Этапы развития языческой религии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2014 в 01:25, реферат

Краткое описание

Христианство в Древней Руси существовало еще задолго до придания ему статуса официальной религии, но оно было слабо распространенным и, конечно, не могло конкурировать с язычеством. Но торговые отношения с Грецией облегчали для Руси знакомство с христианской верой. Варяжские купцы и дружинники, раньше и чаще славян, ходившие в Царьград, прежде славян стали там обращаться в христианство и приносили на Русь новое учение, передавая его славянам. Поначалу христианские церкви были маленькими очагами в море язычества. Лишь позднее, при поддержке государственной власти церковь стала укореняться в народной среде, городах и селах, не смотря на то, что основная часть населения Руси оказывала активное или пассивное сопротивление новой религии. Именно всеобщее неприятие ее в условиях пусть даже ограниченного народовластия сорвало планы киевской знати и превратило введение христианства в многовековой процесс

Вложенные файлы: 1 файл

культурология.docx

— 64.33 Кб (Скачать файл)

Христианство сформировало новые  смыслы природы и человеческого  бытия. В основе этих смыслов лежало оправдание творчества и свободы  человека, что не могло не сказаться  на всей Европейской истории. Конечно, вначале христианская свобода реализовывалась  главным образом в духовно-нравственной сфере. Но затем нашла себе практическое поле для воплощения и стала выражаться в преобразовании природы и общества, в построении основ правового  государства, уважающего права и  свободы человека. Сама идея о неотъемлемых правах и свободах человека могла  появиться только в христианской культуре. Христианство сформировало новые смыслы природы и человеческого  бытия, которые стимулировали развитие нового искусства, стали основой  естественнонаучного и гуманитарного  познания. Мы не имели бы знакомого  нам европейского искусства без  характерного для христианства внимания к человеческой душе, ее самым сокровенным  внутренним переживаниям.

Смысловые основы современного естествознания также сформировались под определяющим вниманием христианской духовности. Христианство ликвидировало смысловую  пропасть между «естественным» и  «искусственным», ибо мир предстал как творение всемогущего и свободного личного Бога.

В целом европейское общество стало  намного более богатым и цивилизованным, чем во времена античной Римской  империи. Выдающуюся роль в этом играла христианская церковь, которая тоже развивалась, совершенствовала свое учение и организацию. На базе художественных традиций древнего Рима и прежних варварских племен возникла романское, а затем блестящее готическое искусство, причем наряду с архитектурой и литературой развивались все другие его виды - театр, музыка, скульптура, живопись. Именно в эту эпоху были созданы, например, такие шедевры литературы, как «песнь о Роланде» и «Роман о Розе». Особенно большое значение имело то, что в этот период западноевропейские ученые получили возможность читать сочинения античных греческих и эллинистических философов, прежде всего Аристотеля. На этой основе зародилась и выросла великая философская система средневековья - схоластика.

Важнейшей особенностью средневековой  культуры является особая роль христианского вероучение и христианской церкви. Церковь была господствующим политическим институтом, но еще более значительно было то влияние, которое церковь оказывала непосредственно на сознание населения. В условиях тяжелой и скудной жизни, на фоне крайне ограниченных и чаще всего малодостоверных знаний о мире, христианство предлагало людям стройную систему знаний о мире, о его устройстве, о действующих в нем силах и законах. Эмоциональная притягательность христианства с его теплотой, общечеловечески значимой проповедью любви, с романтической приподнятостью сюжета об искупительной жертве, с утверждением равенства всех без исключения людей в самой высшей инстанции, чтобы приблизительно оценить вклад христианства в мировоззрение, в картину средневековых европейцев. Эта картина мира основывалась прежде всего на образах и толкованиях Библии.

Искусство средневековья характеризуется  традиционализмом, неразвитостью личного  начала, но вместе с тем оно показывает, что средневековая культура выражает не застывшее навсегда состояние  человека и его мира, а подлинное  живое движение.

Христианство оказало большое  влияние на образ мысли и систему  ценностей европейцев. Библия, библейские образы и сюжеты на протяжении веков  доминировали в живописи и скульптуре, литературе, музыке и архитектуре, внося  тем самым немалый вклад в  формирование западноевропейской культуры.

Скульптура. Трудно говорить о романской скульптуре, не касаясь церковной архитектуры. Малоразмерная скульптура пра-романской эпохи из кости, бронзы, золота изготавливалась под влиянием византийских моделей. Элементы многочисленных местных стилей были позаимствованы из ремесел стран Ближнего Востока. Были важны мотивы, происходившие из искусств мигрировавших народов, такие как гротескные фигуры, образы чудовищ, переплетающиеся геометрические узоры, которые во французских романских соборах размещались на фасадах, колоннах и подчеркивали вертикальные поддерживающие элементы.

Литература. Массовая средневековая культура - это культура бескнижная. Она опиралась не на печатное слово, а на изустные проповеди и увещания. Она существовала через сознание безграмотного человека. Это была культура молитв, сказок, мифов, волшебных заклятий.

Средневековая литература носит религиозный  характер, преобладают произведения, построенные на библейских мифах, посвященные  Богу, жития святых, их пишут на латинском языке. Светская литература выступает не отражением действительности, а воплощением идеальных представлений о человеке, типизацией его жизни. Основные жанры - героический эпос, лирика, романы. Поэты создавали поэмы о военных подвигах и делах феодалов. В немецкой эпической поэме «Песнь о Нибелунгах» герой Зигфрид побеждает темные силы, ценой великих жертв свет торжествует над мраком.

Особым явлением была рыцарская  литература, воспевающая дух войны, вассального служения, поклонения прекрасной даме. Трубадуры говорили о приключениях, любви, победах, эти произведения использовали разговорный живой язык. Во французской  поэме XII века «Песнь о Роланде» прославляются  подвиги рыцаря, благородного и отважного, отдавшего жизнь за христианскую веру и своего короля.

Живопись. Романская живопись включает в себя украшение архитектурных памятников, таких как колонны с абстрактными орнаментам, украшения стен с изображениями висящих тканей. Живописные композиции, в частности повествовательные сцены по библейским сюжетам и из жизни святых, также изображались на широких поверхностях сцен. В этих композициях фигуры стилизованы и плоски, так что они воспринимаются скорее как символы, чем как реалистические изображения. Мозаика точно так же, как и живопись, была в основном византийским приемом и широко использовалась в архитектурном оформлении итальянских романских церквей.

Живопись выступала как немая  проповедь. Главным жанром была иконопись. Иконы рассматривались как эмоциональная  связь с богом, доступная неграмотным  массам. Но иконы, изображающие Бога, святых, мадонн, были глубоко символичны, чтобы  притупить их чувственный, телесный образ. Изображения должны были восприниматься как воплощение божественного, не будить земных переживаний, показывать мировую  скорбь Бога о своих грешных и  страдающих детях. Главным в изображении  являлись глаза (зеркало души), фигуры часто оторваны от земли, художники  часто пренебрегают фоном, из живописи на долгое время исчезает пейзаж (христианство не уделяет природе внимания, в  Библии она упоминается очень  редко).

Музыка. Музыка в средневековье играла важную роль в духовной жизни общества. Можно различать светскую и духовную музыку, хотя они многое заимствовали друг от друга. Светская музыка была в первую очередь представлена народными песнями, а также песнями вагантов, трубадуров, актеров и других профессиональных исполнителей.

Музыка входила в число «семи  свободных искусств», центрами обучения музыки в раннем Средневековье были монастыри, с XII в. - соборы и университеты. В XII веке в парижском соборе Нотр Дам на смену прежнему унисонному пению приходит сложное многоголосие, которое позднее будет широко применяться во всей церковной и светской музыке.

Основу музыкальной культуры составляло литургическое пение, воспевающее  Бога в напевах, а потом в гимнах, соединяющих стихотворный текст  с песенной мелодией. Канонизированная музыка - григорианский хорал - включала в себя также песнопения, предназначенные  для всех служб церковного календаря. Другой пласт музыкальной культуры связан с идеологией рыцарства (куртуазная лирика трубадуров), а также творчеством профессиональных музыкантов менестрелей.

Архитектура. Переход из пространств внешнего мира во внутреннее «пространство» человеческого духа - вот главная цель искусства. Она выражена знаменитой фразой Августина («Не блуждай вне, но войди вовнутрь себя»). Этот переход нагляден в храмовом зодчестве. Если античный храм был местом для Бога, а грек молился рядом, то средневековый собор принимал в себя верующего, воздействовал на него не столько внешним обликом, сколько внутренним убранством. В начале второго тысячелетия происходит синтез романского художественного наследия и христианских основ европейского искусства. Его основным видом до XV столетия стало зодчество, вершиной которого был католический собор. По словам французского ваятеля Родена, романская архитектура «ставит человека на колени», воспринимается как тяжелое, давящее, великое молчание, олицетворяющее устойчивость мировоззрения человека, его «горизонтальность».

С конца XIII века ведущим становится готический стиль. За легкость и ажурность  его называли застывшей, или безмолвной музыкой, «симфонией в камне». В отличие  от суровых, монолитных внушительных романских  храмов, готические соборы изукрашены резьбой и декором, множеством скульптур, они полны света, устремлены в  небо, их башни возвышались до 150-ти метров. Шедевры этого стиля - соборы Парижской богоматери, Реймсский, Кельнский.

Первым самостоятельным, специфически европейским художественным стилем средневековой Европы был романский, которым характеризуется искусство  и архитектура. Архитектура V - VIII вв. обычно проста. Важные здания конструировались в монастырском стиле. Монастыри, характерная религиозное и социальное явление той эпохи, требовали громадных зданий, совмещавших в себе как жилище монахов, так и часовни, помещения для молитв и служб, библиотеки, мастерские. В архитектуре Средневековья господствовали два основных стиля: романский (в период раннего Средневековья) и готический -- с XII в.

Романская архитектура. Общие контуры романской «модели мира» очертила архитектура. В феодальной аграрной Европе того времени рыцарский замок, монастырский ансамбль и храм были главными типами архитектурных сооружений. Возникновение укрепленного жилища властителя было порождением феодальной эпохи. Деревянные цитадели в XI веке стали сменяться каменными донжонами. Это были "высокие прямоугольные башни, служившие сеньору и домом и крепостью. Возводили донжоны, а затем и комплексы замков на высоком холме или откосе у реки, иногда на искусственном возвышении, окружали палисадом и рвом с водой, через который перекидывали подъемный мост. Из оборонительного сооружения замок в зрелом средневековье превратился в средство феодальной экспансии. Этому во многом способствовали крестовые походы. Крепости, сооруженные крестоносцами в Сирии и Палестине, выгодно использовали рельеф местности и подчиняли ему планировку замка. Ведущую роль стали играть башни, соединенные стенами и сгруппированные на наиболее уязвимых участках, что позволяло вести борьбу даже немногочисленному гарнизону. Квадратные башни сменились круглыми, которые обеспечивали лучший радиус обстрела, получили распространение машикули, двойной ряд стен. В состав замка были включены хозяйственные сооружения, водопровод и цистерны для сбора воды.

Светское жилище феодала не стало  художественным выражением эпохи, доминирующей оказалась утилитарность его  назначения. Но сам образ крепости, столь неотъемлемый от того беспокойного времени, наложил невидимый отпечаток  на все мироощущение эпохи. Основой  романского стиля явилась культовая  архитектура, объединившая художественно-идеологические, функциональные и конструктивные принципы в единое целое. Господствующим типом  культового здания была монастырская церковь, в ней наибольшей полнотой выразился дух эпохи. В этом сказалась  вся совокупность духовной и материальной жизни Европы романского времени, где  церковь была главной идеологической силой, а культурным центром с  умело налаженным хозяйством, располагавшим  необходимыми для строительства  силами и средствами, был монастырь. Каменщики, живописцы, скульпторы, плотники были по преимуществу светскими людьми. Они группировались вокруг монастыря, крупной епископской резиденции или замка властительного феодала. Возведение значительного здания, в  первую очередь церковного, начиналось по инициативе высокопоставленного  духовного или светского лица. Его именовали основателем, строителем, реставратором, завершителем. Зримый облик  зданию придавал мастер или архитектор. Он создавал эскиз будущей постройки  или, чаще, ее модель, вел топографическую  съемку, изводил разбивку плана. В  его руках находилось руководство  всеми практическими строительными  работами. В подчинении главного мастера  находились простые ремесленники -- каменщики, каменотесы, плотники, кирпичники, кузнецы. Средневековые документы различают их по характеру и типу производимых работ. В строительную артель входили также скульпторы, которые наносили на подготовленные вчерне архитектурные детали декоративные фризы, высекали профили и сюжетные изображения.

Господствующим на Западе стал вытянутый  в плане, базиликального па храм. В основе его лежала идея пути как намек на «крестный путь», страданий и искупления, как выражение основной идеи католичества.

О готической архитектуре. Новое слово в искусстве западного средневековья было сказано во Франции в середине XII века. Современники назвали новшество «французской манерой», потомки стали именовать готикой. Время восхождения и расцвета готики -- вторая половина XII и XIII век -- совпало с периодом, когда 4 дальнее общество достигло апогея в своем развитии...

Готика как стиль была порождением  совокупности общественных из изменений  эпохи, ее политических и идейных  устремлений, выступавших в динамическом взаимодействии, возникла как результат  их равнодействующей. Ни одно явление  того времени, как бы значительно  оно ни было, будь то «коммунальные  революции» или борьба за упрочение  центральной власти, папская теократия, схоластика или рыцарская культура, массовые движения, изменение пространственных представлений или рост строительного мастерства, не может по отдельности объяснить происхождение и развитие готики. Готика зародилась во владениях французских королей, и государи других стран -- Англии, Испании, Чехии -- внедряли готику как символ христианской монархии, но готическую архитектуру распространяли и монашеские ордены. Собор был важнейшим общественным местом города и оставался олицетворением «божественной вселенной». Во взаимоотношении его частей находят сходство с построением схоластических «сумм», а в изображениях -- связь с рыцарской культурой. Сущность готики -- в сопоставлении противоположностей, в способности объединить в духовном горении абстрактную идею и живой трепет жизни, космическую бесконечность универсума и выразительную конкретность детали, в умении пронизать земную плоть движением духовной энергии. Это балансирование на грани двух контрастных сфер придало готическому искусству особую остроту, захватывающую пронзительность. В единстве противоположностей, в многозначности готического феномена и следует искать причину противоречивости оценок, которых удостаивалась готика на протяжении веков.

Важнейшим достижением готической архитектуры стало выделение  в здании строительного каркаса. Основу готической конструкции составлял  крестовый нервюрный свод. Обычай подчеркивать ребра свода выступающими рядами камней, а также применение арок для поддержания сводов были известны задолго до готической поры. Не были новшествами и другие части готической конструкции, но, сведенные воедино, они получили качественно новое звучание, оказались пронизанными внутренней строительной логикой. В готике изменилась система кладки ребристого свода. Ребра теперь не завершали возведение свода, а предшествовали ему. Четыре опоры первоначально соединяли шоковыми арками, затем перебрасывали две диагональные арки -- оживы. Эта конструкция составляла скелет будущего свода. Образующие свод арки получили название нервюр. Они были призваны нести и скреплять распалубки, которые выкладывали из облегченных плит камня...

Информация о работе Этапы развития языческой религии