Академическое красноречие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 17:33, реферат

Краткое описание

Современное общество характеризуется интенсивным развитием речевых коммуникаций. Техника рождает новые формы речевой связи, следствием чего становится появление не только новых видов и жанров общения, но и новых учебных коммуникативных дисциплин. ХХ век существенно обогатил состав наук, занимающихся речью. К ним следует отнести и культуру речи, и стилистику, и прагматику, и речевой этикет, и психолингвистику, и лингвистику текста, и психологию общения и мн. др.

Содержание

Введение
Ораторское искусство и красноречие
История академического и лекционного красноречия
Академическое красноречие
Научный доклад
Лекция
Научная статья
Оратор и его аудитория
Особенности академического красноречия
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Академическое красноречие (русский).doc

— 89.00 Кб (Скачать файл)

Оратор  и его аудитория.

Главным понятием риторики является оратор (от латинского «огаге» - говорить). Люди, к которым обращены его слова, составляют аудиторию (по латыни «audire» - слышать). Оратор и аудитория в процессе публичного выступления взаимодействуют друг с другом.

Оратору, читающему  текст лекции, доклада, необходимо помнить, что перенасыщение выступления фактическим материалом утомляет слушателей, как утомляют их частые повторы, сложные конструкции, монотонность. Говорить просто о сложном - вот задача, которую должен ставить перед собой лектор. Вторая задача - научить творчески мыслить, разбудить сознание слушателей, заставить их самостоятельно искать ответы на поставленные вопросы.

Нельзя забывать, что лектор не только создатель, но и исполнитель речи. Недостаточно подготовить интересную по содержанию лекцию, нужно научится выступать с речью, то есть овладеть методикой красноречия. И здесь все важно: громкость голоса, интонация, темп и ритм речи, паузы, жесты и мимика, манера держаться, поведение в аудитории. Лектор, которому удается расположить аудиторию глубокими знаниями, доверительным к ней обращением, уважительным отношением, приятным голосом, приветливой улыбкой, уверенностью в поведении и другими средствами, несомненно, добьется успеха у слушателей.

Лучше лекции просты, ясны, понятны и полны  глубокого смысла, формируют определенные морально-этические принципы.

Когда оратор говорит перед аудиторией, им, как  правило, движут два желания: поделиться своей мыслью и передать чувства, им испытываемые. Сочетание мысли и чувства, рационального и эмоционального элементов речи составляют суть ораторского искусства. Противоречия здесь нет. Оба этих элемента в ораторской речи правомерны. Дело в том, что человеческое мышление осуществляется в двух формах: логической и образной, им соответствуют две разновидности познания - наука и искусство, и они взаимно дополняют здесь друг друга. В этой связи ораторская речь представляет собой своеобразный вид эмоционально-интеллектуального творчества, воплощаемого посредством живого слова: она одновременно воздействует и на сознание, и на чувства человека. Мастерство публичного выступления и состоит в том, чтобы умело использовать обе формы человеческого мышления.

Все вышесказанное  позволяет заключить, что ораторская речь сочетает в себе воздействие не только на разум слушателей, но и на их чувства, поэтому эмоциональность - совершенно естественное и вместе с тем необходимое качество публичной речи, которое помогает воспринять и усвоить ее содержание [6, c. 158].

Особенности академического красноречия.

Особенностям  академического красноречия посвящены заметки Н.В. Гоголя, извлеченные из его статьи  «О преподавании всеобщей истории» (1834), статья И.С.Рижского – «Об академических речах», в котором автор обрисовал особенности академического красноречия.

Воспоминания  о научно-лекторской деятельности замечательных русских ученых XIX в. дают нам возможность почерпнуть полезные сведения о своеобразии лекторского мастерства, о том, как и кем преподавалась риторика в XIX в. Эти заметки дополняют общие взгляды на русское академическое красноречие.

Академическое   и   лекционное красноречие

И. С. Рижский

Опыт  риторики

(1796 г.)

Об  академических речах

Академическими  речами я называю те, которые бывают сочиняемы и произносимы в ученых обществах членами оных или сторонними, но имеющими к ним отношение мужами. Речи сего рода также известны под именем торжественных (orationes folemnes, vel inaugurales). Самое их имя показывает, что их сочиняют и говорят на какой-нибудь общественный или Академический, или относящийся до лица витии, или самих слушателей торжественный случай. Таковыми случаями бывают, например, одержанная над неприятелем знаменитая победа и проч., воспоминание основания академического сословия, вновь оказанные ему благодеяния и проч., принятие или вступление нового члена, предприемлемый целым обществом или несколькими, а иногда и одним членом оного какой-нибудь важный труд, производство в академические степени и проч. Сочинитель такой речи обязан необходимо в приступе говорить о причинах, важности и других обстоятельствах торжества и между тем нечувствительно дойти до материи всей речи, наблюдая весьма строго показанные выше о выборе материи правила и употребляя потом всякого рода соответствующее оной искусство витийства. Примером речей сего рода может быть речь, произнесенная при открытии Харьковского университета, напечатанная в «Северном Вестнике» в октябре месяце прошлого, 1805 года.

Сюда также  можно причислить рассуждения или  диссертации не потому, чтоб они были всегда в Академиях произносимы, но единственно по сходству их содержания с материями оных речей. Впрочем оне суть, так сказать, собственное мужей отличного просвещения сочинение, в котором все должно ответствовать сему предварительному о сочинителе понятию. Новые в какой-нибудь науке открытия, опровержение издавна принятых всеми, но несправедливых мнений, решение предлагаемых Академиями задач и тому подобные обстоятельства бывают их материями. Собственное оратора благоразумие служит ему и источником изобретения и правилом расположения. Само собою видно, что содержание сих сочинений не требует того искусства, которое нужно для восхищения воображения, т. е. не имеет надобности в риторических украшениях; напротив сего, главное их совершенство состоит в просвещенных и основательных мыслях и в твердой их между собою связи. Примеров сих речей находилось множество, особливо в числе издаваемых Академиями сочинении [3, c. 432].

О   преподавании   всеобщей   истории

Н. В. Гоголь

(1833 г.)

 Об академическом красноречии

(...) Слог профессора  должен быть увлекательный, огненный. Он должен в высочайшей степени овладеть вниманием слушателей. Если хоть один из них может предаться во время лекции посторонним мыслям, то вся вина падает на профессора: он не умел быть так занимателен, чтобы покорить своей воле даже мысли слушателей. Нельзя вообразить, не испытавши, какое вредное влияние происходит от того, если слог профессора вял, сух и не имеет той живости, которая не дает мыслям ни на минуту рассыпаться. Тогда не спасет его самая ученость: его не будут слушать; тогда никакие истины не произведут на слушателей влияния, потому что их возраст есть возраст энтузиазма и сильных потрясений; тогда происходит то, что самые ложные мысли, слышимые ими стороною, но выраженные блестящим и привлекательным языком, мгновенно увлекут их и дадут им совершенно ложное направление. Что же тогда, когда профессор еще сверх того облечен школьною методою, схоластическими мертвыми правилами и не имеет даже умственных сил доказать их; когда юный, развертывающийся ум слушателей, начиная понимать уже выше его, приучается презирать его? Тогда даже справедливые замечания возбуждают внутренний смех и желание действовать и умствовать наперекор; тогда самые священные слова в устах его (...) превращаются для них в мнения ничтожные. Какие из этого бывают ужасные следствия, это видим, к сожалению, нередко.

И потому-то не должно упускать из внимания, что возраст  слушателей есть возраст сильных впечатлений; и потому нужно иметь всю силу, всю увлекательность, чтобы обратить этот энтузиазм их на прекрасное и благородное; чтобы рассказ профессора дышал сам энтузиазмом. Его убеждения должны быть так сильны, так выведены из самой природы, так естественны, чтобы слушатели сами увидели истину еще прежде, нежели он совершенно укажет на нее. Рассказ профессора должен делаться по временам возвышен, должен сыпать и возбуждать высокие мысли, но вместе с тем должен быть прост и понятен для всякого. Истинно высокое одето величественною простотою: где величие, там и простота. Он не должен довольствоваться тем, что его некоторые понимают; его должны понимать все. Чтобы делаться доступнее, он не должен быть скуп на сравнения. Как часто понятное еще более поясняется сравнением и потому эти сравнения он должен брать из предметов самых знакомых слушателям. Тогда и идеальное и отвлеченное становится понятным. Он не должен говорить слишком много, потому что этим утомляет внимание слушателей и потому что многосложность и большое обилие предметов не дадут возможности удержать всего в мыслях. Каждая лекция профессора непременно должна иметь целость и казаться оконченною, чтоб в уме слушателей она представлялась стройною поэмою; чтобы они видели в начале, что она должна заключать в себе и что заключает: чрез это они сами в своем рассказе всегда будут соблюдать цель и целость [3, c. 440].

Заключение.

Как мы видим, основу речей любого рода составляют общеязыковые и межстилевые средства. Однако каждый род красноречия имеет  специфические языковые черты, которые  образуют, микросистему с одинаковой стилистической окраской.

Термин академическое  красноречие является условным и обозначает научное красноречие. Строго научное красноречие отличается глубокой аргументированностью, высокой логической культурой, строгим стилем речи и специфической терминологией.

Вряд ли нужно  доказывать, что все виды красноречия нуждаются в осмыслении, упорядочивании, самоконтроле. Это и есть культура общения, т.е. речи. Научное осмысление некоторых видов уже имеет свою многовековую историю, иные новы: например, культура внутренней речи, которая, кстати, в жизни человека составляет наибольший, труднейший и самый долгий по времени блок. Культура мысленной речи - залог успеха внешней, звучащей или написанной, речи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы.

 

  1. Аннушкин, В.И. История русской риторики. Хрестоматия : Учебное пособие . – М.: Флинта, Наука , 2002. – 416 с
  2. Виноградов, С. И. Культура русской речи / С. И. Виноградов, Е. В. Карпинская ; под ред. Л. К. Граудина. – Москва: ИНФРА-М, 2009. -  560 с.
  3. Граудина, Л. А. Русская риторика: учебн. пособие. – М.: Просвещение : Учебная литература, 1996. – 559 с.
  4. Ильина, Т.А. Лекция в вузе. – М.: Знание, 1979. - 89 с.
  5. Карамян, Г.Г. Теория и мастерство лекционного преподавания в высшей школе. - Ереван, 1983. – 233 с.
  6. Кохтев, Н.Н. Основы ораторской речи / Н.Н. Кохтев. – Москва : Издательcтво Московского университета, 1992. – 240 с.
  7. Михайличенко Н.А. Риторика: Учебное пособие / Н. А. Михайличенко. – Москва :Новая школа, 1994. – 96 с.
  8. Стешов, В.Г. Устное выступление: логика и композиция, - М., 1991.
  9. http://www.orator.biz/

 




Информация о работе Академическое красноречие