Церковь и ее роль в политической жизни общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 13:07, контрольная работа

Краткое описание

Русская культура всегда находила признание, высокую оценку и достойное место в мировой культуре, являясь её значимой и неотъемлемой частью. Величие русской культуры на протяжении десяти веков развития определялось её глубоким духовным содержанием, восходящим к православной нравственности и истории христианства. Духовный строй, а также и идеи, и образный язык лучших произведений современного искусства России имеют под собой ту же основу.

Вложенные файлы: 1 файл

Церковь.docx

— 53.49 Кб (Скачать файл)

Что касается участия Русской Православной Церкви в этом Соборе, то оно не будет означать возвращения ей каких-либо государственных функций или привилегий. Но будучи на сегодняшний день авторитетным общественным институтом в стране, она тем самым исполнит свое назначение, поможет русскому народу сохранить свою идентичность и создать свое государство. 

Правительство и новое Федеральное собрание призваны в ближайшее время вместе с Русской Православной Церковью и представителями других конфессий составить Программу восстановления и обустройства храмов, церквей и монастырей. 

Следует пресекать всякие попытки религиозного вторжения извне, какими бы внешне благовидными предлогами они ни мотивировались. Миссионерская деятельность зарубежных граждан в России должна законодательно регламентироваться. 

  1. Церковь и государство: проблемы и перспективы

Последние 10 лет сохраняется устойчивая тенденция: возрастание роли религиозного фактора в нашей общественной жизни. Постепенно возрастает число верующих, открываются вновь восстановленные храмы. О своем доверии к Церкви заявляет большая часть населения страны. Причем численность "доверяющих" Церкви существенно превышает процент верующих. Высокий уровень доверия к Православию встречается не только среди его приверженцев. За "хорошее" и "очень хорошее" отношение к Русской Православной Церкви высказываются около 90% населения России. Даже далекие от Церкви люди в большинстве считают, что религия необходима как основа национального самосознания и культуры, как носительница ценностей. В сознании нашего народа во все века существования страны имелась самая тесная связь между Православием и национальной идентичностью. Православие идентифицируется с национальным образом жизни, выступает символом национального своеобразия, тем стержнем, который связывает воедино сегодняшнюю Россию с ее тысячелетней историей.

Давно уже привычным фактом стало сотрудничество Церкви и государственных структур. Их взаимодействие оказывается востребованным при решении многих социальных проблем, в частности, в вопросах нравственного и патриотического воспитания, благотворительности и др. Не представляется возможным без помощи Церкви выйти из нравственного кризиса, который охватил общество. Пьянство, наркомания, преступность заставляют прислушиваться к тем ценностям, которые проповедует Православие: к идеям духовности, милосердия и внимания к другому человеку.

Информация о постоянном контакте Предстоятеля Церкви с высшей государственной властью не сходят с экрана телевизора и газетных полос. Ни одно значительное событие нашей общественной жизни, ни один визит главы зарубежного государства не обходится без участия Патриарха. Церковно-государственные отношения поддерживаются не только на высшем уровне. На центр равняются администрации городов и областей России. Правящие архиереи, благочинные округов нередко становятся весьма значимой фигурой в жизни своего региона.

Между тем, когда человек обращается к российскому законодательству, он обнаруживает, что последнее, к сожалению, имеет мало общего с реальным положением вещей в области церковно-государственных отношений. Все религиозные объединения в России одинаково отделены от государства и равны перед законом. Отношения с религиозными организациями в нашей стране основывается на нормах международного права. Ратифицированная нами Конвенция о защите прав человека и основных свобод (от 4 ноября 1950 г.), гласит: "Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или придерживаться убеждений как индивидуально, так и сообща с другими". Государство должно уважать убеждения всех граждан. Этого требует принцип свободы совести. Каждому гражданину открыта возможность свободного выбора любого вероисповедания. Российская Федерация - светское государство.

На этом тезисе об отделении Церкви от государства настаивает и священноначалие нашей Церкви. Принятые на юбилейном Архиерейском соборе "Основы социальной концепции Русской Православной Церкви" дают довольно сдержанную оценку синодальному периоду истории Русской Церкви, когда она официально была государственной. Святейший Патриарх не раз подчеркивал, что в отношениях между Церковью и государством принцип отделения религиозных объединений от государства должен оставаться незыблемым. "В России, в отличие от некоторых западных стран, государственной религии нет и быть не может. Что, разумеется, не отменяет исторической роли Православия в становлении национальной государственности, культуры, духовно-нравственного облика русского человека. Как не отменяет того факта, что до 80% населения современной России крещено в православной вере".

Что бы ни говорили законы о равенстве всех религий в России, объективно это невозможно и фактически религиозные организации у нас равными никогда не были и сейчас таковыми не являются. Все религиозные организации имеют разный вес, значение и занимают несопоставимые места в жизни общества и общественном сознании. Никто не будет спорить, что в России есть традиционные религиозные организации, которые составляют часть исторического, национального и культурного наследия страны. Они оказали значительное влияние на становление российского государства. Преобладающее большинство людей России на протяжении веков исповедует традиционные религии. Благодаря их объединяющей роли на территории России сохранились уникальное единство и многообразие народов. Трудно переоценить влияние Православия на формирование российской культуры. Сегодня большинство населения страны остаются приверженцами именно традиционных религий. Невозможно представить национальное самосознание народов России без Православия или ислама. Духовный строй, идеалы народа сформированы Церковью за долгие века российской истории. В годы репрессий и гонений Православие часто оказывалось нравственной опорой для большинства россиян. Не будет преувеличением сказать, что духовные ценности Православия, многовековое православное воспитание в значительной мере помогли выстоять народам России в войнах и испытаниях ХХ века, сделали возможными свершения Советского Союза в экономической, научной, военной и многих других областях.

В настоящее время созидательной духовной силой общества выступают традиционные религии. Голос в защиту семьи, нравственных ценностей, национальных интересов страны звучит со стороны Православия. Поддержание стабильности в Российской Федерации - это, во многом, заслуга традиционных религий. Цель государства в области отношений с религиозными организациями - не только прочный межрелигиозный мир и согласие, не только сохранение исторически сложившейся духовной самобытности, национальных духовных традиций. Принцип отделения церкви от государства не значит, что государство должно отказываться от учета позитивного наследия и опыта традиционных религий, и тем более этот принцип не предполагает, что государство не имеет права сотрудничать с ними в решении социальных проблем. Государство, оставаясь светским, может сотрудничать с Церковью. Это не противоречит принципу взаимного невмешательства в дела друг друга. Светскость государства нельзя понимать как полное вытеснение религии из всех сфер жизни народа, как отстранение религиозных объединений от участия в решении общественно значимых задач. Напротив, этот принцип предполагает лишь определенное разделение сфер компетенции Церкви и власти, а также невмешательство их во внутренние дела друг друга. Государство, которое задумывается о своем будущем, должно проводить такую политику в сфере отношений с религиозными объединениями, которая отвечала бы социальным реалиям и историческому опыту. Исполнение Церковью ее спасительной миссии в этом мире неизбежно служит благу личности и общества. Будущее нашей страны во многом определяется и будет определяться ролью и местом в нашей жизни, Церкви, являющейся религией большинства и опорой российской государственности. Поэтому статус Русской Православной Церкви не только должен учитываться в политической и культурной жизни страны, но и в полной мере найти отражение в федеральных законах.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Можно сделать вывод о том, что русская православная церковь в настоящее время сращивается с российским государственным аппаратом. Я нисколько не хочу умалить учение православия, уважительно относясь к своим братьям, но утверждаю, что любая религиозная организация, будь то представители православия, католицизма или протестантизма, должна быть отделена от государства на деле, а не на бумаге. Следствие сращивания православия с государством в России – перерождение православной церкви. В настоящее время православие имеет тенденцию к отделению от исконного христианства, превращаясь в новое религиозное течение, «нео-православие», причудливую смесь политики, христианства и славянского язычества. Вот к чему приводит заигрывания Церкви с государством – отступление от учения Христа. Церковь из наместницы Бога на земле становится политическим институтом, при этом радикально меняются ее цели и способы их достижения, которые зачастую являются нехристианскими и незаконными. Провозглашая в России светское государство, политические институты не следуют этому принципу. В соответствии с российским правом контроль над соблюдением законодательства религиозными организациями осуществляет именно государство. В Росси такого контроля, нормального и продуктивного, просто нет. Российской демократии от силы 13 лет, и за этот короткий промежуток времени юридическая практика в данной области еще не наработана, отсутствуют специализированные органы контроля, которые бы занимались надзором за соблюдением законодательства в области религии.Отделение Церкви от государства также означает, что Церковь в своей повседневной деятельности не выполняет функций органов государственной власти и управления, государственных учреждений, органов местного самоуправления и иных государственных органов. Такое "разграничение полномочий" дает Церкви широкие возможности самостоятельно, свободно и ответственно, в пределах своей правоспособности действовать от своего имени в негосударственной сфере общества, которая на сегодняшний день существенно расширилась.

Таким образом, современное правовое положение Церкви в государстве позволяет сделать вывод о том, что:

  • существует широкая сфера деятельности, где интересы Церкви и государства совпадают и где возможно их сотрудничество и партнерство

  • отделение Церкви от государства есть не устранение Церкви от социальной деятельности, а закрепление за Церковью особой сферы приложения Ее сил и ресурсов при осуществлении такой деятельности

  • государство и Церковь выступают в своих взаимоотношениях в качестве равноправных контрагентов в соответствии с действующими правовыми нормами.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Конституция РФ, принятая на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года.
    2. Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" (с изм. и доп. от 26 марта 2000 г., 21 марта, 25 июля 2002 г., 8 декабря 2003 г., 29 июня 2004 г.)
    3. http://www.rondtb.msk.ru
    4. Козловски П. Общество и государство. Неизбежный дуализм- М.: Республика, 1998
    5. Эзрин Г.И. Государство и религия. Религиозные организации и политическая структура общества.- М: Полит. издательство, 1974

 

 


Информация о работе Церковь и ее роль в политической жизни общества