Этнические, национальные и религиозные особенности в формировании здорового образа жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 16:13, курсовая работа

Краткое описание

Сейчас становится все понятнее, что болезни современного человека обусловлены прежде всего его образом жизни и повседневным поведением. В настоящее время здоровый образ жизни рассматривается как основа профилактики заболеваний. Подтверждается это, в частности, тем, что в США снижение показателей детской смертности на 80% и смертности всего населения на 94%, увеличение ожидаемой средней продолжительности жизни на 85% связывают не с успехами медицины, а с улучшением условий жизни и труда и рационализацией образа жизни населения. Вместе с тем в нашей стране 78% мужчин и 52% женщин ведут нездоровый образ жизни.

Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретические основания изучения здорового образа жизни в социальной медицине. 5

1.1 Понятие и принципы здорового образа жизни. 5

1.2 Проблема распространения здорового образа жизни в макросреде государства. 11

Глава 2. Влияние национальной и религиозной принадлежности в формировании ЗОЖ. 16

2.1 Значение национальных традиций различных культур в сохранении здоровья. 16

2.2 Роль религиозных организаций в охране здоровья в современном российском обществе. 20

2.2.1. Православие. 22

2.2.2. Буддизм_ 23

2.2.3. Ислам_ 24

Выводы_ 26

Заключение 27

Литература_ 28

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (4).docx

— 41.22 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РФ

 

ГОУ ВПО ВОЛГОГРАДСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

ФАКУЛЬТЕТ ФИЛОСОФИИ И  СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

 

КАФЕДРА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ И

 

МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ

 

 

Курсовая работа по дисциплине

 

«Основы социальной медицины»

 

На тему: «Этнические, национальные и религиозные особенности в  формировании здорового образа жизни»

 

 

Выполнила: студентка 

 

2-го курса гр. СР-061

 

Бембешева В.А.

 

Научный руководитель:

 

асс. Мулик Ю.А.

 

ВОЛГОГРАД 2008

 

 

Содержание

 

Введение 3

 

Глава 1. Теоретические основания  изучения здорового образа жизни  в социальной медицине. 5

 

1.1 Понятие и принципы  здорового образа жизни. 5

 

1.2 Проблема распространения  здорового образа жизни в макросреде  государства. 11

 

Глава 2. Влияние национальной и религиозной принадлежности в  формировании ЗОЖ. 16

 

2.1 Значение национальных  традиций различных культур в  сохранении здоровья. 16

 

2.2 Роль религиозных организаций  в охране здоровья в современном  российском обществе. 20

 

2.2.1. Православие. 22

 

2.2.2. Буддизм_ 23

 

2.2.3. Ислам_ 24

 

Выводы_ 26

 

Заключение 27

 

Литература_ 28

 

 Введение 

 

В последнее время, когда  стало понятно, что медицина не может  не только предотвратить, но и справиться с обрушившимся на нее обвалом  патологии, интерес к здоровому  образу жизни привлекает все более  пристальное внимание и специалистов, и широких кругов населения. Это  не в последнюю очередь обусловлено  осознанием истинности и серьезности  древнего изречения: искусство продлить жизнь — это искусство не укорачивать  ее.

 

Сейчас становится все  понятнее, что болезни современного человека обусловлены прежде всего  его образом жизни и повседневным поведением. В настоящее время  здоровый образ жизни рассматривается  как основа профилактики заболеваний. Подтверждается это, в частности, тем, что в США снижение показателей  детской смертности на 80% и смертности всего населения на 94%, увеличение ожидаемой средней продолжительности  жизни на 85% связывают не с успехами медицины, а с улучшением условий  жизни и труда и рационализацией  образа жизни населения. Вместе с  тем в нашей стране 78% мужчин и 52% женщин ведут нездоровый образ  жизни.

 

Жизнедеятельность человека во многом детерминируется сложившимися в течение длительного времени  культурными традициями общности, в  котором растет и воспитывается  индивид, в котором жили старшие  поколения. Комплекс культурных традиций общества на практике представлен национальной, этической и религиозной спецификой народности.

 

Эти традиции формировались, развивались и изменялись в течение  всего исторического процесса под  действием различных эндогенных и экзогенных факторов. В результате образовались многообразные по форме  и функциям культурные нормативы, выраженные в виде традиций, обычаев, ритуалов и др., которые оказывают влияние  практически на все сферы человеческой жизнедеятельности.

 

Цель работы – выявить  положительный опыт формирования здорового  образа жизни в группах представителей традиционных религий России.

 

Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих  задач:

 

1.         Определить современное понимание  и основные принципы здорового  образа жизни.

 

2.         Оценить роль национальных традиций  сохранения здоровья населения.

 

3.         Охарактеризовать традиционные  религии с точки зрения валеологии.

 

 Глава 1. Теоретические  основания изучения здорового  образа жизни в социальной  медицине.   1.1 Понятие и принципы  здорового образа жизни. 

 

По определению ВОЗ, здоровье — это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и  физических недостатков. Нетрудно видеть, что в этом определении здоровье рассматривается как противопоставление болезни: или человек здоров, или  он находится в болезни. Существуют различные классификации понятия  здоровья. Например, выделяется «здоровье  населения» как статистическое понятие, характеризующееся комплексом демографических  показателей: рождаемостью, смертностью, уровнем развития, заболеваемостью, средней продолжительностью жизни, а также социально-биологическими показателями. Понятие «общественного здоровья» рассматривается как  здоровье групп (возрастно-половых, социальных, профессиональных и др.) населения, проживающего на определенной территории, в различных странах, регионах. Общественное здоровье является результатом социально  опосредованных действий, проявляющихся  через образ жизни человека, группы населения. Понятие «здоровье популяции» рассматривает процесс социально-исторического  развития психосоциальной и биологической  жизнедеятельности населения в  ряду поколений, повышения трудоспособности и производительности общественного  труда, совершенствования психофизиологических возможностей человека.

 

Межведомственная комиссия по охране здоровья населения Совета безопасности России определила здоровье «как ведущий системообразующий  фактор национальной безопасности». Комиссия считает здоровье эквивалентом и  выражением свободы деятельности человека. Под национальной же безопасностью  по­нимается защищенность жизненно важных интересов страны от внутренних и внешних угроз: агрессии, экономического спада, экологических катастроф. Если же здоровье популяции, среда обитания, снижение рождаемости, рост смертности выходят из-под контроля, то не может  быть и безопасности. В литературе достаточно часто встречаются словосочетания «физическое здоровье», «психическое здоровье» и целый ряд других. Признавая методологическую их неправомерность, так как здоровье понимается как  интегральный показатель функционирования организма в целом, при рассмотрении отдельных вопросов допустимо их использование.

 

В определении понятия  здорового образа жизни необходимо учитывать два отправных фактора  — генетическую природу данного  человека и ее соответствие конкретным условиям жизнедеятельности.

 

Здоровый образ жизни  есть способ жизнедеятельности, соответствующий  генетически обусловленным типологическим особенностям данного человека, конкретным условиям жизни и направленный на формирование, сохранение и укрепление здоровья и на полноценное выполнение человеком его социально-биологических  функций.

 

В приведенном определении  здорового образа жизни акцент делается на индивидуализации самого понятия, то есть здоровых образов жизни должно быть столько, сколько существует людей. В установлении здорового образа жизни для каждого человека необходимо учитывать как его типологические особенности (тип высшей нервной  деятельности, морфофункциональный  тип, преобладающий механизм вегетативной нервной регуляции и т.д.), так  и возрастно-половую принадлежность и социальную обстановку, в которой  он живет (семейное положение, профессию, традиции, условия труда, материального  обеспечения, быта и т.д.). Важное место  в исходных посылках должны занимать личностно-мотивационные особенности  данного человека, его жизненные  ориентиры, которые сами по себе могут  быть серьезным стимулом к здоровому  образу жизни и к формированию его содержания и особенностей.

 

Отметим ряд ключевых положений, лежащих в основе здорового образа жизни:

 

1. Активным носителем здорового  образа жизни является конкретный  человек как субъект и объект  своей жизнедеятельности и социального  статуса.

 

2.В реализации здорового  образа жизни человек выступает  в единстве своих биологического  и социального начал.

 

3.В основе формирования  здорового образа жизни лежит  личностно-мотивационная установка  человека на воплощение своих  социальных, физических, интеллектуальных  и психических возможностей и  способностей.

 

4.Здоровый образ жизни  является наиболее эффективным  средством и методом обеспечения  здоровья, первичной профилактики  болезней и удовлетворения жизненно  важной потребности в здоровье.

 

Таким образом, программа  и организация здорового образа жизни для данного человека должны определяться следующими основными  посылками:

 

—индивидуально-типологическими  наследственными факторами;

 

—объективными социальными  условиями и общественно-экономическими факторами;

 

—конкретными условиями  жизнедеятельности, в которых осуществляется семейно-бытовая и профессиональная деятельность;

 

—личностно-мотивационными факторами, определяемыми мировоззрением и культурой человека, и степенью их ориентации на здоровье и здоровый образ жизни.

 

Структура здорового образа жизни должна представлять собой  принципиальное единство всех сторон материально-бытового, природного, социокультурного и духовного бытия человека, реализуемого через структурный, энергетический и информационный каналы. Указанные  каналы обеспечения здоровой жизнедеятельности  человека отличаются двумя важными  особенностями:

 

1.Любое средство действует  на организм человека в целом,  а не на одну какую-либо отдельную  систему. Так, структурный аспект  требует в своей реализации  участия генетического аппарата  всех клеток организма, ферментных  систем, пищеварительной системы,  дыхательного аппарата, терморегуляции  и т.д. Такое же положение  складывается и относительно  двух остальных каналов обеспечения  бытия человека.

 

2.Любое средство обеспечения  жизнедеятельности реализуется  практически через все три  канала. Так, пища несет в себе  и структурный, и энергетический, и информационный потенциал ;движение  оказывается условием активизации  пластических процессов, регулирует  энергетический поток и несет  важную для организма информацию, обеспечивающую в конечном итоге  соответствующие структурные перестройки.

 

Таким образом, уклад жизни  человека должен учитывать сложность  организации организма человека и многообразие его взаимоотношений  с окружающей его средой, а сам  человек должен определяться следующими характеристиками:

 

·          физическим состоянием, определяемым гомеостатическими показателями; физическим развитием как процессом и  результатом изменения в становлении  естественных морфологических и  функциональных свойств и параметрических  характеристик организма в течение  жизни;

 

·          физической подготовленностью как  интегративным сложным компонентом  физического совершенства человека;

 

·          психомоторикой как процессом, объединяющим, взаимосвязывающим психику с  ее выражением — мышечным движением;

 

·          психическим состоянием — сложным  и многообразным, относительно стойким  явлением, повышающим или понижающим жизнедеятельность в сложившейся  ситуации;

 

·          психологическими свойствами личности человека, его обликом как дееспособного  члена общества, сознающего свою роль и ответственность в нем;

 

·          социальным образованием реальности как  продукта общественного развития и  как субъекта труда, общения и  познания, детерминированного конкретно-историческими  условиями жизни общества;

 

·          духовностью как «одним из самых  главных заблуждений человечества — это отрыв от материального» (по Н. Рериху).

 

Исходя из указанных предпосылок, структура здорового образа жизни  должна включать следующие факторы: аддероптимальный двигательный режим; тренировку иммунитета и закаливание; рациональное питание; психофизиологическую регуляцию; психосексуальную и половую  культуру; рациональный режим жизни; отсутствие вредных привычек; валеологическое  самообразование.

 

Для формирования и осуществления  здорового образа жизни может  быть применима информационная система, плодотворно использующая и реализующая  соответствующие системы физической культуры, медицины, кибернетики, физиологии, психологии, педагогики и т.д. и учитывающая  основные особенности контингента  и целей, условий и факторов, влияющих на валеологическую деятельность, организуемую и обеспечиваемую социальными и  производственно-техническими, научно-информационными  и коммуникационными инфраструктурами и т.п.

 

Естественно, что путь каждого  человека к здоровому образу жизни  отличается своими особенностями как  во времени, так и по траектории, но это не имеет принципиального  значения — важен конечный результат. Эффективность же здорового образа жизни для данного человека можно определить по ряду следующих биосоциальных критериев:

 

1. Оценку морфофункциональных  показателей здоровья:

 

—уровень физического  развития;

 

—уровень физической подготовленности.

 

2. Оценка состояния иммунитета:

 

—количество простудных и  инфекционных заболеваний в течение  определенного периода;

 

—при наличии хронического заболевания — динамику его течения.

 

3. Оценка адаптации к  социально-экономическим условиям  жизни:

 

—эффективность профессиональной деятельности;

 

—активность исполнения семейно-бытовых  обязанностей;

 

—широту и степень проявления социальных и личностных интересов.

 

4. Оценка уровня валеологических  показателей:

 

—степень сформированности установки на здоровый образ жизни;

 

—уровень валеологических  знаний;

 

—уровень усвоения практических знаний и навыков, связанных с  поддержанием и укреплением здоровья;

 

— умение самостоятельно построить  индивидуальную траекторию здоровья и  программу здорового образа жизни.

 

Суммируя данные об эффективности  перехода к здоровому образу жизни, можно считать, что он:

 

— положительно и результативно  снижает или устраняет воздействие  факторов риска, заболеваемость и как  результат — уменьшает затраты  на лечение;

Информация о работе Этнические, национальные и религиозные особенности в формировании здорового образа жизни