одни из обязательных условий его эффективной работы.

Актуальность темы: наблюдения показывают, что речь большого количества сотрудников отличается невыразительностью, неточностью, неправильностью, нарушением этикетных норм, в общении часто отсутствует логичность, глубина, конкретность, смысловая позитивность. В целом речевое поведение сотрудников отличается закрытостью, отстраненностью от адресата.

Специалисты органов внутренних дел как сотрудники сферы «повышенной речевой ответственности» должны иметь соответствующую речевую подготовку, так как их речевое поведение имеет свою специфику и должно быть определенным образом воспитано, сформировано.

Овладевая знаниями, умениями и навыками речевого поведения, развивая речевые способности, сотрудник развивает речевую культуру, свой профессионализм. Повышая культуру речи, сотрудник овладевает профессионально значимыми речевыми умениями и навыками: выступать публично, строить монологическую речь, управлять слушателями.

Цель работы: изучить необходимые знания об основах российского академического красноречия, познакомиться с яркими представлениями ораторского искусства.

Задачи: изложить основы российского академического красноречия, дать общее представление о профессиональных коммуникациях юриста, о публичной речи как инструменте эффективного общения, формировать навыки управления аудиторией.

Самооценка знания русского языка, умения подбирать нужные языковые средства, понимание необходимости овладения мастерством устной речи в процессе обучения позволят повысить грамотность и качество устных выступлений сотрудников, авторитет органов внутренних дел.

 

  1. Основы ораторского искусства

 

Ораторской речью называют убеждающую речь, которая обращена к широкой аудитории, произносится профессионалом речи (оратором) и имеет своей целью изменить поведение аудитории, ее взгляды, убеждения, настроения и т.п.

Выделяются следующие особенности ораторской речи:

- ораторская речь рассчитана на публику, на группу лиц, однородных или неоднородных по таким параметрам, как образование, культура слушания, подготовленность к восприятию, эмоциональный настрой, внутренние установки и т.д. Следовательно, ораторская речь – это речь публичная;

- в ораторских  выступлениях ставятся и раскрываются  вопросы, имеющие гражданское звучание, социальную значимость. При этом  ставятся задачи воздействия на ум, чувства, действия людей, то есть задачи убедить их в чем-то; вызвать определенные чувства, подъем духа, воодушевить; повлиять на поведение, поступки людей. Эти задачи ораторских выступлений берут свое начало от традиций Древней Греции, где риторика складывалась и развивалась прежде всего как ораторское искусство. Итак, ораторское выступление – это речь убеждающая, воздействующая;

- ораторская речь  отличается своей особой, нередко  приподнятой эмоциональностью, подъемом, пафосом. Вспомним слова Аристотеля, который писал, что слушатель всегда сочувствует оратору, говорящему с чувством, если даже он не говорит ничего основательного. Подытожим, ораторская речь – это речь публичная, воздействующая, эмоциональная.

Стремление говорящего изменить поведение слушателя может касаться самых различных сторон его жизни: убедить голосовать за нужного депутата, склонить к принятию нужного решения в сфере коммерческой деятельности, побудить его покупать определённые товары, продукты и т.п. Таких конкретных целей существует бесчисленное множество, но в любом случае воздействующая речь направлена на внеязыковую действительность, в сферу жизненных интересов, потребностей слушателя. Умение убеждать всегда ценилось обществом. Особенно велика роль профессионала речи в сфере политики, общественной деятельности. Возрастание роли воздействующей речи в жизни общества привело к возникновению учения, которое разрабатывало теорию этой разновидности речевой деятельности. Такое учение называется риторикой. В русской традиции в качестве синонимов употребляются также слова «оратория» и «красноречие».

Объективной основой зарождения ораторского искусства как социального явления стала насущная необходимость публичного обсуждения и решения вопросов, имевших общественную значимость. Чтобы обосновать ту или иную точку зрения, доказать правильность выдвигаемых идей и положений, отстоять свою позицию, нужно было хорошо владеть искусством слова, уметь убедить слушателей и повлиять на их выбор.

Важнейшим условием появления ораторского искусства были демократические формы управления, активное участие граждан в политической жизни страны.

Это обнаружилось еще в Древней Греции. По свидетельству историков, Афины с их демократическими спорами на площадях, в суде и на народных собраниях в короткий срок выдвинули величайших ораторов, политиков, мыслителей, поэтов, создали бессмертные произведения культуры. Крупной политической силой, культурным достижением было ораторское искусство и в Древнем Риме.

Термин ораторское искусство (лат. ōrātōria) античного происхождения. Его синонимом является греческое слово риторика (гр. rhētorike) и русское красноречие.

Выражение ораторское искусство имеет несколько значений. Под ораторским искусством прежде всего понимается высокая степень мастерства публичного выступления, качественная характеристика ораторской речи, искусное владение живым словом. Ораторским искусством называют также исторически сложившуюся науку о красноречии и учебную дисциплину, излагающую основы ораторского мастерства. Кроме того, современный исследователь Е.А. Ножин утверждает, что ораторское искусство – это не искусство, а один из специфических видов человеческой деятельности, овладеть которым может всякий грамотный человек в результате упорного труда.

На протяжении многовековой истории своего развития ораторское искусство использовалось в различных сферах жизни общества: духовной, идеологической, социально-политической.

Ораторское искусство всегда обслуживало интересы определенных социальных групп, отдельных личностей. Оно служило как правде, так и лжи, было использовано как в нравственных, так и в безнравственных целях.

Основной особенностью ораторского искусства является его сложный синтетический характер. Философия, логика, психология, педагогика, языкознание, этика, эстетика – науки, являющиеся основой ораторского искусства. Лингвисты разрабатывают теорию культуры устной речи, дают рекомендации ораторам по использованию языковых средств. Психологи изучают вопросы восприятия и воздействия речевого сообщения, занимаются проблемами устойчивости внимания во время публичного выступления, исследуют психологию личности оратора, психологию аудитории как социально-психологической общности людей. Логика учит оратора последовательно и стройно излагать свои мысли, правильно строить выступление, доказывать истинность выдвигаемых положений и опровергать ложные утверждения противников.

Ораторское искусство никогда не было однородным. В зависимости от конкретной сферы применения оно исторически подразделялось на различные виды.

Современная научная и методологическая литература отмечает многообразие видов ораторской речи и классифицирует их по различным основаниям. Выделяются устные выступления монологические и диалогические, эмоциональные и рациональные и т.д.

Наиболее полно классификация современного красноречия представлена Г.З. Апресяном, который выделяют следующие роды красноречия: социально-политическое, академическое, судебное, социально-бытовое, духовное, то есть церковно-богословское. К социально-политическому красноречию относятся выступления на социально-политические, политико-экономические, социально-культурные, этико-нравственные темы, выступления по вопросам научно-технического прогресса, отчетные доклады на съездах, собраниях, конференциях, дипломатические, политические, военно-патриотические, митинговые, агитаторские, парламентские речи. К академическому красноречию относятся вузовская лекция, научный доклад, научный обзор, научное сообщение, научно-популярная лекция. К судебному красноречию относятся прокурорская, или обвинительная, речь и адвокатская, или защитительная, речь. К социально-бытовому красноречию относится юбилейная речь, посвященная знаменательной дате или произнесенная в честь отдельной личности, носящая торжественный характер, приветственная речь, застольная речь, произносимая на официальных, например дипломатических, приемах, надгробная речь, посвященная ушедшему из жизни. К духовному красноречию относится проповедь и речь официальная.

Данная классификация достаточно полно отражает современное ораторское искусство, хотя не охватывает всех видов красноречия. В частности, в ней не представлены дискуссионные и полемические речи, такая эффективная форма ораторской речи, как реплика, ответы на пресс-конференции, слово за «круглым столом», а также виды красноречия, применяемые на радио и телевидении.

Кроме того, исследователи выделяют парламентское красноречие как разновидность социально-политического, дипломатическое красноречие (речь на международной конференции и речь в процессе дипломатического акта), военное красноречие (речь-приказ, инструктивная речь, выступление на военно-политическую тему, воодушевляющая речь, призыв), торговое красноречие (реклама), лекционно-пропагандистское красноречие (лекция научно-теоретическая, научно-популярная, научно-методическая, кинолекция, лекция-экскурсия, лекция-концерт, лекция-информация, беседа, репортаж, воспоминание, инструктаж, показ, циклы лекций), диалогическое красноречие (формы реализации: спор, дискуссия, диспут, беседа, деловое совещание, интервью, пресс-конференция, деловая игра, «круглый стол», вечер вопросов и ответов).

В академическое красноречие включаются три основных вида: собственно академическое (в среде ученых – научный доклад, реферат, обзор), вузовское (лекция, цикл лекций) и школьное (рассказ учителя, школьная лекция).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Оратор и его аудитория

 

Человек в устном общении проводит 65% своего времени. По данным американских ученых, расход чистого времени на беседы у среднего жителя Земли составляет 2,5 года. За это время каждый из нас успевает «наговорить» около 400 томов объемом по тысяче страниц каждый. Японские лингвисты выяснили, что служащие Японии тратят на устную речь около половины времени своего бодрствования – семь часов в сутки, на чтение уходит 1,5 часа, на письменную речь – всего 47 минут. Эти данные говорят, что человек мыслящий (homo sapiens) превратился в человека говорящего (homo eloquens). При этом от одной только мысли о предстоящем докладе, переговорах или беседе с руководителем многих бросает в дрожь, пересыхает во рту, появляется страх. Вы не такой? Вы в этом уверены? Х. Маккей в книге «Дорога к вершине» рассказал о проведенном исследовании «10 самых больших страхов американцев». Страх № 1 в Америке – выступление перед публикой. Когда об этом говорят на лекциях, люди смеются, а затем кивают головами. Почему публичные выступления приводят в ужас? Это во многом связано с чувством незащищенности. Мы боимся выглядеть глупо, понимая, что наша речь несовершенна.

Специалист, хорошо владеющий речью, имеет больше возможностей в достижении профессиональных успехов. Нет сомнений, что такой человек выше на голову всех остальных. «Никакая другая способность, – говорит современный психолог Чонси М. Депью, – которой может обладать человек, не даст ему с такой быстротой сделать карьеру, добиться признания, как способность хорошо говорить». Подтверждая это, британский исследователь деловой коммуникации М.Орган утверждает, что отношение других людей к нам только на 30% определяется тем, что мы говорим, и на 70% зависит от того, как мы говорим.

Коммуникативная заинтересованность; настроенность на мир собеседника; близость мировоззрения говорящего и слушающих; знания норм общения способствуют установлению контакта между оратором и аудиторией.

Несмотря на то, что мы утверждаем, что слово – это то, что характеризует человека прежде всего, антиномия состоит в том, что риторические правила духовной морали рекомендуют немногословие, молчание, слушание и внутреннее сосредоточение. В речевой способности следует отделять красноговорение от смысла, содержания речи. Шекспир писал: «Где мало слов, там вес они имеют». К сожалению, немногие умеют говорить кратко, по делу.

Поэтому первая заповедь культуры речевого поведения, выдвигаемая нами – это избегай многословия. Оратор вредит себе, говоря больше и дольше, чем того требует ситуация. А. С. Пушкин в «Домике в Коломне» писал: «А кто болтлив, того молва прославит вмиг извергом». Заметим, что лихие ораторы всех мастей не способны вести диалог друг с другом, договариваться, находить общий язык. При этом они могут говорить часами.

Вот на этом примере можно сформулировать и вторую заповедь: всегда знай цель своей речи. В многословии всегда много пустословия. Приведем небольшую риторическую притчу: если мне нужно выступить 10 минут, мне нужно на подготовку месяц; если я могу выступать полчаса, дайте мне на подготовку речи две недели; если я могу говорить бесконечно, я могу начать свое выступление сейчас. Чем меньше содержательности в речи, тем больше слов. Неважно, в быту или на службе нас окружают такие вот «изверги»: непонятно зачем и кому говорится море разливанное из слов. Слушать таких ораторов точно не будут. Говоря о речевом поведении, мы говорим об общении при помощи речи. Конечно, общаться можно и без слов (взглядом, жестом, движением можно очень многое сказать). И все-таки общение и речь неотделимы друг от друга в нашем сознании. У Тютчева есть дивные строки в «Silentium!» (Молчание): «Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя?» Понятно – при помощи слов. Но слова имеют смысл, если обращены к кому-то. Это может быть даже сам говорящий, обращающийся к себе; это может быть и собака, бессловесное, но понимающее тебя живое существо; это может быть и шкаф (помните, у Чехова?)… Мы видим, что важность первого правила «избегай многословия» зависит от цели речи. Знать эту цель, вступая в разговор, отдавая себе отчет зачем ты в него вступил – второе правило.

Информация о работе Академическое красноречие