Христианская демократия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 21:41, реферат

Краткое описание

Христиа́нская демокра́тия — автономное от церкви политическое движение, выступающее за решение социальных и экономических проблем при соблюдении христианских принципов.

Вложенные файлы: 1 файл

Христиа́нская демокра́тия.docx

— 18.01 Кб (Скачать файл)

Христиа́нская демокра́тия — автономное от церкви политическое движение, выступающее за решение социальных и экономических проблем при соблюдении христианских принципов.

Исторически ведущим  идеологом была Римско-католическая церковь. Основные цели движения состояли в том, чтобы религиозное сообщество стало организованным, защитило свою идентичность, завоевало территорию в общественном пространстве и вырвалось  в лидеры. Согласно изначальной доктрине, христианская демократия призывала  к гармонии между взаимопомощью  и требованием справедливости, избегая  крайностей как индивидуализма, так и коммунизма. В дальнейшем сторонники движения добавили в его идеологию ряд новых концепций: субсидиарность, персонализм, солидаризм, популяризм, социально-ориентированная рыночная экономика.

В послевоенные годы движение сыграло важную роль в распространении  в Западной Европе взгляда на либеральную  демократию как единственно легитимную политическую систему. Христианско-демократические  партии пришли к власти на смену  диктаторским режимам в Италии и  Германии, а впоследствии также в  ряде стран Восточной Европы и  в Чили. В настоящее время христианские демократы проявляют консерватизм в нравственных понятиях и приверженность принципам правового государства. Они рассматривают частную собственность  как одну из основ общества, но полагают, что собственность должна использоваться этически приемлемым образом. Они также  выступают за социальное государство  при условии сохранения автономии  личности и общественных организаций. В политическом спектре движение стремится к центризму.

Идеология

Сторонники христианской демократии полагают, что ни индивидуализм, характерный для либерализма  и либерального консерватизма, ни технократичная социал-демократия не могут решить насущные проблемы общества[1]. С их точки зрения, политические реалии изменчивы, жизнь несовершенна, и общественных конфликтов избежать принципиально невозможно. Поэтому политика должна быть основана на принципах интегрального гуманизма[2], чтобы способствовать усилению солидарности и ответственности за благополучие народа.

Идеология современной  христианской демократии включает следующие  положения[1][3][4]:

Популяризм. Чтобы интересы различных сегментов общества могли быть согласованы, необходимо цельное видение общества. Проводимая политика должна охватывать интересы как можно более широкого круга людей, что как правило предполагает центризм.

Персонализм. У человека есть данное ему свыше предназначение, следствием которого являются его достоинство  и его права — политические, гражданские и социальные. У человека также есть потребности — материальные и духовные. Жизнь включает как  то, что дано человеку от природы, так  и взаимоотношения с другими  людьми. Поэтому для своей полноценной реализации ему нужны свобода и вовлечённость в сообщество. Общество и государство служат человеку и существуют ради создания условий, необходимых для его самореализации. Общество и человек должны находиться в состоянии органического баланса и взаимного дополнения. Залогом здорового общества является культура взаимного уважения и взаимной ответственности.

Коммунитаризм. Земная миссия человека состоит не в личной конкуренции с другими людьми или в исполнении механической функции под наблюдением всевластного государства, а в том, чтобы реализовать себя как члена естественных ячеек общества: семьи, профессии, района. К ним также относятся органы, объединяющие представителей работников и собственников частных предприятий (корпоратизм). Эти ячейки способствуют развитию горизонтальных связей между людьми и росту их осведомлённости о жизни общества. Необходимо защищать свободу, автономию и целостность этих образований (социальный плюрализм). Они категорически не должны становиться инструментами государственного контроля.

Общее благо. Общее  благо является целью политической системы, государственной власти и  практического применения своих  прав каждым человеком. Оно предполагает справедливое перераспределение во имя всеобщего развития. Человек  отвечает перед обществом за то, как он распоряжается правом быть творцом собственной судьбы[5].

Солидаризм. Для достижения интеграции и координации действий в обществе необходима готовность любых людей, групп и классов проявить уступчивость. Это стремление к согласию мотивируется уважением друг к другу и взаимной зависимостью. Меры подавления должны применяться только для предотвращения конкретных случаев насилия, а не системно. Солидарность необходима как на общенациональном, так и международном уровне: богатые страны должны способствовать поступательному развитию бедных стран.

Единство человечества. Христианская демократия выступает  за честную международную торговлю, за справедливый мир и за сохранение окружающей среды. Земля является общественным достоянием. Путь к согласию в мире лежит через диалог культур и  международное сотрудничество в  рамках транснациональных организаций (как, например, Европейское сообщество).

Субсидиарность. Власть должна быть как можно ближе к гражданам: к ответственности структур верхнего уровня должны относиться только те вопросы, которые невозможно решить на более нижнем уровне. Общество и государство должны брать на себя решение только тех вопросов, с которыми отдельный человек справиться не в состоянии. Этот принцип относится ко всем власть имущим: правительствам, партиям, корпорациям, профсоюзам, лидерам политических блоков, крупным собственникам и финансистам. В частности, транснациональные органы должны уважать суверенитет отдельных государств.

Не человек существует для государства;

наоборот — государство  существует для человека.

Ж. Маритен

Пределы власти государства. Государство не вправе накладывать  ограничения на справедливые требования личности, однако оно должно защищать одних членов общества от вреда, связанного с частными интересами других. Оно  может использовать свою власть только в той мере, в какой это необходимо для общего блага. Оно также не должно решать задачи, ответственность  за решение которых лежит на семье, церковном приходе и других общественных структурах.

Демократия. Существует связь между христианскими ценностями и демократией (политической и социальной)[5]. Граждане должны иметь возможность  сменить власть правовым путём и  оказывать влияние на процесс  принятия политических решений. Для  этого необходимы выборы в представительные органы власти, полноценный надзор одних ветвей власти над другими, политические партии, общественные дискуссии  и действующая в русле закона оппозиция. На сегодняшний день наиболее предпочитаемой политической системой является либеральная демократия.

Социальная справедливость. Все люди от природы равны и  поэтому имеют равное право на уважение и на участие в жизни  общества. Особое внимание должно уделяться  тем, кто страдает и бессилен: малоимущим, беженцам, инвалидам. Чрезмерная эксплуатация недопустима. Христианские демократы  выступают за социальное государство. Однако они против длительных пособий  по безработице и считают, что  люди обязаны вносить, по мере их возможностей, вклад в экономику.

Социально-рыночная экономика. Частная собственность  необходима и должна охраняться законом. Полноценное развитие личности невозможно без свободы выбора рабочего места  и свободы предпринимательской  деятельности. Однако ни государство, ни частный бизнес не вправе иметь  полный контроль над экономикой. Экономическая  деятельность должна служить людям, а не подчинять их. Демократическое  требование подотчётности распространяется на частных лиц, которые сконцентрировали в своих руках власть и богатство. В обязанности государства входит развитие чувства взаимной ответственности  всех участников на рынке (в том числе, перед будущим поколением) и корректировка  несправедливых тенденций в торговле, конкуренции и распределении.

Христианство как  одна из основ политического порядка. Религия так или иначе касается всех сторон жизни, включая политику. Христианство лежит в фундаменте западной цивилизации, оно дало начало стремлению к справедливости и свободе. Хотя Библия не содержит политической программы, она даёт представление о принципах справедливого правления, основанного на примате духовности над материальными ценностями.

Христианская этика. Стремление к согласию, смирение, покаяние, терпимость и прощение являются не только личными, но и политическими  ценностями. Политика должна иметь  моральный фундамент. Общественным преобразованиям должно предшествовать нравственное усовершенствование людей. В частности, христианское понимание любви и милосердия предполагает не только отстранённое сочувствие к бедам других, но и великодушную щедрость.

Неприемлемость фундаментализма  в вопросах веры. Христианские демократы  осуждают лаицизм и посягательства секуляризма на статус общественной идеологии. Однако они также не стремятся к тому, чтобы какая-то одна церковь стала играть руководящую роль в государстве. Государство должно защищать свободу вероисповедания и уважать права культурных меньшинств.

Наряду с перечисленными основными положениями, региональные течения христианской демократии могут  включать и другие принципы. Например, христиано-демократы часто выступают против абортов и эвтаназии, обосновывая это неприкосновенностью права на жизнь. В силу их взгляда на семью как на угловой камень общества, они негативно рассматривают любые нетрадиционные формы брачных и родительских отношений. Они также настаивают, что государство не должно лишать детей возможности получить религиозное воспитание в школах, если этого желают их родители.

Христианские демократы  разделяют ряд ценностей консерватизма: уважение к традициям, признание  несовершенства человека и общества, авторитет, нравственность, частную  собственность, акцент на правовых процедурах и порядке. В последнее время  экономическая политика христиано-демократов стала проявлять элементы неолиберализма. Однако они часто расходятся с консерваторами по таким вопросам, как национализм, социальное государство, возможность структурных изменений в обществе.

Христиано-демократы также сходятся с социалистами в отношении необходимости социального государства и ограничения стихии рынка, однако они поддерживают капитализм и не приемлют идею классовой борьбы. В странах Латинской Америки христиано-демократы уделяют больше внимания социальной политике, чем их европейские единомышленники[6].

Информация о работе Христианская демократия