Функции религии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 01:55, контрольная работа

Краткое описание

Традиционно под компенсаторной функцией религии понимают способность религии даровать верующим утешение, душевное равновесие и примирять с неизбежным. Религия как компенсация словно одурманивает, как опиум, человека (выражение о том, что религия – опиум для народа давно стало крылатым), дает ему некую иллюзию, надежду на будущее, освобождение от страданий, вечную жизнь и т.п. Поэтому нередко компенсаторная функция религии называется также иллюзорно-компенсаторной. Однако эту функцию (включив в нее функции адаптации, самоидентификации) мы предлагаем более широко и нейтрально назвать психологической. Именно упорядочение, стабилизация, гармонизация внутреннего мира человека подразумевается в качестве цели религии в данном контексте.

Содержание

1.«Компенсатрная» функция (по отношению к личности). 3

2.«Духовная» функция (по отношению к культуре). 5

3.«Мирская» функция (по отношению к обществу). 7

4. Общий взгляд на функции религии. 11

Список использованной литературы 13

Вложенные файлы: 1 файл

функции религии.docx

— 38.66 Кб (Скачать файл)

1.«Компенсатрная» функция (по отношению к личности).                           3

 

2.«Духовная» функция (по  отношению к культуре).                                       5

 

3.«Мирская» функция (по  отношению к обществу).                                       7

 

4. Общий взгляд на функции  религии.                                                           11

 

Список использованной литературы                                                               13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.«Компенсатрная» функция (по отношению к личности).

 

      Традиционно под компенсаторной функцией религии понимают способность религии даровать верующим утешение, душевное равновесие и примирять с неизбежным. Религия как компенсация словно одурманивает, как опиум, человека (выражение о том, что религия – опиум для народа давно стало крылатым), дает ему некую иллюзию, надежду на будущее, освобождение от страданий, вечную жизнь и т.п. Поэтому нередко компенсаторная функция религии называется также иллюзорно-компенсаторной. Однако эту функцию (включив в нее функции адаптации, самоидентификации) мы предлагаем более широко и нейтрально назвать психологической. Именно упорядочение, стабилизация, гармонизация внутреннего мира человека подразумевается в качестве цели религии в данном контексте. Определение же этой функции как иллюзорной подразумевает субъективную оценочную характеристику религии, основывается на том, что религия создает лишь иллюзорный образ мира и предлагаемые ею модели решения психологических проблем человека ложны. К тому же само понятие «компенсация» имеет различную трактовку в психологии, а традиционная дефиниция компенсаторной функции религии обозначает скорее психологическую защиту, а это понятие шире понятия «компенсация». Само слово «психология», как известно, происходит от греческого psyche, которе переводится на русский язык красивым, но нечетко определенным понятием «душа». Безусловно, душевный мир настолько богат, что его нельзя сводить лишь к мукам человека о своей конечности, несовершенности, неизбежной смерти. Соответственно, и в психологическую функцию религии можно включить не только компенсацию, но и любое воздействие на душевный мир человека.

      Предсатвляется, что в современном мире компенсаторная функция религии должна быть направлена прежде всего на преодоление религиозной апатии.

      Восходя  еще к античности (стоицизму), понятие  апатии давно утратило свой  первоначальный смысл. Особо следует  подчеркнуть, что термин «религиозная  апатия» тесно связан с понятиями  религиозной индифферентности и  нигилизма, однако является принципиально  иным. Индифферентность есть безразличие, равнодушие (в данном случае, к  вопросам религии). Нигилизм (и атеизм) же есть отрицание религиозных  ценностей, крайне негативное отношение к религии, борьба с ней, карамазовский бунт против Бога (и/или религии как социального института).

      Религиозная  же апатия это скорее нежелание  человека интересоваться вопросами  религии, познавать мир и Бога (поскольку нередко религиозно  апатичный человек признает существование  чего-то «иного») и напоминает  болезненную реакцию уставшего  от суеты и приспособившегося  к окружающему миру посредством  нового образа жизни и ценностей  современного человека на морализаторство  какого-либо духового лица. Удивительно, но до сих пор понятие апатии  анализируется лишь в рамках  медицины и психологии, а в  психологии религии практически  не встречается. В то же время  именно оно очень точно характеризует  отношение современного человека  к Богу и религии. Еще более  поразительно в этой связи, что  именно Дэн Браун, дилетант в  религиоведении, который претендует  на определенную степень доказательности  в своих художественных произведениях, затрагивающих вопросы религии, почувствовал и сформулировал  эту проблему, заявив, что именно  апатия является единственным  реальным врагом религии.

      Сущность компенсаторной функции состоит в том, чтобы облегчить верующим тяготы и заботы, переживания, нести им утешение. В Ветхом Завете сказано: "Откровение твое - утешение мое". В Новом Завете апостол Петр говорит о боге, утешающем верующих во всякой скорби . О. Деа считает, что человек нуждается в эмоциональном утешении перед лицом неопределенности, неуверенности, страдания, насилия . На современном этапе развития России, как и других стран бывшего СССР, миллионы людей страдают от материальной нужды, безработицы, политического бесправия. Эта функция несомненно полезна верующим, так как временно снимает психологическую напряженность и успокаивает. Но реального улучшения их положения не происходит, ибо для этого нужны средства, лежащие за пределами религии.

      Компенсаторная функция церкви имеет и социально-политический смысл, поскольку нередко служит интересам правящих классов, отвлекает людей от акций социального протеста, как бы примиряет верующих с их классовыми противниками. Тем более, что в Священном писании прокламируются такие духовные качества как терпение, смирение, страдание, покорность судьбе, как бы она ни была тяжела. О социальном значении компенсаторной функции еще в XVIII в. писал французский философ П.-С. Марешаль . Ему, а не Марксу, принадлежит определение религии как наркотика, опиума, ослабляющего волю и усыпляющего разум верующего . Эти положения впоследствии были развиты марксизмом-ленинизмом как краеугольный камень учения о религии.

      Значение компенсаторной функции хорошо усвоили правящие круги России, поддерживающие церковь в надежде на то, что она сумеет примирить верующих с тяжелыми условиями жизни и предостеречь их от возможных социальных эксцессов, внушить людям веру в неизбежность непродуманных экономических реформ. Отметим, что компенсаторная и морально-этическая функции также закрепляют в сознании верующих взгляды и чувства, в которых заинтересована церковь.[5, с.141]

 

 

 

2.«Духовная» функция (по отношению к культуре).

 

     Религия выступает как духовная сила, обеспечивающая целостность культуры. В религиозном вероучении задается картина мира, которая претендует на охват всего культурного пространства.

Религия создает иерархию ценностей, на вершине которой стоит Бог, и все остальные ценности выводятся из Божественного промысла. Тем самым она подчиняет себе все сферы культуры и объединяет их вокруг себя.

    В культуре, возникающей на базе определенной религии, служение потребностям церкви образует общую направленность и стилистику художественного творчества. Искусство пронизывается религиозными темами и идеями. Философия и наука исходят из освященных этой религией представлений о Боге, природе, обществе, человеке. Таким образом, все существующее получает единое объяснение и обоснование. Даже самые далекие друг от друга культурные формы оказываются связанными между собою общими установками, обусловленными господствующей в обществе религией. Основой культуры становится единый религиозный менталитет, определяющий образ мышления и поведения людей во всех их делах — в труде и отдыхе, в повседневном быту и общественно-политической жизни.

     Религия является общедоступной формой духовного развития людей. Далеко не все имеют возможность углубиться в занятия искусством, философией, наукой. Это требует серьезной подготовки, достаточно высокого уровня  образования и много времени. Религия же общедоступна. Религиозные истины преподносятся в виде афоризмов, рассказов, легенд и притч, которые понятны каждому, независимо от уровня образования. Религиозное искусство — иконопись, скульптура, архитектура, музыка — сюжетно, тематично, наполнено легко угадываемыми аналогиями и иносказаниями. Символика христианского храма — готического собора, линии которого уводят взгляд вверх, к небесам, или луковичного купола русской церкви, напоминающего пламя свечи, зажженной Богу, — невольно, на уровне подсознания рождает возвышенные чувства и пробуждает мысли о гармонии, красоте, величии, бесконечности, загадочности бытия. Аналогичным образом воспринимается мусульманином голос муэдзина, раздающийся в час молитвы с площадки на вершине стройной колонны минарета. Степень проникновения в мир религиозных истин может быть различной, но чтобы вступить в этот мир и сделать в нем первые шаги, совсем не обязательно подниматься на уровень богословской науки.

     Тенденция к интеграции всей культуры на основе религии была особенно сильной в эпоху средневековья. Правда, эта тенденция и тогда не доходила до полного подчинения культурной жизни религиозному началу. Но и в прошлом, и в настоящем вокруг религии концентрируется целостная культурная система, занимающая значительную область пространства культуры.

    Однако всевластие религии над культурой и духовным развитием людей ограничивает свободу мысли. В средние века вольнодумцы считались опасными еретиками. Излишнее умствование считалось вредным, ценилась «святая простота».

     Целостность и устойчивость «храма знания», построенного на религиозном фундаменте, обеспечивается тем, что сам этот фундамент объявляется неприкасаемым. Сохранение его в неприкосновенности гарантируется «защитным поясом» в виде ссылок на неисповедимость путей

Господних. Все противоречия и трудности снимаются указанием на слабость человеческого разума, не способного понять Божественную мудрость. Но, как говорил еще Ломоносов, иным умникам легко быть учеными, «выучась наизусть три слова: Бог так сотворил, а сие дая в ответ за-место всех причин». Религия не может быть основой науки, потому что научный подход требует бесстрашного рационального обсуждения любых истин, в том числе и тех, которые утверждает религиозное вероучение. Поэтому в истории взаимоотношения науки и религии есть немало мрачных страниц. Известны жестокие преследования, которым подвергала церковь ученых, когда чувствовала, что их исследования выходят из-под ее контроля и вступают в противоречие с ее основоположениями. Достаточно тут вспомнить о Галилее и Джордано Бруно. Научная мысль стала интенсивно развиваться тогда, когда она освободилась от власти церкви. В настоящее время наука строит свое знание независимо от религии (что, конечно, не исключает того, что отдельные ученые являются людьми верующими).

     Двойственное влияние оказывает религия и на искусство. С одной стороны, под ее влиянием получили развитие те его формы, которые связаны с религиозным культом. Строительство храмов и на Западе и на Востоке послужило стимулом для прогресса архитектуры. Католическое богослужение с песнопениями и органными мелодиями породило расцвет музыки в Европе. Страны, где в соборах звучал орган, — Италия, Германия, Австрия, Франция — дали миру величайших музыкантов. Поразительной силой воздействия на зрителя отличаются произведения православной иконописи.

     Но в то же время господство религии над искусством сдерживает свободу художественного творчества. Там, где общество находится под властью религии, церковь суживает тематику произведений искусства, а иногда ставит под запрет целые его отрасли. Так, в мусульманстве запрещается изображение людей и животных. Православие разрешает только плоскостное изображение библейских персонажей и святых. Европейское искусство — музыка, живопись, скульптура, театр — начало разнообразить свою тематику, жанры и формы лишь в Новое время, когда оно стало приобретать светский, независимый от религии характер.[3, с.305]

 

 

 

3.«Мирская» функция (по отношению к обществу)

 

      Религия выступает как духовная сила, способствующая организации общественного порядка. Единая вера сплачивает людей. Она внедряет в их сознание общие для всех нормы поведения. Включенность в религиозную общину и коллективное отправление культовых обрядов дисциплинируют верующих. Не последнюю роль играет и страх веред наказанием Божиим за

грехи. Выполнение требований религиозной морали, контролируемое как всевидящим Логом «сверху», так и общественным Мнением, священнослужителями, собственной совестью, наконец, делает поведение верующих стабильным и предсказуемым. Обычно в священных текстах религии излагаются определенные представления о справедливости, правах и обязанностях человека, принципах правосудия и т. д. (например, в исламе подробно регламентируется правила шариата — мусульманского нравственно-правового кодекса). Все это служит обеспечению общественного порядка.

♦ М. Вебер, исследовавший влияние религии на общество, показал, что учение Кальвина, одного из основоположников протестантизма, духовно подготовило развитие капитализма. В нем утверждалось, что материальное благополучие, доставшееся в результате честного предпринимательства, трудолюбия, дисциплины, умеренности в тратах, даруется Богом и

означает Божье благословение. Ричард Бакстер, кальвинистский священник XVIII в., писал, что тот, кто не заботится о повышении своих доходов, отступает от наложенных на него Богом обязанностей: «Если Бог указывает вам путь, на котором вы без затруднений для вашей души и для других можете законным путем иметь больше прибыли, а вы отказываетесь от этого и следуете по менее доходному пути, то вы нарушаете одну из целей вашего призвания, вы отказываетесь быть управителем имущества Бога и принять

его дары». Провозглашаемые Кальвином добродетели стали основой того типа поведения, который поощрялся в протестантских общинах Северной Америки, и это способствовало развитию там капиталистического хозяйства: доходы тратились не на паразитическое существование и приобретение предметов роскоши, а на расширение производства. ♦

     Как правило, распространение в стране определенной религии поддерживается господствующими в обществе силами, которые обретают в данной религии средство духовного воздействия на массы в своих интересах. Государство обычно использует ее для освящения, обоснования и укрепления власти. Христианские монархи при вступлении на трон проходили обряд миропомазания, освящающий их властные полномочия. Клятву на Библии и сейчас в ряде стран приносят при вступлении на свой пост президенты, судьи и другие должностные лица. В прошлом многие государства официально провозглашали господство определенной религии в стране. Религиозные государства существуют и в современном мире. Да и там, где религия отделена от государства, ее идеи и установки как в прошлом, так и в настоящем играют немаловажную роль в политике.

Информация о работе Функции религии